Фгоу спо «златоустовский торгово-экономический техникум» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгоу спо «златоустовский торгово-экономический техникум»



ФГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»

Челябинский филиал.

 

 

Маркетинг

Рабочая тетрадь

 

Студента дневного/ заочного отделения

Специальность_________ группа_________шифр

________________________________________________

________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Разработал: Сосновская Л.Б.

 

 

Челябинск 2011

Одобрена цикловой комиссией Рабочая тетрадь составлена

Учётно-экономических коммерческих в соответствии с рабочей

дисциплин и менеджмента программой и Государственными

Председатель комиссии требованиями к минимуму

_____________________ содержания и уровню подготовки

Почиталкина Е.Ю. выпускника по специальности

Протокол №____от_____2011 080402 «Товароведение»

Менеджмент»

Технология продукции

Общественного питания»

Экономика и бухгалтерский. учёт»

Утверждаю:________________

Зам директора Феофанова Ю.Н.

 

 

Пояснительная записка.

 

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Маркетинг» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

Рабочая тетрадь используется в процессе аудиторной работы с преподавателем для закрепления и углубления теоретических и практических знаний студента, а также для контроля за процессом изучения студентом материалов по курсу.

Работа с тетрадью строится на основе самостоятельного изучения студентом основного материала по дисциплине «Маркетинг» с использованием учебно-методического комплекса и дополнительной специальной литературы по предмету.

В рабочую тетрадь входят инструкционные карты для выполнения практических работ на уроке - для студентов очного отделения или для самостоятельного выполнения для студентов заочного отделения.

 

Тема 1. Предмет, цели и задачи дисциплины

Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка. Предмет дисциплины, его цели и задачи. Структурно-логическая схема дисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Значение дисциплины в подготовке специалистов технологов. Состояние и прогнозы развития потребительского рынка России. Насыщенность рынка потребительскими товарами и услугами. Цели, задачи маркетинга.

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Запишите ниже наиболее полную и точную, на Ваш взгляд, формулировку понятия Маркетинг»:

Маркетинг это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы:

а) Нужда — это____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

б) Потребность –это__________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в) Спрос — это ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

г) Товар — это_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

д) Обмен — это _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

е) Сделка — это_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ж) Рынок — это______________________________________________________________

Тема 2. Концепции рыночной экономики


История возникновения и основные этапы развития маркетинга. Необходимость возникновения и совершенствования маркетинга в современных условиях.
Основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности. Маркетинг как одна из концепций, его сущность. Социально-этический маркетинг: понятие, отличие от маркетинга.

Задание №3. Заполнить таблицу:

Концепция маркетинга Основное содержание концепции
  «Совершенствование производства»  
  «Совершенствование товара»  
  «Коммерческих усилий»  
  «Маркетинга»  
  «Социально-этического маркетинга»  

Тема З. Структура маркетинговой деятельности

Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара): понятие, назначение. Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление (краткий перечень структурных элементов).

Задание№4 Дайте определение понятия «Комплекс маркетинга»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. В зарубежной теории комплекс маркетинга, называемый Marketing- mix рассматривается в форме принципа «4 Р». Раскройте содержание комплекса маркетинга, а заодно попрактикуйтесь в знании английского языка.

1.____________________________________________________________________________ 2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________

Задание №6. Субъект – объектные отношения в маркетинге. Вспомнив теорию по данному вопросу, заполните таблицу.

Субъекты маркетинга Объекты маркетинга
   
   
   
   
   

Задание №7. Изучив теоретический материал темы, заполнить таблицу.

Признак классифи-кации Вид маркетинга Содержание маркетинга
1. Период действия 1.1 Стратегический маркетинг  
1.2 Тактический маркетинг  
2. Сфера действия 2.1 Потребительский маркетинг  
2.2 Индустриальный маркетинг  
2.3 Социальный маркетинг  
3. Способ воздействия 3.1 Прямой маркетинг  
3.2 ТV-маркетинг  
3.3 Маркетинг по почте  
3.4 Маркетинг по каталогам  

Задание №8. Ответьте на следующие вопросы:

а) Метамаркетинг-это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) Микромаркетинг – это-_____________________________________________________-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Макромаркетинг – это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №10. Изучив теоретический материал темы, заполнить таблицу.

Вид маркетинга Состояние спроса Задачи маркетинга
  Конверсионный    
  Стимулирующий    
  Развивающий    
  Ремаркетинг    
  Синхромаркетинг    
  Поддерживающий маркетинг    
  Демаркетинг    

Тема 7. Субъекты маркетинговой деятельности
Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы). Положение об отделе маркетинга. Требования к специалисту по маркетингу. Нормативные документы, регламентирующие указанные требования. Организационная структура управления маркетингом. Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями организации (бухгалтерией, финансово-экономическими службами и др.). Международные и национальные организации по маркетингу.
Потребители: понятие, различие понятий в российских и международных нормативных документах. Классификация потребителей по разным признакам.

Задание №11. Определите, какие факторы влияют на покупательское поведение, приведите примеры. Заполните таблицу.

Факторы Как влияют на поведение покупателей?
Культурные факторы  
   
   
Социальные факторы  
   
   
Личные факторы  
   
   
   
   
Психологические факторы  
   
   
   

Тема 8. Окружающая среда маркетинга
Окружающая среда маркетинга: понятие; виды; факторы, формирующие окружающую среду. Микросреда маркетинга: понятие. Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации.
Макросреда маркетинга: понятие. Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации. Разновидности макросреды. Краткая характеристика разных сред. Макросреда и конъюнктура рынка.


Задание №12. Изучив материал темы, дополните таблицу

«Макросреда фирмы»

Задание №13. Напишите, что включают в себя следующие факторы:

а) Природные факторы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Научно-технические факторы____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 9. Конкурентная среда
Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки. Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания. Антимонопольное законодательство. Государственная поддержка малого предпринимательства.
Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества.

Задание №14. Определите основных конкурентов фирмы, в которой Вы работаете, оцените их сильные и слабые стороны по сравнению с Вашей фирмой.

Конкурент Сильные стороны Слабые стороны
     
     
     
     

Задание №15. Предложите ряд мер, которые помогут Вашей фирме эффективно работать в условиях конкуренции.

Что необходимо сделать для укрепления позиций фирмы в конкурентной борьбе Ожидаемый результат
   
   
   
   
   

Задание №16. Изучив теорию данной темы, дополнить схему.

Три уровня товара

Монтаж Товар с подкреплением
Товар в реальном исполнении  
  Основная выгода или услуга (товар по замыслу) Упаковка
Качество
Гарантия

Задание№17. Вспомнив материал о жизненном цикле товара, заполните таблицу:

Этапы жизненного цикла товара Маркетинговые мероприятия, соответствующие этапу ЖЦТ
Этап разработки товара  
Этап выведения на рынок  
Этап роста  
Этап зрелости  
Этап упадка  

Тема 11. Ценовая политика

Назначение цен в маркетинге. Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды. Факторы, влияющие на формирование цен.

Информационное обеспечение политики ценообразования: источники информации, работа с ними. Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей. Особенности стратегии ценообразования на новые и известные товары. Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования.
Задание №18. Как формируется цена в зависимости от типа рынка? Заполните таблицу.

Тип рынка Характеристика Ценообразование
Чистая конкуренция    
   
   
   
Монополистическая конкуренция    
   
   
   
Олигополистическая конкуренция    
   
   
   
Чистая монополия    
   
   
   

Тема 12. Средства распространения товаров Цели, задачи и основные направления сбытовой политики. Виды сбыта. Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды (прямые, косвенные, смешанные), ширина, функции, уровни, их возможности. Критерии выбора каналов сбыта. Системы сбыта.
Торговые посредники: виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов. Факторы, влияющие на выбор посредников. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.


Задание №19. Изучив материал темы выполните тестовое задание и заполните таблицу ответов.

ТЕСТ
1. Товародвижение — это:
а) перевозка товаров по железной дороге;
б) сфера товарного обращения;
в) перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве.
2. Каналом товародвижения является:
а) водный путь перевозки товара;
б) цепочка торговых посредников, через которых проходит товар;
в) маршрут движения товара в географическом пространстве.
3. Канал нулевого уровня включает:
а) только оптовых посредников;
б) только розничных посредников;
в) исключает участие посредников. 4. Канал косвенного маркетинга:
а) предусматривает участие посредников;
б) не предусматривает участия посредников;
в) предусматривает отсутствие отношений купли-продажи.
5. Оптовые торговые предприятия — это:
а) торговые посредники, занимающиеся куплей-продажей крупных партий товаров;
б) крупные магазины, продающие товар населению; в) сеть складских помещений.
6. Дилеры — это:
а) лица, занимающиеся техническим обслуживанием автомобилей; б) физические или юридические лица, закупающие товар у производителя и продающие его потребителю, а также занимающиеся послеторговым обслуживанием;
в) агенты производителя.
7. Франчайзинг — это:
а) продажа или сдача в аренду лицензий, патентов, марок и лого- типов и других нематериальных товаров;
б) продажа технически сложных товаров; в) бартерная торговля.
8. стимулирование сбыта — это:
а) активизация и поощрение торговых посредников;
б) установление и поддержание с возможными покупателями личностных отношений;
в) активизация и поощрение покупателей;
г) осуществление бесплатной раздачи образцов;
д) поощрение постоянных покупателей.

 

Таблица ответов.

               
               

Тема 13. Методы маркетинга
Классификация методов маркетинга.
Методы изучения рынка. Назначение, разновидности методов, их возможности, достоинства и недостатки. Методика проведения наблюдений и опросов, виды и разновидности опросов.
Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС): виды, назначение. Информационные методы: реклама, пропаганда, консультации. Личная продажа, моральное и материальное стимулирование, паблик рилейшенз; возможности, достоинства и недостатки.
Аналитические методы: анализ и оценка окружающей среды, анализ поведения потребителей.
Методы прогнозирования потребностей на рынке: назначение, разновидности, возможности.

Задание №20. Раскройте содержание методов ФОСТИС:

Методы ФОСТИС Содержание методов ФОСТИС Задачи стимулирования
Стимулирование потребителей    
Стимулирование сферы торговли    
Стимулирование собственного персонала фирмы.    

Тема 14. Реклама.

Реклама: понятие, назначение. Цели, задачи и функции рекламы. История возникновения и совершенствования рекламы. Требования к рекламе. Правовые основы рекламной деятельности.
Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации. Модель потребительского восприятия рекламы.
Рекламная кампания фирмы. Выбор видов и носителей рекламы. Структура рекламы. Правила рекламы. Организация рекламной кампании.
Эффективность рекламы разных видов. Факторы, влияющие на эффективность рекламы. Методы оценки эффективности рекламы.

Задание №21. Ответьте на вопросы:

а) Реклама-это _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Реклама имеет следующие виды:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в) На эффективность рекламы влияют следующие факторы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделать выводы.

Сделать выводы по работе.

 

Студенты разбиваются на группы 4-5 человек.

2. Анализу подвергается фирма__________________________(название)

3. Наименование товара или услуги данной фирмы________________

Бр – бюджет рекламы

Литература и средства обучения.


Федеральные законы
1. “0 защите прав потребителей’, ФЗ-2 от 09.01.96 с изменениями и дополнениями.
2. ‘О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара” от 23.09.92.
3. “Об информации, информатизации и защите информации”, ФЗ-24 от 20.02.95.
4. “0 рекламе”, ФЗ-108 от 18.07.95.
Литература
5.Антипов К.В. Паблик рилейшнз: Учебное пособие — М.: Издательский Дом “Дашков и К0
6. Басовский Л.Е. Маркетинг: Учебное пособие — М.: Инфра-М., 2001.
7.Антипов К.В. Паблик рилейшнз: Учебное пособие — М.: Издательский Дом “Дашков и К0
8. Ващекин Н.П. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. — М.: 1999.
9. Вествуд Дж. Как написать маркетинговый план: пер.с англ., СП6., 2003.
10. Григорьев М.Н. Маркетинг: уч.пособие для студентов вызов. — М.: Гардарики, 2006.. 11. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования рынка. — М.: Финпресс, 1998. 12. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995.
13. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2000.
14. Егоркин А.Ф. Основы маркетинга / Конспект лекций для предподавателей и студентов ср.проф.уч. заведений. — М.: Научно — методический центр СПО, Минобразования РФ, 1997.
15. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. — М.: Инфра-М,
2001.
16. 1. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2001. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. — М.: Высшая школа, 1995.
17. Лифиц ИМ. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг — М.: Юрайт,
2001.
18. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. — СП6.: Питер, 2003.
19. Мак — Дональд М., Данбар Я. Сегментирование рынка. М, 2003.
20. Мак — Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СП6., 2000.
21. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг. — М.: Деловая литература, 2001.
22. Овечкина Е.А. Маркетинговое планирование. Киев, 2002.23. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: уч.пособие. М., 2001.
24. Пилипчук В.В. Управление маркетингом. М., 2002.
25. Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность: Учебник. — М.: Маркетинг, 2001.
26. Дж.Р.Эванс, Б.Берман, Е.Дихтль, Х.Хершген. Основы маркетинга. (Реферат-дайджест. Составители С.Н.Ениколопов, Ю.А.Аванесов). — М.: — Люкс-арт, 1996.
27. Современный маркетинг /Под ред. В.Е.Хруцкого. — М.: Финансы и статистика, 1998. 28. Серегина Т.К., Титкова Л.М. Реклама в бизнесе! Учебное пособие. — М.: Маркетинг, 1996.
29. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. Изд. З-е, доп. и перераб. Ростов н/д, 2002.
30. Феофанов О.Н. Реклама: новые технологии в России. СП6, 2000.
31. Зиджел Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей. СП6, 2000.
32. Цены и ценообразование. Учебник для вузов / под ред. В.Е.Есипова. СП6., 1999.
33. Марданова Э.У. Маркетинг на крупном предприятии розничной торговли /1
34. Шандерзон Ж., Лансестр А. Методы продажи: Пер. с фр. М., 2002.
З5. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок в пер.с англ. М., 2003.
36. Журналы “Маркетинг”, ‘Маркетинг в России и за рубежом”, “Современная торговля”, “Российская торговля”.


 

 

Рецензия

На рабочую тетрадь по дисциплине «Маркетинг» для специальностей 260502 «Технология продукции общественного питания», 080402 «Товароведение», 080501 «Менеджмент» 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт»

составленную преподавателем Челябинского филиала Златоустовского торгово-экономического техникума Сосновской Людмилой Борисовной.

В пояснительной записке к рабочей тетрвди задачи поставлены чётко и ясно и направлены на реализацию получения знаний студентами.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Маркетинг» предназначена для самостоятельной работы студента в межсессионный период, для подготовки к промежуточному и итоговому контролю по дисциплине.

Рабочая тетрадь используется в процессе аудиторной работы с преподавателем для закрепления и углубления теоретических и практических знаний студента, а также для контроля за процессом изучения студентом материалов по курсу.

Работа с тетрадью строится на основе самостоятельного изучения студентом основного материала по дисциплине «Маркетинг» с использованием учебно-методического комплекса и дополнительной специальной литературы по предмету.

В рабочую тетрадь входят инструкционные карты для выполнения практических работ на уроке - для студентов очного отделения или для самостоятельного выполнения для студентов заочного отделения.

Практические работы разработаны в соответствии с рабочей программой и направлены на закрепление теоретических знаний и формирование практических навыков, необходимых для будущих специалистов. Задания самостоятельной работы направлены на формирование умения самостоятельной работы с учебной литературой и на развитие познавательной активности.

Литература подобрана в соответствии с тематическим планом и достаточна для изучения данной дисциплины.

Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного может быть рекомендована для использования в образовательном процессе.


 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ.


На рабочую тетрадь по дисциплине «Маркетинг» для специальностей 260502 «Технология продукции общественного питания», 080402 «Товароведение», 080501 «Менеджмент» 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт»

составленную преподавателем Челябинского филиала Златоустовского торгово-экономического техникума
Сосновской Людмилой Борисовной
Программа дисциплины составлена в соответствии с «Рекомендациями по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования».
Рабочая тетрадь содержит:
- Титульный лист
- Пояснительную записку
- Задания ко всем темам, изучаемым учащимися
- Инструкционные карты для выполнения практической работы
- Перечень рекомендуемой литературы
Предложенная Рабочая тетрадь может служить вспомогательным материалом для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанной выше дисциплине.

 

 

 

 

ФГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум»

Челябинский филиал.

 

 

Маркетинг

Рабочая тетрадь

 

Студента дневного/ заочного отделения

Специальность_________ группа_________шифр

________________________________________________

________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Разработал: Сосновская Л.Б.

 

 

Челябинск 2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.079 с.)