Сущностные признаки экологоориентированной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущностные признаки экологоориентированной деятельности



 

направлена на природу, точнее – на окружающий учащегося природный мир (объект экологоориентированной деятельности), т. е. необходимо осуществляется учащимися в условиях естественного природного и специально для этого созданного (экологизированного) окружения и в процессе непосредственного (психологического и физического) взаимодействия с конкретными объектами живой и неживой природы (предмет экологоориентированной деятельности);

объединяет деятельности особенные, представляющие совокупность действий, вызываемых одним мотивом, например, экологоориентированная деятельность игровая, трудовая, общественная, исследовательская, природоохранительная и др.; при этом уровень таких деятельностей четко отделяется от уровня действий (мотив может удовлетворяться набором разных действий, а действие может побуждаться разными мотивами);

непосредственно связана с деятельностью детской, т. е. предполагает активное взаимодействие учащегося с внешним природным миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики; в ходе такой деятельности за счет «подстраивания» ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение, возникают принципиально новые компоненты ее структуры, изменение которой обусловливается онтогенетическим развитием психики учащегося[10];

совместна (коллективна) в ее первичной форме, имеет коллективного субъекта (учащиеся и педагоги), на ее основе возникает индивидуальная деятельность многих субъектов, осуществляемая в результате интериоризации;

непосредственно связана с творчеством (творческой деятельностью) – психическим процессом создания новых ценностей, т. е. деятельность, в результате которой возможно создание новых материальных и духовных ценностей и в психологическом плане: а) предполагает наличие у ее субъектов способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью; б) способствует раскрытию и расширению созидательных возможностей ее субъектов через развитие творческого воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также через предоставление условий для удовлетворения потребности личности в самореализации;

непосредственно связана с процессами учения и усвоения, включает как компонент и результат процесс учения (в частности овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками в структуре формирования экологоориентированного мировоззрения), но при этом не отождествляется с учебной деятельностью [11];

специально организована, т.е. осуществляется не стихийно, а при условии ее теоретического освоения педагогом, внедрения в реальной практике, ее психолого-педагогической организации и управления ее реализацией.

 

Экологоориентированная деятельность учащихся - педагогически организованное взаимодействие учащихся с окружающим природным миром, в процессе которого они сознательно и целенаправленно его осваивают, в силу своих возможностей воздействуют на него и совершенствуют себя.

 

Специфические (сущностные) особенности экологоориентированной
деятельности в формировании экологоориентированного
мировоззрения личности

 

– направлена на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера; развитие волевых качеств учащихся и восприятия ими облагораживающего воздействия природы, стремления к ее познанию в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; выработку норм поведения в природе, исключающих нанесение ей вреда или ущерба, ее загрязнение или разрушение;

– направлена на непосредственное взаимодействие учащихся с окружающим природным миром, в результате которого: а) приобретается собственный опыт, возникающий при коллективном или индивидуальном решении разнообразных экологоориентированных теоретических, практических, научных, творческих задач; б) развивается субъективное отношение к природе;

– направлена на коммуникативное взаимодействие индивида с природой, в результате которого приобретается личный опыт непосредственного переживания единства (общности и различия) с природным объектом на уровне эмоционального и личностного взаимодействия с ним.

 

Как уже было отмечено, экологоориентированная деятельность непосредственно связана с учебной деятельностью, в процессе которой в результате изучения ряда учебных дисциплин происходит овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками, но с ней не отождествляется ввиду того, что осуществляет иные, более предметные цели.

Наиболее эффективно формируется экологоориентированное мировоззрение в экологоориентированной деятельности учащихся, если осуществляется:

а) целенаправленное усвоение учащимися экологических знаний, формирование экологических представлений, осознание ими необходимости ответственного отношения к окружающему природному миру в процессе взаимодействия с ним и соответственно получение личного опыта такого рода взаимодействия;

б) планомерное развитие субъект-субъектного типа личностного (субъективного) отношения учащихся к природе посредством субъектификации природных объектов в процессе непосредственного взаимодействия с ними; получение учащимися личностного опыта переживания и проживания единства с природными объектами;

в) осознанное освоение учащимися экологоориентированных ценностей как ценностей: ориентированных на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой и общечеловеческими экологическими проблемами как их следствием, и обусловливающих характер практического применения учащимися экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, отношения к окружающему природному миру и поведения в нем.

 

Содержание и функции экологоориентированной деятельности

 

Экологоориентированная деятельность учащихся связана с такой деятельностью других людей. В этом процессе осуществляется обмен опытом экологоориентированной деятельности, ее видами, способами, происходит обогащение экологоориентированной деятельности каждого. Развитие экологоориентированной деятельности в педагогическом процессе знаменует собой поступательное развитие личности, в частности ее экологоориентированного мировоззрения. Становление личности учащегося в эколого-образовательном процессе обусловлено изменениями регулятивного механизма экологоориентированной деятельности и субъект-субъектными отношениями педагога и учащегося в такой деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.005 с.)