Тема 1. Философия культуры как направление философского осмысления мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия культуры как направление философского осмысления мира



 

1. Что обозначает слово «философия»:

а) любовь к знанию;

б) любовь к человеку;

в) любовь к мудрости.

 

2. Кто первым в истории культуры во 2-ой половине VI в. до н.э. употребил понятие «философ», назвав так себя и уточнив при этом, что «философы жадны не к славе и наживе, а к одной только истине»?

а) Сократ; б) Платон; в) Пифагор; г) Демокрит; д) Аристотель.

 

3. Что является предметом философии как науки и мировоззрения?

а) преимущественно рационально-теоретическое, умозрительное осмысление отношений «человек –мир», поиск смысла человеческой жизни, места и роли человека во Вселенной, его сущности, а также оценка происходящего;

б) рационально-теоретическое осмысление взаимоотношений культуры и природы, культуры и общества, культуры и человека;

в) рационально-теоретическое осмысление практической деятельности человека, оценка ее последствий.

 

4. Известный французский философ ХХ в. Анри Бергсон (1859-1941) определял философию как науку, которую конституирует тяга к «безусловному» и «абсолютному». Как Вы это понимаете? В чем специфика философии?

 

 

5. Анри Бергсон писал: «Рискуя разойтись с расхожим мнением, скажу, что философский метод, по-моему, близок к приемам здравого смысла, ибо всякое подлинно философское учение связано с принципами и основано на фактах, хотя его невозможно ни строго свести к этим фактам – ведь оно выходит за их пределы, – ни полностью вывести из этих принципов, ибо они ему подчинены». Как Вы это понимаете?

6. Как Вы думаете, почему известный философ Мераб Мамардашвили (1930-1990) писал, что «философия начинается с удивления», а известный российский философ XIXв. Павел Флоренский (1882-1937) писал, что «изумляющийся» апостол Фома – символическая фигура философии»?

 

 

7. Дайте ответы на основные вопросы философии, сформированные Иммануило Кантом (1724-1804) в XVIII ст.:

а) Что я могу знать? (познавательный тип отношения человека к миру):

 

б) Что я должен делать? (практический тип отношения человека к миру):

 

в) На что я могу надеяться? (ценностный тип отношения человека к миру):

 

г) Для чего я живу? (смысловой тип отношения человека к миру):

 

8. Охарактеризуйте особенности философского знания:

а) метафоричность и символичность языка:

 

б) критичность:

 

в) диалогичость:

 

г) мировоззренческий смысл:

 

д) антропологический и гуманистический характер:

 

е) ценностное содержание:

 

ж) умозрительный способ объяснения:

 

 

9. Как Вы понимаете определение смысла философии, которое дал известный французский философ ХХ в. Морис Мерло-Понти (1908-1961):«Тайна философии … заключается в том, что она, как и сама жизнь, стоит лицом к лицу с Я, с «другими» и с истиной. И только эти моменты служат ее обоснованием. Философ полагается только на них. Он никогда не согласится ни идти против людей, ни направлять людей против Я или против истины, а истину – против людей или против Я. Он хотел бы быть везде и всюду, рискуя оказаться нигде». Как это относится к философии вообще философии культуры в частности?

 

10. Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) называл философию «живой душой культуры». Как Вы думаете, почему?

 

 

11. Как Вы понимаете словаукраинского философа И.В. Карпенко: «Философски знать, понять и осмыслить – это значит открыть человеку возможность не только знать, но и определенным образом действовать». О какой функции философии идет речь?

 

 

12. Как Вы понимаете слова И.В. Карпенко: «Философия становится связующим звеном культуры, когда вырабатываемые ею теоретические принципы реализуются в активной жизненной позиции провозглашающего их человека. Для философии повседневный, жизненный опыт людей чрезвычайно важен. Философия имеет одной своих задач выдвижения системы ценностных ориентиров, по которым должны жить человек и общество». О какой функции философии в культуре идет речь? С этой позиции проанализируйте фильмы «Философы: Урок выживания» (2013) и «917» (2006).

 

 

13. Охарактеризуйте основные аспекты изучения культуры как социального явления. Приведите соответствующие примеры.

а) генетический аспект (культура как продукт развития общества, принципиально отличающийся от природы, а также процесс преемственного развития исторически-конкретных форм жизнедеятельности человека):

б) гуманистический аспект (культура как развитие духовных, творческих способностей человека, воплощение его сущностных сил):

 

 

в) гносеологический аспект (культура как совокупность знаний и практических навыков человечества достигнутых в процессе освоения мира):

 

 

г) социологический аспект (культура как деятельность исторически конкретного социального субъектав системесоответствующих социальных отношений):

 

 

д) нормативный аспект (культура как система норм, правил, ориентиров поведения людей, их представлений о должном и необходимом и т.п.):

 

 

е) аксиологический аспект (культура как система ценностей, прежде всего – духовных):

 

 

ж) социально-психологический аспект (культура как совокупность осознаваемых и неосознаваемых убеждений,процедур и способов поведения, чувствований и эмоций, общих для определенной группы людей):

 

 

з) философский (культура как универсальный результат и пространство жизнедеятельности человека– с одной стороны, и условие формирования и развития самого человека – с другой):

 

14. Кто ввел в научный обиход понятие «философия культуры»?

 

а) Генрих Гейне; б) Адам Мюллер; в) Фридрих Шиллер.

 

15. Когда возникает философия культуры?В чем историческая особенность ее возникновения?

а) в XVIII в. в философии французского Просвещения;

б) на рубеже XIX-XX вв., в немецкой философской мысли;

в) в ХХ в., в американской философии модернизма.

16. М. Мамардашвили писал: «Человек – искусственное существо. Это значит, что в том человеческом, которое он в себе несет, он не есть природное существо (в нашем понимании – биологическое). Человеческое в человеке не от природы … В природе нет такого фундамента, который порождал бы человеческое в человеке». Как эти слова можно применить к искусствуи к анализу его природы? Какие особенности культуры можно определить, исходя из этого? Приведите примеры.

17. Дайте правильный ответ.

Философия культуры изучает:

а) многообразные проявления культуры, ее связь с природой и обществом, закономерности ее развития;

б) специфику национальной культуры, роль культуры в развитии этноса и нации;

в) возможность существования и познания культуры как универсальной идеи, принципы, закономерности и особенности ее развития, сущность и роль в жизнедеятельности личности и общества, значение для самореализации сущности и творческих сил человека, ее смысл и ценность не только как существующего, но и «должного» бытия.

 

 

18.П.В. Копнин отмечал, что «в идее предмет отражается в аспекте идеала, т.е. не только таким, каким «он есть», но и каким «должен быть». Если исходить из того, что предметом философии культуры является не культура как процесс и совокупность результатов духовной и материальной деятельности человека, а идея культуры, то как Вы это понимаете применительно к предмету философии культуры?

 

 

19.О какой функции философского познания культуры идет речь в изречении известного испанского философа и социолога Хосе Ортеги-и-Гассета: «Все то, что в этом реальном мире мы находим сомнительным или недостаточно полным, вынуждает нас воссоздавать идеи о нем. Эти идеи формируют «внутренние миры», в которых мы живем, сознавая, что они – наше изобретение»?

 

20.О каком качестве человеческой жизнедеятельности идет речь в данном высказывании Х. Ортега-и-Гассета, и как это определяет специфику философии культуры: «Мы реагируем на реальный мир не только научными или философскими идеями. Мир познания – это лишь один из многих внутренних миров. Наряду с ним существует мир религии, мир поэзии, мир sagesse (фр. – мудрости) или «жизненного опыта»?

 

 

21.Выберите соответствующие характеристики (из предложенных).

Философское знание по преимуществу:

 

Культурологическое знание по преимуществу:

 

(а) емкое; б) собирательное; в) комплексное; г) интерактивное; д) абстрактное;

е) описательное; ж) индуктивное; з) дедуктивное; и) универсальное; к) конкретно-определенное; л) эмпирическое; м) теоретическое).

 

22.Продолжите предложения:

Понятие культуры фокусирует внимание на:

Понятие цивилизации фокусирует внимание на:

а) духовных началах жизнедеятельности человека;

б) на материальных началах жизнедеятельности человека.

 

23. Известный американо-английский критик ХХ ст. Томас Элиот в свое время сформулировал известный вопрос, отразивший общую специфику духовной культуры ХХ века: «Где мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради сведений?». Как Вы думаете, о каких явлениях современной культуры и цивилизации идет речь?

24. Определите проблемы развития современной культуры и ее философского осмысления, исходя из ниже приведенных высказываний. Почему необходимо равновесие культуры и цивилизации?

а) Р.Эмерсон: «Вещи оседлали человека и гонят его вскачь»;

б) П. Сорокин: «Наука вместо того, чтобы служить богу творчества, служит дьяволу разрушения»;

в) Г. Зиммель: «Процессы демократизации вступают в противоречие со стремлением индивида в противоречие противостоять омассовлению»;

г) В. Миронов: «Коммуникация подчиняет себе культуру»;

д) С. Капица: «Неустроенность и отсутствие времени на то, что закрепляется в области культуры традицией, несомненно, отражаются в распаде морали, искусстве и идеологиях нашей эпохи. Так при дефиците времени на формирование и распространение новых идей иногда происходит откат к идеям прошлого».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.173 (0.017 с.)