Решение как объект управленческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение как объект управленческой деятельности



 

Для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает всё, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

Управленческое решение - выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач.

Управленческое решение[1] – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Управленческие решения, принимаемые организацией, существенно отличаются от решений, принимаемых в частной жизни.

В-первых, субъект управления принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Во-вторых, частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.

В-третьих, если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие – реализацией уже принятых решений.

В-четвертых, в частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки.

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать (табл.1)

Таблица 1

Классификация управленческих решений

Квалификационный признак Тип решений
1. Содержание Социальные, экономические, технические, политические, военные и др.
2. Содержательно-функциональный Решение относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.
3. Лица, принимающие решения Индивидуальное, групповое
4. Управленческая ситуация Принятие решения как процесс Принятие решения как выбор
5. Степень неопределенности (полноты информации) Решения в условиях определенности Решения в условиях риска (вероятностной определенности) Решения в условиях неопределенности (частичной или полной)
6. Направленность На решение внешних проблем На решение внутренних проблем
7. Число целей Одноцелевые Многоцелевые
8. Степень охвата и влияния (срок действия) Стратегические (долгосрочные) Тактические (среднесрочные) Оперативные (текущие)
9. По возможности программирования Программируемые Непрограммируемые
10. Возможность формализации Полностью формализуемые Частично формализуемые Неформализуемые
11. Обязательность выполнения Директивные Рекомендательные
12. Важность Важные и маловажные
13. Уровень управления Государственные и Региональные Решения на уровне отдельных организаций Решения внутри организации
14. Уровень творчества Рутинные и Творческие
15. Степень повторяемости Периодически повторяющиеся Не периодические Уникальные
16. Функции управления Плановые Организационные Мотивационные Контрольные
17. Форма Письменные Устные На электронных носителях
18. Срочность Срочные Несрочные
19. Подход к принятию решения Интуитивные Основанные на суждениях Рациональные

 

Принятие решения о том, какую информацию следует считать истинной, называют информационным решением. Информационное решение предполагает преобразование информации в такую форму, которая в наибольшей степени соответствует конкретной задаче управления. Организационное решение– это выбор альтернатив, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Его цель – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационное решение состоит в определении структуры, распределении функций между подразделениями и должностными лицами, установлении подчиненности и схемы взаимоотношений. К наиболее сложным и ответственным относят решения, которые называют технологическими или управленческо-технологическими.

Класс технологических решений в производственных организациях включает в себя, в частности: определение цели, установление готовности к производству работ и определение их главного направления, распределения сил, средств и способа производства работ, постановку задач подразделениям.

Управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них.

1. Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.

2. Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

3. Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.

4. Метод Дельфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности.

5. Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

6. Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.

7. Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.

Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта - оптимизацией.

Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие – практически не могут быть измерены. Все это сделало необходимой разработку специальных методов, облегчающих выбор управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и др.).

Методы исследования операций используются для выражения оптимальных решений преимущественно в следующих областях управления: планирование производства в крупном масштабе; организация производственных процессов на предприятиях; материально-техническое снабжение; организация перевозок. Оптимизация решений заключается в сравнительном исследовании числовых оценок факторов, которые обычными методами оценить невозможно. Наилучшее из возможных для экономической системы решение является оптимальным, а наилучшее решение относительно отдельных элементов системы – субоптимальным.

Методы исследования операций призваны отыскать решения, которые были бы оптимальными для возможно большего числа предприятий, организаций или их подразделений. Количественные методы исследования операций основаны на достижениях экономико-математических и статистических дисциплин (оптимального программирования, теории массового обслуживания, теории игр, теории графов, математической статистики и др.).

Методы экспертных оценок применяются в случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена известными математическими методами.

Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями, опытом с целью получения выводов, мнений, рекомендаций, оценок.

Задача эксперта состоит в том, чтобы, используя специальные знания в той или иной области, прошлый опыт и интуицию, применить общие законы и частные закономерности для разработки конкретных управленческих решений и обеспечить этим их оптимальность.

Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением решения. Во иностранных источниках весь процесс принятия решения рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения (рис.1.).

Рис. 1. Процесс принятия решения

Управленческие решения всегда связаны с необходимостью воздействий на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние и так как это требует затраты времени, можно с полным основанием говорить о процессе принятия решений. На рисунке 2 показано, что начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации (команда, приказ, план, распоряжение) подается на "вход" управляемого объекта. Таким образом, процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданием или нормативом и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать.

Рис. 2. Процесс принятия управленческих решений

 

(где М- моделирование состояния управления на основании поступившей от него информации; Р- разработка и принятие управленческих решений; В- организация выполнения принятых решений)

Поэтому, основным элементом каждого процесса принятия решений и является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (производства).

Количественные методы принятия решений. Существует два метода принятия решений:

Платёжная матрица. Один из методов статистической теории решений; метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению цели.

Метод платёжной матрицы применяется, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей. Ожидаемое значение последствий (сумма возможных значений, умноженных на их вероятности) необходимо определить прежде, чем составлять платёжную матрицу. Установив ожидаемое значение каждой альтернативы и расположив результаты в виде матрицы, менеджер без труда может сделать наиболее предпочтительный выбор, остановившись на наивысшем ожидаемом значении. Исследования показывают, что в случае установления точных значений вероятности, методы дерева решений и платёжной матрицы обеспечивают принятие более качественных решений, чем традиционные методы.

Дерево решений используется для выбора из имеющихся вариантов наилучшего направления действий. Это схематическое представление проблемы принятия решений.

Дерево решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Метод можно использовать применительно к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие действия.

Дерево решений дает возможность менеджеру представить, насколько поддается количественной оценке то или иное явление в зачастую субъективной задаче принятия напрограммированных решений. Оно дает возможность «учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы». Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.

Менеджеры используют технологию построения дерева решений для того, чтобы оценивать пути, вдоль которых будут приниматься разнообразные серии решений. Затем, посредством изучения альтернативных путей, они пытаются определить, какой из них имеет наибольшее преимущество и какому надо следовать.

Несоответствие возможностей принятия решения и степени ответственности за них снижает эффективность результатов управления как в случаях, когда ответственность меньше возможностей для принятия решения, изменяющих качество, что приводит к «упрощению» технологий, если нет должной экономической ответственности, так и в случаях, когда ответственность максимальна, а выработка решений по качеству субподрядных работ ограничена. Это приводит, при необходимости изменений в деятельности предпринимателей по дополнительному согласованию решений через управляющего, для внесения требуемых изменений в качество продукции, диктуемых рыночной ситуацией.

При выборе управленческого решения к нему предъявляются требования представленные в табл. 2.

 

Таблица 2

Требования к управленческому решению

№ п/п Требования Понятие
1. эффективность Под эффективностью связи следует понимать степень ее влияния на достижение конечной цели функционирования системы, которая является объектом организационного проектирования и совершенствования
2. экономичность Понимается минимизация затрат на реализацию проектируемых связей. Если предполагаемый способ связи не обеспечивает нормального выхода сист- мы или не ведет к повышению ее эффекта по основному критерию, получаемое при этом снижение затрат на реализацию связей не может рассматриваться как показатель эффективности организационного решения
3. своевременность предполагает обеспечение реализации связи в нормативные сроки. Своевременность связи в ряде случаев может потребовать удорожания ее способа, но зато обеспечивает больший эффект на выходе
4. надежность по существу, означает степень устойчивости связи. Обрыв и качественное нарушение связей неминуемо отражается на показателях выхода системы. Таким образом, надежность тесно связана с эффективностью проектируемых решений

 

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Организация выполнения принятого решения - важнейший элемент процесса управления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.024 с.)