Создание регулярной Красной армии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание регулярной Красной армии



23 февраля 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия. Армия рабочих и крестьян за недолгий период своего существования сделала очень много для России, внесла неоценимый вклад в развитие мира на Земле: воссоединила части России, утраченные буржуазным правительством, отстояла независимость и целостность России в период интервенции 14 государств, разгромила фашизм и уничтожила японский милитаризм. Мощная Советская армия обеспечивала мирное существование на Земле.

Обострение гражданской войны и военная интервенция стали причиной формирования регулярной армии, хотя первоначально предусматривалось лишь создание милиции, т.е. вооружение территориальных отрядов трудящихся. Эта идея лежала в основе декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принятого 15 января 1918 г. Костяк новой армии составили отряды Красной гвардии, сформированной из добровольцев, прошедших всеобщее военное обучение.

29 мая ВЦИК принял постановление о переходе от добровольного принципа комплектования Красной Армии к мобилизации рабочих и беднейших крестьян. V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. принял резолюцию «Об организации Красной Армии», в которой указал на необходимость привлечения на воинскую службу офицеров царской армии под бдительным контролем комиссаров, на посты которых «должны ставиться лишь безупречные революционеры, стойкие борцы за дело пролетариата и деревенской бедноты».

Новые критерии формирования Красной Армии — регулярная, а не «партизанская» армия и использование царских офицеров — встретили упорное сопротивление среди «военных специалистов» большевистской партии.

В марте 1919 г. на VIII съезде РКП (б) окончательно сложилась «военная оппозиция», ядро которой составили бывшие «левые коммунисты». Оппозиция отстаивала партизанские методы борьбы, выборность командиров, выступала против привлечения военных специалистов, политработников и т.д.

Летом—осенью 1918 г. были созданы коллегиальные органы управления армейскими частями — Революционно-военные советы, которым принадлежала вся власть в вооруженных силах страны. Председателем РВС Советской России был назначен Троцкий. Учреждена была и должность Главкома всеми революционными силами Республики, создан Полевой штаб. Первым Главкомом стал И. Вацетис. Для награждения особо отличившихся в борьбе с белогвардейцами и интервентами был учрежден орден Красного Знамени, первым кавалером которого стал В.К. Блюхер.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Республику единым военным лагерем. Деятельность всех партийных, государственных и общественных организаций была подчинена одной задаче — победе над врагом. 30 ноября был образован Совет Рабоче-Крестьянской Обороны во главе с Лениным, преобразованный ВЦИК в Совет Труда и Обороны (СТО). Совету предоставлялась вся полнота власти в деле мобилизации сил и средств страны в интересах обороны.

До конца 1918 г. в Красную Армию было призвано свыше миллиона рядовых, более 128 тыс. бывших унтер-офицеров, около 37 тыс. офицеров и других военных специалистов. Всего же армия насчитывала более 1,7 млн. человек, а в 1920 г. — 5,3 млн. бойцов. В ходе боев в Красной Армии появились свои талантливые командиры самого разного происхождения и различных национальностей.

Талантливых и храбрых командиров поддерживали трудящиеся массы, особенно крестьяне, которые из двух зол выбирали меньшее, т.е. мирились с тяготами продовольственной разверстки большевистского правительства и бились за предоставленную им землю.

Состояние тыла противоборствующих сторон

Состояние тыла во многом определяет обстановку на фронте. Характеризуя тыл воюющих сторон, необходимо иметь в виду два аспекта:

1) монолитность тыла, или наличие противоборствующих сил в тылу;

2) экономический потенциал обеспечения фронта.

В период гражданской войны и военной интервенции тыл красных в основном был един и крепок даже несмотря на различные контрреволюционные заговоры и отдельные вооруженные выступления. Особый размах приняло восстание донских казаков в северной части Донской области в марте 1919 г. Мятеж казачества явился ответом на репрессивные меры, принятые 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) во главе с секретарем ЦК, председателем ВЦИК Я. Свердловым, изложенные в циркулярном письме партийным работникам о проведении массового террора среди казачества. Станицы переименовывались в села, казакам запрещалось носить лампасы, из обращения изгонялось само слово «казак».

Мятежные выступления в основном являлись реакцией на диктаторские действия советско-большевистского руководства, которые, в свою очередь, усугублялись обострением в гражданской войне.

Так, введение рабочего контроля на предприятиях породило саботаж предпринимателей, что ускорило национализацию промышленности, привело к «красногвардейской атаке» на капитал. Система чрезвычайных мер в экономике страны, обусловленных гражданской войной и интервенцией, получила в 1921 г. название политики «военного коммунизма». Складывалась она постепенно, включая в себя концентрацию всего промышленного производства в руках Совнаркома, строгую централизацию управления (главкизм), натурализацию и уравнительное распределение за обязательный труд продуктов питания и предметов ширпотреба, бесплатные коммунальные услуги и транспорт. Деньги были обесценены до крайности, т.е. денежное обращение фактически заморожено, хотя деньги выпускали миллионными купюрами различные правительства, города и даже отдельные промышленные предприятия.

Стержнем продовольственной политики являлась введенная 11 февраля 1919 г. продразверстка, по которой крестьяне были обязаны сдавать излишки хлеба, хотя на практике у них изымался даже и семенной запас.

Термин «военный коммунизм» носил условный и образный характер, под ним подразумевался ряд мер в экономической политике Советской России в 1918—1920 гг., лишь по форме напоминающих коммунистические начала. Методы «военного коммунизма» в экономике и управлении содействовали решению задач мобилизации необходимых материальных и людских ресурсов для разгрома врага. Крестьяне вынуждены были мириться с мерами «военного коммунизма», так как белогвардейцы забирали не только хлеб, но и землю.

Даже голодной весной 1919 г. Ленин защищал декрет, согласно которому «никто из рабочих и служащих не имеет права заводить в хозяйстве собственных животных, птиц и огороды...» Поскольку, «если снова заводить отдельные огороды... то, пожалуй, все вернется к мелкому хозяйству, как было до сих пор». Значительно сложнее было в тылу у белых, которых не поддерживала основная масса населения, что вынуждало их проводить еще более жесткую карательную конфискационную политику. К тому же и в самом лагере белого движения не было единства и ясности в будущем государственном строе России. В то же время белогвардейские армии были вооружены странами Антанты, пополняли материальные ресурсы- не только за счет долгов западных союзников, но и своими собственными денежными знаками.

30. Советская Россия в 1920-е годы. Переход к новой экономической политике. Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924г.

В разряд «временных отступлений» включались развитие торговли и восстановление денежного обращения в стране. Денежная реформа 1922-1924 гг. явилась действенной и самой «рыночной» мерой финансовой политики. В экспозиции представлены фотографии, научные труды подлинных авторов этой реформы экономистов Н.Н. Кутлера и Л.Н. Юровского, а также денежные знаки, отразившие этапы проведения реформы и выпуска в обращение конвертируемой валюты – червонца – равного 10 дореволюционным золотым рублям.

Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восстановлению внутреннего рынка, для оптовых сделок в 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивались все формы торговли: государственная, кооперативная, частная, о чем дают наглядное представление картина известного художника П.В. Малькова «В начале НЭПа» (1933), замечательная графика художника А.П. Малишевского, создавшего своего рода изодневник нэповской Москвы, и интерьер кооперативной лавки «Новая жизнь», полки которой заполнены продукцией восстановленных фабрик и заводов, крупнейших трестов и синдикатов страны «Моссельпром», «Резинотрест», Всесоюзного текстильного синдиката и др.

В стране происходили значительные перемены в сельском хозяйстве, в развитии сельскохозяйственной и производственной кооперации.

Допущение частного капитала в стране привело к изменению социальной структуры советского общества и появлению новой советской буржуазии – нэпманов. В экспозиции воссоздан интерьер ресторана 1920-х гг. – характерной приметы времени.

Дозволенная многоукладность экономики неизбежно провоцировало вольнодумие не только среди буржуазной интеллигенции, но и в рядах РКП(б), что без снисхождения каралось советской властью, даже если противостояние ей было мирным. В результате с политической арены сошли целые партии меньшевиков и эсеров, из партии большевиков были удалены ближайшие соратники В.И. Ленина – Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и утвердился режим личной власти И.В. Сталина. Была репрессирована значительная часть духовенства.

Одним из важных в зале является музейный очерк о смерти В.И. Ленина, основателя первого в мире социалистического государства, и начавшейся сакрализации образа вождя. Впервые экспонируется макет первого еще деревянного мавзолея архитектора А.В. Щусева, спроектировавшего и построившего к этому времени 99 православных храмов.

Художественно-образное решение получила тема образования в 1922 г. нового союзного государства СССР, элементами которого стали герб, знамена, мраморная карта СССР.

Значительно расширяет музейное пространство демонстрация знаменитого авангардного фильма Дзиги Вертова «Человек с фотоаппаратом» (1929).

Предпосылки и значение образования СССР в 1920

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.

В августе 1922 г. была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения И.В. Сталин разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказской республик на правах автономии. Этот план ущемлял суверенные права народов, поэтому большинство руководителей республик высказались против него.

В сентябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

В январе 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР. Формой Государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выходы из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и связью входило в функции союзных ведомств. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы Общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. При Совнаркоме учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

В 1924 - 1925 гг. образовались Узбекская ССР, Туркменская ССР, а в 1929 г. Таджикская ССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Конституция СССР – основной закон Союза Советских Социалистических Республик, обладающий высшей юридической силой, который законодательно закрепил общественное и государственное устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистического государства, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы В.И. Лениным еще в 1918 году, под руководством которого проходила разработка первой Конституции РСФСР. В декабре 1922 года I съезд Советов СССР оформил добровольное объединение четырех суверенных советских республик в одно союзное многонациональное социалистическое государство, утвердив Декларацию и Договор об образовании государства – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из них уже имела свою конституцию, съезд принял решение о разработке общесоюзной.

Для подготовки будущей Конституции было образовано шесть комиссий. Проект текста был разослан ЦИК в республики для рассмотрения и утверждения. После активной работы и оживленных споров, летом 1923 года проект Конституции был одобрен Пленумом ЦК РКП(б) и ЦИК СССР. В окончательной редакции Конституция была единогласно утверждена II Всероссийским съездом Советов 31 января 1924 года. Она стала первой Конституцией СССР и вошла в историю как Конституция СССР 1924 года – первый основной закон СССР. Она состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР были сформулированы принципы объединения республик (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства (здесь были изложены сугубо политические, но не юридические аспекты). Договор об образовании СССР включал 11 глав (72 статьи): О предметах ведения верховных органов власти СССР; О суверенных правах союзных республик и о едином союзном гражданстве; О порядке формирования и властных функциях Съезда советов СССР (высшего органа власти в стране); О полномочиях ЦИК и Президиума ЦИК СССР (высшего законодательного, исполнительного и распорядительного органа власти); О составе и полномочиях народных комиссаров СССР и их Совете; О порядке формирования и полномочиях Верховного суда СССР; Об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ); О структуре органов власти в союзных республиках; О гербе, флаге и столице СССР.
Главный смысл этой первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, – закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик. Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Также уникальной чертой Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования СССР добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него. Хотя построение органов власти и управления производилось с учетом многонационального характера СССР, все же основные функции высшей власти передавались в ведение Центра – в Москву. Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине в 1936 году.

31. Политика коренизации и борьба по вопросу о национальном строительстве. Преобразования в социальной сфере.

В период Гражданской войны для большевистской верхушки стало понятно, что построить централизованное государство, не установив связи с нерусскими народами СССР, будет невозможно. Главным путем проведения политики коренизации было выдвижение местных национальных кадров на руководящие административные посты.

Русскоязычных партийных деятелей принуждали изучать язык местного населения республики. Одновременно, особое внимание уделялось развитию и восстановлению местных традиций. Обучение в школах и высших учебных заведениях проводилось исключительно на национальных языках.

Политика коренизации местной власти не отличалась продолжительностью в начале 30-х годов она была заменена борьбой с национальной буржуазией в союзных республиках. Все местные чиновники, которые были выдвинуты большевиками на партийные должности, обвинялись в злоупотреблении властью и были подданы репрессиям.

Коренизация завершилась резким возвращением к русификации, так как окрепший диктаторский режим больше не считал нужным играть в либеральную национальную политику.

Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность нерусского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.

Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.11.1917 Декларация прав народов России.

По мнению западных историков целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.

Если к концу 1920-х гг. в СССР и сохранились остатки гражданского общества, то в 1930-е гг. государство становится полностью тоталитарным:

1) экономика переходит под государственный контроль;

2) партия окончательно сливается с идеологизированным государством.

После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г.) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» — раскулачиванию зажиточных крестьстьян. Весной 1929 г. возникли две партийные группировки:

1) группа Н. И. Бухарина (А. И. Рычков, Н. П. Томский, Н. А. Устинов) выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;

2) группа И. В. Сталина (В. В. Куйбышев, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе) предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.

В апреле 1929 г. поддержку получила сталинская группа. Основными целями индустриализации стали:

1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;

2) достижение экономической независимости;

3) создание развитого военно-промышленного комплекса.

Индустриализация по-сталински решила крестьянский вопрос через «ликвидацию крестьянства как класса», одновременно создав — колхозы, находившиеся под административным контролем.

В результате по абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место в мире после США.

К 1932 г. в СССР было коллективизировано 61,5%, к 1937 г. — 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло резкое падение сельскохозяйственного производства, а в 1932—33 гг. в южных регионах страны разразился голод, унесший жизни свыше 5 млн человек. Основные цели коллективизации были достигнуты:

1) экономика страны освободилась от необходимости использования рыночных механизмов;

2) в деревне были устранены опасные для режима элементы;

3) была создана материальная база для развития промышленности (хотя численность крестьян сократилась на 1/3, а валовое производство зерна — на 20%, его государственные заготовки в период с 1928 по 1934 гг. выросли в два раза).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.037 с.)