Издержки производства: сущность и формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки производства: сущность и формы



Процесс производства является процессом потребления факторов производства (средств производства и рабочей силы). Потребленные в процессе производства факторы производства – представляют собой издержки производства.

Издержки производства можно рассматривать и измерять как в натуральной, так и в стоимостной форме. Например, на производство одного автомобиля потрачено столько-то килограммов металла, на производство одного костюма потрачено столько-то метров ткани и тому подобное Расчеты и учет расходов в натуральной форме нужны для планирования необходимых ресурсов производства. Расчеты и учет издержек в стоимостной форме нужны для определения цены, прибыли и других стоимостных показателей производства. Учет издержек в натуральной форме имеет место во всех способах производства, а учет в стоимостной (денежной) форме имеет место лишь в товарном производстве.

Существуют общие и специфические формы издержек производства. Общие формы – те, которые существуют в любом способе производства, где имеет место товарное производство. Специфические – те, которые отражают особенности того или иного способа производства.

К общим формам относятся такие формы издержек производства: действительные (полные), или издержки расширенного воспроизводства, которые равняются стоимости товара; издержки простого воспроизводства, которые равняются стоимости израсходованных средств производства и необходимого продукта; материальные издержки, которые равняются стоимости израсходованных средств производства.

В капиталистическом производстве издержки простого воспроизводства по содержанию являются затратами капитала и выступают в форме авансированного капитала (авансированных издержек) и в форме текущих издержек капитала. Авансированный капитал – это затраты капитала на приобретение факторов производства. Их еще называют одноразовыми издержками. Эти издержки называются авансированными потому, что они возникают до начала производства. Например, затраты денег на приобретение станка происходят до начала производства, то есть раньше, чем станок станет производить продукцию. Текущие издержки капитала – часть авансированного капитала, которая расходуется в процессе производства, то есть это стоимость затраченного сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии, изношенная часть основного капитала (производственных помещений, станков, машин и тому подобное), а также зарплата. Эти издержки составляют себестоимость продукции (капиталистические издержки). Себестоимость выступает в денежной форме. В большинстве предприятий себестоимость продукции меньше стоимости, но иногда себестоимость оказывается выше стоимости. Производство в таком случае будет убыточным. Поэтому себестоимость – это издержки, которые обеспечивают простое воспроизводство, то есть производство в предыдущем масштабе, тогда как издержки, которые равны стоимости продукции способны обеспечить расширенное воспроизводство продукта.

Материальные издержки – это израсходованные в процессе производства средства производства. При капитализме материальные издержки выступают в форме издержек постоянного капитала.

Поскольку продукт общественного производства создается трудом, постольку издержки производства являются затратами труда, то есть затратами человеческой энергии. Энергия, которая расходуется в данном процессе производства называется живым трудом. Та энергия, которая уже воплощена в продукте труда, выступает как мертвый труд. В процессе производства расходуется одновременно и живой, и мертвый труд, который воплощен в средствах производства. В формуле стоимости товара W = с + v + m, действительные издержки равняются (c + v + m), капиталистические издержки – (с+v)), материальные издержки – (c).

В социалистическом производстве издержки производства выступают в форме издержек фондов.

Кроме названных различают и другие формы издержек, например, постоянные и переменные, внутренние и внешние, индивидуальные и общественные, издержки на единицу продукции и совокупные издержки, плановые и фактические. Вульгарная теория различает также предельные издержки.

 

СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ДОХОДОВ

Доходы – это разница между результатами и издержками производства. Результаты, так же, как и издержки, существуют в натуральной и стоимостной (денежной) форме. Если результат производства составит, например, семь тонн картофеля, а на посадку была израсходована одна тонна, то доход составит шесть тонн картофеля. Это натуральная форма результата и дохода. Если результаты и доходы сравнивать в денежной форме, то размер дохода будет зависеть от формы издержек. Результат в денежной форме равняется стоимости товара как на микро, так и на макроуровне.

Поскольку действительные (полные) издержки равняются стоимости товара, то между результатом производства и действительными издержками нет разницы. В этом случае доход равняется нулю. Разница между стоимостью и издержками простого воспроизводства (при капитализме - себестоимостью) равняется чистому доходу (при капитализме - прибыли). Разница между стоимостью и материальными издержками составляет валовой доход. Национальный доход – это вся совокупность материальных и духовных благ, за вычетом израсходованных средств производства, или вновь созданная стоимость в масштабе всей национальной экономики. В натуральной форме национальный доход складывается при простом воспроизводстве из предметов потребления и услуг. При расширенном воспроизводстве он включает в себя и ту часть вновь созданных средств производства, которая превышает объем израсходованных средств производства. Как вновь созданная стоимость и как доход всей нации национальный доход распадается на заработную плату, прибыль, процент и ренту. В свою очередь, прибыль распадается на промышленную, торговую и банковскую. Прибыль, которая распределяется между акционерами, или доход на акции называется дивидендом. Прибыль предпринимателя за вычетом процентов за кредит называется предпринимательским доходом.

Доходы делятся на номинальные и реальные. Номинальные доходы – это доходы в денежной форме. Реальные доходы – это материальные блага и услуги, которые можно приобрести на номинальные доходы.

 

ПРИБЫЛЬ И ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА

Прибыль – это превращенная форма прибавочной стоимости, это прибавочная стоимость, которая выступает как порождение всего авансированного капитала. В капиталистическом учете на предприятиях при калькуляции себестоимости постоянный и переменный капитал не разграничивается. Например, при исчислении цеховых издержек учитываются те затраты, которые возникают в данном цехе. Сюда входят затраты потребленного в данном цехе сырья, материалов, топлива, энергии, амортизация и затраты на ремонт оборудования, машин, станков, которые находятся в данном цехе, а также заработная плата, выплаченная тем, кто работает в данном цехе. Все эти издержки представлены в общей сумме цеховых издержек без деления на постоянный и переменный капитал. Так же исчисляются и заводские расходы. Поэтому себестоимость продукции предприятия выступает как определенная денежная сумма. Прибыль выступает как избыток над этой суммой. Поэтому возникает впечатление, что прибыль возникла благодаря затратам капитала, а не благодаря затратам труда. Прибыль выступает как порождение авансированного капитала, а не как порождение труда, тогда как в действительности прибавочная стоимость создана живым трудом наемных рабочих, а не капиталом. О таком представлении свидетельствует показатель нормы прибыли. Норма прибыли – это отношение прибавочной стоимости к авансированному капиталу, выраженное в процентах. Формула нормы прибыли такова:

P'– норма прибыли;

m – прибавочная стоимость;

Кав - авансированный капитал, Кав = c+ v;

В этой формуле прибавочная стоимость сравнивается с авансированным капиталом, а не с переменным капиталом. Норма прибыли является показателем эффективности применения авансированного капитала, она показывает, какую прибыль получил капиталист от применения капитала, или какую прибыль принес капиталисту авансированный капитал. Такое представление о прибыли, искажает действительность, поскольку прибыль создается не авансированным капиталом, а лишь переменным капиталом, то есть купленной капиталистом рабочей силой наемных рабочих. В связи с этим прибыль выступает как превращенная форма прибавочной стоимости, то есть как такая форма, которая искажает действительность.

Масса прибыли зависит от размеров авансированного капитала и от нормы прибыли. Эта зависимость прямая.

Норма прибыли зависит от нормы прибавочной стоимости (m) и от органического строения капитала (c/v). При одних и тех же размерах авансированного капитала чем выше степень эксплуатации, тем больше создается прибавочной стоимости, тем большей будет норма прибыли. Органическое строение капитала влияет на норму прибыли обратно. Чем выше органическое строение, тем ниже норма прибыли, а чем ниже органическое строение, тем выше норма прибыли. Органическое строение капитала показывает уровень технической оснащенности предприятия.

Предприятия разных отраслей имеют разную техническую оснащенность. Например, кожевенная промышленность имеет более низкую техническую оснащенность чем текстильная или машиностроительная. Возьмем для примера эти три отрасли.

Допустим, что:

Кав = c + v =100, m¢ =100% Р¢

Кожная

промышленность 70c + 30v + 30m = 130 30%

Текстильная

промышленность 80c + 20v + 20m = 120 20%

Машиностроительная

промышленность 90c + 10 v+ 10m = 110 10%

Поскольку в каждую отрасль авансировано 100 единиц капитала (c+v), m' в каждой отрасли = 100%, но органическое строение капитала (c/v) разное, то и размер созданной в каждой отрасли прибавочной стоимости разный, а значит, и норма прибыли в каждой отрасли разная.

Еще А. Смит доказал, что в результате конкуренции между рабочими степень эксплуатации в разных отраслях приблизительно одинаковая. Поэтому при одинаковых размерах авансированного капитала размер прибавочной стоимости и норма прибыли зависят только от органического строения капитала. Поскольку органическое строение капитала закономерно растет во всех отраслях и во всех странах, это влечет тенденцию к снижению нормы прибыли. Чтобы предотвратить эту тенденцию, капиталисты вынуждены усиливать эксплуатацию, а это приводит к обострению классовых противоречий.

Неодинаковые отраслевые нормы прибыли вызывают межотраслевую конкуренцию, которая влечет переливание капитала из менее прибыльных в более прибыльные отрасли, а это, в свою очередь, вызывает колебание цен на разные виды продукции. Если, например, прибыль в кожевенной отрасли будет втрое больше, чем в машиностроительной при одинаковых размерах капитала, то машиностроители станут вкладывать капитал в кожевенную отрасль, изымая его из машиностроения. Вследствие этого увеличится производство кожи и уменьшится производство машин. Тогда цены на кожу снизятся, а на машины вырастут и станет выгоднее производство машин, а не кожи. Капитал станет переливаться из кожевенной в машиностроительную отрасль. Это вызовет снижение цен на машины и рост цен на кожу. Это будет повторяться непрерывно. Поэтому отраслевые нормы прибыли выровняются в среднюю, или общую норму прибыли. Все отрасли станут одинаково выгодными. Межотраслевая конкуренция влечет действие закона средней прибыли, то есть такую зависимость: на равновеликий капитал – равновеликую прибыль, независимо от отрасли. Следовательно, закон средней прибыли заключается в одинаковой выгодности применения капитала во всех отраслях экономики.

Средняя норма прибыли является отношением всей прибавочной стоимости, созданной в стране, ко всему авансированному в стране капиталу, выраженное в процентах:

Рср¢=(Sm/ S Кав) х 100%.

В нашем предыдущем примере прибавочная стоимость в кожевенной отрасли составляет 30 ден. единиц, в текстильной – 20, в машиностроительной – 10. Если допустить, что вся экономика страны состоит лишь из трех отраслей, то общая сумма прибавочной стоимости составит 60 денежных единиц, а авансированный капитал во всех трех отраслях составит 300 денежных единиц.

Тогда Рср ¢= 60 / 300х100% = 20%

Прибыль, полученная по средней норме прибыли, называется средней прибылью.

С образованием средней прибыли возникает цена производства. По структуре цена производства -это себестоимость плюс средняя прибыль. С возникновением цены производства рыночная цена колеблется не вокруг стоимости товара, а вокруг его цены производства. Если мы вернемся к предыдущему примеру с тремя отраслями и допустим, что весь авансированный капитал в каждой отрасли полностью потреблен, то есть, что авансированный капитал и себестоимость это одна и та же величина, то при условии, что во всех отраслях размеры капитала одинаковы (по 100 денежных единиц), а средняя норма прибыли составляет 20%, средняя прибыль в каждой отрасли составит 20 денежных единиц, тогда цена производства в каждой отрасли составит 100 +20 = 120 денежных единиц. При этом стоимость продукции в кожевенной отрасли составит 130 единиц, в текстильной – 120, в машиностроительной – 110. Рыночные цены будут колебаться не вокруг этих стоимостей, а вокруг цены производства. В нашем примере цена производства и стоимость совпадают лишь в текстильной отрасли (120). Совокупная стоимость продукции всех отраслей и совокупная цена производства продукции всех отраслей составляет одну и ту же величину. В нашем примере это 360 денежных единиц. Отсюда следует, что цена производства является модифицированной стоимостью. С возникновением цен производства закон стоимости не нарушается.

 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. СТРУКТУРА И ВИДЫ ЦЕН В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Тот факт, что цены производства равняются стоимости товаров, то есть расходам труда, свидетельствует о том, что цены определяются не полезностью товаров, а расходами производства, то есть стоимостью. Цена – есть денежная форма стоимости.

Оптовая цена предприятия равняется цене производства и имеет такую структуру: себестоимость продукции плюс средняя прибыль. Предприятие продает продукцию оптом посредникам, оптовым торговым организациям (торговым базам). Посредники–оптовики, покупают у предприятий-производителей продукцию по оптовой цене предприятия и продают ее оптом розничным торговым предприятиям (магазинам) по коммерческой цене. Коммерческая цена равняется оптовой цене предприятия плюс сбытовая наценка. Сбытовая наценка равняется расходам сбытовой организации на организацию сбыта (накладные, транспортные расходы, расходы на рекламу, хранение товара и тому подобное) плюс средняя прибыль сбытовой организации.

Розничные торговые предприятия и организации продают товары по розничной цене, которая имеет такую структуру: коммерческая цена плюс торговая наценка. Торговая наценка включает в себя расходы розничной торговой организации (транспортные расходы, расходы на рекламу, амортизация торговых помещений и оборудования, зарплата продавцам, расходы, связанные с учетом и хранением товаров и тому подобное) плюс средняя прибыль розничной торговой организации.

По такой схеме рассчитывают цены предприниматели. Это, так сказать, плановые цены. Фактическая цена зависит от многих конкретных условий, в первую очередь, от соотношения спроса и предложения.

Если товар производится на заказ, то здесь устанавливается договорная цена. Если государство или потребительская кооперация закупает продукцию у предприятий или населения, то здесь устанавливаются закупочные цены. Они рассчитываются по такой же схеме (средние расходы производства (себестоимость) плюс расходы закупочной организации, плюс средняя прибыль заготовительной организации). На некоторые товары первой необходимости (например, хлеб) государство устанавливает ограничение верхнего уровня. Такие цены называются лимитными. Когда продаются товары одного вида, но разного качества (разного сорта), то на товар определенного сорта устанавливается базовая цена, а товары высшего или более низкого сорта будут иметь и более высокую или более низкую цену соответственно. Существует огромное количество видов цен. Каждый вид цены отражает определенные условия покупки-продажи. Например, цены при определенных условиях снабжения называются фактурными ценами, которые, в свою очередь, делятся на цены франко-станция отправления (не включают транспортные расходы) и цены франко-станция назначения (включают транспортные расходы). Кроме того различают биржевые, контрактные, прейскурантные, справочные, сезонные, монопольные, мировые и другие цены. Цены на товары экспорта и импорта устанавливаются с учетом таможенных тарифов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.016 с.)