Справочные материалы к практической работе №1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочные материалы к практической работе №1



Фонетика – это наука о звуковой системе языка (термин происходит от греческого phone – “звук”).

Фонетика изучает образование звуков речи, их акустические и артикуляционные свойства, фонетические чередования, звуковые отрезки речи (слоги, такты, фразы), ударение в словах и во фразах, интонацию и некоторые другие вопросы, относящиеся к звуковой стороне языка.

 

Орфоэпия – это наука о произносительных нормах языка (греч. Orthos – “прямой”, “правильный” – и epos –”речь”).

Орфоэпия рассматривает правила произношения слов и форм слова, постановки ударения в слове.

Основные фонетические единицы.

Фраза – это самая крупная фонетическая единица; законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой.

Например:

Позвякивает оружие, консервные банки, // кто-то бормочет во сне, // негр, прикрыв глаза, выстукивает на кружке сложный синкопический ритм.

выражены три самостоятельные мысли.

Речевой такт – это часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами. Речевой такт имеет прямое отношение к выражению содержания в языке. В зависимости от того, где кончается один речевой такт и начинается следующий, порой меняется весь смысл фразы;

Пр.:

Как поразили его // слова брата.

Как поразили его слова // брата.

Фонетическое слово – это часть речевого такта, объединенная одним ударением.

Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина.

Например: пес о к вниз у кайм о ю п е ны в ы шит.

(5 лексических и 5 фонетических слов)

Жар а в пут и пом е хою был а не основн о ю.

(7 лексических и 5 фонетических слов)

Слог – часть фонетического слова. Слово может состоять из одного и более слогов:

Дом, лам – па, му – ра –вей

Фонема – это наименьшая звуковая единица, которая различает слова и формы слов:

д ом, т ом, с ом, к ом

п о лка, п а лка, п и лка

Ударение – выделение голосом слова, звука или фразы.

Различают словесное, логическое и фразовое.

 

В русском языке ударение разноместное, оно может быть на любом слоге:

 

Аргум е нт – библиот е ка – б у ква

В русском языке ударение подвижное, оно может падать на любую часть слова:

 

Д о м – дом а, дом и шко

 

Фонетические средства языковой выразительности

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).


Лет до с та
р а с ти
нам без с таро с ти.
Год от года
р асти
нашей бод р о с ти.
Славьте,
молот и стих,
землю молодости.

 

Маяковский В.В. Поэма «Хорошо!»


Ассонанс (фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

У наших у шки на мак у шке!
Ч у ть у тро осветило п у шки
И леса синие верх у шки —
Франц у зы т у т как т у т.

Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР – это звуко-буквенный анализ слова.

Классификация звуков речи.

Гласные Согласные
ударные безударные парные Непарные
По звонкости-глухости По звонкости -глухости
[ и ] [ э ] [ а ] [ о ] [ у ] [ ы] [ ь] [ ъ] [ б ]- [ п ] [ в ]- [ ф ] [ г ]- [ к ] [ д ]- [ т ] [ ж]- [ ш] [ з ]- [ с ] [ р ] з [ л ] в [ м ] о [ н ] н [ й ] к и е [ х ] г [ ц ] л [ ч ] у [ щ ] х и е
Буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук: Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука: По твердости-мягкости По твердости-мягкости
1. в начале слова 2. после согласных мел-[ м,эл]   полено- [пал, энъа] Е –[э] Ё –[о] Ю –[у] Я –[а] 1. После разделительных ъ и ь, 2. в начале слова, 3. после гласных подъезд- [падй, э/ ст] ель – [й,эл,] мое- [май, о/] Е –[ й, э] Ё –[ й, о] Ю –[ й, у] Я –[ й, а] [ б ]- [ б,] [ в ]- [ в,] [ г ]- [ г,] [ д ]- [ д,] [ з ]- [ з,] [ к ]- [ к,] [ л ]- [ л,] [ м ]- [ м,] [ н ]- [ н,] [ п ]- [ п,] [ р]- [ р,] [ с ]- [ с,] [ т ]- [ т,] [ ф ]-[ ф,] [ х]- [ х, ] [ ж ]- [ ш ]- твердые [ ц ]- [ ч , ]- [ щ, ]- мягкие [ й , ]-

Порядок фонетического разбора:

 

1. Запишите слово в строчку.

2. Поделите слово на слоги.

3. Укажите количество слогов.

4. Поставьте ударение.

5. Распишите слово в столбик.

6. Вслушиваясь в работу артикуляционного аппарата, напишите звуки, которыми выражены буквы.

7. Охарактеризуйте звуки.

8. Подсчитайте количество букв и звуков в слове, объясните причину несоответствия, если таковое имеется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)