По юридическому характеру взаимодействия участников правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По юридическому характеру взаимодействия участников правоотношений



В данной классификации выделяют два правоотношения:

а) вертикальные, которые в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них равенства сторон. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления).

Такого рода связи наиболее типичны для сферы государственного управления;

б) горизонтальные, это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные.

Для правильного понимания сути управленческой горизонтальности необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- во-первых, действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;

- во-вторых, обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности невсегда тождественно юридическому равенству сторон;

- в-третьих, столь же обязательно отсутствие юридически-властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

 

 


Глава 3.
СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Настоящей главой мы начинаем изучение второго раздела программы курса административного права, который посвящен проблемам его субъектов.

В предыдущей главе говорилось, что административное право - это право управления или управленческое право. Государственное управление представляет собой такой вид деятельности государства и специально им образованных органов, реализация которой конституционно закреплена за особым, специальным субъектом.

Необходимость изучения этой проблемы возникает еще и потому, что в ходе осуществления политической, экономической и административной реформ в России появилось много новых субъектов, которые ранее не были известны административному праву.

 

§ 1. Понятие и содержание субъекта
административного права

 

В юридической литературе определение субъекта права дается неоднозначно. Исходя из общих положений теории права под субъектом права понимается лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. правосубъектностью). Субъект права - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права, хотя в каждой из них его положение имеет специфику.

Подход к понятию субъекта административного права у ученых-административистов не однозначен.

Некоторые из них всех субъектов административного права подразделяют на две большие группы - индивидуальные субъекты и коллективные субъекты. [9]

Большинство же ученых таких делений не производят и под субъектами административного права понимают:

- орган государственного управления, осуществляющий деятельность, носящую исполнительный характер;

- реального участника административных правоотношений;

- лишь лицо, обладающее правом субъективности, т.е. лицо, процессуально способное быть участником административных правоотношений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система субъектов административного права складывается из:

- граждан РФ и иностранцев;

- органов исполнительной власти;

- государственных служащих;

- предприятий и учреждений;

- органов местного самоуправления;

- общественных организаций.

В настоящей главе будут рассмотрены вопросы, связанные с основами административно-правового статуса субъектов административного права.

 

§ 2. Административно-правовой статус субъектов
административного права.

Граждане

При рассмотрении административно-правового статуса гражданина следует исходить из ст. 31 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: "Общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность".

Общий административно-правовой статус индивида принято называть статусом гражданина. Законодатель различает три разновидности граждан: граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

На сегодняшний день административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ от 31 мая 2002 года "О гражданстве РФ"[10], другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

В содержание административно-правового статуса человека и гражданина включаются:

а) комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права;

б) гарантии реализации прав и обязанностей граждан, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти.

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости от:

а) принципа разделения властей - на акты органов представительной власти и акты органов исполнительной власти;

б) юридической силы - на законы и подзаконные акты;

в) характера компетенции издающих их органов - на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции, иными словами, ведомственные акты.

В формировании и особенно в реализации норм административно-правового статуса гражданина РФ значительна роль органов исполнительной власти.

В пределах предоставленной им компетенции органы исполнительной власти:

- издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация прав на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

- организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

- помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;

- осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Административно-правовые нормы, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

Говоря об административно-правовом положении граждан, необходимо отметить, что оно прежде всего определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют два понятия: административная правоспособность и административная дееспособность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.006 с.)