Тема № 1. Общая юриспруденция о социальной детерминированности права. Преступность и ее влияние на криминализацию и развитие уголовно-правовых идей (12 Ч. ; 0,5 зет). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Общая юриспруденция о социальной детерминированности права. Преступность и ее влияние на криминализацию и развитие уголовно-правовых идей (12 Ч. ; 0,5 зет).



Содержание темы: Право как социальное явление, его место в нормативной системе общества. Происхождение и функции права. Источник и форма права. Правообразование и правотворчество, их соотношение. Учение о детерминации в философии и юриспруденции: каузальные и вероятностные (статистические) связи, отношения симметрии, пространственно-временные корреляции, «пусковая» причинность.

Преступность как социально-правовое явление и патология. Основные характеристики и параметры изучения преступности, ее эволюция. Система детерминации преступности, законодательства и уголовно-правовых знаний. Современная теория криминализации и пенализации общественно опасных деяний как научная основа социальной детерминации уголовного правотворчества.

Вопросы лекционного занятия (2 ч.):

1. Право как социальное явление.

2. Соотношение правообразования и правотворчества.

3. Преступность: научные подходы к пониманию.

4. Основные характеристики и параметры изучения преступности.

Краткий конспект лекции:

1. Право как социальное явление. Чаще всего социальную природу права видят в том, что оно может существовать только в обществе и что общественная жизнь обусловливает все правовые явления. В свою очередь везде, где есть общество, есть и право; уже римские юристы отметили этот факт в изречении – ubi societas, ibi jus est. Это, несомненно, верно, но нехарактерно для права. Ведь вся наша культура во всех ее проявлениях тесно связана с общественной жизнью. Даже язык не мог бы существовать без общества. То же надо сказать обо всех более или менее развитых формах хозяйства, которое уже давно переступило границы изолированного индивидуального хозяйства; конечно, ни торговля, ни производство для неизвестного потребителя, ни современные пути сообщения не были бы возможны без общественной жизни. Так же точно без общества не могли бы существовать ни литература, ни наука, ни искусство. Однако для всякого ясно, что право есть социальное явление в другом смысле, чем все эти проявления культуры; оно как бы более социально, чем все они. Другая формулировка по существу того же взгляда на социальную природу права заключается в том, что право составляет часть общественного целого. Из этого совершенно верного теоретического положения извлекают, однако, совершенно неверный методологический вывод, что право нельзя изучать изолированно, так как часть зависит от целого. Третье решение вопроса о том, в чем заключается социальная природа права, предложено Р. Штаммлером в его сочинении «Хозяйство и право». Оно прямо противоположно первому решению. По мнению Р. Штаммлера, право есть регулирующая форма совместного существования людей. Только благодаря этой форме совместное существование людей обращается в общество и становится предметом познания. Все это заставляет нас признать вышеизложенные попытки определить социальную природу права неудачными. Они не улавливают социальной стороны правовых явлений. Чтобы подойти к этой стороне права, надо сперва отвлечься от тех черт его, которые не являются социальными в точном смысле этого слова. Иначе говоря, надо прежде всего сознать, что мы до тех пор не приблизимся к пониманию социальной природы права, пока будем рассматривать право как совокупность известных норм или правил, действующих в обществе. С этой точки зрения право всегда останется имеющим отношение к обществу, но не социальным явлением с его характерными особенностями. Уже чрезвычайная легкость, с которой право как норма может быть отделено от социальной жизни и подвергнуто исследованию в этом мысленно изолированном от социальных отношений виде, свидетельствует о том, что с этой стороны мы не подойдем к праву как к социальному явлению. при социально-научном изучении права надо признать осуществление права основным моментом для познания его и соответственно этому исходить из рассмотрения права в его воплощении в правовых отношениях. Итак, надо смотреть на то право, которое живет в народе и выражается в его поведении, в его поступках, в его сделках, а не на то право, которое установлено в параграфах кодексов. В этом изменении самого объекта наблюдения и заключается расширение нашего познания права. Последнего попутно достигают в теоретической области представители новейшего направления в юриспруденции, занятые по преимуществу практическим вопросом о правотворческой роли судьи. Интересующая нас здесь проблема выясняется в научно-юридической литературе благодаря проповеди «социологического метода в гражданском праве», «социологических судебных решений» (Soziologische Rechtssprechung), нахождения права путем «взвешивания интересов». Из юристов, принадлежащих к этому направлению и особенно способствовавших выяснению сущности социальной природы права, надо назвать О. Бюлова, Эрлиха, Фукса, Штампа, Гекка, Гмелина, Канторовича, особенно Шпигеля и др.

2. Соотношение правообразования и правотворчества. Правообразование – естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество - это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключительным правом) государства. Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование - это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1 этап – это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. 2 этап – связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общественных отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. 3 этап правообразовния связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.

Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем «правотворчество». Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества (сознательно-волевой деятельности), т.е. правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания («идея права», «образ права»), его объективирование (например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта). Правотворчество – это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Правотворчество - важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования.

3. Преступность: научные подходы к пониманию. Проблема преступности принадлежит к числу проблем постоянно привлекающих внимание исследователей. К определению понятия и характеристик преступности применяются различные подходы: правовой, социологический, философский, биологический. Правовой подход представляет собой рассмотрение преступности с точки зрения совокупности преступлений. Акцент делается на определение форм, видов, причин, условий и основных характеристик отдельных преступлений с целью формирования общей картины преступности. При социологическом подходе явление преступности рассматривается как социальное зло, а конкретные преступления понимаются как отдельные его проявления. Философский подход характеризуется тем, что при его применении явление преступности рассматривается с позиции философского понимания «добра» и «зла». Биологический подход рассматривает преступность как болезненное состояние отдельных индивидов, как результат психических и физических отклонений личности. Помимо этого, в настоящее время большой интерес вызывает теологический подход к преступности. Так, ряд учёных полагают, что современной криминологии просто необходимо использовать религиозно-философский, духовный опыт христианского православного мировоззрения (См. подробнее: СЕЛЕЗНЕВ Ф. Н. ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. №20. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teologicheskiy-podhod-k-ponimaniyu-prestupnosti. Полагаем, что применение каждого из указанных подходов в отдельности обладает определенными недостатками, вследствие чего для анализа явления преступности требуется комплексный подход к ее изучению.

4. Основные характеристики и параметры изучения преступности. Преступность - это отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ней. Преступность как явление можно оценить в определенных количественных и качественных характеристиках. Это очень важно для уяснения ее сущности, выявления внутренних взаимосвязей, зависимости от внешних факторов. К количественным показателям преступности относятся состояние, уровень, коэффициенты, динамика. Качественными показателями являются структура, латентность, территориальное распределение. Состояние преступности определяется абсолютным числом совершенных преступлений (и лиц, их совершивших) на определенной территории за определенный период времени. Реальное состояние преступности выражается числом фактически совершенных преступлений, Однако, в силу латентности преступности, на практике ее состояние определяется по данным уголовной статистики — количеством только зарегистрированных преступлений (в том числе и оставшихся нераскрытыми), а также числом выявленных лиц, совершивших преступления. Состояние преступности отражается не только в абсолютных, но и в относительных показателях, т. е. в коэффициентах преступности. Показатели преступности, выраженные в коэффициентах, официально именуются уровнем преступности и представляют собой отношение числа зарегистрированных преступлений или лиц, их совершивших, к количеству населения, проживающему на определенной территории. Уровень преступности показывает, какое число зарегистрированных преступлений или лиц, их совершивших, приходится на заданное число населения (обычно на 100 тысяч жителей). При этом используется два вида коэффициентов. Во-первых, коэффициент, рассчитанный на все население определенного региона, включая малолетних:

К1= П/HхЕ,

Где П - число зарегистрированных преступлений на определенной территории за определенный период времени или число лиц, их совершивших;

Н - число жителей, проживающих на этой территории;

Е - заданное число житёлей, на которое производится расчет.

Во-вторых, коэффициент преступности, рассчитанный на население в возрасте 14 лет, т. е. на население, достигшее минимального возраста уголовной ответственности и старше:

K2=П/H14xE,

Где Н14 - число жителей, проживающих на определенной территории в возрасте 14 лет и старше.

Первый коэффициент показывает, как население страдает от преступности, второй является показателем криминальной активности населения. Эти коэффициенты рассчитываются не только на преступность в целом, но и на каждый отдельный вид преступлений, входящих в ее структуру. Кроме того, указанные коэффициенты могут применяться для выявления или сравнения криминальной активности различных категорий населения (мужчин, женщин, молодежи и т. д.).

Динамика преступности - показатель ее изменения за определенный период времени на определенной территории. Зная данные о динамике преступности, можно оценить тенденции ее развития и распространения, ее рост или снижение. Динамика состояния преступности может исчисляться в абсолютных (конкретные цифры) и относительных (проценты) показателях.

Основным качественным показателем преступности является ее структура - соотношение или удельный вес отдельных видов преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений за определенный период времени на определенной территории. Структурные элементы преступности в зависимости от целей анализа могут выделяться по самым разнообразным группировочным признакам. Структура как показатель преступности может существенно влиять на оценку криминальной ситуации, основанную на одних лишь количественных признаках.

Показатели зарегистрированной преступности не в полной мере соответствуют действительному положению дел, поскольку не все преступления и лица, их совершившие, получают отражение в уголовной статистике. В связи с этим исключительно важной является проблема латентной преступности. Латентная преступность может быть охарактеризована теми же количественными и качественными показателями, что и зарегистрированная. Большая часть латентной преступности включает преступления, не представляющие высокой общественной опасности. По механизму «вхождения» преступлений в число латентных различают три вида латентности: естественная латентность состоит из преступлений, которые не регистрируются потому, что они не обнаружены правоохранительными органами; при латентности «пограничных ситуаций» преступления не регистрируются из-за их неправильной уголовно-правовой оценки правоохранительными органами; искусственная латентность представлена преступлениями, которые обнаруживаются и правильно оцениваются сотрудниками правоохранительных органов, однако сознательно не регистрируются по различным причинам. Выявление и оценка латентной преступности происходит по двум направлениям. Во-первых, устанавливается общий уровень латентной преступности. Это делается при помощи формул на основе имеющихся статистических данных о преступности, опроса населения, анкетирования, обзоров виктимизации населения и экспертных оценок специалистов. Во-вторых, выявляются конкретные преступления, которые по различным причинам оказались незарегистрированными. В этом случае применяются методы оперативной работы, анализ документов, контент-анализ информации, поступающей в СМИ. Точно измерить уровень латентной преступности практически невозможно.

Помимо состояния, динамики и структуры преступности в криминологии выделяется также понятие «географии» преступности. Она показывает распределение преступности по регионам (областям, районам, городам) страны, концентрацию по отдельным территориям, ее взаимосвязь с социальными процессами и состоянием профилактики на определенной территории.

 

Вопросы практического занятия (2 ч.; 0,25 ЗЕТ):

1. Происхождение и функции права.

2. Место права в социальной системе.

3. Источники и формы права.

4. Стадии правотворческой деятельности.

5. Теория детерминации: понятие, подходы, содержание, значение).

6. Основные тенденции преступности.

7. Эволюция преступности.

8. Криминализация и пенализация общественно опасных деяний: понятие, значение.

9. Основные проблемы отечественного правтворчества.

Примерный перечень тем для дискуссии

1. Право и общество: проблемы взаимовлияния.

2. Криминализация общественно опасных деяний и преступность.

3. Преступность и уголовный закон.

4. Задачи уголовного права: закон и реальность.

5. Отечественная криминология: виражи истории.

Примерная тематика докладов

1. Место права в нормативной системе общества.

2. Право: понятие, происхождение, функции, социальная ценность.

3. Источники и формы права: российский и зарубежный опыт.

4. Тенденции преступности в России и в мире.

5. Преступность: основные характеристики и параметры изучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.02 с.)