Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии



Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии

Предприятие – хозяйствующий субъект

В соответствии с ГК РФ предприятие является объектом гражданских прав. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В состав этого имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, работы и услуги (фирменное название, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Организации могут быть коммерческими (рис. 1) и не коммерческими (рис. 2). Коммерческие организации имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли, а некоммерческие не имеют такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Системы и принципы ведения бухгалтерского учета

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» в РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах. Основными элементами данной системы являются следующие:

· документирование;

· оценка;

· счета бухгалтерского учета и двойная запись;

· инвентаризация;

· баланс и отчетность.

При выборе способов ведения бухгалтерского учета на предприятии (формировании учетной политики) необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1. имущественной обособленности предприятия,

2. непрерывности деятельности предприятия,

3. последовательности применения учетной политики,

4. временной определенности, т.е. факт хозяйственной деятельности относится к тому отчетному периоду и отражается в бухгалтерском учете, в котором он имел место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом.

К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:

· полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности,

· своевременности,

· осмотрительности,

· приоритета содержания над формой,

· непротиворечивости,

· рациональности.

Документирование.

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных документов регламентируется положением о документах и документообороте.

Записи о совершенных хозяйственных операциях производятся в регистрах бухгалтерского учета строго на документальной основе.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, а если это не предоставляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Группы первичных документов:

· организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, указания, доверенности - эти документы разрешают проведение операции и не отражаются в бухгалтерских регистрах),

· оправдательные (накладные, требования, приходные ордера, акты приемки и т.п. – эти документы отражают факт совершения операции и информация, содержащаяся в них, заносится в учетные регистры),

· документы бухгалтерского оформления (различные расчеты, справки - эти документы также отражаются в бухгалтерских регистрах)

Первичные документы принимаются к учету, если они оформляются на бланках унифицированных (типовых) форм.

Документы должны иметь юридическую силу, т.е. содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа, дату, наименование организации, содержание операции, ее количественные и стоимостные измерители, наименование должностных лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, личные подписи этих лиц и их расшифровки.

В документах не должно быть подчисток и не оговоренных исправлений. Если исправления необходимы, то: 1. зачеркнуть горизонтальной линией, рядом написать правильный вариант, поставить подпись (для первичных документов и регистров); 2. «Красное сторно» (для регистров) – это исправительная проводка. В денежных документах не допускается никаких исправлений.

Все первичные документы, учетные регистры и отчетность должны составляться на русском языке.

Оценка

Методы оценки:

· фактическая (первоначальная) себестоимость - уплаченная или начисленная при приобретении или производстве объектов;

· текущая (восстановительная) стоимость, которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости какого-либо объекта.

1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись

Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах предприятия.

Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе, а в некоторых случаях – в натуральном и трудовом измерителе.

Графические счета – таблицы определенной формы, в которых делаются учетные записи. Увеличение или уменьшение средств и из источников отражается на счетах раздельно. Счет делится на 2 части: левая часть – дебет, правая часть – кредит.

Дебет (актив) Кредит (пассив)
   

Счета, предназначенные для отражения хозяйственных средств по их видам, называются активными, и открываются на основании статей актива баланса.

Счета, предназначенные для отражения источников хозяйственных средств по их видам, называются пассивными, и открываются на основании статей пассива баланса.

На активных счетах остаток записывается с левой стороны - в дебете. В пассивных счетах остаток отражается в кредите.

В активных счетах по дебету отражается всякое увеличение объекта учета, а в кредите - его уменьшение.

В пассивных счетах записи делаются:

- в кредите отражается увеличение объекта учета,

- в дебете – его уменьшение.

Сумма операций, записанная на бухгалтерских счетах за определенный период, называется оборотом.

Состояние средств или источников на определенную дату называется остаток или сальдо.

Пример: В начале месяца на складе было материалов на сумму 42000 рублей, за месяц поступило материалов на сумму 5000 и 7000 руб., выбыло материалов на сумму 3000 и 15000.

Дебет Материалы Кредит

Сн 42000  
1. 5000 3. 3000
2. 7000 4. 15000
Оборот 12000 Оборот 18000

Ск 36000

В активных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального дебетового остатка с дебетовым оборотом и вычитанием кредитового оборота: Ск = Сн + ОбДт - ОбКт

Пример: Остаток по счету “Расчеты по оплате труда показывает сумму начисленной, но не выплаченной заработной платы и равен 12000 рублей, в течение месяца совершены 3 операции:

1) начислена з/п - 25000

2) выплачена з/п за вторую половину предыдущего месяца - 12000

3) выплачен аванс за текущий месяц - 12500

Дебет Расчеты по оплате труда Кредит

  Сн 12000
2. 12000 1. 25000
3. 12500  
Оборот 24500 Оборот 25000

Ск 12500

В пассивных счетах конечный остаток определяется путем суммирования начального кредитового остатка с кредитовым оборотом и вычитанием дебетового оборота: Ск = Сн + ОбКт – ОбДт.

Активные и пассивные счета – основа счетов бухгалтерского учета. Но существуют счета, имеющие смешанный характер. Это активно-пассивные счета. Они применяются для отражения расчетных операций данного предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, В результате может возникать и дебиторская и кредиторская задолженность. Активно-пассивные счета имеют Кт и Дт сальдо. Дебетовое сальдо – это сумма дебиторской задолженности, кредиторское сальдо – это сумма кредиторской задолженности.

Двойная запись.

В результате хозяйственных операций происходит изменение средств и источников предприятия. Каждая операция затрагивает не менее 2-х статей бухгалтерского баланса. Сумма по операции записывается в двух счетах: в Дт одного счета и Кт другого. Такая запись называется способом двойной записи.

Пример:

Операция 1. Поступили в кассу деньги с расчетного счета

Дт Касса Кт Дт Расчетный счет Кт

| |

1. 7000 | | 1. 7000

Операция 2. Часть прибыли в сумме 6000 рублей присоединена к уставному капиталу

Дт Прибыли Кт Дт Уставный капитал Кт

| |

2. 6000 | | 2. 6000

Операция 3. Поступили от поставщиков материалы на сумму 12000 рублей, расчеты за которые не произведены

Дт Материалы Кт Дт Расчеты с поставщиками Кт

| |

3. 12000 | | 3. 12000

| |

Операция 4.Из кассы выплачена зарплата в сумме 7800 рублей

Дт Касса Кт Дт Расчеты по оплате труда Кт

| |

| 4. 7800 4. 7800 |

| |

Указание дебетуемого, кредитуемого счетов и суммы отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой. Взаимосвязь между счетами в результате двойной записи называется корреспонденцией, а счета, которые в ней участвуют, корреспондирующими.

Бухгалтерские проводки могут быть простыми: один счет по Дт корреспондирует с одним счетом по Кт, и сложными: один счет по Дт корреспондирует с несколькими счетами по Кт или наоборот. Каждая операция затрагивает не менее 2-х статей.

На территории РФ используется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Синтетические счета предназначены для учета информации о составе и движении хозяйственных средств предприятия и их источниках в обобщенном виде и в едином денежном выражении.

Аналитические счета открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе видов, частей, статей учтенных на нем объектов, где это требуется в натуральном выражении. При этом сальдо, дебетовый и кредитовый обороты одного синтетического счета должны быть равны, соответственно, сумме сальдо, сумме дебетовых и сумме кредитовых оборотов всех относящихся к нему аналитических счетов.

Актив

Раздел Группа статей Статьи
Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Финансовые вложения Орграсходы, патенты, товарные знаки. Земельные участки, здания, машины, оборудование, незавершенное строительство. Инвестиции в дочерние и зависимые общества.
Оборотные активы Запасы Начисленный налог на добавленную стоимость на остаток имущества Дебиторская задолженность Финансовые вложения Денежные средства Сырье, материалы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары, расходы будущих периодов. - Покупатели и заказчики, задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные. Займы другим предприятиям, собственные акции, выкупленные у акционеров, прочие. Расчетный счет, валютный счет, касса, прочие денежные средства

Пассив

Раздел Группа статей Статьи
Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года Резервы, образованные в соответствии с законодательством или учредительными документами
Долгосрочные пассивы Заемные средства Кредиты банков на срок > 12 месяцев Прочие займы на срок > 12 месяцев
Краткосрочные пассивы Заемные средства Кредиторская задолженность Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов и платежей Кредиты банков на срок < 12 месяцев Прочие займы на срок < 12 месяцев Поставщики и подрядчики Задолженность по оплате труда, задолженность перед бюджетом и социальными фондами, авансы полученные, прочие.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности предприятия (счет «Прибыли и убытки») за отчетный период и содержит следующие показатели:

· выручка от продажи товаров, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и обязательных платежей (нетто-выручка)

· себестоимость проданных товаров, работ и услуг

валовая прибыль

· коммерческие расходы

· управленческие расходы

прибыль/убыток от продаж

· проценты к получению

· проценты к уплате,

· доходы от участия в других организациях

· прочие операционные доходы

· прочие операционные расходы

· прочие внереализационные доходы

· прочие внереализационные расходы

прибыль/убыток до налогообложения

· налог на прибыль

чистая прибыль/убыток отчетного периода

 

Договор

Регламентирует возникшие права и обязанности субъектов сделки. Желательно, чтобы каждая сделка сопровождалась письменным договором на поставку товара/подряда/возмездного оказания услуг и т п. Несмотря на то, что устная форма договора разрешается ГК РФ, письменное оформление договора защищает стороны сделки от возможных ущемлений их прав лучше, чем устная (на основании письменного договора намного проще доказать свою правоту, в том числе, в суде).

Однако, для ряда сделок письменная форма вообще не нужна, так, например, договор купли-продажи считается заключенным в надлежащем порядке уже с момента выдачи покупателю или заказчику кассового, товарного чека или другого документа, который подтверждает факт оплаты товара/услуги. Это не значит, что при розничной купле-продаже нельзя заключить договор в письменной форме — ГК это не запрещает. Если Вы хотите обговорить какие-либо особенности продажи товаров, то вы вправе прописать их в письменной форме договора.

Договор обычно оформляется в 2-х экземплярах и содержит подписи и оттиски печатей каждой стороны.

Счет

Своего рода соглашение, в котором поставщик фиксирует цену своего товара или услуги. Покупатель, в свою очередь, принимает условия, оплачивая указанную в счете сумму. Форма данного документа не подлежит строгому регламентированию, поэтому каждая организация вправе разработать собственную форму счета на оплату.

Помимо прочего, счет также может содержать дополнительную информацию об условиях сделки, такую, как сроки и порядок оплаты и поставки, самовывоза товара, уведомления о предоплате и т д.

В Эльбе мы сделали для вас готовый шаблон счета, чтобы вы спокойно занимались бизнесом и не тратили время на формирование первичных документов.

Ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» говорит о том, что подпись главбуха, руководителя организации или уполномоченного лица не являются обязательным элементом для данного документа. Печать также не требуется. Невзирая на это, лучше не пренебрегать печатью и подписью, во избежание дополнительных вопросов как со стороны контрагентов, так и со стороны государства.

Не стоит забывать, что счет не является документом, достаточным для предъявления поставщику требований по пунктам договора поставки, скорее, он является документом, в котором фиксируется устраивающая стороны цена товара или услуги. Однако, за покупателем сохраняется право потребовать вернуть перечисленные деньги, в случае необоснованного обогащения поставщика.

Платежные документы

Подтверждают факт оплаты товаров или услуг. Платежным документом может быть платежное поручение, платежное требование, кассовый и товарный чек, БСО (бланк строгой отчетности). Платежное поручение клиент получает в банке, производя оплату безналичным платежом. Кассовый, товарный чек или БСО клиент получает от поставщика в момент оплаты наличными. БСО можно применять не во всех случаях.

Счет-фактура

В отличие от счета, форма этого документа подлежит строгому регламентированию. Счет-фактура содержит информацию о сумме денежных средств, и фактурную часть (информацию бухгалтерского учета). Документ крайне важен, так как является основанием для акцептования предъявленных сумм НДС (налога на добавленную стоимость) к вычету. Все организации и предприятия, являющиеся плательщиками НДС обязаны выписывать счета-фактуры. Документ оформляется в двух экземплярах и подписывается поставщиком товара или услуги. Один экземпляр передается покупателю, другой остается у продавца. Счет-фактура должна быть выписана не позднее, чем через 5 дней после отгрузки товара (выполнения работ или оказания услуг).

Организации и ИП, применяющие УСН и ЕНВД, не являются плательщиками НДС и поэтому выставлять счета-фактуры не обязаны.

Статья актуальна на 14.07.2015

 

 

С 1 июня 2014 г. согласно Указания ЦБ РФ № 3210-У устанавливается новый порядок ведения кассовых операций 2015. В новом порядке ведения кассовых операций предусмотрены прежние приходный и расходный кассовый ордер 2015 (ПКО - приходник форма КО-1 по ОКУД 0310001 и РКО-расходник форма КО-2 по ОКУД 0310002). Здесь дан пример оформления, заполнения и образец, а также бланк приходного и расходного кассового ордера.

Примечание: Согласно Указания ЦБ РФ № 3210-У с 1 июня 2014 г. ИП могут не вести кассовую книгу и оформлять ПКО и РКО. Кассовые операции оформляются на бланках приходного кассового ордера (ПКО - приходник) и расходного кассового ордера (РКО - расходник). Важно! Если в соответствии с Налоговым Кодексом РФ о налогах и сборах индивидуальные предприниматели ИП ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы (приходный кассовый ордер 0310001 - ПКО и расходный кассовый ордер - РКО 0310002) могут ими не оформляться. Примечание: ИП на всех системах налогообложения ведут учет доходов и расходов, или физических показателей. Оформление кассовые документы могут производить: главный бухгалтер; бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее – бухгалтер); лично руководителем организации

Примечание: при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии – руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.

Кассир должен иметь для проведения кассовых операций печать (штамп), где указаны реквизиты, подтверждающие факт проведения кассовой операции. Кроме того, кассир должен иметь образцы подписей лиц, кто подписывает кассовые документы. ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР КО-1 по ОКУД 0310001

Образец и пример заполнения.

Для чего нужен Приходный кассовый ордер (или ПКО, Приходник)? Это первичный бухгалтерский документ, который используется для оформления поступления денежных средств в кассу организации или ИП.

Примечание: Не путать с ККМ, кассовый аппарат ККТ и касса это не одно и тоже. Бланк приходника имеет унифицированную форму № КО-1, которая Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88). ПКО выписываемую в одном экземпляре. Приходный кассовый ордер состоит из двух частей: самого приходного ордера и отрывной квитанции к нему. Последняя выдается лицу, которое вносит деньги в кассу, в подтверждение принятия от него этих денег. Ордера могут быть выписаны как от руки, так и с помощью персональных компьютеров. В данных документах, при заполнении, не допускаются помарки или исправления. Поэтому если допущена ошибка в бланке приходного кассового ордера, необходимо приходник отпечатать, заполнить заново.

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.059 с.)