Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система показателей рентабельности и их анализ
Система показателей прибыли включает абсолютные и относительные показатели эффективности хозяйствования. К последним относятся показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями. Так, определенные трудности представляет отсутствие общепринятых и идеальных стандартов или норм различных отраслевых показателей рентабельности. Такие трудности могут быть частично преодолены путем: ·сопоставления показателей организации с показателями других той же отрасли; ·определения показателей за ряд лет; ·сопоставления фактических и плановых показателей; ·внутрифирменного сопоставления показателей (например, в торговле по товарным группам); ·сопоставления альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения. Состав системы показателей рентабельности в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Внешний финансовый анализ проводится независимыми аналитиками и базируется в основном на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа шире, поэтому расширяются и возможности самого анализа. Независимо от вида проводимого анализа система показателей должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу. В системе каждый показатель несет вполне конкретную информационную нагрузку, что следует учитывать при проведении анализа. Одни из них служат для оценки текущего положения предприятия, другие – для проведения сравнительного анализа по видам деятельности, третьи – для получения определенного представления об аналогичных предприятиях и предприятиях конкурентах. В экономической литературе названия показателей рентабельности не стандартизированы.
В условиях рыночных отношений предпринимательская деятельность делится на три вида: основную; инвестиционную и финансовую. Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые условно можно объединить также в три группы: 1) показатели, характеризующие прибыльность продаж. Это отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к выручке от продаж; 2) показатели рентабельности производства или инвестиционных проектов (окупаемость расходов). Они показывают, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции. Аналогично определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая прибыль от проекта относится к сумме инвестиций в этот проект; 3) показатели, характеризующие доходность капитала (активов) и их составляющих. Формируются на основе расчета уровня рентабельности в зависимости от изменения размера капитала или имущества в целом и по видам. Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление с ними своих показателей позволяет сделать вывод о состоянии рентабельности предприятия. В отечественной практике основной базой для сравнения является информация о величине показателей рентабельности предприятия в предыдущие годы. В экономической литературе рекомендуется множество показателей, характеризующих прибыльность (рентабельность) деятельности предприятия. Некоторые из них и порядок их расчета можно представить в виде табл. 2.2 Таблица 2.2 Коэффициенты рентабельности
Комментарий по коэффициентам рентабельности. 1 КР – показывает эффективность использования собственного капитала, т. е. количество чистой прибыли, заработанной каждым рублем, вложенным собственником в предприятие. 2 КР – отражает эффективность использования всего имущества предприятия, или сколько денежных единиц вложено предприятием для получения рубля чистой прибыли независимо от источников привлечения средств. 3 КР – показывает эффективность использования оборотных (мобильных, текущих) активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу оборотных активов. 4 КР – отражает эффективность использования основных средств и внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости этих средств. 5 КР – отражает величину прибыли, приходящейся на единицу издержек обращения, или какова доля прибыли от продажи товаров как основного вида деятельности в сумме затрат на эту деятельность. 6 КР – показывает размер чистой прибыли, приходящейся на рубль проданных товаров. 7 КР – аналогичен предыдущему, т. е. показывает, сколько прибыли от продаж приходится на единицу проданных товаров. 8 КР – отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок (как собственного, так и заемного). 9 КР – отражает эффективность использования привлеченных кредитов и займов (как на длительный, так и на короткий срок). 10 КР – аналогичен второму показателю, но в расчет берется прибыль до налогообложения. Рост в динамике всех без исключения показателей рентабельности оценивается положительно. Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рентабельности предприятия по сравнению с прошлым годом целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статистической отчетности, используемые в последующих расчетах. По одним показателям отчетности может наблюдаться рост по сравнению с прошлым годом, по другим – снижение, что в той или иной мере сказывается на относительных показателях рентабельности. При этом рост в динамике абсолютных величин каждого показателя прибыли увеличивает значение показателей рентабельности, и наоборот. Рост ресурсов, затрат, выручки от продажи уменьшает показатели рентабельности, и наоборот. Коэффициенты рентабельности необходимо также изучить в динамике за ряд лет, что позволяет выявить тенденции их изменения. Из десяти показателей рентабельности выберем четыре, наиболее информативные (1 КР, 6 КР, 7 КР, 10 КР).
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.) |