Аграрная реформа и переселенческое движение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрная реформа и переселенческое движение



П. А. Столыпин решился на беспрецедентный в истории России шаг – ломку архаичной крестьянской общины и создание широкого слоя крестьян-собственников. За 1907–1915 гг. из общины вышло более 3 млн хозяев или ¼ часть общей численности всех крестьянских хозяйств. На надельных землях было образовано около 300 тыс. хуторов и 1,3 млн отрубов. Крестьяне приобрели у банка или купили с его помощью 9,8 млн десятин. На землях Крестьянского банка было создано около 270 тыс. образцовых крестьянских хозяйств. Одновременно был дан мощный стимул освоению окраин империи. В 1906–1915 гг. число переселенцев за Урал составило 31 млн чел., т. е. в два раза больше, чем за все предыдущее десятилетие. Меры, намеченные указом 9 ноября 1906 г., активизировали мобильность значительных слоев населения, способствуя освоению новых территорий в Сибири, на Дальнем Востоке, Казахстане и Средней Азии.

Следствием проведения земельной реформы должно было стать создание значительного слоя крестьян-собственников. Тем самым Столыпин рассчитывал обновить социальную базу политического режима в стране. Крестьяне, основная масса российского населения, получив политические права, активно включились в общественно-политическую жизнь. Крестьянские депутаты Государственной думы заявляли о своих требованиях с думской трибуны на всю страну. Крестьяне входили в состав многочисленных партий и движений, создавали собственные организации – Всероссийский Крестьянский союз.

Реформы в области прав и свобод граждан

П. А. Столыпин осознавал необходимость формирования в России гражданского общества, расширения гражданских прав и свобод личности. Так, по указу 5 октября 1906 г. отменялись ограничения в положении самого многочисленного сословия – крестьянства. Ликвидировались прежние препоны при поступлении крестьян на государственную службу, в учебные заведения, им предоставлялось право свободного получения паспортов и выбора места жительства, устранялись препятствия к уходу крестьян на заработки, отменялись статьи законодательства, запрещавшие семейные разделы. Крестьяне, имевшие купленные земли, получали право участвовать в земских выборах по курии землевладельцев. В процессе реализации программы намечаемых в этой сфере реформ предусматривался переход от традиционного сословного общества к бессословному гражданскому обществу. Согласно представленным правительством Столыпина в Государственную думу законопроектам, намечалась постепенная ликвидация сословных, национальных и конфессиональных ограничений, поэтапное расширение гражданских и политических прав личности.

Реформа местного управления и самоуправления

Сильная вертикаль исполнительной власти, на укреплении которой настаивал П. А. Столыпин, в основе своей должна была иметь реформированную систему местного управления и самоуправления. Основная цель этой реформы состояла в том, чтобы ликвидировать сословные структуры и укрепить губернское и уездное административное звено коронными чиновниками. При этом значительно расширялись полномочия губернаторов, а уездные предводители дворянства и земские начальники заменялись начальниками уездов и участковыми комиссарами, непосредственно подчиненными центральной власти.

Планировалось также распространить земское управление на всю территорию Российской империи. Одновременно предусматривалось расширение компетенции земских органов, создание всесословного волостного и поселкового управления. В итоге должна была быть создана гибкая и эффективная система взаимосвязанных друг с другом органов управления и самоуправления, ориентированная на защиту имущественных и личных интересов крестьян-собственников.

Реформа судебной системы

Будучи последовательным сторонником введения законности и правопорядка во все сферы жизни, П. А. Столыпин считал крайне важным создать единое правовое пространство в масштабах Российской империи. Намеченная им реформа суда и судопроизводства предусматривала создание унифицированной судебной системы, допущение защиты на стадии предварительного следствия, введение условного осуждения и условного досрочного освобождения, установление ответственности должностных лиц. Предполагалось также провести преобразование полиции: общая полиция должна была слиться с жандармскими управлениями, а функция политического дознания передавались следственным органам.

Преобразования в области экономики и финансов

Принципиально важное значение П. А. Столыпин уделял вопросам реформирования экономики и финансовой системы, созданию единого экономического пространства, включая Польшу, Финляндию и другие национальные регионы. Разработанные в министерствах Финансов и Торговли и промышленности законопроекты предполагали интенсивное развитие производительных сил страны, освоение природных богатств, обеспечение доступа к ним представителей промышленности и торговли, дешевый кредит, налоговые льготы для мелких и средних предпринимателей. Был разработан и внесен в Государственную думу законопроект о введении в России прогрессивного налога, который, с одной стороны должен был изменить приоритеты налогообложения, для равномерного распределения налогового бремени и освободить неимущие слои от излишних налоговых тягот, а с другой – создать условия для привлечения населения вкладывать средства в различные сферы экономики. Совершенствовались тарифная и таможенная политика. Планировалось развитие и совершенствование инфраструктуры: строительство железных, шоссейных и грунтовых дорог, подъездных путей, морских портов, товарных складов и элеваторов, развитие средств телефонного и телеграфного сообщения, гидроэлектростанций и т. д.

Динамичный рост государственного бюджета на протяжении пяти лет пребывания П. А. Столыпина у власти позволял, при распределении, использовать его не только на непосредственно государственные нужды, но и передавать часть средств в распоряжение органов самоуправления, земским и городским управам, на социальные нужды, на развитие образования и культуры.

Социальная политика

Реформирование рабочего законодательства должно было проводиться в двух направлениях: с одной стороны планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, при посредстве профессиональных союзов, примирительных камер и т. п., а с другой создание реальных социальных гарантий для рабочих (страхование от несчастных случаев, инвалидности, болезни, пенсионное страхование по старости, организация врачебной помощи). Были разработаны законопроекты сокращения рабочего времени подростков и женщин, о запрещении тяжелых работ и работ в ночное время для женщин и детей. Кроме того, был подготовлен ряд законопроектов по улучшению труда и быта различных категорий служащих (железнодорожных, почтовых, телеграфных, торговых), ремесленников, учителей средней и начальной школы, мелких и средних чиновников. Правительство поощряло различные формы благотворительности.

Народное образование, наука и культура

Успешное экономическое и политическое развитие страны предполагало наличие достаточно образованного населения, развития систем общего и специального образования. В Министерстве народного просвещения были разработаны типовые образцы сетей начальных и высших начальных училищ, типовые образцы школьных инструкций. По закону 22 июня 1909 г. был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускались льготные кредиты на строительство школ. Большое внимание уделялось развитию среднего и высшего образования. Правительство выделяло средства на строительство и содержание гимназий, реальных училищ, промышленных и сельскохозяйственных учебных заведений, открывались новые университеты, институты, новые факультеты при действовавших высших учебных заведениях. Развивалась система женского образования: была создана сеть женских учительских семинарий, прогимназий, гимназий, институтов. Поощрялись создание и развитие частных средних и высших учебных заведений. Расширялись льготы при поступлении в высшие и специальные учебные заведения. Столыпинская реформа образования предусматривала формирование современной и эффективной модели подготовки специалистов для всех отраслей народного хозяйства, управления и самоуправления.

П. А. Столыпин придавал принципиальное значение развитию отечественной науки и культуры. Значительные финансовые средства отпускались на проведение фундаментальных научных исследований, организацию научных экспедиций, на содержание различных научных обществ, библиотек, музеев, на издание научной литературы и журналов, развитие театрального дела, кинематографии, охрану и восстановление памятников старины.

Правительством П. А. Столыпина была разработана и реализована система мер по благоустройству городов и поселков городского типа, по развитию медицинского и курортного дела, а также по борьбе с пьянством.

Реформа вооруженных сил

П. А. Столыпин был последовательным сторонником укрепления военно-стратегической мощи России. Реформы в военной области включали разработку нового воинского устава. Предполагалось введение льгот по отбыванию воинской повинности для различных категорий призывников, увеличение содержания офицерского состава, создание благоприятных условий для военнослужащих срочной службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.01 с.)