Тема 2. Основные этапы развития философии культуры и их особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основные этапы развития философии культуры и их особенности



 

1. В чем состоит сущность философского подхода к изучению культуры?

а) признание самоценности и значимости всех культур, каждого народа, независимо от того, на каком уровне развития он бы не находился;

б) анализ культуры как системы социальных институтов и механизмов, обеспечивающих формирование человеческой личности и взаимодействия людей в обществе;

в) проникновение в сущность культуры как идеи, обозначающей способ жизнедеятельности человека и общества; выяснение закономерностей и проблем ее формирования,функционирования и развития; оценка ее феноменов как ценностнозначимых для самореализации личности.

 

2. В чем состоит сущность антропологического подхода к изучению культуры?

а) признание самоценности и значимости всех культур, каждого народа, независимо от того, на каком уровне развития он бы не находился;

б) анализ культуры как системы социальных институтов и механизмов, обеспечивающих формирование человеческой личности и взаимодействия людей в обществе;

в) проникновение в сущность культуры как идеи, обозначающей способ жизнедеятельности человека и общества; выяснение закономерностей и проблем ее формирования,функционирования и развития; оценка ее феноменов как ценностнозначимых для самореализации личности.

 

 

3. В чем состоит сущность социологического подхода к изучению культуры?

а) признание самоценности и значимости всех культур, каждого народа, независимо от того, на каком уровне развития он бы не находился;

б) анализ культуры как системы социальных институтов и механизмов, обеспечивающих формирование человеческой личности и взаимодействия людей в обществе;

в) проникновение в сущность культуры как идеи, обозначающей способ жизнедеятельности человека и общества; выяснение закономерностей и проблем ее формирования,функционирования и развития; оценка ее феноменов как ценностнозначимых для самореализации личности.

4. Чей мифологический образ является воплощением идеи «творения культуры»?

а) Геракла; б) Прометея; в) Одиссея.

 

5. Кто из древнегреческих философов особо подчеркивал роль воспитания и образования в формировании человеческой личности (диалог «Протагор»)?

а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель.

 

6. Какое понятие в древнегреческой культуре обозначало явления культуры?

а) техне; б) пайдейя; в) софия.

 

7. Какое понятие в древнегреческой культуре обозначало образованность и воспитанность?

а) техне; б) пайдейя; в) софия.

 

8. В каком значении понятие culturaизначально использовалось в Древнем Риме?

а) возделывание почвы; б) воспитание человека; г) искусство спора.

 

9. Кто впервые использовал понятие «культура» в отношении духовной жизни человека?

а) Платон; б) Аристотель; в) Сенека; г) Цицерон.

 

10. Какие добродетели различает Платон (трактат«Диалоги») как наиболее важные в формировании человека? Как Вы думаете, почему? Как это соотносится с соответствующей культурной эпохой?

а) любовь, нравственность, ответственность, доброта;

б) мудрость, мужество, благоразумие, справедливость;

в) смелость, знания, прозорливость, практицизм.

 

11. Что, по мнению древних греков, отличает эллина от варвара?

а) стремление к свободе; б) любовь к мудрости; в) почитание власти.

 

12. Кто является создателем концепции «humanitas» (человеческое достоинство, человечность)?

а) Сократ; б) Цицерон; в) Сенека.

 

13. В какой культуре было сформировано понятие «Высшего разума» и «Высшей справедливости»?

а) мифологической; б) античной; в) средневековой.

 

14. Ч то обозначает понятие «культ» в средневековой культуре?

а) обрядовость; б) выражение любви к Богу; в) выражение страха перед Богом.

 

15. В чем состояло счастье человека в понимании средневековой культуры?

а) в гармонии с миром; б) в познании Бога; в) в познании мира.

 

 

16. В учении какого средневекового мыслителя было обосновано новое понятие художественной красоты и возвышенного: материально красивая форма представлялась выражением духовных преимуществ?

а) А. Августина; б) П. Абеляра; в) Ф. Аквинского.

 

17. В учении какого средневекового мыслителя утверждалась созидательная роль искусства: особое значение придавалось морали, которая дает направление всей жизни человека и конкретную цель для каждого произведения искусства.

а) А. Августина; б) П. Абеляра; в) Фомы Аквинского.

 

18. В чем заключается главная особенность культуры эпохи Возрождения?

1) ориентация на мифологические сюжеты, связанные с происхождением мира и человека;

2) ориентация на разум и просвещение как критерий и основу развития человека и общества;

3) ориентация на идею самоценности человеческой личности, ее достоинство, креативность и свободу.

 

19. Определите основные идеалы культуры и искусства Итальянского Возрождения:

а) высокая духовность и моральность человека;

б) ценность и красота человеческой личности и окружающего мира, их гармония;

в) добропорядочность, рассудительность, скромность, честность и ответственность человека.

 

20. Определите основные идеалы культуры и искусства Северного Возрождения:

а) высокая духовность и моральность человека;

б) ценность и красота человеческой личности и окружающего мира, их гармония;

в) добропорядочность, рассудительность, скромность, честность и ответственность человека.

 

21.Кто является автором труда «О достоинстве человека», в котором человек трактовался как микрокосмос, соединяющий в себе три части мира – начало элементное (состоящее из четырех элементов – стихий земли, воды, воздуха и огня), начало земное и начало небесное?

а) Л. Б. Альберти; б) Д. Пико делла Мирандола; в) Д. Бруно.

 

22. Кто из мыслителей культуры Возрождения считал (трактат «О мудреце»), что мир – это большой человек. Поэтому к пониманию себя человек приходит через познание и творение мира, так как имеет способность «своими потенциями, тенями, формами, образами и смыслами заполнять пустоты, оставленные в природе».

а) Л. Б. Альберти; б) Д. Пико делла Мирандола; в) Ш. де Бовель.

 

23. В чем заключается главная особенность новоевропейской культуры XVII - XVIII веков, в том числе культуры эпохи Просвещения?

а) ориентация на мифологические сюжеты, связанные с происхождением мира и человека;

б) ориентация на разум и просвещение как критерий и основу развития человека и общества;

в) ориентация на идею самоценности человеческой личности, ее достоинство, креативность и свободу.

 

24. Как вы понимаете знаменитое учение Френсиса Бэкона (1561-1626) об «идолах», направленное на очищение наших знаний от заблуждений. По Бэкону, такими идолами являются:

· врожденные «идолы рода» (tribus) – неправильное понимание данных органов чувств;

· «идолы пещеры» (speсus) – ограниченность повседневного, субъективного опыта человека;

· «идолы рынка, или площади» (fori) – фикции, порожденные социальной коммуникацией;

· «идолы театра» (theatri) – иллюзии, порожденные слепым доверием к авторитетам.

Какой культурологический смысл имеет это учение?

 

25. В чем сущность знаменитого спора, возникшего между деятелями культуры Франции в к. XVII – нач. XVIII вв., о достоинствах древней (Буало, Расин, Лафонтен и др.) и новой (Ш. Перро, К. Перро, Фонтенель, ла Мот и др.) культур? В чем его историософский смысл?

Как Вы понимаете диалектику идеально-нормативного и жизненно-эмпирического в культуре как системе смыслов?

 

 

26. Кто является автором знаменитого изречения «Сogitoergosum» (я мыслю, следовательно, я существую), который считал, что человек лишь усилиями своего собственного разума способен постичь истину? В чем культурфилософский смысл этого утверждения?

а) Ф. Бэкон; б) Т. Гоббс; в) Р. Декарт.

 

27. В чем сущность педагогической системы Джона Локка? Как в ней отразились культурфилософские идеи того времни?

 

28. Кто ввел в философию культуры проблематику «естественное (природное) – искусственное (культурное)»?

а) Т. Гоббс; б) Дж. Локк; в)Р. Декарт.

 

29. В чем видели противоречие разума и чувства теоретики «моральной философии»

Э. Шефтсбери (Э. Э. Купер) и Ф. Хатчесон?

 

 

30. Как, с точки зрения Дэвида Юма (1711-1776), на мораль индивида влияет общество? В чем это выражается и как выражается в культуре?

 

31. Кто ввел в науку XVIII в. понятие «философия истории» (труд «Философия истории»)?

а) Ж.-Ж. Руссо; б) Ф. Вольтер; в) Д. Вико.

 

32. В чем состоит культурфилософский смысл принципа историзма?Приведите примеры его применения для анализа феноменов культуры.

 

33. В чем состоит главная идея новоевропейского гуманизма XVIII века?

а) автономия личности, обусловленная ее естественными и гражданскими правами;

б) гармония человека и окружающего мира;

в) отражение в человеке наивысших нравственных ценностей.

 

34. Кто из французских просветителей XVIII века первый поставил вопрос о цене общественного прогресса и считал, что во все времена и у всех народов с подъемом наук и искусств деградировала нравственность? В частности, он утверждал, что «искусства обязаны своим происхождениемнашим порокам». Как Вы думаете, справедливо ли это утверждение?

а) Ж.-Ж. Руссо; б) Ф. Вольтер; в) Дж. Вико.

 

35. Что такое «сентиментализм» как направление западноевропейского искусства XVIII века? В чем его культурфилософский смысл и значение для понимания современного искусства?

 

36. Творчество какого просветителя является вершиной европейского сентиментализма, который доминантой человеческой природы считал чувство, а не разум, и основой существования личности – высвобождение и совершенствование «естественных» чувств («Юлия, или Новая Элоиза»)?

а) Ж.-Ж. Руссо; б) Ф. Вольтер; в) Д. Вико.

 

37. Кто в XVIII веке сформировал общефилософскую теорию культурно-исторического процесса взаимодействия природы и культуры (труд «Идеи к философии истории человечества»)?

а) Д. Вико; б) И. Гердер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

38. Кто развивал теорию национальной, этнической культуры, отражающей природные условия жизнедеятельности и духовные особенности конкретного народа (труд «О немецком характере и искусстве»)?

а) Д.Вико; б) И. Гердер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

39. Кто из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения считал, что мир природы и мир истории (культуры) устроены по- разному, а потому должны изучаться различными методами? Исходя же из того, что достоверно человеку известно лишь то, что он сделал сам (verum=factum), то лишь исторические знания он считал достоверными, а естественные – лишь правдоподобными.

а) Д. Вико; б) И. Гердер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

40. Укажите, кто из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения (труд «Исповедь») выдвинул идеи, принципиальные для философии культуры и истории, заключающиеся в следующем:

· культурно-исторический процесс внутренне противоречив (пороки и добродетели происходят из одного источника и прогресс одних ведет к прогрессу других);

· культурно-исторический процесс необратим;

· природа человека не является вечной и неизменной, а зависит от историко-культурных условий.

а) Д. Вико; б) И. Гердер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

41. Кто из немецких просветителей развивал концепцию культуры в противовес понятию «натура» (природа) и объяснял специфику культуры, исходя из следующих позиций:

  • культура – сверхприродный результат исторического процесса;
  • культура – совокупность человеческих навыков и умений;
  • человек формируется в культуре – именно она делает человека человеком.

а) Д. Вико; б) И. Гердер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

42. Что, согласно представителям английского Просвещения (Э. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Ф. Хатчесон и др.) является источником красоты и искусства?

а) физическая красота человека;

б) гармония природы;

в) бескорыстное моральное чувство человека.

 

43. Кто из представителей английского Просвещения считал, что пороки людей стимулируют развитие культуры, а ограничивать пороки и развивать добродетели может только разумная политическая власть (аллегорическая сатира «Басня о пчелах»)?

а) Э. Шертсбери; б) Д. Юм; в) Б. Мандевиль.

 

44. Кто из французских просветителей (труд «О духе законов») выдвинул идею взаимосвязи природной среды, общества и культуры, и считал, что душевный склад народа определяет географическая среда – климат, почва и рельеф?

а) Ш. Монтескье; б) Ф. Вольтер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

45. Кто из представителей французского Просвещения считал, что прямой связи между культурой и географическими условиями нет, и культура имеет собственные внутренние законы функционирования и развития – историю делают люди («Опыт о нравах и духе народов»)?

а) Ш. Монтескье; б) Ф. Вольтер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

46. Кто из представителей французского Просвещения считал, что понять духовный облик нации возможно лишь учитывая все: культуру, науку, философию, искусство, право, быт и т.п.?

а) Ш. Монтескье; б) Ф. Вольтер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

47. Кто из представителей французского Просвещения впервые высказал идею о том, что развитие цивилизации наносит вред нравственности, вытесняя естественную доброту, простоту и гармонию с природой («Рассуждения о науках и искусствах»)?

а) Ш. Монтескье; б) Ф. Вольтер; в) Ж.-Ж. Руссо.

 

48. Кто впервые ввел в научный обиход понятие «цивилизация» (трактат «Друг людей», 1756)?

а) В. Мирабо; б) Ж.-Ж. Руссо; в) Ф. Вольтер.

 

49. Кто впервые из французских просветителей предложил в рамках нового жанра «мещанской драмы» («Парадокс обактере») перейти к воспитанию публики через театральный анализ культурно-социальных конфликтов и создания «драмы положений» (т.е. типических объективных ситуаций)?

а) Д. Дидро; б) Ж. Кондорсе; в) Ф. Вольтер.

 

50. В какой стране произошло формирование во 2-ой пол. ХVІІІ в. философии культуры как отдельного направления в развитии философской мысли?

а) Франция; б) Германия; в) Англия.

 

51. Прокомментируйте выражение И. Канта: «Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) – это культура». Почему мир свободы Кант считал миром культуры?

 

52. И. Кант считал, что мир природы и мир свободы (культуры) соединяет великая сила Красоты (сила искусства), а высшее проявление культуры – это ее эстетическое проявление в прекрасном и возвышенном (труд «Наблюдение над чувством возвышенного и прекрасного», 1764). Прокомментируйте и приведите соответствующие примеры.

 

53. «Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Все это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога», писал И. Кант.

О какой функции религии как феномене культуры идет речь? И какова роль религии в развитии культуры.

 

54. Кто считал, что культура – это средство воплощения моральности, и произнес известную фразу: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом и не перестают удивлять меня: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас»?

а) Г.Ф. Гегель; б) Ф. Ницше; в) И. Кант.

 

55. Что такое «категорический императив» по Канту?

а) всеобщий закон поведения;

б) всеобщий закон мышления;

в) всеобщий закон развития природы.

 

56. «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства», писал И. Кант.

Что он имел ввиду? И почему высшей целью развития культуры он считал правовое гражданское общество?

 

 

57. Кто является автором трактата «Философское исследование о происхождении идей возвышенного и прекрасного» (1757 г.), в котором было положено начало противопоставлению категорий «возвышенное» и «прекрасное»?

а) И. Кант; б) Ф. Шиллер; в) Э. Берк.

 

58. Известный представитель немецкой философии культуры Ф. Шиллер утверждал, что лишь в «эстетическом государстве» могут быть осуществлены свобода и равенство, и только красота способна придать человеку общественные качества (труд «Письма об эстетическом воспитании человека»). Как вы это понимаете?

 

59. Кто ввел в проблемное поле философии культуры теорию игры и изучал ее эстетическую природу?

а) Ф. Шиллер; б) И. Кант; в) Г.Ф. Гегель.

 

60. Как Вы понимаете слова Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет»?

 

 

61. Кто утверждал, что «все действительное разумно, а все разумное – действительно»? Как Вы это понимаете?

а) Ф. Шиллер; б) И. Кант; в) Г.Ф. Гегель.

 

62. «В выявлении всеобщности мышления, полагал Гегель, и состоит абсолютная ценность культуры». Он также утверждал, что «сущностью духа является мышление…Искусство же…не является высшей формой духа, но получает свое подлинное подтверждение лишь в науке». Согласны ли Вы с этим? В чем ограниченность концепции Гегеля?

 

63. Как Вы думаете, почему теоретик и практик романтизма Э. Гофман оценивал искусство как единственно «органичную» форму культуры, как ее идеал, а другие формы культуры он воспринимал как насилие над природой человека?

 

64. Герменевтик Ф. Шлейермахер считал, что понимание всего предметного (феноменального) мира возможно через анализ символов и языка. В этом процессе незаменима роль искусства, которое путем «бесконечной игры рассудка и воображения», благодаря фантазии – «свободной игре представлений», делает неповторимое бытие человека доступным и понятным другим людям. «Искусство есть «свободное продуцирование чувства», – писал он, – а вместе с тем – аналог и образец герменевтического вживания». Как Вы это понимаете? Приведите примеры.

 

65. Кто основал традицию понимания языка как некой базисной структуры, моделирующейсмыслы в культуре и порождающей из себя и мышление, и художественное творчество?

а) О. Конт; б) М. Лацарус; в) В. фон Гумбольдт.

 

66. Исходя из приведенной цитаты, определите различие символа и знака: «Если окно – свет, икона – небесное видение, лес – тайнопись, а птица – тварь, свидетельствующая о Славе Творца, мы стоим на почве символического видения мира. Когда же окно – дерево и стекло, икона – расписанная доска, лес – несколько миллионов кубометров дров, а птица – всего лишь гетеротроф(организм, питающийся готовыми органическими веществами),мы вправе говорить о всевластном господстве знака» (Лебедев Е.)

 

 

67. Кто является автором работы «О понятии и возможности психологии народов» (1857), в которой обосновал необходимость изучения культуры народа и его «духа», производного от психологии индивида, но имеющего собственный статус?

а) О. Конт; б) М. Лацарус; в) В. фон Гумбольдт.

 

68. Кто является «отцом» современной психологии и считал, что «психология народа» – это такая же реальность, как и психология отдельного человека, и она является результатом совместной жизни и взаимодействий людей, от которых происходят язык, мифы (религия) и обычаи (мораль) (автор 10-ти томного соч. «Психология народов», 1900-1929)?

а) В. Вундт; б) М. Лацарус; в) М. Мюллер.

69. Кто является автором известного труда «Мир как воля и представление» (1818), и считал, что в сфере теории познания главную роль играет научная доказательность, а в философии – эстетическая интуиция гения: «Философия – это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что ее искали на дороге науки вместо того, чтобы искать ее на дороге искусства».

а) В. Вундт; б) А. Шопенгауэр; в) В. Дильтей.

 

70. Кто из немецких мыслителей ХІХвека сущность человека и культуры видел прежде всего в их социальности, и утверждая, что и не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание, и что культура детерминирована экономическим базисом? Согласны ли Вы с этим?

а) В. Вундт; б) Э. Гофман; в) К. Маркс.

 

71. А. Шопенгауэр осмысливал культуру как сферу регуляции человеческого существования категорическими императивами морали, а основной задачей философии считал осмысление нравственного миропорядка как основы физического. При этом культуру он наделял репрессивными функциями подавления естественных проявлений жизни (желаний, страданий, печали и т.п.). В чем ограниченность этой теории?

 

72. Кто из представителей «философии жизни» различал два начала в культуре и искусстве – аполлоновское и диониссийское(т.е. рационально-упорядоченное и чувственно-иррациональное), борьба которых формирует трагическое мировосприятие человека? Как Вы думаете, почему?

а) А. Шопенгауэр; б) З. Фрейд; в) Ф. Ницше.

 

73. Укажите соответствующие характеристики:

Аполлоническое начало в культуре – это:

 

 

Диониссийское начало в культуре – это:

 

 

а) иррациональное; ж) гармоническое;

б) рациональное; з) хаотичное;

в) непредсказуемое; и) страстное;

г) закономерное; к) сдержанное;

д) стихийное; л) динамическое;

е) упорядоченное; м) уравновешенное.

 

 

74. Кто из немецких мыслителей ХІХвека считал, что естественнонаучный, причинно-следственный метод постижения мира не подходит для исследованиякультуры и общества, изучать которые прежде всего следует посредством такого метода, как понимание(целей и мотивации деятельности людей)?

а) В. Вундт; б) А. Шопенгауэр; в) В. Дильтей.

 

75. Кто первый в ХІХвеке провозгласил возможность и необходимость применения естественно-научных методов к изучению и преобразованию общества и культуры?

а) А. де Сен-Симон; б) О. Конт; в) Э. Дюркгейм.

 

76. Как Вы думаете, прав ли, и если прав – почему, А. де Сен-Симон, считая, что «когда приступят непосредственно к работе по установлению системы общественного блага, то в этом великом деле люди искусства, люди с богатым воображением пойдут впереди»? Аргументируйте свой ответ.

77. Кто является создателем «позитивной науки» об обществе и полагал, что изучать культуру и общество нужно в двух направлениях: во-первых, как социальную статику, т.е. наличный уровень цивилизации и ее структурные элементы; во-вторых, как «социальную динамику», т.е. процессы движения и изменения?

а) А. де Сен-Симон; б) М. Вебер; в) О. Конт.

 

78. В чем состоит сущность идеи эволюционизма (2 из 5)?

а) все культуры развиваются от простого к сложному, и народы и их культуры могут находиться на разных стадиях этого прогресса;

б) в культуре ничто не умирает – любая культура «подпитывается» прошлыми культурными достижениями;

в) культура развивается благодаря целенаправленной жизнедеятельности человека;

г) культура – это продукт развития общества, формирующего систему ценностей и институтов;

д) развитие культуры и личности – это два взаимосвязанных процесса.

 

79. Кто из известных ученых ХІХ века являются представителями теории эволюционизма (3 из 5)?В чем смысл этой теории?

а) Э. Дюркгейм; б) Э. Тайлор; в) Л. Морган; г) О. Конт; д) Г. Спенсер.

 

80. Кто является автором теории «идеальных типов» –людей, образцов и образов культуры, теоретических смысловых конструкций, которые «накладываются» на те или иные явления реальной действительности?

а) Э. Дюркгейм; б) Л. Морган; в) М. Вебер.

 

81. Как понималась культура представителями «философии жизни» (А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, Г. Зиммелем, О. Шпенглером и др.)?

а) как процесс объективирования человеческого творчества, постигаемого прежде всего интуитивно, внутренними переживаниями;

б) как процесс отражения жизненноважных интересов человека в идеях и теориях соответствующей культуры;

в) как процесс создания человеком жизненнокомфортного искусственного мира в условиях мира природы.

 

82. Кто является автором понятия «душа культуры» и всемирно известного труда «Закат Европы»? В частности, он писал: «Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее…; культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания: таков язык, которым только и может поведать душа, как она страдает».

а) О. Шпенглер; б) А. Шопенгауэр; в) Ф. Ницше.

 

83. К ому принадлежат следующие слова: «Каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре»? Согласны ли Вы с этим утверждением?

а) О. Шпенглер; б) А. Шопенгауэр; в) Ф. Ницше.

 

84. О. Шпенглер выделил «аполлонический», «магический» и «фаустовский» типы души. Установите их определения.

 

1) аполлонический- а) душа средневековой

арабской культуры, возникшей

между тигром и Нилом, Черным

морем и Южной Аравией; она

отмечена своими алгеброй,

астрономией, алхимией,

священными книгами персидской,

индийской, христианской религий;

2) магический- б) душа западноевропейской культуры,

расположенной на северных равнинах

и связанной с рождением романского

стиля Х ст;

3) фаустовский-в) душа античной культуры, избравшей

чувственное тело идеальным типом

пространства.

 

85. Почему О. Шпенглер считал появление цивилизации гибелью культуры – «воцаряется мозг, так как душа вышла в отставку»? Прав ли он?

 

 

86. О. Шпенглер считал, что культура национальна, а цивилизация – интернациональна; культура наполняет время живыми смыслами, а цивилизация – пространство вещами и техникой, массовым присвоением и потреблением. Поэтому цивилизация – закономерный и неизбежный конец культуры. Как Вы это понимаете? Прав ли О. Шпенглер?

 

87. Кто считал, что история культуры может иметь различные варианты развития, поскольку культура – это процесс формирования творческим духом «ответов» на те «вызовы», которые он получает от природы, общества и внутренней бесконечности самого человека, а на один и тот же «вызов» могут быть даны различные «ответы»?

а) О. Шпенглер; б) А. Тойнби; в) А. Швейцер.

 

88. Кто критерием уровня развития культуры считал не технический прогресс, а степень развития гуманизма как уважения к свободной творческой индивидуальности (защитил три диссертации: по философии, теологии и медицине)?

а) О. Шпенглер; б) А. Шопенгауэр; в) А. Швейцер.

 

89. В чем состоит сущность философии культуры в экзистенциалистском понимании?

а) в анализе взаимоотношений человека и природы;

б) в анализе переживаний человеком своего уникального бытия в мире и культуре;

в) в анализе основополагающих ценностей человечества.

 

90. Один из крупнейших представителейэкзистенциализма Карл Ясперс считал, что подлинная самость человека проявляется только в его свободе: «или человек как предмет исследования, или человек как свобода». Как Вы это понимаете?

 

 

91. Крупнейший представитель экзистенциализма К. Ясперс так писал о роли искусства в культуре: «Мы видим вещи такими, какими нас учит видеть искусство… Мы воспринимаем природу и человека так, как нам раскрывает их сущность пластика, рисунок, живопись». Как вы это понимаете? Приведите примеры.

 

 

92. Какая категория находится в центре философии экзистенциалиста М. Хайдеггера?

а) время; б) сознание; в) душа; г) бытие; д) природа.

 

93. Кто является автором трактата «Экзистенциализм – это гуманизм»?

а) А. Камю; б) Ж.-П. Сартр; в) К. Ясперс.

 

94. Кто является автором известного изречения: «Человек, будучи приговорен к свободе, несет тяжесть мира целиком на своих плечах» (труд «Бытие и Ничто»)?В чем состоит сущность экзистенциализма?

а) А. Камю; б) Ж.-П. Сартр; в) К. Ясперс.

 

95. А. Камю считал, что творчество делает жизнь человека осмысленной. Защищая и расширяя сферу эстетического, поддерживая красоту, мы возрождаем в человеческом обществе ценности, которые утверждают достоинство человека.

Искусство осмысливается им как тот феномен, в общении с которым у человека открывается возможность хотя бы временно преодолеть ощущение своей случайности в мире. Как вы это понимаете?

 

96. А. Камю так сформулировал свое жизненное кредо: «Из абсурда жизни я вывожу следующие три ключевых принципа: мою свободу, мое страдание, мое восстание». Как Вы это понимаете?

 

97. В чем состоит сущность теории психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг)?

а) в учении о бессознательном и его динамическом воздействии на ментальные структуры личности;

б) в учении о влиянии сознания человека на процесс его социализации;

в) в учении о влиянии материального, экономического базиса на духовную культуру общества.

 

98. Что такое сублимация в теории З. Фрейда?

а) борьба подсознательного («не-я») с культурными нормами и идеалами («сверх-я»);

б) борьба двух основных инстинктов: либидо и танатос;

в) воплощение запретных влечений в культурно допустимых формах.

 

99. Что такое «архетипы коллективного бессознательного» в теории К. Юнга?

а) продукт биологического и культурного развития многих поколений, бессознательные первичные модели поведения человека;

б) нормы общения людей в обществе;

в) типические модели поведения личности в определенной культуре.

 

100. К. Юнг выделил пять центральных архетипов души, впитывающих свое содержание из культурных сюжетов. Установите их значение.

1) «Самость» а) маска, которая инсценирует

индивидуальность, но является всего

лишь ролью, сыгранной

коллективной психикой;

2) «Тень» б) представитель противоположного пола

в душе женщины – «внутренний

образ мужчины в женщине»

(логика, разум, воля к власти);

3) «Анима» в) центральный архетип, «стержень»

человеческой личности как целостности. Это

оптимальное равновесие

сознательного и бессознательного;

4) «Анимус» г) представитель противоположного

пола в душе мужчины – «внутренний

образ женщины в мужчине»

(эмоциональность, эротичность,

родственность);

5) «Персона» д) архетип, связывающий сознание с

бессознательным – это «страж

бессознательного», того, что

вытеснено из сознания, но

воздействует на него.

 

101. Что такое герменевтика?

а) искусство ведения споров, построения доказательств;

б) теория творчества как движущей силы развития культуры;

в) искусство понимания и толкования значений культуры, (тексты – это все объекты культуры, представляющей собой совокупность текстов, которые «поддаются» пониманию).

 

102. Представитель герменевтики Х.-Г. Гадамер утверждал, что идеал исторического понимания коренится не в том, чтобы познать, как вообще развиваются люди, народы, государства, а в том, чтобы понять, каков этот человек, этот народ, это государство и т.п. Как Вы это понимаете?

103. Кто ввел понятие «герменевтического круга»?

а) В. Дильтей; б) Ф. Шлейермахер; в) Х.-Г. Гадамер.

 

104. Что такое «герменевтический круг»?

а) процесс понимания текстов культуры, который начинается с рассмотрения текста в контексте соответствующей эпохи, жанра, а потом переходит к пониманию текста как воплощения духовной жизни автора, которая также является частьюэтой исторической эпохи (т.е. движение от общего к частному и обратно);

б) процесс понимания текстов культуры, заключающийся в разделении соответствующего феномена на составляющие части, которые познаются отдельно, а потом на основе этого синтезируется общее знание об объекте.

 

105. Кто основал философское направление интуитивизма?

а) Х.-Г. Гадамер; б) А. Бергсон; в) М. Шелер.

 

106. В чем состоит сущность интуитивизма?

а) рассмотрение интуиции как высшей формы познания, которое происходит в результате полного слияния субъекта с динамической, духовной сущностью мира, переживания происходящего;

б) рассмотрение интуиции как процесса наблюдения субъекта за явлениями окружающего мира и получения знания в результате внезапного «озарения»,

 

107. Как понимается язык в теории структурализма?

а) как система символов и знаков;

б) как система правил, кодов, обеспечивающих коммуникацию членов определенного коллектива;

в) как проявление логических способностей человека.

 

108. Кто из представителей структурализма считал, что универсальность человеческой природы заложена в подсознании, лишь исследуя которое можно получить объективное знание о человеке?

а) К. Леви-Стросс; б) Р. Барт; в) М.Фуко.

 

109. Как Вы понимаете известное изречение М. Фуко: «человек умирает – остаются структуры»? Как это воплощается в культуре? Приведите примеры.

 

110. Э. Кассирер в работе «Введение в философию культуры» утверждает: «Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме… Человек уже не противостоит реальности непосредственно, он не сталкивается с ней лицом к лицу. Физическая реальность как бы удаляется по мере того, как растет символическая активность человека». Как Вы это понимаете? Приведите примеры.

 

111. Кто первый сформулировал понимание игры как основного организующего принципа всей человеческой культуры? (труд «Человек играющий»).

а) Г. Гессе; б) Ж. Деррида; в) Й. Хейзинга.

 

112. Как Вы понимаете утверждение У. Эко, что «постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности»?

 

 

113. Определите основные характеристики культуры и искусства постмодернизма:

а) неопределенность;

б) фрагментарность;

в) целостность;

г) отказ от канонов;

д) ориентация на классические идеалы;

е) интерес к пограничным ситуациям;

ж) перфоманс (представление);

з) иносказание;

и) реалистические сюжеты.

 

114. Что обозначает понятие «симулякр» (Ж. Бодрияр)? Приведите примеры.

а) замена реального знаками (признаками) не реального; б) художественный образ;

в) архитектурная деталь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.283 с.)