Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа над сонорными звуками
При переходе от гласных к согласным целесообразно начинать работу с сонорных звуков Л Л', Р, Р '. Полугласные (сонорные) по звучанию близки к гласным и среди согласных являются наиболее разборчивыми. К этой же группе относят среднеязычный звук И, который приближается к гласным более всего в конечной позиции. При произнесении сонорных звуков оказалось легче осуществлять контроль за положением мягкого неба, языка, нижней челюсти. Ребенок, осваивая артикуляторный уклад сонорных звуков, тактильно ощущает движение ротовой воздушной струи и отрабатывает чистое звучание. Затем изолированный звук включают в закрытый слог, в интервокальное положение, открытый слог, далее — в сочетания согласных. Постепенно увеличивают скорость произнесения, изменяют ударение в сочетаниях и словах. При формировании звука Р допускается одноударность. Снятие назализации начинается с чистого произнесения закрытых слогов. В закрытом слоге отчетливо слышатся оба звука, отмечается их меньшая слитность, каждый из них подчеркивает друг друга. Именно поэтому они наиболее различимы в этой позиции, так как приобретают присущую им структуру звучания. Надежно осуществляется зрительный и развивается слуховой контроль. Постепенно формируется нормальное произнесение, точное восприятие звуков речи, умение слышать правильные и ошибочные звучания каждого элемента речи. Последнее обстоятельство крайне важно при самостоятельной работе пациента. Получив определенные здоровые установки речи на занятиях, обучающийся в дальнейшем в домашних условиях осуществляет зрительный, кинестетический и слуховой контроль. Упражнения в работе над гласными и сонорными звуками составлены по принципу от простого к сложному: слоги, слова, фразы, а также соблюдения последовательности в формировании нового звука с учетом ранее усвоенного. Произнесение гласных звуков и слов с позиционным начальным гласным на мягкой атаке, пение речитативом различного фонетического материала с каскадностью дыхания и использование приема «пульсирование звука» обеспечивают «выдвижение» всего звучания вперед, что ведет к правильной артикуляции и преодолению назализации речи. При этом гласные прочно становятся «звуками-помощниками».
Выдержанный и как бы вытянутый гласный осуществляет приток энергии и «вытягивает» в передние отделы ротовой полости все звучание сочетаний слогов, слов и фраз; нейтрализует назальность, украшает и делает более эстетичным звучание речи в целом. Иногда в результате глубоко укоренившихся привычек долго не поддается нужной артикуляторной установке выгорбленная спинка языка и его корень. Поэтому, помимо активных и пассивных укладов языка и других артикуляторов, использования зрительного внимания, целесообразно прибегать к кинестетическому, осязательному, кожному чувству, к ощупыванию подбородочной области, прилегающих участков шеи (подчелюстной, подъязычной), а также приемом «пульсирование звука» достигать полной расслабленности мышц языка, нижней челюсти и других органов аппарата речи. УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение: 1) слогов с сонорными (и, л, р,) звуками на мягком голосоначале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука»: ий ей яй ёй юй ил ер ял ёл юл ир ер яр ёр юр эй уй ый ил-иль ел-ель ял-яль ыл-ыль эл-эль ол-оль эр-эрь ар-арь ур-урь ыр-ырь юйю эйэ ейе яйя ийи юлю элэ яля или еле 2) флексий, слогов и слов с сонорными в конечной позиции: лир лил лий лар лал лай Лара-ларь-Дарья лур луй лул рий рай руй рый рой лэй рей лел лер лой лол лор лыр лыл лыр лай-ляй-Илья лэй-юбилей-ульи алый-лилий-ульи лы-ли-льи ры-ри-рьи лэ-ле-лье рэ-ре-рье ла-ля-лья ра-ря-рья ло-ле-лье ро-ре-рье лу-лю-лью ру-рю-рью Юлу-июлю-елью Пилу-пилю-пылью У Ильи бой и боль, хвалу-хвалю-полью фару-верю-дверью Ел-еоь Рыл - риф Хор-хор УПРАЖНЕНИЕ 2 усталость, хохот, испуг, плач, удар, лай собаки, блеяние козы, хрюкание поросенка, крики лошади и осла, писк комара и т. п.) вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или показом соответствующей картинки (при всех произнесениях язык — у нижних резцов): И я: и и и, и вы: и и и. И я: а а, и вы: а а а. И я: э э э, и вы: э э э И я: у у у, и вы: у у у И я: о о о, и вы: о о о. И я: эй эй эй, и вы: эй эй эй. И я: иа иа иа, и вы: иа иа иа. И я:ой ой ой, и вы: ой ой ой. И я: аи аи аи, и вы: аи аи аи. И я: ио ио ио, и вы: ио ио ио. И я:эх эх эх, и вы: эх эх эх.
И я:охи охи, и вы: охи охи. И я: ах ах ах, и вы: ах ах ах. И я: ох-хо-хо, и вы: ох-хо-хо. И я: хи хи, и вы: хи хи. И я туте тюк, и вы тук-тюк. И я: ах-ха-ха, и вы: ах-ха-ха. И я: ляй ляй, и вы: ляй ляй. И я: ав ав, и вы: ав ав. И я: фу фу,и вы: фу фу. И я: фью фью, и вы: фью фью. И я: пи пи, и вы пи пи. И я: тик-так, и вы: тик-так. И я: пиф-паф, и вы: пиф-паф. И я: бух бух, и вы: бух бух. Затем в упражнениях заменить ВЫ на ТЫ. УПРАЖНЕНИЕ 3. Произнесение фраз с акцентом на окончаниях слов: Ира и Элла ели уху. У Аллы вуаль. Юла юлила. Рой в улье. Лихо! Полили ли лилию? Алый ореол. Ах-ах, эхо-эхо. Увели ли Лилию? Лиловый ореол. У аллеи лилии. Валю ввели в аллею. Вяло ваяли Улю. Лелю лелеяли. У ветлы я и вы. Лель в колыбели. Орлов в Орле. Аи да поле, в поле Поля! Аи да Поля в поле полет! Дали Алику рогалик. Алла Алика ругала, Алик дал рогалик Алле, И рогалик ела Алла.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.008 с.) |