Материалы к интерактивному занятию с элементами интеллектуально – творческой игры «что. Где. Когда. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы к интерактивному занятию с элементами интеллектуально – творческой игры «что. Где. Когда. »



Схема анализа готовности к педагогической импровизации (В. Н. Харькин)

Название умения Ссылка в тексте
Уровень знаний предмета и методике его преподавания А
Уровень умения применять знания педагогики и психологии Б
Уровень умения распределять и концентрировать внимание В
Уровень развития воображения Г
Творческое самочувствие Д
Уровень умения общаться Е
Уровень владения речью и всем психофизическим аппаратом Ж
Уровень развития интуиции З
Уровень умения перевоплощаться И
Уровень умения мгновенного адекватного анализа ситуации К
Уровень умения мгновенно применять решения Л
Уровень умения сиюминутно и публично реализовывать принятое решение М
Уровень умения органично переходить от экспромтного к запланированному Н

Анкета предлагается каждому участнику занятия, а также его коллегам и руководителю курсов. Буквы обводятся цветом, соответствующим уровню умения или качества:

· красный – высокий

· синий – средний

· черный – низкий

 

4. Психолого-педагогический практикум «Технологии эффективных решений в профессиональной и личной жизни» (2часа)

Основная идея занятия: е сли использовать технологии эффективных решений в профессиональном и личном плане, то уровень творческой активности обязательно возрастет!

Задачи: знакомство с технологиями эффективных решений; развитие навыков принятия и выполнения решений; активизация дивергентности мышления; создание условий для генерирования идей; знакомство с основами финансовой грамотности.

Необходимые материалы: листы ватмана, клей, краски, кисточки, вырезки из журналов и газет, цветная бумага, DVD -проигрыватель.

Ход занятия:

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники. Тема нашего занятия - «Загадочные круги на пшеничных полях». Интересно, какие есть предположения по содержанию этого занятия. (Варианты ответов участников). Многие высказали очень фантастические идеи, и это здорово! Мы будем знакомиться с технологиями эффективных решений разноплановых задач, как профессионального, так и личного характера. Следовательно, поупражняемся в гибкости, оригинальности и беглости нашего мышления. И каждое решение может прорасти как ростки пшеницы, и изменить круги других проблем и задач. А сейчас, прошу всех встать в круг на динамическую разминку.

Динамическая разминка

Кинезиологическое упражнение «Лезгинка».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Надо добиваться высокой скорости смены рук. При этом на каждую смену произносятся слова скороговорки: пекарь пек калачи в печи. /Упражнение повторяется 6-8 раз/

Психологический смысл упражнения. Активизация работы обоих полушарий головного мозга.

Упражнение «Паутинка»

Ведущий называет два предмета (явления). Участники по очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Например: бабочка и революция.

Варианты ответов:

-бабочка является флагом революции зеленых

-бабочки стали революционерами среди флоры и требуют признания их королевами природы

-революция – это всегда шумно, много народа, а бабочки не любят суеты

Психологический смысл упражнения: расшатывание стереотипов при нахождении самых тонких, невидимых нитей – связей между далекими, на первый взгляд, предметами и явлениями.

Основная часть занятия

Ведущий: Еще в 20 столетии во всех развитых странах возникла мысль как-то упорядочить изобретательный процесс, создать методы решения творческих задач, активизировать творческое мышление. Сегодня существует две принципиально отличные возможности перехода к новой технологии эффективных решений творческих задач:

1. Усовершенствовать метод проб и ошибок, используя различные приемы активизации поиска человеком новых решений.

2. Выявить законы развития систем и применить их для формулирования и решения изобретательских задач. Это – ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач.)

Для того чтобы работать по ТРИЗ, необходимо иметь развитое воображение, уметь управлять своим мышлением, избавиться от психологической инерции (вспоминаем с участниками варианты борьбы с ПИ). ПИ - это барьер при создании чего-то нового. Есть разные психологические барьеры: боязнь критики, боязнь показаться глупым, страх вторгнуться в чужую область, страх перед авторитетом и постоянный дефицит времени, рамки человека при восприятии объекта в непривычной функции. Наиболее известным методом разрушения ПИ является Мозговой штурм.

Автор Мозгового штурма, Алекс Осборн, разработал метод еще в 1937 году.

Сегодня существует более десяти разновидностей Мозгового штурма (в дальнейшем - МШ): индивидуальный, парный, многостадийный, поэтапный, конференция идей, кибернетическая сессия, «совещание пиратов» и т. д.

В чем его суть? Для решения задачи собирается небольшая группа «генераторов идей», в которую входят не только профессионалы данного вопроса, но и люди, имеющие косвенное отношение к этим вопросам.

Психологическая концепция МШ – теория З. Фрейда, в основе которой идея, что мышление человека в стандартной ситуации определяется сознанием, где властвует контроль и порядок. Но чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условия для прорыва смутных и грозных сил и инстинктов, бушующих в подсознании. МШ учитывает психологию «толпы». При снятии определенных ограничений резко возрастает возбужденность. Это позволяет вытянуть из глубины подкорки мозга, тщательно спрятанную подсказку к решению задачи. Один из вариантов методики «мозгового штурма» хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче «Что? Где? Когда?».

Правила мозгового штурма:

Категорически запрещается критика выдвигаемых идей.

Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль.

Упражнение «Вопросы группе»

Участники делятся на две группы и получают вопросы для МШ.

Вопрос для обсуждения №1:

Откуда появились круги на пшеничных полях? Кому и для чего они нужны?

Вопрос для обсуждения №2:

Как способствовать креативности учащихся в рамках внеклассной деятельности?

Вопрос для обсуждения №3:

Какие мероприятия, акции можно провести для развития креативности педагогов?

Время на работу 20 минут.

По пять минут дается на презентации решений групп.

Ведущий: Еще одна технология эффективных решений – Модерация.

Модерация - направляемый интерактивный процесс взаимодействия участников группы в целях самостоятельной выработки и принятия группового решения

Вопрос группам:

Какими качествами должен обладать креативный человек? (Перечисления характеристик записываются на доске).

Ведущий: следующая технология - Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций.

Участники делятся на две группы и им предлагаются ситуации для решения.

Ситуация №1

Необходимо измерить длину… ядовитой змеи. Но, как это сделать, без риска быть ужаленным? При этом, естественно, нельзя калечить животное.

Ситуация №2

Представьте себе, что Ваш друг сутками сидит за компьютером. Предложите варианты выхода из этой ситуации.

Ведущий: еще одна технология, которая сейчас широко используется в образовательной, и не только, сфере – проектная деятельность. Проект – совместная деятельность партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Проект характеризуется:

• наличием исходной проблемы;

• заранее определенной, ясной, реально достижимой цели;

• плана предстоящей работы.

Творческое задание для подгрупп «Фото на память»

Участники должны из предложенных материалов создать портрет креативного современного человека – профессионала своего дела, который побывал на сегодняшнем занятии, отразив его настроение.

Время на выполнение задания 15 минут. Далее группы представляют свои проекты.

Вопросы для обсуждения:

- Что общего во всех представленных проектах?

- Что нового вы узнали о креативном, современном человеке?

- В какой профессии пригодятся перечисленные качества?

- Чьи фото внутреннего мира совпадают с данными проектами?

Динамическая заминка

Упражнение «Интересное – полезное».

Участники по кругу должны сказать, что на занятия для них оказалось интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или лишним? Как эти знания могут пригодиться в профессии?

Психологический смысл упражнения. Это упражнение стимулирует анализ и синтез мыслительных процессов у участников, подводит определенную черту обобщений и позволяет выстроить стратегию проведения для ведущего на последующих занятиях.

Рефлексия

Оцените эффективность работы своей подгруппы во время занятия по шкалам Дембо-Рубинштейна от 0 до10.

 

5.Самостоятельная внеаудиторная работа (2 часа)

Задания для самопроверки творческих умений:

1. Назовите не менее пяти предметов или явлений, которые можно было бы охарактеризовать тремя определениями: живой, зеленый, хвостатый.

2. Проанализируйте с точки зрения техники «плюс-минус-интересно», как будут развиваться события в ОУ, если:

-для всех воспитанников будет характерен творческий уровень познавательной активности

-все педагоги ОУ будут яркими, творческими личностями.

3. Подготовьте конспект лекции данного модуля в виде одного из предложенных вариантов:

-опорных слов;

-тезисов;

-условных схем или рисунков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.014 с.)