Экономическая характеристика оао «молоко» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая характеристика оао «молоко»



 

Краткая характеристика и структура управления ОАО «Молоко»

 

Калининградский молочный комбинат (с 1992 года ОАО «Молоко») начал производственную деятельность в 1977 году. Ежегодно предприятие заготавливает около 40 тыс. тонн молока, поставляемого более чем 35 сельхозпредприятиями области. Около 6000 семей селян пополняют свои бюджеты, сдавая молоко самому крупному региональному переработчику. Подразделениями ОАО «Молоко» по первичной обработке и охлаждению молока являются 5 низовых заводов: Нестеровский, Озерский, Черняховский, Тимирязевский, Железнодорожный.

Предприятие располагается по адресу г. Калининград, ул. Камская, 65. На сегодняшний день ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Молоко» насчитывает более 200 наименований – молоко различной жирности, кисломолочные продукты, сметана, сливки, творог и творожные изделия, твердые и плавленые сыры, масло, сухое молоко и сыворотка, различные виды мороженого. Бывший Калининградский молочный комбинат в прошлом году отметил свое 30-летие. Продукция компании ОАО «Молоко» пользуется постоянно растущим спросом и заслуженным потребительским признанием не только Калининградского региона, но и за его пределами. Гармонично сочетая в себе достижения современного менеджмента, перспективные технологии и изучение европейского опыта, компания ОАО «Молоко» добилась высоких результатов своей деятельности и по праву является лидером Калининградского рынка молочных продуктов.

В компании работает около 1300 человек. Широкий ассортимент, высокое качество продукции, отменный вкус молочных продуктов от ОАО «Молоко» - залог стабильного спроса на продукцию, и слагаемые успеха для партнеров компании.

Ежегодно в производство внедряется несколько десятков видов новой продукции. Особое внимание уделяется дизайну этикеток.

Предприятие имеет разветвленную торговую сеть. Продукцию ОАО «Молоко» в Калининграде и области предлагают около 1000 клиентов. Сервис и надежность в обслуживании – принцип работы предприятия.

ОАО «Молоко» - неизменный участник многих международных и отечественных выставок. Коллекция наград ОАО «Молоко» уже очень внушительна. Многие продукты не единожды отмечены наградами различных конкурсов качества и выставок. Специалисты высоко оценили качество продукции, выпускаемой ОАО «Молоко» заслуживающими не только «золота», но и особого покупательского внимания.

Схема структуры управления на предприятии представлена ниже.

 

 

 

 

Рис. 2.1. Структура управления ОАО «Молоко


Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия

 

Таблица 2.1. Основные экономические показатели ОАО «Молоко» за 2009 - 2011 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс. р.      
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс. р.      
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп.      
Среднесписочная численность персонала, чел.      
Производительность труда 1 работника      
Фонд оплаты труда, тыс. р.      
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, р.      
Фондоотдача, 1 р. 28,92 42,24 28,2
Балансовая прибыль, тыс.р. -63    
Чистая прибыль, тыс.р. -    
Прибыль от реализации, тыс.р.      
Рентабельность продаж,% 1,98   8,91

 

На основе данной таблицы можно сделать следующие выводы. Наблюдается стабильный рост объема реализованной продукции, за 3 года он составил 23064 тыс.р. или 156,3%. Соответственно происходит и рост себестоимости продукции, который за 3 года составил 18102 тыс.р. или 147,5%.

Затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2011 году уменьшились на 5 копеек или на 94,6% по сравнению с 2009 годом и составили 88 копеек на 1 рубль реализованной продукции.

 

Таблица 2.2. Анализ изменения основных экономических показателей ОАО «Молоко» за 2009 - 2011 гг.

Показатели   2003/2002 гг. 2004/2003 гг. 2004/2002 гг.
Абсол   Относ. % Абсол   Относ. % Абсол   Относ. %
Объем реализованной продукции, работ, услуг, тыс.р.   141,5     110,5     156,3  
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, тыс.р.   128,1     115,2     147,5  
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ, услуг, коп. -27   90,3     104,8   -15   94,6  
Среднесписочная численность персонала, чел.   114,3   104,2   119,0
Производительность труда 1 работника, тыс.р. 231,9 123,8 73,5 106,1 305,4 131,3
Фонд оплаты труда, тыс.р.   230,4   136,3   314,0
Среднемесячная заработная плата на 1 работника, р.   201,5   130,9     263,7  
Остаточная стоимость основных фондов, тыс.р.   122,0   119,3   145,6
Фондоотдача,р. 13,32 146,1 -14,04 66,8 -0,72 97,5
Балансовая прибыль, тыс.р.   5333,3 -1371 59,2   3157,1
Чистая прибыль, тыс.р.     -771 64,3    
Прибыль от реализации, тыс.р.   1485,7 -2154 46,9   696,7
Рентабельность продаж, % 19,02 1060,6 -12,09 42,4 6,93  

 

Среднесписочная численность персонала ОАО «Молоко» в рассматриваемом периоде имела тенденцию к увеличению. За три года численность персонала увеличилась на 24 человека.

Среднегодовая производительность труда увеличилась, и в 2011 году рост данного показателя составил 305,4 тыс.р., рост составил 131,3%.

Стабильными темпами происходит увеличение фонда оплаты труда. Рост этого показателя в 2011 году составил 2934 тыс.р. или 314% по сравнению с 2009 годом, а среднемесячная заработная плата на 1 работника увеличилась в 2011 году по сравнению с 2009 годом на 7455 р. или на 263,7%.

Среднегодовая стоимость основных средств имеет тенденцию к увеличению. Так в 2011 году среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась по сравнению с 2009 годом на 1359 тыс.р. или на 145,6%.

Важный показатель использования основных средств – фондоотдача - в 2010 году увеличился на 13,32 тыс.р. или на 146,1% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году по сравнению с 2009 годом уменьшился на 0,72 тыс.р.

В изучаемом периоде наблюдаем повышение прибыли и рентабельности. Однако повышение этих показателей произошло в 2010 году и в 2011 году по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом показатели прибыли и рентабельности уменьшились.

На основе изученных показателей можно сделать вывод об улучшении работы предприятия в изучаемом периоде с 2009 по 2011 год.

Основной задачей промышленного предприятия является наиболее полное обеспечение спроса высококачественной продукции. Темпы роста объемов производства, повышение её качества непосредственно влияют на величину издержек, также прибыль и рентабельность, поэтому анализ работы промышленного предприятия начинается с изучения показателей выпуска продукции.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеет анализ объема производства и реализации продукции.

ОАО «Молоко» специализируется на выпуске пищевых продуктов на основе молочной продукции.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции и ее реализации, и рассчитываются базисные и цепные темпы роста, при этом объем производства должен быть выражен в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цена базисного года.

Проведем анализ выпуска и реализации продукции ОАО «Молоко» в табл. 2.3. Из таблицы видно, что объем производства продукции в 2010 году увеличился на 178%, т.е. почти в два раза в сравнении с 2009 годом. А в 2011 году уменьшился на 25,4%.

 

Таблица 2.3. Динамика производства и реализации молочной продукции ОАО «Молоко» за 2009-2011 гг.

Года   Объем производства продукции, тыс. р. Темпы роста,%   Объем реализации, тыс. р.   Темпы роста,%  
Базисные   Цепные   Базисные   Цепные  
             
    178,2 178,2   178,7 178,7
    142,1 79,7   141,8 79,4

Также видно, что объем реализации продукции в 2011 году уменьшился на 26% в сравнении с 2010 годом, а в сравнении с 2009 годом увеличился на 41,8%.

Изобразим графически динамику производства и реализации продукции ОАО «Молоко» на рис. 2.2.

 

 

Рис. 2.2. Динамика производства и реализации продукции ОАО «Молоко»

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает ассортимент выпускаемой продукции. Ассортимент на ОАО «Молоко» формируется с учетом потребностей потребителей. Проведем анализ реализации по ассортименту в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4. Анализ реализации продукции ОАО «Молоко» по ассортименту (некоторые виды продукции) за 2009-2011 гг., тыс.р.

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Выручка от реализации своей продукции всего, в том числе:      
Молока      
Масла фасованного      
Творога      
Сметаны 939,3 2990,4  
Кефира 341,7 300,6  
Сыра      

 

Объем реализации молока за 2011 год увеличился в 3,4 раза в сравнении с 2009 годом. Также увеличился объем реализации сметаны - в 2,8 раза, кефира - в 2,4 раза, творога - в 14,5 раз.

Как видно из таблицы увеличение объема реализации по одним видам ведет к сокращению реализации по другим видам продукции.

В целом за анализируемый период видно, что выручка от реализации всей продукции в 2010 году увеличилась на 22071 тыс.р. в сравнении с 2009 годом. А в 2011 году уменьшилась в сравнении с 2010 годом на 10341 тыс.р.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства промышленного предприятия является обеспеченность их средствами труда в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

Основными средствами называют ту часть капитала предприятия, которая переносит свою стоимость на стоимость продукции по частям, в течение нескольких производственных циклов.

Анализ начинают с изучения динамики стоимости основных средств, затем изучают динамику структуры и движения основных производственных фондов.

Таблица 2.5. Состав и структура основных средств ОАО «Молоко», тыс.р.

Показатели   2009 г.   2010 г.   2011 г.   Изменения (+,-)
2010/ 2009 гг. 2011/ 2010 гг. 2011/ 2009 гг.
Здания            
Сооружения       - - -
Машины и оборудование            
Транспортные средства         -  
Другие виды основных средств            
Итого            

 

Как свидетельствуют данные табл. 2.5, наблюдается увеличение стоимости основных средств за трехлетний период на 2298 тыс.р. или на 34%. Наибольший удельный вес в составе основных средств составляют здания и машины с оборудованием. В 2009 году было приобретено дополнительно оборудования на 492 тыс.р., в 2010 году - на 155 тыс.р., так как в связи с освоением выпуска новых видов молочной продукции, а также с износом старых основных средств, предприятие нуждалось в дополнительном оборудовании. В силу расширения производства и увеличение реализации произведенной скоропортящейся продукции возникла необходимость расширения сферы сбыта, диктуя тем самым необходимость в дополнительных транспортных средствах. За 2010 год их было приобретено на 426 тыс.р.

Следующим этапом будет анализ трудовых ресурсов предприятия.

Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышение эффективности производства. В частности от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

В табл. 2.6. отражены показатели по труду и заработной плате.

 

Таблица 2.6. Показатели труда и заработной платы ОАО «Молоко» за 2009 - 2011 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. Изменения (+,-)
2010/ 2009 гг. 2011/ 2010 гг. 2011/ 2009 гг.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. р.            
Среднесписочная численность, чел.            
Фонд заработной платы, тыс. р.            
Производительность труда, тыс. р./чел.   1206,9 1280,4 231,9 73,5 73,5
Средняя заработная плата на 1 работника, р.            

 

Данные табл. 2.6. свидетельствуют о значительных изменениях выручки от реализации продукции, работ, услуг. Ее рост в 2011 году по сравнению с 2009 годом составил 56,3%.

С расширением своей деятельности и в связи с выпуском новых видов продукции численность работников в 2011 году увеличилась на 18 человек по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 6 человек.

Рост фонда заработной платы увеличился в 2011 году по сравнению с 2009 годом в 3 раза. Увеличение производительности труда в 2011 году по сравнению с 2009 годом составляет 31,3%.

Также на ОАО «Молоко» наблюдается увеличение средней заработной платы. Так в 2010 году по сравнению с 2009 годом средняя заработная плата увеличилась на 2763 рубль, т.е. в 1,5 раза, а в 2011 году средняя заработная плата увеличилась на 1692 рубля по сравнению с 2010 годом.

Положительным моментом является рост производительности труда и рост среднемесячной заработной платы. Темпы прироста свидетельствуют о значительных увеличениях по всем показателям, что является положительным моментом в деятельности ОАО «Молоко».

Далее проведем анализ трудовых ресурсов предприятия.

Основные задачи анализа использования трудовых ресурсов включают в себя: определение численности и состава работающих на предприятии, анализ структуры персонала, анализ движения рабочей силы.

Независимо от сферы приложения труда весь персонал предприятия подразделяется на категории. На предприятие ОАО «Молоко» в составе рабочих выделяют рабочих основных и рабочих вспомогательных.

Таблица 2.7. Состав и структура персонала ОАО «Молоко» за 2009 - 2011 гг., чел.

Категории персонала 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Числ., чел. Уд. вес, % Числ., чел. Уд. вес, % Числ., чел. Уд. вес, %
Всего сотрудников            
Управленческий персонал   23,8   22,9    
Основное производство   47,6   41,7    
Вспомогательные службы   28,5   35,4    

 

На основе данных табл. 2.7. видно, что за рассматриваемый период произошло увеличение управленческого персонала на 76 человек за 3 года, доля же их сократилась.

Также на 126 человек увеличилась численность сотрудников основного производства. Имеет место тенденция к увеличению сотрудников вспомогательных служб, их доля увеличилась на 7,5%. Увеличение численности сотрудников произошло в связи с увеличением объемов производства и реализации продукции.

Таким образом, коллектив на ОАО «Молоко» в основном стабильный, длительное время работающий на предприятии. А постоянные кадры совершенствуют свою квалификацию, быстро ориентируются в любой нетипичной обстановке и активно влияют на уровень производительности труда.

Объем производства молока в отрасли постоянно сокращается. Одна из главных причин кризисной ситуации в молочном животноводстве - проводимая ценовая финансово-кредитная политика. Главный недостаток ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса заключается в том, что происходит резкое ухудшение эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью, нарушение паритета цен.

Деятельность предприятия направлена на обеспечение взаимовыгодных экономических интересов завода и сельхозтоваропроизводителей, ускорение взаиморасчетов. Это позволило в течение 2011 года оплатить полученное сырье на 98%, заключить договоры на поставку молока с новыми хозяйствами и в итоге получить молоко в количестве, достаточном для обеспечения нормальной работы предприятия.

Способ снижения издержек требует того, чтобы продукция не считалась низкого качества среди потребителей, потому что в такой ситуации преимущество в области себестоимости перестает приносить дополнительную прибыль. В связи с этим необходимо ужесточить существующий контроль за качеством.

Для разработки соответствующей ценовой стратегии необходимо четко определить цели ценообразования. Они вытекают из анализа положения предприятия на рынке. Следовательно, цели ценообразования не должны рассматриваться как отдельно взятые.

От выбора метода ценообразования зависит многое. Он позволяет учесть особенности покупательского спроса и конкуренции и определить оптимальную цену. Для нашего предприятия будем пользоваться наиболее простым и распространенным методом «средние издержки + прибыль», который заключается в начислении наценки на себестоимость продукции.

Метод является очень популярным, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, предприятие всегда лучше знает свои издержки, чем спрос покупателей и цены конкурентов. Поэтому нет необходимости пересматривать цены вслед за колебаниями спроса. Во-вторых, признано, что это один из самых справедливых методов ценообразования по отношению к продавцу и покупателю. В-третьих, он уменьшает ценовую конкуренцию.

Для определения резервов снижения себестоимости продукции на предприятии используем методику подсчета резервов снижения себестоимости продукции по Савицкой Г.В.

Данная методика предполагает определение величины резерва – увеличение объема производства, как явного фактора снижения себестоимости.

Строительство газовой котельной с тремя котлами Е1/9Г позволит снизить затраты на производство выпускаемой молочной продукции.

Технологический пар на предприятии используется в основном для производства продукции. При переработке молока со слабо выраженными посторонними привкусами и запахами улучшению качества способствует применение повышенных температур пастеризации.

В зависимости от химического состава молочного жира, свойств молока температуру пастеризации устанавливают в осенне-зимний период в интервале 105-1150С, а весенне-летний 103-1080С. Для нагрева сливок до температуры выше 1000С применяют установки специальной конструкции. В технологическом процессе изготовления молочных продуктов используют также сепарирование и пастеризацию молока.

Мощности технологических камер, их устройство позволяет производить молочную продукцию в автоматическом режиме, что существенно сказывается на качестве продукции. Здание котельной спроектировано так, что позволяет до минимума уменьшить потери при транспортировке теплоносителя.

Увеличение объема производства технологического пара обеспечит возможность применения новых технологий в данном производстве.

После подсчета резервов снижения себестоимости продукции по Савицкой Г.В. и строительства новой газовой котельной в результате планируется снизить себестоимость продукции и решить проблемы, выявленные на основе анализа основных экономических показателей деятельности предприятия:

· уменьшение показателя использования основных средств – фондоодачи;

· уменьшение показателей прибыли и рентабельности;

· уменьшение объема производства продукции;

· снижение выручки от реализации всей продукции;

· увеличение стоимости основных средств.

Проект реализации теоретических решений проблем представлен в следующей главе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.041 с.)