Инновационные проекты, критерии их отбора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационные проекты, критерии их отбора.



Инновационные проект- обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков осущ-я процедур инноваций. В рамках антикризисного управления критерии оценки инновационных проектов отвечают традиционным требованиям по инвестиционным критериям, степени проработки проекта, структуры финансирования и т.д. Однако большую роль играет оценка степени риска рассматриваемого проекта.

Инновационные структуры типа технопарка, бизнес-инкубатора, техноцентра, инновационного фонда и др. при формировании стратегии своего развития, как правило, определяют, в какой роли они будут выступать: адаптера, инноватора или реципиента (или их сочетание). В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов. (см. в конце).

Инновационные проекты характеризуются:

1)высокой степенью неопределенности получаемых научно-технических результатов;2)длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя;3)высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;4)значительным объемом необходимых инвестиций;5)в случае успеха — высокой доходностью;6)цикличностью развития инновационных процессов.

Отбор проектов может происходить в три этапа.

1).формулировка задач, стоящих перед данной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.

2).формируется исходное множество проектов.

3).проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.

Так как различные критерии имеют разновеликую значимость с точки зрения оценки проекта в целом, их предлагается ранжировать в соответствии с весовыми коэффициентами, которые можно получить аналитическим методом и методом экспертных оценок. При этом количественные показатели могут быть приведены к «одному масштабу» с помощью формул, преобразующих значения показателей в величины, лежащие в интервале от 0 до 1, при условии сохранения их пропорций.

В общем случае формулы имеют вид:

Q= N/K, если N<K и Q=1, если N>K

где Q — преобразованное к интервалу от 0 до 1 значение показателя (интервальное значение);

N — исходное значение показателя;К — коэффициент пропорциональности (максимально возможное значение показателя).

Для получения числовой оценки данного показателя следует умножить его интервальное значение на весовой коэффициент (т. е. степень важности данного показателя):

E=QP, где Q соответствует предыдущим критериям, Е - оценка количественного показателя, Р - весовой коэффициент.

Для качественных показателей, не имеющих количественного значения, необходимо провести квантификацию в интервале от 0 до 1.

На основании значений, присваиваемых уровням качественных показателей, получаем их оценки, например:Es=PsQs и En=PnQn

где Еs — оценка показателя степени соответствия проекта основным направлениям развития региона;Рs — весовой коэффициент показателя степени соответствия;Qs — значение, присвоенное уровню показателя; Еn — оценка показателя новизны проблемы;

Pn — весовой коэффициент показателя новизны; Qn — значение, присвоенное уровню показателя новизны.

После получения оценки всех проектов необходимо выбрать проекты с максимальными оценками и расположить их в порядке убывания оценок, при этом суммарная стоимость проектов не должна превышать суммы выделяемых ресурсов.

Основное правило оценки инновационных проектов заключается в том, что потребитель не выбирает продукт, руководствуясь его новизной, а исходит из его способности удовлетворить потребности лучше, чем другие виды товаров и технологии. Совокупность представленных критериев и конкретных показателей позволяет учесть это правило. При этом не обязательно использовать все показатели, хотя каждый из них дает дополнительную информацию о проекте. Так, практически не используется в нашей экономике показатель — стоимость одного килограмма экспортируемой продукции. В то время как он четко характеризует эффективность экспорта: 1 кг технически простой продукции стоит несколько долларов, технически сложной продукции — несколько сот, а наукоемкой продукции — тысячи долларов. При этом необходимо учитывать возможность «эрозии продаж», которая происходит при появлении на рынке нового товара, похожего на уже функционирующий на рынке, что приводит к сокращению объема реализации ранее выпускаемой продукции.

В соответствии с мировой практикой оценка предполагаемого проекта проводится на основе следующих данных:1)отчета о прибылях и убытках (income statement);2)движения денежных средств (cash flow);3)балансовых ведомостей (balance sheet).

Таким образом, представленный здесь один из множества существующих методов оценки инновационных проектов является важнейшим фактором, позволяющим эффективно управлять инновационным процессом.

Группы критериев и Критерии для оценки проектов:

I.Соответствие экономическому развитию региона, его экологическим особенностям, научно-технологическим направлениям инновационной структуры:

1)Совместимость проекта с экономической ориентацией региона.2)Воздействие на экологию региона.3)Количество новых рабочих мест.4)Взаимодействие с национальной научно/технической политикой.5)Соответствие научно-техническим направлениям инновационной структуры, а также ее долговременным и краткосрочным целям.6)Оценка фазы инновационного цикла данной технологии (продукта).7)Освоение данной технологии позволит выступать в роли адаптера, инноватора или реципиента.

II. Коммерческий успех нововведения:

1)Соответствие потребностям рынка.2)Оценка общей емкости рынка.3)Оценка доли рынка.4)Оценка периода выпуска продукции.5)Цена продукта (соотношение с аналогами и товарами-субститутами).6)Стартовый капитал, его величина.7)Вероятный объем продаж.8)Соотношение с имеющимися технологиями и продуктами.9)Взаимодействие с конкурентами.10)Обеспечение каналами продвижения на рынок.11)Вероятность коммерческого успеха.12)Стоимость 1 кг продукции.

III. Научно-технические критерии:

1)Новизна.2)Соотношение с мировым уровнем.3)Патентная чистота.4)Обеспеченность научно-техническими ресурсами.5)Возможность разработки «куста» новых технологий и продуктов.6)Вероятность технической реализации.

IV. Финансовые критерии:

1)Стоимость проекта.2)Чистая текущая стоимость.3)Внутренняя норма доходности. 4)Временные рамки.5)Ожидаемый срок действия инвестиций.6)Срок окупаемости. 7)Отношение доходов к расходам.8)Коэффициент покрытия долга.9)Отношение затрат на разработку к капитальным вложениям для производства и реализации продукта.

V. Производственные критерии:

1)Прогрессивность производственного процесса.2)Возможность обеспечения производственными мощностями.3)Возможность обеспечения производственными площадями.4)Наличие производственного персонала соответствующей квалификации. 5)Издержки (соотношение со среднеотраслевыми).6)Материалоемкость.7)Энергоемкость.

8)Возможность развития производства.9)Добавленная стоимость.10)Экологичность и безопасность производства.

VI. Реализуемость проекта с учетом различных видов риска:

1)Научно-технический риск.2)Финансовый риск.3)Производственный риск. 4)Коммерческий риск.5)«Страновой» («суверенный») риск.6)Трансфертный риск.

7)«Систематичекий риск».8)Процентный риск.9)Риск проекта и его соотношение с риском реализации всего портфеля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1015; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.009 с.)