Национальная культура олицетворяет приобретение культур разных социальных слоев и прослоек населения каждого общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная культура олицетворяет приобретение культур разных социальных слоев и прослоек населения каждого общества.



 

 

Своеобразие национальной культуры, его неповторимость и оригинальность оказываются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так: материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства) сферах жизни и деятельности народа. Да, в частности, выделяют национальные культуры - украинскую, русскую, французскую и др.

Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, тем же делает взнос в мировую культуру, осуществляя за ее помощью связь с окружающей природой и другими народами. В результате такого общения происходит взаимное культурное обогащение. И как следствие - разные культуры развиваются, усложняются, становятся намного разнообразнее.

В соответствии с носителями выделяют также культуру социальных субъектов (городскую, сельскую, профессиональную, молодежную).

На протяжении развития человечество выделилось определены культурные эпохи античная, средневековая, культура эпохи Возрождения; отдельные формы культур политическая, социальная, правовая, экономическая, экологическая, физическая, моральная и так далее

Культуру нужно культивировать, потому что она для каждого народа является источником стойкости и добра, фактором национального достоинства, в то же время воплощая исторический опыт самого народа, его творческий потенциал, служит почвой: для духовного развития следующих поколений. Прогресс общества сочетает и сопровождается также культурным прогрессом.

Фунции культуры.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнообразие ее функций. Главной функцией культуры по мнению многих ученых, человекотворческая, или гуманистическая. Все другие функции так или иначе связаны с ней и даже выплывают из нее.

Одной из важнейших функций есть передача социального опыта. Поэтому ее называют информационной. Культура выступает в качестве единственного механизма передачи социального опыта от поколения к поколению от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь, кроме культуры, общество не имеет иных способов передачи опыта, накопленного предшественниками. Именно из-за этого культуру не случайно считают социальной памятью человечества.

Другой ведущей функцией познавательна. Она тесно связана с первой, выплывает из нее. Культура, которая концентрирует в себе лучший социальный опыт многих человеческих поколений, приобретает способность создавать благоприятные условия для его познания и усвоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько оно использует богатейшие знания, которые содержатся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно отличаются между собой именно по этому признаку. Одни из них демонстрируют чрезвычайную способность через культуру вобрать все лучше, накопленное людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (например, в Японии) демонстрируют огромный динамизм многих областях науки, техники, производства. Другие - не способны использовать познавательную функцию культуры и все еще "изобретают велосипед", оставаясь на достаточно низкой ступени развития.

Суть коммуникативной функции культуры заключается в передаваемости исторического опыта поколений через механизм культурной преемственности и формировании на этом основании разнообразных способов и типов общения между людьми. Эту функцию культура выполняет с помощью сложной знаковой (символической) системы, которая хранит предыдущий опыт в языке, понятиях, обрядах, традициях, обычаях, средствах производства, научных формулах и тому подобное. При этом одни символические формы имеют ярко выраженное общечеловеческое содержание, другие - национальный, региональный или конфессиональный. Однако именно эта функция культуры исполняет роль собирателя этнических сил и основателя народности и нации, обеспечивая живую связь поколений и закладывая фундамент для становления и роста духовного потенциала каждой нации.

Интегративная функция заключается в способности культуры объединять людей независимо от их мировоззренческой и идеологической ориентации, национальной, вековой, профессиональной, конфессиональной или другой принадлежности в определены социальные общности, а народы - в мировую цивилизацию. Однако, как на уровне культурных типов, так и отдельных культурных направлений в современном мире имеет место тенденция не только к сближению культур, которое происходит на основании типичного или функционального родства, но и обратный процесс -взаимоотталкивания.

Регулятивная, или нормативная функция культуры реализуется через систему ценностей и норм, которые являются регуляторами общественных отношений, духовными ориентирами на каждом этапе исторического развития. Нормы в форме обычаев, традиций, обрядов, ритуалов служат средствами приспособления ценностей к требованиям жизни в определенном историческом измерении. Существуют ценности, которые определяют культурные нормы каждой эпохи,: если, скажем, для эпохи Ренессанса ценностью была универсализация лица, то для индустриальной эпохи - ее узкая специализация. Сама ценность может быть универсальной, но наполненной разным содержанием в каждые конкретно-исторические сутки. Однако существуют вечные ценности, не ограниченные историческими рамками,: свобода, добро, миротворство, благотворительность, христианские заповеди и тому подобное. Однако нельзя отождествлять подобные правила с регулятивными возможностями культуры. О степени усвоения норм культуры мы судим за реальным поведением человека в разных жизненных ситуациях - на производстве, общественных городах, товарищеском окружении, быту. Кроме того, мы говорим о культуре поведения в более узком понимании, имея в виду нормативные требования к бытовому общению людей. В роли регуляторов культуры поведения человека выступают нормы морали, права, а также образцы поведения. Норма характеризует не только уже достигнуто обществом, но и то, которое имеет статус общего требования. Образец (выше, лучше всего) - это то, что достигнуто передовыми людьми общества, наиболее приближенное к идеалу. С развитием человечества определенные образцы постепенно превращаются в общую норму поведения, впоследствии им на смену приходят новые, более совершенные. В этом оказывается регулятивная роль образца.

Аксиология, или оценочная функция культуры выражает ее качественное состояние. Культура как система ценностей формирует в человеке определены ценностные ориентиры и потребности. Человек дает позитивную или негативную оценку тем или другим предметам и явлениям и, соответственно, воспринимает их или отбрасывает. Из отношения человека к культурным ценностям можно судить о насыщенности или опустошенности ее духовного мира.

Особенное место принадлежит воспитательной функции культуры. Культура не только приспосабливает человека к естественной и социальной среде, способствует ее социализации. Она выступает еще и в качестве фактора саморазвития человечества. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Усвоив предыдущий опыт, человечество не прекращает саморазвитию, а репродуцирует культуру, ставит перед собой новые жизненные цели для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Мировоззренческая функция культуры синтезирует в целостную и завершенную систему познавательные, эмоционально-чувственные, оценочные и волевые факторы духовного мира личности. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. В историческом плане формирование мировоззрения основывается на бытовых представлениях, мифологии, впоследствии - черпает свое содержание в религии и наконец - в научном познании, то есть на тех формах общественного сознания, которые представляют содержание культуры. Основным направлением культурного влияния на человека является формирование мировоззрения, через которое она включается в разные сферы социокультурной регуляции.

 

 

Следовательно, культура являет собой целостную динамическую систему, которая является внутренним содержанием развития человечества. Культура проявляется в творческой деятельности человека, которая, создавая ценности, удовлетворяет свои потребности и тем же утверждает себя в естественной и социальной среде.

Вопрос и задание для самоконтроля знаний

1.Дайте определение понятия культура. На которые две больших части можно его разделить? 2. Из каких элементов состоит духовная культура?3. Как изменялись подходы к определению понятия "культура"?4. Чем отличаются философский, социологический и антропологический подходы к определению понятия "культура"?5. Какие есть основные структурные элементы культуры? 6. Дайте определение понятия художественная культура.7. В чем заключается сущность основных функций культуры? 9. Выделите и охарактеризуйте основные периоды развития украинской культуры.10. Охарактеризуйте проблемы и особенности этногенеза украинского народа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.005 с.)