Культурно-историческое своеобразие регионов Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческое своеобразие регионов Украины



Традиции и быт украинского народа, которые имеют много общенациональных черт, и сегодня хранят ряд территориальных особенностей. Они предопределены:

- - - - характером исторического развития отдельных регионов Украины;

- - - - природно-географическими условиями;

- - - - взаимосвязями со вторыми народами.

Из историко-этнографической точки зрения на территории Украины можно выделить такие культурно-исторические зоны:

1. Среднее приднепровье

2. Подiлля.

3. Слобожанщина и Полтавщина.

4. Полисся.

5. Прикарпатье (Галичина).

6. Волынь.

7. Закарпатье.

8. Буковина.

9. Юг.

Последняя зона заселена несколькими миграционными волнами, и окончательно ее население сформировалось в XVIII - XIX в. Этот самый молодой с точки зрения этнографии район Украины. Юг можно в свою очередь разделить на ряд регионов: Причерноморье, Таврию, Донщину (Подоння, донецкую область). Нужно отметить, что приведенное распределение во многом условно. Более точное районирование возможно при всестороннем изучении историко-этнографических представлен. Кроме того, эти районы не остаются неизменными, как и критерии, что их определяют.

В Украине досегодня хранятся этнографические группы, которые имеют свои особенности в культуре и языке. Наиболее значительные из них украинские горцы (гуцулы, лемки, бойки) в Прикарпатье и полищуки, пинчуки, литвини в Полесье. Раньше среди украинцев было больше таких групп. Но с развитием капитализма, а потом и в советское время постепенно пошли в прошлое много архаичных, консервативных обычаев и обрядов, приобрели развитие новые элементы в быту и духовной жизни крестьянства, которая складывала большинство украинцев. Значительное распространение получили элементы городской одежды, новые типы жилья, орудий труда. То есть социально-экономические условия стали решающими факторами, которые определили формирование современного лица украинской нации, повлияли на численность и географическое размещение вторых этнических групп, на характер этнических процессов в Украине в целом.

Важнейшим признаком каждого народа является язык. Большинство украинцев разговаривают на украинском языке, который сформировался на основе территориальных элементов древнерусского языка (хотя есть и другие мысли). Как считают большинство исследователей, приблизительно из второй половины ХII столетия начинают оказываться отдельные отличительные черты украинского, русского и белорусского языков. В целом процесс формирования разговорного украинского языка продолжался к XVII ст. На раннем этапе развития украинской народности в ее языке хранились традиции литературного языка Киевской Руссы. По существу существовали два языка: разговорный язык, который формировался на основе местных территориальных диалектов, и литературный язык, общий для восточных славян и близкий к современному языку южных славян.

Из XVIII ст. в украинском литературном языке все больше распространяются элементы, которые базируются на живом народном языке. При этом украинский язык хранил внутреннее разделение на диалекты (середньоприднипровский, полесский, подольский, закарпатский и потому подобное). Основой современного украинского литературного языка на рубеже XVIII - XIX ст. стал середньоприднипровський (полтавско-киевский) диалект. В связи с тем, что западноукраинские земли находились в составе Австро-Венгрии, литературный язык в этих областях имел ряд существенных особенностей, но был понятен и жителям Восточной Украины.

Такие основные особенности развития украинского этноса - очень сложного процесса, много из проблем которого все еще остаются противоречивыми.

Периодизация развития украинской культуры

С началом демократических преобразований в общественной жизни украинского народа и с провозглашением государственной независимости Украины, наша национальная культура начала постепенно рассматриваться и анализироваться учеными-культурологами как именно целостная система, которая полнее всего выражает духовный мир украинского народа.

Дальше очертим главные периоды в развитию украинской культуры и дадим им короткую характеристику. Первый период развития украинской культуры охватывает часовой отрезок от ее истоков и до принятия христианства, то есть - это культура восточнославянских племен дохристианских суток. Ученые утверждают, что культура на поприщах Украины возникла на ранних стадиях развития общества и с тех пор неразрывно связана с его историей. Стоянки первобытного человека здесь появились несколько сот тысяч лет тома, в эпоху раннего палеолита. В следующие эпохи (мезолиту и особенно неолиту) человек настойчиво расширял сферу своей деятельности, овладевал территорией и естественными богатствами, совершенствовал орудия труда. От примитивных форм сбора, охоты и рыболовства она переходит к земледелию и скотоводству.

Глубокий след в истории украинской культуры оставили племена трипольской культуры (IV - III тыс. к н. е.), для которых свойственным был уже достаточно высокий уровень производственной культуры, техники изготовления керамики, общественной организации. Значительного уровня достигла здесь и духовная культура. По утверждению М. Суслопарова, именно здесь существовал первый в Европе литеро-звуковий алфавит. Следовательно, созданный он раньше, чем у финикийцев (а это IV тыс. к н. е.). Ряд историков, стремясь отнести начала Украины и ее культуры как можно дальше за небосхили человеческой истории, не удержались от искушения связать трипильцев с будущими украинцами, стремятся видеть у трипильцах праукраинцев. Однако эти взгляды пока что научно не доказаны. Есть ученые, которые утверждают, что трипольские племена со временем ассимилировались другими племенами. Но большинство историков все таки считают, что трипольские племена исчезли бесследно, так, как и появились. И это, по их мнению, одна из наибольших загадок нашей истории. Их место заступили представители других археологических культур, скажем, шнуровой керамики.

Эпоха бронзы и раннего железа представляется нам своеобразным калейдоскопом археологических культур, находим неопровержимые свидетельства стремительного прогресса человечества, накопления им позитивного опыта методом попыток и ошибок, совершенствования производственных сил, а следовательно и общественных отношений. Происходит первое разделение труда: скотоводство отделяется от земледелия. Именно тогда, а это было в II тыс. к н. е., начинается этногенез славян. В И тыс. к н. е. происходит второе разделение труда: ремесло отделяется от земледелия. Общество разделяется на классы, возникает государство.

""Отец истории" Геродот детально описывает территорию Украины в V ст. к н. е. в образе Скифии. Кое-где он касается традиций, быта и других составляющих ее культуры. Как раз в этот период происходит греческая колонизация северного Причерноморья, возникают полисы - города-государства и образуется Боспорське царство. Большое переселение народов, которое имело место в II, - VII ст. н. е., не обошло и украинских земель, повлекло вторжение сюда гуннов, готов и аварок. Разгром Боспорського царства и Малой Скифии создали благоприятные условия для широкого расселения славянских племен, в том числе и на земле современной Украины (зплемен зарубинецкой и черняховской культур). Именно с этого периода и начинается настоящая история Украины, история культуры ее народа. М. Грушевский выводит украинцев из антов: "Отсе и были наши украинские племена, - пишет он в "Иллюстрированной истории Украины" - что заняли тогда уже побережет Черноморское от Днестра к Азовскому морю и вперве здесь выступают в исторических источниках отдельно под названием "антов". Самое давнее известие, которое о сих ант пересказывают нам византийские писатели, принадлежит к концу IV столнтия, сейчас по гунськой бури, и сие то, которое зовется началом исторической жизни наших племен".

Первое тысячелетие новой эры для развития украинской культуры было преисполнено рядом событий исторического веса: возникновение Киева - "матери городов русских"; объединения восточнославянских племен и образования государства - Киевской Руси; победные походы русских князей и расширения государственных границ; небывалое поднесение культуры от непосредственного общения с хозарами, половцами, Византией и другими народами; и, наконец, ввод христианства. Все это вместе поставило украинский народ и его культуру в один ряд с другими высокоразвитыми народами и культурами Европы и мира.

Второй период развития украинской культуры приходится на время существования княжеского государства - Киевской Руси и Галицко-волынского княжества. Так его и именуем: украинская культура княжеских суток. Государство Киевская Русь - могучая раннефеодальная военно-деспотичная империя, которая от времени своего возникновения перебрала на себя роль покровителя, мецената и доброчинця культуры, стала ведущей материальной основой ее развивке.

Очень негативно на истории украинской культуры, как и истории Украины в целом, обозначилось монголо-татарское нашествие XIII - XIV ст., а позже - создание на принципах азиатской деспотии Русского централизованного государства. Отсюда и начались острейшие трагедии нашего народа. Тяжелый, порою непоправимый удар украинской культуре наносили полное опустошение целых регионов, разрушения культурных центров, уничтожения духовной элиты и потеря национальной государственности, что имели место в ходе монголо-татарского нашествия и кровавых войн с турками, татарами, поляками и другими захватчиками на протяжении следующих веков. Культуротворчий процесс в целом тормозился и деформировался. Возрождение национальной государственности (например, время Галицко-волынского княжества), как правило, активизировало творческие силы народа, культура, как будто птица-феникс, возрождалась из пепла, становилась более всеохопною и оригинальной. Да, через подъемы и спады и происходил процесс развития нашей культуры княжеских суток.

Третий период развития украинской культуры приходится на литовско-польские сутки в истории нашего народа. После потери собственной государственности условия для развития украинской культуры были неодинаковыми в разных регионах Украины. Начиная буквально от конца монголо-татарского нашествия и вплоть до 1569 года (год Люблинской унии), украинские земли постепенно, от немногих к большинству, переходили под власть Великого княжества Литовского, которое переняло у нас много черт административного уклада, основы юридического права и традицию летописания, которые брали свое начало еще со времени Киевского государства. Даже русский язык стал здесь официальным и использовалась в качестве средство внутреннего и внешнего общения. Но, невзирая на это, условия для развития украинской культуры ухудшались в результате ассимиляции украинской элиты, а заодно и потери ею политических влияний. В Галичине господствующие позиции сразу после ее захватывания Польшей перешли к польским феодалам, а во всех больших городах - к католическим колонистам-мещанам. Таким образом происходила ликвидация тех политических центров, вокруг которых была кристаллизующейся и бурлящей культурная жизнь.

Значение православной церкви начало заметно расти, она стала исполнять роль не только опекуна украинской культуры, но и фактора национальной консолидации украинского народа. Насаждаемый насильственными методами католицизм и латинский язык превращались во все более стойкие орудия и символы ассимиляции, вели в большинстве случаев к разрыву с отечественной культурой, народными традициями и тому подобное. Ситуация начала меняться, когда православные осознали, что не сохранят своих позиций без реформы церковной жизни и обновления форм культуры. Все это можно было осуществить путем развития экономики, социальной и политической активизации украинского народа, особенно мещанства, части украинской шляхты, а в дальнейшем и казачества. Так оно и случилось. И уже на середину XVI ст. наметилось поднесение украинской культуры, которое набрало размаха приблизительно из третьей четверти этого же века. Начало национально-освободительной борьбы в конце XVI - началу XVII ст. сопровождался дальнейшим оживлением культурного развития. Распространились гуманистические идеи, активизировались контакты с ячейками ренессансной культуры. Развивается школьное образование и книгопечатание. Особенно существенным фактором перелома в культурной жизни стала деятельность церковных православных братств. Они развились в принципиально новый тип общественной организации, которая сочетала функции "православной реформации" с борьбой за национально-религиозные и сословные права и национальную культуру. Через братские школы начали распространяться в Украине принципы гуманистической педагогики. Полемика между православными и проунийськими публицистами стимулировала процессы совершенствования науки, образования, искусства.

Берестейська церковная уния (в 1596 г.) предоставила нового импульса культурной жизни Украины. Инициаторы унии не смогли убедить общество в том, что католическая церковь греческого обряда не приведет к латинизации культуры и потере украинцами их национально-культурной идентичности. Оживление общественно-политической жизни на Надднепрянщине (национально-освободительные движения, политическая активизация запорожского и реестрового казачества) способствовало закреплению за Киевом роли ведущего культурного центра Украины. в 1615 г. в Киеве начала действовать братская школа, в 1616 г. - типография Киево-печерской лавры, в 1632 г. - Киево-могилянская коллегия (позже академия).

Развитие украинской культуры в польсько-литовську сутки обозначено тесной взаимозависимостью и взаимопереплетением национально-освободительной борьбы и движения за возрождение украинской культуры. В ходе этого движения не только формировались идеологические предпосылки всенародной освободительной войны, которая началась в Украине 1648 года, но и создавались культурные ценности, которые стали основой развития украинской культуры в течение следующих веков.

Четвертый период развития украинской культуры приходится на казацко-гетманские сутки, которые характеризуются новым историческим контекстом, предопределенным окончанием Освободительной войны в середине XVII ст., с одной стороны, и постепенным ограничением, а в дальнейшем и потерей автономии Украиной в конце XVIII ст., из другого. Определяющим здесь выступает фактор национальной государственности, которая, просуществовав свыше 130 лет, все же смогла существенно сформировать направленность, характер и интенсивность культурных процессов в Украине.

Этот период в развитию украинской культуры вместе с тем оказался не менее сложным и драматическим за предыдущий относительно условий развития культуры. Во-первых, после присоединения Украины к России царизм стал на путь ликвидации традиционных государственно-политических институтов - полкового административного уклада, судебных органов, гетманата, постепенно заменяя их общеимперскими нормами и порядками.

Крайне негативно на развитие культуры влияло политическое расчленение украинских земель. С 1660 года (начало разделения Войска Запорожского на левобережное, что ориентировалось на Москву, и правобережное - с ориентацией на вещь Посполитую - Руина) Правобережная Украина опять перешла под власть Вещи Посполитой. В составе иностранных государств находились Галичина (Польша), Северная Буковина (Молдавское княжество), Закарпатье (Венгрия), Слобожанщина и Юг Украины (Россия). Это нивелировало этнические особенности культуры, препятствовало оформлению ее элементов, характерных для всего украинского этноса. Не меньшее влияние на интеллектуальную среду оказывали постоянные войны, что их вели за украинские земли другие государства. Продолжались разрушительные нападения татар, что длились до 1796 года и приносили невиданную беду украинскому народу.

И все же, развитие украинской культуры в этот период выступает как процесс последователен, объективно обусловлен, процесс усвоения и наследования традиций культуры Киевской Руси, процесс зарождения в духовной жизни украинского народа новых явлений, органично связанных с влияниями идей гуманизма, Ренессанса, Реформации, а несколько позже и барокко и Просветительство. Идет речь о процессах создания культуры нового времени, где эти идеи и влияния на местной, украинской почве дали оригинальные образцы интеллектуальных приобретений в сфере образования и педагогики, научных знаний и книгопечатания, литературы и искусства.

Доминантой развития украинской культуры этого периода, начиная со второй половины XVII ст., является влияние казачества на нее, что не только не уменьшился, но и превратился в один из судьбоносных и определяющих факторов ее развития. На то время казачество превратилось в ведущий слой вновь созданного государства, завоевало господствующие позиции во всех сферах жизни украинского общества.

Пятый период развития украинской культуры охватывает часовой отрезок в 150 лет, лет большой неволи нашего народа - от времен разрушения Гетьманщины и до начала XX века. Его целесообразно разделить условно на три подпериода: первый - конец XVIII - конец 50-х годов XIX ст., которая есть порою ее становления как новейшей культуры с народным демократизмом и народным языком; второй - 60-90-ые годы XIX ст. - время ее вхождения в загальнослов'янський и мировой культурный процесс; и третий - начало XX ст. - время утверждения ее как большой национальной культуры мирового значения и резонанса. Этот период в развитию украинской культуры назовем периодом национально-культурного возрождения. Ярче всего в процессах создания новой национальной модели культуры украинский народ выявил себя в литературе, историософии, фольклористе, этнографии, театре, изобразительном искусстве, драматургии. Доминирующая, формотворча роль в этом процессе принадлежала литературе. Все виды новейшей культуры, основанные "Энеидой" И. Котляревського, дальше развивалась параллельно с литературой, под ее непосредственным благотворным влиянием. Этот период еще называют периодом длительной "неволи и преследований" украинской культуры, периодом ее ожесточенной борьбы с ассимиляционными мероприятиями русского царизма, польской шляхты, румынских бояр, венгерских феодалов и всевластного австрийского цисарства. Украинцы оттеснялись этими враждебными силами на периферию культурного прогресса. Продолжалось начатое еще в предыдущие времена высасывания украинских творческих сил другими культурами, в частности русской, почему была подчинена вся система науки, образования, культурной политики вообще времен колониального режима.

На протяжении XIX и начала XX века украинская культура предприняла колоссальный шаг вперед в своем развитию, выявила свою способность: во-первых, синтезировать многовековой мировой художественный процесс; во-вторых, всем своим художественным арсеналом предложить самобытное решение многих общественных, етико-философських и художественных проблем, которые волновали человечество; в-третьих, создать такие художественно-естетические ценности, которые поставили украинскую культуру на уровень мировой. Следовательно, перенятая гуманистическими идеями, украинская культура XIX - поч. XX ст. вывела украинскую нацию на широкий путь мирового исторического продвижения, поставила из неизвестности и забвения в один ряд с наиболее развитыми нациями мира.

Шестой период развития украинской культуры есть порою нового межвоенного и послевоенного порабощения Украины ее восточными и западными соседями и охватывает часовой отрезок от начала XX ст. до конца 80-х годов.

Анализируемый здесь период развития украинской культуры, как и предыдущий, целесообразно распределить на несколько подпериодов, которые, в свою очередь, отличаются один от другого социально-экономическими и политико-психологическими факторами, что посутньо влияли на процессы развития нашей национальной культуры.

1. Невзирая на невероятно тяжелые формы национального гнета, преследования и запрета, лишения своей фундаментальной основы - национальной школы с родным языком учебы, культурная жизнь в Украине в начале XX века значительно активизируется. Возникают художественные музеи, архивы, новые библиотеки, действуют основанные на новых принципах художественные учебные заведения, усиливаются связки с зарубежными художественными центрами (Париж, Рим, Мюнхен, Краков). Национально-демократическая революция и получение Украиной национальной государственности (УНР, ЗУНР), невзирая на их поражение от большевиков в 1919-20 pp., дали мощный исторический импульс для национально-культурного строительства даже при условиях ограниченной и зажатой советской государственности 20-х годов (украинский ренессанс, трагически оборванный 1929 p.).

2. Период 30-х - началу 50-х годов - времена особенно жестокого тоталитаризма. Он обозначен в общественной жизни Украины острыми противоречиями, трагическими событиями, порожденными антинародной сталинской диктатурой. Наша культура понесла огромные потери: погибли сотни талантливых ее мастеров, были ликвидированы многочисленные научные и творческие институции и заведения. Даже при таких ужасно нестерпимых условиях процесс развития украинской культуры длился, правда, кое-что замедленными темпами. Он не мог остановиться совсем хотя бы потому, что массовая ликвидация неграмотности, создания широкой сети школ и других культурно-просветительных учреждений и художественных коллективов сформировали действительно заинтересованного потребителя культуры. Но и этот, чрезвычайно слабый за своим характером процесс, деформировался и искажался террористическим режимом, который властно наложил тяжелый пресс по научному мнению, примитивизировал, засорял вульгарными мировоззренческими мифами дело народного образования, в отрасли литературы и искусства вел к общему снижению эстетического уровня, подделки и перекручивания жизненной правды, рабского прославления культа "вождя всех времен и народов".

Годы Великой Отечественной войны для значительной части деятелей украинской культуры стали периодом творческого поднесения. Антинародная культурная политика в это время, правда, уступила частично суровой логике борьбы с врагом. Именно духовное напряжение грозных, решающих времен, а также, отметим это особенно, высшая степень творческой свободы и обусловили это поднесение украинской культуры. В военные годы она обогатилась целым рядом произведений, которые вошли в ее классический фонд, хотя и здесь, чего скрывать, было вместе с тем немало агитационной поденщины и голой пропаганды.

4. С окончанием Великой Отечественной войны, казалось, должны были бы сложиться благоприятные условия для дальнейшего разнообразного, многокрасочного и интенсивного художественного процесса. Способствовать этому могли бы и приобретенный в военное лихолетье опыт, и объединение украинских земель в единственной, пусть хоть формальной, государству; однако известны партийные акции по идеологическим вопросам деформировали духовную жизнь общества. Невзирая на то, что украинская культура послевоенного периода имела немало достижений, ее идейно-смысловое, сюжетное, стилевое и эмоциональное русло оказалось достаточно суженным и обедненным. На многих произведениях лежал отпечаток определенной соцреалистической заданности, а не свободного самого выявления таланта. Партийно-государственные "концепции" возводили к окончательному огосударствлению культуры, поддавали ее жесткому контролю и некомпетентному руководству. После известных постановлений 1946-1948 pp. из активного творческого процесса изымалось много талантливых представителей творческой интеллигенции, случилась окончательная деградация принципов соцреализма.

5. Во времена так называемого "развитого социализма" под нарастающим имперским давлением, фальшивыми лозунгами "нового исторического сообщества" и "единственной общесоветской интернациональной культуры", усиливаются процессы целеустремленной денационализации нерусских народов, попадают на предел гибели национальные языки. Все это не могло поставить передовую украинскую интеллигенцию на позиции созерцательного, примиренческого характера. Лучшая ее часть начинает движение, которое успешно переросло в борьбу за демократические права и свободы (в том числе и свободу творчества), за благоприятные условия развития национальной культуры. Это известны нам движения "шестидесятников", "семидесятников" и "восьмидесятников". Именно в этот период активизируется так называемая подпольная или захалявно-шухлядна культура, творческая мысль, идейные поиски, накапливается интеллектуальный потенциал украинской нации.

6. Тоталитарный режим, на котором достаточно стойко держалась одна из наиболее прочных империй мира, на конец XX ст. неожиданно для многих, испытал крах, исчерпав все свои потенциальные возможности, оказавшись несостоятельным дать полные ответы на страстные вопросы современной мировой истории. Конец XX ст. властно позвал к жизни новые императивы. Эра постиндустриального, чрезвычайного интенсивного развития, в которое слишком стремительно втягивается все человечество, не воспринимает сверхцентрализованного, государственно-бюрократического управления всеми сферами общественной жизни, выводит его современную схему за пределы исторического продвижения человечества. Новыми императивами современности стали молодые суверенные государства, которые возникли на поприщах бывшего СССР, в том числе и Украина.

Шестой подпериод характеризуется унаследованными от предыдущих подпериодов взлетами и руинами в развитию украинской культуры, наличием как объективных, так и субъективных факторов, при которых украинская культура была поставлена (да еще и до этого времени находится) в условия борьбы при самосохранении и постоянном поезде к возрождению. Трагизм ее феномена заключается в том, что она, как и в давние времена, уже в третий раз была потеряла свою национальную духовную элиту. Когда-то это была полонизация украинской шляхты или ее русификация. Теперь - постоянное уничтожение духовной элиты на протяжении всего периода, от репрессий 20-30-х годов, от времени Расстрелянного возрождения и до репрессий, которые осуществлялись в значительно более мягких формах, вплоть до конца 80-х годов. Каждый раз потери национальной духовной элиты (особенно за три года третьей потери) хотя и не приводили к полному разрушению традиционной украинской культуры (слишком сильные в ней народные источники, которые питаются тяготением к настоящей народности в самом широком понимании этого слова), но все же отодвинули ее на задний план мирового культурного прогресса, унижали, вызывали появление черт вторичности и провинциальности.

Седьмой период развития украинской культуры только начался и длится в новых исторических условиях. Это - современный период, который охватывает часовой отрезок от конца 80-х и по нынешнее время. Исторический акт о государственной независимости Украины (24 августа в 1991 г.) открыл новые горизонты перед украинской культурой, которая впервые добывает возможность твориться и развиваться как единственная национальная культура материка и зарубежья. Постепенно заполняются "белые" и "черные" пятна в истории украинской культуры, выходят на всенародный окоем раньше запрещены и умалчиваемые ее страницы.

Завершая рассмотрение периодов развития украинской культуры, следует отметить, что во времена становления Украинского независимого государства мы пытаемся подходить и анализировать их как граждане независимой суверенной страны, придерживаясь новой государственнической точки зрения на отечественную историю. Этот взгляд значительно отличающийся от концепций как советской, так и украинской народнической периодизации. Основой нашего подхода к этому важному и архисложному вопросу современности является объективно-логический, историко-философский анализ событий и явлений, которые имели место на протяжении всей истории украинской культуры от ее истоков и до нынешнего времени.

Периодизация украинской культуры ориентирована на развитие искусств, и на названия периодов, которые употребляются в истории европейского искусства. Выделяется восемь периодов,- византийско-романский, за которым последовательно приходили периоды готики, ренессанса, барокко, рококо, классицизма, эклектизма и современности. Но этой номенклатуры, кроме историков искусства, придерживаются только историки литературы; другие специалисты употребляют общеисторические названия тех же периодов, иногда некоторые из них объединяя между собой, а иногда разделяя их на части и детализируя.

Да, период византийско-романский в общей украинской истории называется "княжеские времена". Иногда историки, когда им это удобно, отделяют период византийский от чистого романского и первый называют "домонгольська сутки" или "предтатарские времена", а второй называют галицкими сутками или временами галицко-волынскими. В Западной Европе время романского стиля называется временем феодализма.

Добу готики украинский историк привык называть сутками литовско-русской или временами Литовско-русского государства. Историки Западной Европы эти сутки называют сутками развивке городов.

Время ренессанса украинский историк по большей части называет временем начал казачества, в Западной Европе историки ее тоже называют временем ренессанса или временем начал модерного государства.

Время барокко украинские историки называют временем расцвета казачества и для собственного удобства иногда ее детализируют, деля на коротенькие периоды: Хмельниччины, Руины и времен Мазепы. В Западной Европе историки называют этот период временем сословной монархии или католической реакции.

Время рококо украинские историки называют последними временами казачества. Историки Западной Европы эти сутки по традиции называют временем просвеченного абсолютизма или- временем абсолютной монархии. Три периода: ренессанс, барокко и рококо - на Украине отвечают трем периодам развивке казачества, и потому историки Украины часто этих три периода возводят к одному - сутки казачества. И это имеет опять свой смысл и подчеркивает единство исторического культурного процесса. Как в течение этих трех периодов изменяются фазы развивке одного общественного слоя - казачества, так и во всех отраслях искусства и культуры в этих трех периодах развивается один процесс, что во время ренессанса складывается, во время барокко полно развивается, а в сутки рококо заканчивается, точь-в-точь так, как и целое казачество.

Доба классицизма на Украине у историков по большей части называется сутками развивке крепостничества, а в Западной Европе - временем выступления "третьего состояния".

Время модернизма - время наивысшего развития капитализма.

Наконец, современность и является современностью, которая, может, к истории и не принадлежат сегодня, но будет принадлежать завтра. Кроме выше перечисленных названий разных периодов истории культуры, некоторые авторы могли употреблять еще и другие названия и сроки, иногда детализируя периодизацию, но читатель должен понимать и сам осознавать, под каким названием кроется какой период истории украинской культуры.

Предмет и задание курсу. Направления и методы исследования. Курс история украинской культуры введен в высших учебных заведениях Украины недавно. История украинской культуры делает ударение на деятельности отдельных личностей - художников, ученых, педагогов, и тому подобное, которые собственно и создают духовные ценности, а также последствия их творческого труда - художественные произведения, научные труды и тому подобное.

Украинская культурология - достаточно молодая отрасль гуманитарного знания, она начала активно развиваться в последнее десятилетие. Длительное время она вынуждена была существовать в пределах советской идеологической традиции, развивая культурно-историческое направление. В силу общественно-политических обстоятельств история украинской культуры приобрела черты схематизма, заидеологизованости, значительно отстав от научных достижений западноевропейской культурологической мысли. В первую очередь негативным последствием предыдущих суток стало отсутствие собственных новаторских оригинальных культурологических концепций. Однако в настоящее время отечественная культурология выходит из кризисного состояния.

 

В украинской культурологии можно выделить несколько направлений исследования.

 

 

В первую очередь - это традиционный исторический. Его главное задание - даты конкретные знания о том или другом типе культуры. Предмет истории культуры охватывает мировую, национальную или региональную культуры или определенную культурно-историческую эпоху, например Средневековье, Возрождение и тому подобное. Этот подход пытается не столько объяснить, сколько выявить и описать факты, события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся достопримечательности, имена авторов и творцов. К исторической культурологии тесно примыкает лингвистическая культурология, которая изучает культуру через призму языка и литературы.

Второе направление исследования - философское. Его задание заключается в осмыслении и объяснении культуры через ее самые общие и самые существенные черты. Философия культуры исследует сущность культуры, ее отличия от природы, соотношение с цивилизацией и другими явлениями. Предметом ее изучения является структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества. Философия культуры направлена на выявление ведущих тенденций в эволюции культуры, на раскрытие причин ее расцвета и кризисных явлений и тому подобное.

Третьим направлением исследования социологический. Он исследует функционирование культуры или в целом, или имеются в ней субкультуры - массовую и элитарную, городскую и сельскую, женскую и молодежную и тому подобное. Ее интересуют сдвиг и изменения, которые происходят в культуре, их динамика, реакция на эти изменения тех или других слоев общества и общественных институций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.049 с.)