Лекция 1. Тема: История стандартизации. Понятия стандартизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Тема: История стандартизации. Понятия стандартизации.



Проблема качества актуальна для всех стран (независимо от зрелости их рыночной экономики). Стандартизацию, метрологию, сертификацию и (менеджмент) качества считают одним из важнейших механизмов гарантии качества, безопасности и конкурентоспособности продукции и услуг, соответствующих требованиям стандартов предполагаемых рынков сбыта и удовлетворяющих требованиям потребителей.

Бурное развитие стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества в Республике Казахстан является, с одной стороны, следствием объективной необходимости, выражающейся в повышении роли качества и ответственности за него во внутренней и международной торговле, переходе страны к экономике рыночного типа, и, с другой стороны, значительным научным и практическим заделом, созданным в последние годы.

Умелая реализация принципов и механизмов стандартизации, метрологии, сертификации и менеджмента качества способствует ускорению процесса эффективного реформирования отечественной экономики и интеграции республики в мировую экономику.

Очень остро стоит вопрос о гармонизации отечественных правил стандартизации, метрологии сертификации с международным правилами, поскольку это является важным условием вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию и дальнейшей деятельности страны в рамках этой организации.

Обязательным условием успеха в решении проблемы качества является наличие высококвалифицированных кадров, способных использовать в практической работе современные механизмы управления качеством продукции.

Знания основ стандартизации, метрологии, сертификации менеджмента качества в таком аспекте являются не только желательными, но и необходимыми специалистам всех профилей. Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в указанных сферах. Без таких знаний невозможно найти свое место в сложнейших условиях современного рынка и эффективно выполнять профессиональные и функциональные обязанности. Предлагаемая дисциплина призвана оказывать помощь в подготовке специалистов нового поколения.

Этому способствует выбранная логика построения лекций и их структура, призванные помочь студенту уяснить основные положения, содержащиеся в дисциплине, упростить восприятие материала, помочь закрепить его.

Слово «стандарт» в переводе с английского (standard) означает норму, образец, эталон. Модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Стандартизация неразрывно связана с развитием человеческого общества и стремление людей фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Применение в Древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра - это примеры деятельности по стандартизации.

Так, еще в Древнем Египте при строительстве пользовались кирпичами постоянного, «стандартного» размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей.

Древние римляне применяли принципы и методы стандартизации при строительстве водопроводов, трубы которых были постоянного размера.

В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так, были установлены размеры ширины тканей, единое количество нитей в ее основе, определены единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.

Во второй половине XIX века работы по стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях. Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможной рационализация процессов производства; основная цель, которую при этом преследовали предприниматели, - получение более высоких прибылей.

Стандартизация развивалась прежде всего внутри отдельных фирм, отдельных предприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделения труда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная и даже международная.

В 1846 году в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепные устройства для вагонов; в 1869 году там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа.

В 1870 году в ряде стран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 году в Париже представителями 17 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Эти первые результаты национальной и международной стандартизации имели огромное практическое значение для развития производственных сил.

На исходе XIX века и в начале ХХ века были достигнуты большие успехи в развитии техники, промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитых в экономическом отношении странах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, в большинстве случаев завершившееся созданием национальных организации по стандартизации.

Так, в 1901 году в Англии был создан Комитет стандартов, главной задачей которого было содействие усилению экономического могущества Британской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье, промышленные изделия и военную технику.

Усиленная милитаризация многих стран в начале ХХ столетия требовала производства большого количества вооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости. Эту задачу можно было решить только с помощью стандартизации, которая стала восприниматься как объективная экономическая необходимость. Поэтому неудивительно, что во время первой мировой войны и сразу после нее во многих государственных были основаны национальные организации по стандартизации, например, в Бельгии (1912г.), Голландии(1916г.), Германии (1917г.), Франции, Швейцарии, США (1918г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922г.), Норвегии (1923г.), Финляндии, Польше (1924г.), Дании (1926г.) и Румынии (1928г.).

Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к созданию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА), работа которой в 1939 году была прервана второй мировой войной.

В 1943 году в рамках Организации Объединенных Нации был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных международных технических организации (ее членами являются 146 стран мира).

Помимо ИСО работы по стандартизации широко ведутся и во многих международных и региональных организациях по стандартизации.

Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали, которая была уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения.

История развития стандартизации в Казахстане получила свое начало в советское время. В 1923 году в городе Семипалатинске было открыто Омское отделение поверочной палаты мер и весов. В 1925 году в городе Алма-Ате было открыто Алма-Атинское отделение Семипалатинской поверочной палаты мер и весов.

В 1931 году в Алма-Ате создается Казахское краевое бюро по стандартизации, с последующим переименованием его в 1938 году в Управление уполномоченного комитета по делам мер и измерительных приборов при Совете Министров Казахской ССР.

В военный период (1941-1945гг.) в связи с эвакуацией в Казахстан ряда стратегических предприятий работы по стандартизации приобретают еще большее значение.

В 1966 году на базе Алма-атинской государственной контрольной лаборатории создается Казахская республиканская лаборатория Госнадзора, переименованная в 1975 году в Казахский республиканский центр метрологии и стандартизации.

В 1992 году создается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Казахстан.

Для периода 1992-2003 гг. характерны следующие направления развития системы стандартизации Республики Казахстан:

• развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 года;

• активизация работ по гармонизации казахстанских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению во всемирную торговую организацию;

• первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащее обязательной сертификации;

• внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем менеджмента качества, соответствующих этим стандартам и др.

Понятия стандартизации

Международная организация по стандартизации (ИСО) в 1952 году создала Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО), перед которым была поставлена задача дать определения основных терминов, касающихся стандартизации.

СТАКО были разработаны определения ряда таких важных терминов, как стандартизация, стандарт, специализация, унификация, взаимозаменяемость размерная и функциональная. Предложенные СТАКО определения этих терминов были приняты Советом ИСО и легли в основу определений, установленных Государственной системой стандартизации Республики Казахстан.

В документах ИСО термин «стандартизация» определяется следующим образом: «Стандартизация – деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сферах науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области». В общем понимании эта деятельность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

Это определение отражает все многообразие стандартизации, характеризует ее как активную деятельность, направленную на упорядочение не только в технике, но и в других областях деятельности.

Определения термина «стандартизация» в Законе Республики Казахстан «О стандартизации» и в Государственной системе стандартизации Республики Казахстан следующее: «Стандартизация – это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения положений в определенной области для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стандартизация основывается на объективных достижениях науки, техники и передового опыта. Определяет основу не только настоящего. Но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с научно-техническим прогрессом.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях, в зависимости от того, участники какого географического, экономического или политического региона мира принимают стандарт.

В зависимости от масштабов работы по стандартизации она может быть международной, межгосударственной, региональной и национальной.

Международная стандартизация – это работа по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов любой страны.

Результатом работы по международной стандартизации являются международные стандарты, используемые странами-участниками ил прямо, или при разработке или пересмотре национальных стандартов.

Межгосударственная стандартизация – это деятельность по стандартизации объектов, представляющих межгосударственный интерес.

Региональная стандартизация – это стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих регионах и международных организациях.

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровнях, на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий и учреждений.

Стандарт. Правильное определение этого термина имеет важное значение. Международная организация по стандартизации приняла следующее определение: «Стандарт - это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области» (определение термина дано согласно Руководству 2 ИСО/МЭК, 1991).

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О стандартизации» стандарт – документ, разработанный на основе согласия заинтересованных сторон, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Нормативный документ по стандартизации – это документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности по стандартизации или ее результатов.

Система стандартизации – это совокупность участников стандартизации. Нормативных документов, устанавливающих требования к продукции, процессам, работам, услугам.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными.

К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность страны. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993г.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, его отдельных составляющих (характеристик).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

 

Литература: 1 осн. [5-71]; 2 осн. [3-44]; 4 осн. [75-108].

Контрольные вопросы:

1. Роль и значение стандартизации.

2. Понятие стандарта.

3. Цели стандартизации.

4. Область стандартизации.

5. Национальная стандартизация.

6. Международная стандартизация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.203.230 (0.03 с.)