Программа курса «банковский надзор» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа курса «банковский надзор»



А.Б. Дудка

 

 

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

КУРС ЛЕКЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

ОмГУ Омск

УДК 336.711

ББК 65.26я73

 

Дудка А.Б. Банковский надзор: Курс лекций. – Омск.: Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, 2012. – 233 с.

 

Курс лекций «Банковский надзор» предназначен для студентов и магистрантов экономических специальностей.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

ПРОГРАММА КУРСА «БАНКОВСКИЙ НАДЗОР». 8

Раздел 1. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА.. 12

Лекция 1. Система пруденциального банковского надзора, основные понятия. Организация Банковского надзора. 12

1. Цели банковского регулирования и банковского надзора. 12

2. Банк России и его статус в системе банковского регулирования и надзора. 14

3. Комитет банковского надзора Банка России. 18

4. Место куратора кредитной организации в системе банковского надзора. 21

Лекция 2. Основные требования и меры воздействия в отношении деятельности коммерческих банков 27

1. Банковские лицензии, основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. 27

1.1 Виды лицензий, предоставляемых кредитным организациям.. 27

1.2 Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций 33

2. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций. 37

2.1 Понятие и виды банкротства кредитных организаций. 37

2.2 Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. 39

3 Меры воздействия, применяемые Банком России в порядке надзора. 50

3.1 Предупредительные меры воздействия. 50

3.2 Принудительные меры воздействия. 51

Лекция 3. Требования к участию в системе страхования вкладов. 56

1. Критерии соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов. 56

2. Обязательные нормативы банков. 61

3. Показатели оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов. 77

Лекция 4. Методика оценки экономического положения коммерческого банка. 97

1. Классификация рисков банковской деятельности, применяемая Банком России в целях исполнения надзорных функций. 97

2. Применение Положения Банка России «Об оценке экономического положения банков». 101

Раздел 2. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РИСКОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 121

Лекция 5. Оценка величины собственных средств (капитала) кредитной организации. 121

1. Функциональное назначение собственных средств (капитала) коммерческого банка. 121

2. Методы определения размера капитала банка. 123

3. Особенности оценки достоверности расчета величины собственных средств (капитала) кредитной организацией. Выявление ненадлежащих активов. 131

3.1 Схемы недобросовестной капитализации банка с использованием движения денежных средств от инвестора в банк. 131

3.2 Схемы недобросовестной капитализации банка с использованием операций купли-продажи акций кредитной организации на вторичном рынке. 135

3.3 Схемы недобросовестной капитализации банка с использованием привлечению субординированных кредитов (депозитов). 136

3.4 Схемы недобросовестной капитализации банка в результате манипуляций качеством активов 137

3.5 Регулировочные схемы, направленные на приукрашивание реального экономического положения кредитных организаций и повышение значимости на рынке банковских услуг. 139

3.6 «Косметические схемы», осуществляемые в целях повышения значимости кредитной организации на рынке банковских услуг. 147

Лекция 6. Оценка кредитного риска. 150

1. Понятие ссудной задолженности. 150

2. Оценка кредитного риска и формирование резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, рассматриваемым на индивидуальной основе. 152

2.1 Порядок оценки кредитного риска по ссудам, рассматриваемым на индивидуальной основе 152

2.2 Порядок оценки финансового положения заемщика. 153

2.3 Порядок оценки качества обслуживания заемщиком долга. 155

2.4 Порядок классификации ссуд по категориям качества и определения размера расчетного резерва 157

2.5 Обеспечение по ссуде. 161

2.6 Порядок определения минимального размера резерва. 163

2.7 Регулирование резерва. 164

3. Оценка кредитного риска и формирование резервов по портфелям однородных ссуд. 165

3.1 Понятие портфеля однородных ссуд. 165

3.2 Порядок определения минимального размера резерва по портфелям однородных ссуд физическим лицам.. 166

3.3 Порядок определения минимального размера резерва по портфелям однородных ссуд субъектам малого и среднего предпринимательства. 167

Лекция 7. Оценка рыночного риска. 170

1. Понятие рыночного риска. 170

2. Стандартный метод оценки рыночных рисков, определенный Банком России. 171

2.1 Общий порядок расчета кредитными организациями величины рыночного риска, определенный Банком России. 171

2.2 Порядок расчета валютного риска. 174

2.3 Порядок расчета фондового риска. 177

2.4 Порядок расчета процентного риска (стандартный метод). 181

2.5 Современные международные походы к управлению и надзору за уровнем процентного риска 185

2.5.1 Метод расчета процентного риска с применением гэп-анализа. 186

2.5.2 Расчет процентного риска с применением метода дюрации. 191

Лекция 8. Оценка риска потери ликвидности. 197

1. Коэффициентный метод оценки ликвидности банка. 197

2. Метод оценки «разрывов в ликвидности» банка. 198

Лекция 9. Оценка коммерческой эффективности деятельности банка. 210

1. Структура прибыли банка. 210

2. Анализ эффективности деятельности банка. 211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 218

ГЛОССАРИЙ.. 219

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 226

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Банковский надзор» является курсом лекций, изучение которого является важным вопросом в условиях современного развития банковской системы в Российской Федерации.

Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» образуют фундамент двухуровневой банковской системы нашей страны, определяют функции коммерческих банков и основные полномочия Банка России, как органа банковского регулирования и надзора. Весомый импульс развития придал банковской системе также закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

В то же время продолжается дальнейшая адаптация деятельности коммерческих банков к меняющимся условиям финансовых отношений. Многие из вопросов обострились в условиях международного финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 г. Уроки кризиса выявили потребность в совершенствовании подходов к банковскому регулированию и надзору.

В целях повышения устойчивости банковского сектора постепенно вносятся изменения в нормативные документы, ужесточающие требования к достаточности капитала банков и формирования резервов по непрозрачным сделкам, а также операциям, имеющим повышенный риск.

Банк России исходит также из необходимости создания законодательных основ внедрения в Российской Федерации всех стандартов банковского регулирования и надзора, установленных Базельским комитетом по банковскому надзору. На высшем политическом уровне Россия присоединилась к рекомендациям «Базеля 3», они будут реализовываться по графику, установленному в документе Базельского комитета – с 2012 года по 2018 год.

Банковским сообществом активно обсуждается применение подходов к контрциклическому регулированию. В том числе – возможность формирования кредитными организациями динамических резервов.

Для успешной работы в банковской сфере будущим специалистам необходимы не только общие теоретические знания о проведении тех или иных банковских, но и понимание специфики организации взаимодействия банков с органом регулирования и надзора ­в лице Банка России, особенностей нормативного регулирования банковской деятельности в России, их сочетания с международными подходами пруденциального управления банковскими рисками, что определяет актуальность данного курса лекций.

Курс лекций включает основные положения, характеризующие современные принципы и организацию системы банковского надзора в Российской Федерации, рассматривает особенности применения банковского законодательства и нормативных актов Банка России, включает в себя 2 раздела, в составе которых 9 лекций, охватывающих основные вопросы банковского надзора.

Раздел 1 «Коммерческие банки в системе банковского надзора» содержит 4 лекции, которые раскрывают такие аспекты как организация банковского надзора, компетенция Банка России. Раскрыты вопросы лицензирования банковской деятельности, в том числе основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Даны понятия несостоятельности (банкротства) банков. Рассмотрены признаки выявления, меры по предупреждению банкротства банков. Подробно рассмотрено применение методики оценки экономического положения банков, критерии соответствия банков требованиям к участию в системе страхования. В даном разделе также классифицированы меры воздействия, применяемые Банком России при выявлении нарушений банковского законодательства и нормативных актов Банка России или недостатков в деятельности банков.

Раздел 2 «Оценка финансовых показателей и рисков коммерческого банка» развивает проблематику вопросов, затронутых в первом разделе, проецирует их на организацию управления уровнем достаточности капитала и рисками коммерческого банка. Значительное внимание уделяется наиболее актуальному моменту для современной ситуации на банковском рынке – способам выявления неправомерных схем формирования капитала банка посредством использования ненадлежащих активов.

Содержание, структура и последовательность изложения материала соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 080105.65 «Финансы и кредит».


Лекция 3. Требования к участию в системе страхования вкладов.

 

Критерии соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов. Обязательные нормативы банков. Показатели оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов.

 

План лекции

1. Цели банковского регулирования и банковского надзора.

2. Банк России и его статус в системе банковского регулирования и надзора.

3. Комитет банковского надзора Банка России.

4. Место куратора кредитной организации в системе банковского надзора.

 

Требования, предъявляемые к кураторам, необходимость сочетания индивидуального и коллегиального в их деятельности.

Чтобы правильно интерпретировать отчетность и оценивать экономическое положение кредитной организации, своевременно выявлять проблемы и недостатки в ее деятельности, выбирать оптимальный режим надзора и разрабатывать индивидуальную программу надзора, куратор должен:

· иметь надлежащие знания законодательства Российской Федерации, прежде всего, в области банковского регулирования и надзора, гражданского права, хорошо ориентироваться в регулятивной и надзорной проблематике, представленной в нормативных актах и рекомендациях Банка России, зарубежных органов банковского надзора, рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, обладать практическими навыками современного банковского надзора;

· быть хорошо осведомленным о тенденциях развития банковского сектора и рынка банковских услуг, традиционных и новых банковских продуктах, иметь должное представление о состоянии экономической среды, в которой действует курируемая кредитная организация (например, кредитная организация является дочерней организацией или участником консолидированной группы, участником банковского холдинга и т.д.), ее бизнесе, источниках доходов, профиле и системе управления рисками, организации внутреннего контроля, участниках (акционерах), лицах (группах лиц), имеющих возможность оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации, единоличном исполнительном органе и ключевых сотрудниках.

Куратором назначается сотрудник территориального учреждения Банка России, профессиональные и личные качества которого свидетельствуют об отсутствии обстоятельств, способных вызвать конфликт интересов или препятствовать надлежащему выполнению возлагаемых на куратора обязанностей в том числе:

· не имеющий в течение 2 календарных лет, предшествующих его назначению, трудовых отношений с предполагаемой к закреплению за ним кредитной организацией и не являющийся в течение этого срока членом совета директоров (наблюдательного совета) этой кредитной организации;

· не являющийся собственником акций (долей) предполагаемой к закреплению за ним кредитной организации, а также лицом, оказывающим косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

· не имеющий договорных отношений с предполагаемой к закреплению за ним кредитной организацией за исключением договора банковского счета, предусматривающего осуществление расчетов по операциям, совершаемым с использованием пластиковых карт;

· не имеющий родственных отношений (супруги, родители, дети, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, в том числе усыновленные, усыновители, братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки супругов) с акционерами кредитной организации, на долю которых приходится более 1% акций (долей);

· не имеющий родственных отношений с членами совета директоров, единоличным исполнительным органом, его заместителем, членом коллегиального исполнительного органа, главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера), с руководителями подразделений данной организации, если указанные лица могут оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления предполагаемой к закреплению за куратором кредитной организации.

 

План лекции

1. Банковские лицензии, основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

2. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций.

3. Меры воздействия, применяемые Банком России в порядке надзора.

 

Генеральная лицензия.

Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности может быть выдана Генеральная лицензия. При этом наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядок или принимаются во внимание результаты комплексной проверки, если она была завершена не ранее чем за 3 месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Кредитная организация, ходатайствующая о выдаче Генеральной лицензии, вправе обратиться в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, с ходатайством о проведении комплексной проверки. Сроки проведения комплексной проверки и проверяемый период деятельности кредитной организации согласовываются территориальным учреждением Банка России с указанной кредитной организацией.

Кредитная организация, имеющая Генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации.

Генеральная лицензия может быть выдана банку:

· с даты государственной регистрации которого прошло не менее 2 лет;

· имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

· выполняющему установленные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» требования к минимальному размеру собственных средств (капитала).

Данная лицензия дает право банку на осуществление следующих операций:

· привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

· размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

· осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;

· инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

· купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

· выдача банковских гарантий;

· осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

 

Небанковским кредитным организациям (НКО) могут быть выданы следующие лицензии:

Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.

Данная лицензия дает право НКО на осуществление следующих операций:

· привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

· размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

· купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме;

· выдача банковских гарантий.

 

В случае отзыва лицензии у кредитной организации Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии.

Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.

Состав временной администрации определяется приказом Банка России в зависимости от наличия у кредитной организации филиалов, а также от характера и объема предстоящей работы.

В состав временной администрации могут входить:

· руководитель временной администрации - служащий Банка России;

· заместитель руководителя временной администрации – служащий Банка России или Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ);

· члены временной администрации (как правило – служащие Банка России и АСВ)

Запреты.

Запрет на осуществление отдельных банковских операций может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые операции создали реальную угрозу интересам кредиторов и вкладчиков.

Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций означает требование полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями, в частности, запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады, запрет на размещение денежных средств означает лишение кредитной организации права предоставлять кредиты, депозиты и т.д.

Мера воздействия в виде запрета на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации. Банк России вправе ввести запрет на открытие филиалов сроком до одного года. Данная мера воздействия может быть введена вновь, если по истечении срока действия предписания результаты анализа деятельности кредитной организации не свидетельствуют о ликвидации проблем, связанных с ухудшением ее деятельности.

 

5) Назначение временной администрации по управлению кредитной организацией – мера применяется при наличии признаков банкротства кредитной организации.

6) Отзыв лицензии на осуществление банковских операций – при наличии оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

 

Контрольные вопросы:

1) Назовите основные виды лицензий на совершение банковских операций.

2) Назовите основания, дающие право Банку России на отзыв у банка лицензии на осуществление банковских операций?

3) Назовите основания, обязывающие Банк России отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций?

4) Назовите основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

5) Назовите основные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций.

6) Какие меры воздействия может применять Банк России к кредитным организациям?


 

Лекция 3. Требования к участию в системе страхования вкладов.

 

План лекции

1. Критерии соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

2. Обязательные нормативы банков.

3. Показатели оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов.

1. Критерии соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков.

Банки - участники системы страхования вкладов обязаны:

    • уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов (далее - страховые взносы);
    • представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;
    • размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
    • вести учет обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчику, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России реестр обязательств банка перед вкладчиками.

 

Сумма страхового взноса, подлежащая уплате в фонд обязательного страхования вкладов за расчетный период, рассчитывается по формуле:

, где:

S - сумма страхового взноса в фонд обязательного страхования вкладов за расчетный период, тыс. руб.;

Ld - расчетная база за расчетный период, тыс. руб.;

Р - ставка страховых взносов в процентах (ставка страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов установлена в размере 0,15% расчетной базы за расчетный период).

Уплата страховых взносов производится банком в валюте Российской Федерации в течение 5 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет фонда страхования вкладов.

Расчетным периодом для уплаты страховых взносов банком является календарный квартал года. Первым расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается период со дня внесения банка в реестр банков - участников системы страхования вкладов включительно до дня окончания календарного квартала, в котором банк был внесен в указанный реестр.

Расчетная база (Ld) для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств, которые не подлежат страхованию:

, где:

Ld - расчетная база за расчетный период, тыс. руб.;

L1 - сумма остатков денежных средств на счетах по учету вкладов по состоянию на первое число расчетного периода, тыс. руб.;

Ln - сумма остатков денежных средств на счетах по учету вкладов по состоянию на первое число квартала, следующего за расчетным периодом, тыс. руб.;

n - число календарных дней в расчетном периоде (с первого числа расчетного периода по первое число квартала, следующего за расчетным периодом, включительно).

Все суммы остатков на счетах в указанной формуле, а также полученное значение расчетной базы (Ld) округляются до тысяч рублей по арифметическим правилам.

Страховым случаем признается отзыв (аннулирование) у банка лицензии на осуществление банковских операций (далее - лицензия) либо введение Банком моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Банк признается удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов при соответствии им одновременно следующим условиям:

    • если учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными;
    • если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России;
    • если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;
    • если меры к банку не применяются, а также отсутствуют основания для применения таких мер как штрафы, ограничения, запреты, меры по предупреждению банкротства, отзыв лицензии.[18]

 

Учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными в случае, если одновременно:

    • учет и отчетность банка соответствуют федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике банка;
    • возможные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности банка не влияют существенным образом на оценку его финансовой устойчивости.

 

Финансовая устойчивость банка оценивается Банком России по группам показателей с определением по каждой из них обобщающего результата «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» и признается Банком России достаточной при наличии результата «удовлетворительно» по всем группам показателей.

Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:

    • группа показателей оценки капитала;
    • группа показателей оценки активов;
    • группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками;
    • группа показателей оценки доходности;
    • группа показателей оценки ликвидности.
    • соблюдение банком установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления.

Банки, которые включены в реестр банков, обязаны соответствовать требованиям к участию в системе страхования вкладов.

Банк, включенный в реестр банков, не соответствует требованиям к участию в системе страхования вкладов в случаях, если:

    • учет и отчетность банка признаются Банком России недостоверными в течение 3-х месяцев подряд;
    • банк в течение 6-ти месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России. Невыполнением обязательного норматива в отчетном месяце является его нарушение по совокупности за 6 и более операционных дней в течение данного месяца;
    • финансовая устойчивость банка признается Банком России недостаточной;
    • в отношении банка непрерывно в течение 3-х месяцев действует одна из мер (введен запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года).

Финансовая устойчивость банка признается Банком России недостаточной в случаях, если[19]:

    • банк имеет оценку «неудовлетворительно» на 6 отчетных месячных дат подряд или на 2 отчетные квартальные даты подряд по одной и той же группе показателей (группа показателей оценки капитала, группа показателей оценки активов, группа показателей оценки ликвидности):
    • имеет оценку «неудовлетворительно» 3 месяца подряд по группе показателей группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками и соблюдению порядка раскрытия информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами его управления.

 

Банк России в случае несоответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов обязан:

    • направить требование о представлении указанным банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами;
    • ввести запрет указанному банку на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, который действует до дня прекращения права этого банка на работу с вкладами или до дня отзыва у такого банка лицензии Банка России на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

Банк России в случае выявления в деятельности банка угрозы интересам кредиторов и вкладчиков может принять данные решения в случаях, если:

    • учет и отчетность банка признаются Банком России недостоверными;
    • банк в течение 2 месяцев подряд не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России;
    • банк имеет оценку "неудовлетворительно" по одной и той же группе показателей оценки капитала, оценки активов, оценки качества управления банком, оценки ликвидности, 2 месяца подряд.

Банк, в отношении которого введен запрет Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, обязан в 30-дневный срок со дня введения указанного запрета направить в Банк России ходатайство о прекращении права на работу с вкладами.

Таблица 7

Таблица 8.

К доходам от разовых операций относятся прочие доходы за исключением штрафов, пеней, неустоек по операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств, других доходов, относимых к прочим и доходов прошлых лет, выявленных в отчетном году, а также другие операционные доходы от выбытия (реализации) имущества.

Драз = (Итог раздела 7 главы I формы отчетности 0409102) - (символ 17101 формы отчетности 0409102)-(символ 17306 формы отчетности 0409102) - (итог подраздела 2 раздела 7 главы I формы отчетности 04091022) - (символ 16302 формы отчетности 0409102);

К расходам от разовых операций относятся расходы по выбытию (реализации) имущества, судебные и арбитражные издержки, штрафы, пени, неустойки по другим операциям и сделкам прочим (хозяйственным) операциям, платежи в возмещение причиненных убытков, от списания недостач материальных ценностей, денежной наличности, сумм по фальшивым денежным билетам и монетам, а также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности:

Рраз = символ 26307 формы отчетности 0409102 + символ 26407 формы отчетности 0409102 + символ 27102 формы отчетности 0409102 + символ 27103 формы отчетности 0409102 + символ 27301 формы отчетности 0409102 + символ 27302 формы отчетности 0409102 + символ 27303 формы отчетности 0409102+ символ 27307 формы отчетности 0409102.

ФР - финансовый результат банка, тыс.руб.

Показатель структуры расходов (ПД4) - процентное отношение административно-управленческих расходов к чистым доходам (расходам):

, где:

Рау - административно-управленческие расходы, тыс.руб. Представляют собой итог раздела 6 главы II формы 0409102 за исключением судебных и арбитражных издержек, налогов и сборов, относимых на расходы и расходов по выбытию (реализации) имущества:

Рау = Итог раздела 6 главы II формы отчетности 0409102 - символ 26407 формы отчетности 0409102 - символ 26411 формы отчетности 0409102 - символ 26307 формы отчетности 0409102;

ЧД - показатель «Чистые доходы (расходы)» формы 0409807 «Отчет о прибылях и убытках (публикуемая форма)», тыс.руб.

Показатель чистой процентной маржи (ПД5) - процентное отношение (в процентах годовых) чистого процентного дохода к средней величине активов:

, где:

ЧДп - чистые процентные доходы, тыс. руб. Представляют собой разность между процентными доходами (Дп+Дцб) и процентными расходами (Рп):

ЧДп=(Дп+Дцб)-Рп, где:

Дп - процентные доходы по ссудам, тыс.руб. Представляют собой сумму процентных доходов, доходов от оказания услуг по финансовой аренде (лизингу), штрафов, пеней, неустоек, полученных по операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств, доходов прошлых лет, выявленных в отчетном году по операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств, доходов от открытия и ведения ссудных счетов клиентов, доходов от оказания консультационных и информационных услуг в связи с предоставлением ссуд, доходов от восстановления сумм резервов на возможные потери, сформированных под требования по получению процентных доходов:

Дп = (Итог раздела 1 главы I формы отчетности 0409102) - (подраздел 5 раздела 1 главы I формы отчетности 0409102) - (символ 12405 формы отчетности 0409102) - (символ 17101 формы отчетности 0409102) - (код S12101/1.2 формы отчетности 0409110) - (код S12406/1.2 формы отчетности 0409110) - (код S16305/4.1 формы отчетности 0409110);

Дцб - процентные доходы от вложений в ценные бумаги, тыс. руб. Представляют собой сумму процентных доходов от вложений в долговые обязательства (кроме векселей) и доходов от восстановления сумм резервов на возможные потери, сформированных под требования по получению процентных доходов:

Дцб= (подраздел 5 раздела 1 главы I формы отчетности 0409102)+ (код S 16305/4.2 формы отчетности 0409110).

Рп - процентные расходы, тыс. руб. Представляют собой сумму процентных расходов, штрафов, пеней, неустоек, уплаченных по операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств и расходов прошлых лет, выявленных в отчетном году по операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств, увеличенную на величину отчислений в резервы на возможные потери, сформированные под требования по получению процентных доходов:

Рп = (Итог раздела 1 формы отчетности 0409102) + (символ 27101 формы отчетности 0409102)+(символ 27201 формы отчетности 0409102)+ (код S25302/4.1 формы отчетности 0409110)+(код S25302/4.2 формы отчетности 0409110);

Аср - средняя величина активов, тыс. руб. Рассчитывается по формуле средней хронологической (по данным отчетности по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, за все месяцы, начиная с отчетности по состоянию на 1 января и заканчивая отчетностью на дату) на основе показателя «Всего активов» формы отчетности 0409806 «Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)».

Показатель чистого спреда от кредитных операций (ПД6) - разница между процентными (в процентах годовых) отношениями процентных доходов по ссудам к средней величине ссуд и процентных расходов к средней величине обязательств, генерирующих процентные выплаты:

, где:

СЗср - средняя величина ссуд, тыс. руб. Рассчитывается по формуле средней хронологической (по данным отчетности по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, за все месяцы, начиная с отчетности по состоянию на 1 января и заканчивая отчетностью на дату) на основе показателя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.107 с.)