КИМ для коллоквиума (по тестам) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КИМ для коллоквиума (по тестам)



Правильный ответ на вопросы 1-20 – 1 балл; 21- 30 – 2 балла, 21-35 – 3 балла.

Максимальное количество баллов – 55.

Параметр Баллы
Студент набрал 46 – 55 баллов  
Студент набрал 35 – 45 баллов  
Студент набрал 25 – 34 баллов  
Студент набрал менее 25 баллов  

Итоговый контроль - зачет

Вопросы по физико-химическим методам анализа к зачету

№ вопроса Текст вопроса
  Общая характеристика инструментальных методов анализа. Классификация, преимущества и ограничения.
  Оптические (спектральные и неспектральные) методы анализа. Происхождение спектров поглощения и излучения. Качественный и количественный спектральный анализ.
  Эмиссионный спектральный анализ. Фотометрия пламени, как вариант эмиссионного спектрального анализа. Процессы, происходящие в пламени горелки.
  Законы светопоглощения. Молярный коэффициент светопоглощения.
  Методы молекулярного абсорбционного анализа (колориметрия, фотоколориметрия, спектрофотометрия). Количественный фотометрический анализ.
  Рефрактометрия. Поляриметрия. Сущность методов. Аналитический сигнал, приборное оформление, способы анализа.
  Электрохимические методы анализа. Классификация методов.
  Потенциометрия. Электродный потенциал, факторы, влияющие на него. Стандартный и индикаторный электроды, выбор системы электродов. Прямая и косвенная потенциометрия.
  Кондуктометрия. Прямая и косвенная кондуктометрия.
  Вольтамперометрия. Качественные и количественные характеристики вольтамперограмм. Прямые и косвенные вольтамперометрические методы.
  Методы концентрирования и разделения. Классификация методов (испарение, озоление, осаждение, соосаждение, кристаллизация, экстракция, избирательная адсорбция, хроматография).
  Хроматографические методы разделения. Сущность хроматографии. Классификация методов по механизму разделения, агрегатному состоянию фаз, по способу относительного перемещения фаз, по технике эксперимента. Адсорбционная хроматография. Распределительная хроматография
  Газовая хроматография. Сущность метода. Условия анализа. Качественный и количественный анализ.
  Ионообменная хроматография. Иониты. Ионообменное равновесие. Методы ионообменной хроматографии. Ионная хроматография.
  Хроматография на плоскости (на бумаге и в тонком слое). Качественный и количественный анализ.

Примеры тестовых заданий

Оптические, электрохимические, хроматографические методы анализа.

Текст контрольно-измерительных материалов
  Соответствие между методом анализа и градуировочным графиком:  
1. фотоэлектроколориметрия 1.    
2. рефрактометрия   2.    
3. фотометрия пламени     3.    
4. поляриметрия 4.    

 

  Объекты анализа в методе фотоэлектроколориметрия. 1. окрашенные коллоидные растворы. 2. безводные истинные растворы. 3. истинные окрашенные растворы.
  1. бесцветные истинные растворы
  Угол вращения плоскополяризованного света при увеличении толщины слоя раствора 1. не изменяется. 2. сначала увеличивается, затем уменьшается. 3. увеличивается. 4. уменьшается.
  Математическая запись основного закона светопоглощения:
1. 2. 3. 4.

 

  Образование ярко-синей окраски при действии водного раствора аммиака свидетельствует о присутствии в исследуемом растворе ионов. 1. Fe3+; 2. Zn2+; 2. Cu2+; 4. Al3+.
  Спектральная характеристика раствора в фотоэлектроколометрии необходима для: 1. Расчета молярного коэффициента светопоглощения. 2. Выбора рабочей длины волны (светофильтра). 3. Выбора кюветы. 4. Нахождения концентрации раствора.
  Электрод, для которого справедливо уравнение Нернста
1. Стеклянный. 2. Хлоридсеребряный.
3. Платиновый. 4. Ионоселективный.

 

  Вид интегральной кривой титрования раствора соляной кислоты раствором гидроксида натрия 1. 2.   3. 4.    
  Система электродов для потенциометрического титрования раствора HCl раствором гидроксида натрия: 1. pH-стеклянный и хлоридсеребряный. 2. Платиновый и хлоридсеребряный. 3. Два платиновых электрода. 4. Серебряный и хлоридсеребряный.
  Методы, основанные на разделении и концентрировании анализируемых компонентов на поверхности сорбента, называются 1. потенциометрическими 2. хроматографическими 3. рефрактометрическими 4. полярографическими
  Параметр, по которому классифицируют распределительную хроматографию. 1. механизм разделения. 2. аппаратурное оформление. 3. агрегатное состояние фаз. 4. способ хроматографирования.
  Площадь хроматографического пика характеризует… 1. качественный состав пробы. 2. полноту разделения. 3. количественное содержание компонентов в пробе. 4. последовательность выхода компонентов из колонки.
  Соли калия окрашивают пламя горелки или спиртовки в _________________ цвет. 1. желтый; 2. красный; 3. зеленый; 4. фиолетовый
  Объекты потенциометрического анализа (несколько ответов) 1. Этиловый спирт. 2. Сахароза. 3. Уксусная кислота. 4. Толуол. 5. Хлорид натрия
  Согласно закону Фарадея, на котором основан метод кулонометрии, масса выделившегося или разложившегося при электролизе вещества пропорциональна _________, прошедшего через электролит. 1. количество электричества; 2. величине потенциала; 3. величине радиоактивного излучения; 4. интенсивности светового потока.
  Кондуктометрические методы анализа основаны на пропорциональной зависимости между концентрацией определяемого вещества и __________его раствора или расплава. 1. интенсивность излучения; 2. электропроводность; 3. электродным потенциалом; 4. светопоглощением.
  Реакция протекает на анионите… 1. RAnН + NаСl RАnNа + НС1. 2. RКtОН + NаСl RКtСl + NаОН. 3. RН + NаNO3 RNа + НNO3. 4. RНОН + NаСl СlR Nа + Н2О.
  Для идентификации веществ в газовой хроматографии применяется: 1. Температура кипения. 2. Теплопроводность. 3. Время удерживания. 4. Площадь хроматографического пика.
  Коэффициент Rf в плоскостной хроматографии используется для 1. определения содержания вещества в подвижной фазе; 2. идентификации вещества в анализируемой смеси;. 3. определения количества вещества в анализируемой смеси; 4. установления связи с коэффициентом распределения;
  Вычислите молярный коэффициент светопоглощения раствора с концентрацией Fe2+ 0,001 моль/дм3, если в кювете с толщиной поглощающего слоя 5 см оптическая плотность раствора составляет 0,75.
1. 1,5·10. 2. 1,5·102.
3. 8·103. 4. 1,5·104.

 

КИМ для зачета (по тестам)

Параметр Результат
Студент ответил на 12 – 20 вопросов зачтено
Студент ответил менее чем на 12 вопросов не зачтено

 

7. Карта компетенций дисциплины

7.1 Наименование компетенций дисциплины

Индекс компетенции Формулировка (из ООП)
1 ОК-10 Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
2 ПК-1 Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
3 ПК-8 Способность использовать в практической деятельности специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, биохимии, математики для освоения физических, химических, биохимических, биотехнологических, микробиологических, теплофизических процессов, происходящих при производстве продуктов питания из растительного сырья (в соответствии с профилем подготовки)
4 ПК-14 Готовность проводить измерения и наблюдения, составлять описания проводимых исследований, анализировать результаты исследований и использовать их при написании отчетов и научных публикаций

7.2 Компонентный состав дисциплины

Перечень Технологии формирования Средства и технологии оценки Объем в зачетных единицах
Модуль дисциплины Состав компоненты
Модуль 1 ОК-10 Пороговый уровень Владеет знаниями основных законов естественнонаучных дисциплин (аналитической химии), применяемые в экспериментальных исследованиях с привлечением химических и физико-химических методов анализа. Лекции; Лабораторные занятия; Самостоятельная работа;   Аудиторные контрольные работы; Оценка за активное участие на интерактивных занятиях; тестирование; Коллоквиум; Зачет 0,5
Модуль 2 ПК-1 Пороговый уровень Знает основные законы естественнонаучных дисциплин, применяемые при производстве продуктов из растительного сырья с привлечением химических и физико-химических методов анализа; основные этапы качественного химического анализа, теоретические основы и принципы количественного химического анализа Умеет проводить расчеты концентрации растворов различных соединений. Владеет приемами выполнения анализа; методами определения концентраций веществ в растворах,. Лекции; Лабораторные занятия; Самостоятельная работа; Контрольные работы; ТЗ Аудиторные контрольные работы; Оценка за активное участие на интерактивных занятиях; тестирование; Коллоквиум; Зачет   1,0    
Модуль 3 ПК-8 Пороговый уровень Знает фундаментальные разделы аналитической химии для освоения процессов, происходящих при производстве продуктов питания из растительного сырья; химические методы количественного анализа (титриметрия, гравиметрия). Умеет пользоваться аналитическими и техническими весами, мерной посудой, готовить растворы, стандартизировать растворы, оформлять лабораторный журнал; Имеет навыки проведения количественного анализа химическими методами и применять их на модельных растворах. Лекции; Лабораторные занятия; Самостоятельная работа; Контрольные работы; ТЗ Аудиторные контрольные работы; Оценка за участие на интерактивных занятиях; Тестирование; Коллоквиум; Зачет. 0,5
Модуль 4 ПК-14 Пороговый уровень Знает: методики измерения физико-химических параметров модельных растворов при производстве продуктов из растительного сырья; способы измерения основных физико-химических показателей; назначение, устройство и принцип действия основных приборов инструментальных методов; Умеет проводить измерения с привлечением приборов; применять полученные знания и навыки для анализа модельных растворов. Владеет навыками проведения количественного анализа физико-химическими методами с применением современной приборной техники. Лекции; Лабораторные занятия; Самостоятельная работа; Контрольные работы; ТЗ Аудиторные контрольные работы; Оценка за активное участие на интерактивных занятиях; Зачет   1,0  

7.3 Сводная таблица компетенций дисциплины

Компетенции Трудоемкость в ЗЕ
ОК-10 Модуль 1 (Уровень пороговый) – 0,5 (2 семестр)
ПК-1 Модуль 2 (Уровень пороговый) – 1,0 (2 семестр)
ПК-8 Модуль 3 (Уровень пороговый) – 0,5 (2 семестр)
ПК-14 Модуль 4 (Уровень пороговый) – 1,0 (2 семестр)

ИТОГО: 3 ЗЕ

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Аудитории, лаборатории, оборудование, материалы

При чтении лекций и проведения лабораторных занятий используется мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор) факультета экологии и химической технологии (а. 37) и ЦНИТ (а. 237, 30, 138).

Лабораторный практикум выполняется в учебных (а. 1, 4, 5) и научно-исследовательских (а. 2, 6) лабораториях кафедры физической и аналитической химии, Центре коллективного пользования факультета экологии и химической технологии (а. 42, Ленинский пр-т 14), Центре коллективного пользования ВГУИТ (а. 11, 015).

Химические методы анализа реализуются с применением аналитических и технических весов(а. 3 «весовая», ФиАХ), мерной (пипетки, бюретки, колбы) и общего назначения (склянки, стаканы, колбы для титрования, предметные стекла, пробирки и т.д.) посуды. Каждому студенту организуется рабочее место. Все лабораторные работы выполняются индивидуально.

Физико-химические методы анализа выполняются на следующем лабораторном оборудовании:

Наименование прибора (устройства) Кафедра, ЦКП
Колориметр фотоэлектирический концентрационный КФК-2 или КФК-2МП     ФиАХ
Рефрактометры
Фотометр пламенный «ПАЖ-2»
Поляриметры
Потенциометры, комплекты ионселективных электродов
Установка для амперометрического титрования
Газоанализаторы «САГО» «САГО+», «МАГ -1» с необходимым программным обеспечением
Комплект реактивов, посуды и программное обеспечение для хромато-сканер-анализа
Спектрофотометры СФ-2000, ЮНИС ЦКП (а. 42, лб)
ИК-Фурье спектрометр ФТ-8
Флуориметр   ЦКП (а. 11)
Спектрофотометр Simadzu U-140
Газовый хроматограф Цвет
Жидкостной хроматограф Цвет Яуза

 

В лабораториях кафедры ФиАХ размещены таблицы со справочными данными (константы растворимости, константы диссоциации, стандартные окислительно-восстановительные потенциалы), плакаты (интервалы перехода окраски индикаторов, кривые титрования, принципиальные схемы приборов и установок, формулы для расчета рН, примеры заданий Интернет-тестирования)

В базе данных кафедры ФиАХ имеются учебные фильмы, фильмы лекции (хромато-масс-спектрометрия, метод атомной абсорбционной спектроскопии, техника лабораторных работ и др.)

8.2 Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные программы и другие средства освоения дисциплины

 

Вид компьютерной программы Название Адрес
Обучающие Web-страницы Основы аналитической химии. Хроматография. Экстракционная хроматография Сайт ВГТА http:/cnit.vgta.vrn.ru Обучающие программы: кафедра физической и аналитической химии
Контролирующие Хроматографические методы анализа (2 варианта по 10 вопросов). Оптические методы анализа (3 варианта по 10 вопросо). Титриметрические методы анализа Сайт ВГТА http:/cnit.vgta.vrn.ru Контролирующие программы: кафедра аналитической химии. ЦНИТ ВГТА
Расчетные Стандартные программы в системном обеспечении Windows (Exel, Word) Статистика Кафедра ФиАХ

Для проведение тестирования кафедра ФиАХ располагает компьютерным классом на 12 рабочих мест.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

9.1. Основная литература:

1. Харитонов, Ю. Я. Аналитическая химия (аналитика) [Текст]: в 2 кн. / Ю. Я. Харитонов. – М.: Высш. шк., 2005.

Кн. 1: Общие теоретические основы. Качественный анализ.– 615 с.

Кн. 2: Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа.– 559 с.

2. Коренман, Я. И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов / Я. И. Коренман, Р. П. Лисицкая. – Воронеж: ВГТА, 2006.– 408 с.

3. Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов: в 4 х книгах: учеб. пособие. – М.: КолосС, 2005.

 

Электронный ресурс средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ

1. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2 кн. Кн. 1: Титриметрические и гравиметрический методы анализа: учебник для студентов вузов, обучающихся по химико-технологическим специальностям. Издательство: Дрофа, 2007 г.

2. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2 кн. Кн. 2: Физико-химические методы анализа: учебник для студентов вузов, обучающихся по химико-технологическим специальностям. Издательство: Дрофа, 2007 г.

3. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Никифорова И.А., Вершинин В.И., Власова И.В. Основы аналитической химии: учебное пособие. Издательство: ОмГУ, 2007 г.

4. Электронная библиотечная система "Книгафонд" (htpp://www.knigafund.ru): Иванова М.А., Белоглазкина М.В., Богомолова И.В., Федоренко Е.В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учебное пособие. Издательство: РИОР, 2006 г.

5. Электронная библиотека ВГУ (http://www.lib.vsu.ru/): Аналитическая химия. Проблемы и подходы. В 2-х т. Ред. Р.Кельнер.-МА.:Мир,АСТ,2004

 

9.2 Дополнительная литература:

1. Основы аналитической химии [Текст]: в 2 кн. / Ю. А. Золотов, Е. Н. Дорохова, В. И. Фадеева и др.; под ред. Ю. А. Золотова. – М.: Высш. шк., 2004.

1.1. Кн. 1: Общие вопросы. Методы разделения.– 361 с.

1.2. Кн. 2: Методы химического анализа.– 503 с.

2. Васильев, В. П. Аналитическая химия [Текст]: в 2 ч. / В. П. Васильев. – М.: Дрофа, 2007.- 368.

Ч. 1: Титриметрические и гравиметрические методы анализа. – 366 с.

Ч. 2: Физико-химические методы анализа.– 384 с.

3. Черновьянц, М. С. Систематические и случайные погрешности химического анализа [Текст] / М.С. Черновьянц, И.Н. Щербаков, Е.М. Цыганов и др.; под ред. М. С. Черновьянц. – М.: Академкнига, 2004. – 157 с.

4. Кристиан, Г. Д. Аналитическая химия [Текст]: в 2 т. / Г. Д. Кристиан. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.– 1127 с.

5. Хаханина, Т. И. Аналитическая химия [Текст] / Т. И. Хаханина, Н. Г. Никитина. – М.: Высшее образование, 2009. – 278 с.

6. Цитович, И.К. Курс аналитической химии [Текст / И.К. Цитович. – СПб.: Лань 2009.– 496 с.

7. Москвин, Л.Н. Аналитическая химия [Текст]: в 3 т., т.1. Методы идентификации и определения веществ / Л.Н. Москвин.– М.: Academia, 2008. – 576 с.

8. Отто, М. Современные методы аналитической химии [Текст] / М.Отто.– М.:Техносфера, 2008.– 544 с.

9. Лурье, Ю.Ю. Справочник по аналитической химии [Текст] / Ю.Ю. Лурье.– М.: Химия, 2010. – 480 с.

10. Алов, Н. В. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа [Текст] / Н. В. Алов, И. А. Василенко, М. А. – СПб.: Academia, 2010.– 416с.

11. Кучменко Т.А. Инновационные решения в аналитическом контроле [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Кучменко; Воронеж. гос. технол. акад., ООО «СенТех». – Воронеж: 2009. – 252 с.

12. Кучменко, Т.А. Контроль качества и безопасности пищевых продуктов, сырья. Серия «Инновационные решения в аналитическом контроле» [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Кучменко, Р.П. Лисицкая, П.Т. Суханов, Ю.А. Асанова, Л.А. Харитонова // Воронеж. гос. технол. акад., ООО «СенТех» – Воронеж.– 2010. –124 с.

13. Никулина А.В. Кривые титрования. [Текст]: учеб. пособие / А.В. Никулина, Т.А. Кучменко. – Воронеж: ВГТА, 2011.– 143 с.

9.3 Периодические издания:

1. Журнал аналитической химии.

2. Аналитика и контроль. http://elibrary.ru; http://aik-journal.ustu.ru

3. Пищевая технология: Известия вузов.

4. Реферативные журналы: Химия и технология пищевых продуктов.

5. Стандарты и качество. http://ria-stk.ru.

9.4 Методические материалы преподавателю

 

Для обеспечения современного уровня преподавания дисциплины, формирования необходимых компетенций, знаний, учения и владения материалом преподаватель использует следующие активные и интерактивные технологии обучения:

Обучающие технологии Достоинства Ограничения
1. Лекция – устная и/или с применением современных технических средств, презентация. Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Позволяет сообщить новые знания, выделить главные моменты темы, познакомить с методическими рекомендациями по самостоятельному изучению материала. Возможности лекции в активизации процесса восприятия информации, использовании обратных связей, мотивации обучаемых, эмоциональном воздействии на них посредством переживания успеха ограничены
2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы дисциплины в различных формах Способствует активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности, коммуникативной компетенции и др.
2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Авария на производстве») Обучает принятию управленческих, хозяйственных, производственных, решений. Осуществляется разнообразное взаимодействие: переговоры, дискуссии, публичная презентация материалов. Позволяет получить навыки адаптации к новой среде Отсутствие знаний и навыков по технологии принятия решений, а также необходимой компетентности приводит к принятию неэффективных групповых решений. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту
2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных аналитических, экономических задач в конкретной ситуации Позволяет овладеть системой навыков, умений конкретной профессии, моделями поведения и социально-психологи-ческих отношений в реальной производственной ситуации. Участники используют разнообразные сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестический, что обеспечивает интенсификацию процесса обучения и делает его захватывающим Отсутствие теоретически и методически хорошо проработанных игровых способов развертывания содержания создает ситуацию, когда игра «не играет». Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)
2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) Обучение через действие – наиболее эффективный способ научения. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию
2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейз-стади, инцидент, баскет-метод) Дополняет многие теоретические аспекты дисциплины посредством введения практических задач. Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения Отмеченные достоинства являются и ограничениями. При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней
2.5. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», синектика, ассоциации (метафоры) Осуществляется генерирование идей всеми участниками процесса, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому синергетическому результату и др.
2.6. Тренинг – активное овладение и развитие знаний, умений и навыков Позволяет за короткий промежуток времени овладеть практическими эффективными умениями и навыками Направлен на овладение только узкоспециализированными навыками без усвоения общих моделей и методов работы

 

 

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

по направлению 260100 и профилям подготовки

 

«Технология хранения и переработки зерна»,

«Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»,

«Технология сахаристых продуктов»,

«Технология бродильных производств и виноделия»

 

Программу составила, доцент «11» 01. 2011 г. Р.П. Лисицкая


ЛИСТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.051 с.)