Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Философия культуры как направление философского осмысления мира
1. Что обозначает слово «философия»: а) любовь к знанию; б) любовь к человеку; в) любовь к мудрости.
2. Кто первым в истории культуры во 2-ой половине VI в. до н.э. употребил понятие «философ», назвав так себя и уточнив при этом, что «философы жадны не к славе и наживе, а к одной только истине»? а) Сократ; б) Платон; в) Пифагор; г) Демокрит; д) Аристотель.
3. Что является предметом философии как науки и мировоззрения? а) преимущественно рационально-теоретическое, умозрительное осмысление отношений «человек –мир», поиск смысла человеческой жизни, места и роли человека во Вселенной, его сущности, а также оценка происходящего; б) рационально-теоретическое осмысление взаимоотношений культуры и природы, культуры и общества, культуры и человека; в) рационально-теоретическое осмысление практической деятельности человека, оценка ее последствий.
4. Известный французский философ ХХ в. Анри Бергсон (1859-1941) определял философию как науку, которую конституирует тяга к «безусловному» и «абсолютному». Как Вы это понимаете? В чем специфика философии?
5. Анри Бергсон писал: «Рискуя разойтись с расхожим мнением, скажу, что философский метод, по-моему, близок к приемам здравого смысла, ибо всякое подлинно философское учение связано с принципами и основано на фактах, хотя его невозможно ни строго свести к этим фактам – ведь оно выходит за их пределы, – ни полностью вывести из этих принципов, ибо они ему подчинены». Как Вы это понимаете? 6. Как Вы думаете, почему известный философ Мераб Мамардашвили (1930-1990) писал, что «философия начинается с удивления», а известный российский философ XIXв. Павел Флоренский (1882-1937) писал, что «изумляющийся» апостол Фома – символическая фигура философии»?
7. Дайте ответы на основные вопросы философии, сформированные Иммануило Кантом (1724-1804) в XVIII ст.: а) Что я могу знать? (познавательный тип отношения человека к миру):
б) Что я должен делать? (практический тип отношения человека к миру):
в) На что я могу надеяться? (ценностный тип отношения человека к миру):
г) Для чего я живу? (смысловой тип отношения человека к миру):
8. Охарактеризуйте особенности философского знания: а) метафоричность и символичность языка:
б) критичность:
в) диалогичость:
г) мировоззренческий смысл:
д) антропологический и гуманистический характер:
е) ценностное содержание:
ж) умозрительный способ объяснения:
9. Как Вы понимаете определение смысла философии, которое дал известный французский философ ХХ в. Морис Мерло-Понти (1908-1961):«Тайна философии … заключается в том, что она, как и сама жизнь, стоит лицом к лицу с Я, с «другими» и с истиной. И только эти моменты служат ее обоснованием. Философ полагается только на них. Он никогда не согласится ни идти против людей, ни направлять людей против Я или против истины, а истину – против людей или против Я. Он хотел бы быть везде и всюду, рискуя оказаться нигде». Как это относится к философии вообще философии культуры в частности?
10. Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) называл философию «живой душой культуры». Как Вы думаете, почему?
11. Как Вы понимаете словаукраинского философа И.В. Карпенко: «Философски знать, понять и осмыслить – это значит открыть человеку возможность не только знать, но и определенным образом действовать». О какой функции философии идет речь?
12. Как Вы понимаете слова И.В. Карпенко: «Философия становится связующим звеном культуры, когда вырабатываемые ею теоретические принципы реализуются в активной жизненной позиции провозглашающего их человека. Для философии повседневный, жизненный опыт людей чрезвычайно важен. Философия имеет одной своих задач выдвижения системы ценностных ориентиров, по которым должны жить человек и общество». О какой функции философии в культуре идет речь? С этой позиции проанализируйте фильмы «Философы: Урок выживания» (2013) и «917» (2006).
13. Охарактеризуйте основные аспекты изучения культуры как социального явления. Приведите соответствующие примеры. а) генетический аспект (культура как продукт развития общества, принципиально отличающийся от природы, а также процесс преемственного развития исторически-конкретных форм жизнедеятельности человека): б) гуманистический аспект (культура как развитие духовных, творческих способностей человека, воплощение его сущностных сил):
в) гносеологический аспект (культура как совокупность знаний и практических навыков человечества достигнутых в процессе освоения мира):
г) социологический аспект (культура как деятельность исторически конкретного социального субъектав системесоответствующих социальных отношений):
д) нормативный аспект (культура как система норм, правил, ориентиров поведения людей, их представлений о должном и необходимом и т.п.):
е) аксиологический аспект (культура как система ценностей, прежде всего – духовных):
ж) социально-психологический аспект (культура как совокупность осознаваемых и неосознаваемых убеждений,процедур и способов поведения, чувствований и эмоций, общих для определенной группы людей):
з) философский (культура как универсальный результат и пространство жизнедеятельности человека– с одной стороны, и условие формирования и развития самого человека – с другой):
14. Кто ввел в научный обиход понятие «философия культуры»?
а) Генрих Гейне; б) Адам Мюллер; в) Фридрих Шиллер.
15. Когда возникает философия культуры?В чем историческая особенность ее возникновения? а) в XVIII в. в философии французского Просвещения; б) на рубеже XIX-XX вв., в немецкой философской мысли; в) в ХХ в., в американской философии модернизма. 16. М. Мамардашвили писал: «Человек – искусственное существо. Это значит, что в том человеческом, которое он в себе несет, он не есть природное существо (в нашем понимании – биологическое). Человеческое в человеке не от природы … В природе нет такого фундамента, который порождал бы человеческое в человеке». Как эти слова можно применить к искусствуи к анализу его природы? Какие особенности культуры можно определить, исходя из этого? Приведите примеры. 17. Дайте правильный ответ. Философия культуры изучает: а) многообразные проявления культуры, ее связь с природой и обществом, закономерности ее развития; б) специфику национальной культуры, роль культуры в развитии этноса и нации; в) возможность существования и познания культуры как универсальной идеи, принципы, закономерности и особенности ее развития, сущность и роль в жизнедеятельности личности и общества, значение для самореализации сущности и творческих сил человека, ее смысл и ценность не только как существующего, но и «должного» бытия.
18.П.В. Копнин отмечал, что «в идее предмет отражается в аспекте идеала, т.е. не только таким, каким «он есть», но и каким «должен быть». Если исходить из того, что предметом философии культуры является не культура как процесс и совокупность результатов духовной и материальной деятельности человека, а идея культуры, то как Вы это понимаете применительно к предмету философии культуры?
19.О какой функции философского познания культуры идет речь в изречении известного испанского философа и социолога Хосе Ортеги-и-Гассета: «Все то, что в этом реальном мире мы находим сомнительным или недостаточно полным, вынуждает нас воссоздавать идеи о нем. Эти идеи формируют «внутренние миры», в которых мы живем, сознавая, что они – наше изобретение»?
20.О каком качестве человеческой жизнедеятельности идет речь в данном высказывании Х. Ортега-и-Гассета, и как это определяет специфику философии культуры: «Мы реагируем на реальный мир не только научными или философскими идеями. Мир познания – это лишь один из многих внутренних миров. Наряду с ним существует мир религии, мир поэзии, мир sagesse (фр. – мудрости) или «жизненного опыта»?
21.Выберите соответствующие характеристики (из предложенных). Философское знание по преимуществу:
Культурологическое знание по преимуществу:
(а) емкое; б) собирательное; в) комплексное; г) интерактивное; д) абстрактное; е) описательное; ж) индуктивное; з) дедуктивное; и) универсальное; к) конкретно-определенное; л) эмпирическое; м) теоретическое).
22.Продолжите предложения: Понятие культуры фокусирует внимание на: Понятие цивилизации фокусирует внимание на: а) духовных началах жизнедеятельности человека; б) на материальных началах жизнедеятельности человека.
23. Известный американо-английский критик ХХ ст. Томас Элиот в свое время сформулировал известный вопрос, отразивший общую специфику духовной культуры ХХ века: «Где мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради сведений?». Как Вы думаете, о каких явлениях современной культуры и цивилизации идет речь? 24. Определите проблемы развития современной культуры и ее философского осмысления, исходя из ниже приведенных высказываний. Почему необходимо равновесие культуры и цивилизации? а) Р.Эмерсон: «Вещи оседлали человека и гонят его вскачь»; б) П. Сорокин: «Наука вместо того, чтобы служить богу творчества, служит дьяволу разрушения»; в) Г. Зиммель: «Процессы демократизации вступают в противоречие со стремлением индивида в противоречие противостоять омассовлению»; г) В. Миронов: «Коммуникация подчиняет себе культуру»; д) С. Капица: «Неустроенность и отсутствие времени на то, что закрепляется в области культуры традицией, несомненно, отражаются в распаде морали, искусстве и идеологиях нашей эпохи. Так при дефиците времени на формирование и распространение новых идей иногда происходит откат к идеям прошлого».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.173 (0.017 с.) |