Социальные процессы в новой России, становление социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные процессы в новой России, становление социальной работы.



За последние 20 лет в России произошли серьёзные социально-структурные изменения. Во-первых, наряду с появлением новой правящей элиты появился и упрочивается новый социальный слой предпринимателей, высшие представители которого не только составляют большую часть сегодняшней хозяйственно-экономической элиты, но нередко переходят в элиту политическую. Во-вторых, в ходе реформ серьёзно изменился престиж многих профессий, что ведёт к существенному изменению социально-профессиональной структуры общества. Так, в связи с формированием рыночных отношений резко возрос престиж предпринимательской коммерческой, финансово-банковской, управленческой, правовой и иных видов деятельности, произошло их резкое расширение, особенно из-за относительно высокой оплаты труда в этих сферах. В связи с расширением негосударственного сектора экономики растёт число занятых в сфере обслуживания.. В-третьих, в процессе реформирования российского общества происходит резкое, полярное расслоение общества на богатых и бедных. Необходимо отметить, что согласно официальным данным у большинства людей недовольство вызывает не столько принцип и факт социального неравенства, сколько масштабы и фон этого явления. В-четвёртых, в условиях становления рыночной экономики всё больше усиливается элитарность высшего образования, что обусловлено серьёзным расширением набора студентов на коммерческой основе в государственных вузах. Насущной потребностью в этой связи становится обеспечение равных стартовых возможностей в этой сфере социальных отношений. В-пятых, реформирование российского общества привело к значительному росту маргинальных социальных слоёв. Сегодня маргиналы — это безработные, лица без определённого места жительства, преступные элементы, беженцы и пр. Маргиналы — это представители тех или иных социальных групп, статус, сознание и поведение которых определяется нежеланием или невозможностью адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп или культур. Статус этих людей носит пограничный характер между группой происхождения и доминирующей группой, а потому не поддается однозначной самоидентификации. Такая ситуация часто приводит к социальному конфликту, появлению контркультуры.

В целом социальная структура нашего общества носит переходный характер, основные параметры новой социальной структуры только наметились и находятся в процессе становления. Социальной базой политической власти в России, по мысли реформаторов, должен стать т.н. средний класс, гарант стабильности социальной системы. Сегодня этот класс не достигает и 1/5 части российского общества, что достаточно далеко до половины, как в большинстве индустриальных стран Запада.

 

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы.

При изучении прошлого общественной помощи нуждающимся исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и XVIII в., когда определяются государственно-административные подходы к социальной поддержке. Ученые связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX -- начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. Надо заметить, что помимо освещения филантропической практики этих обществ в поле зрения исследователей находятся общества Красного Креста, иные благотворительные организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.

В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии -- социальная работа -- появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы -- целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития. Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания.

Призрение нищих и юродство, и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование -- явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе. Такой подход позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связываются с принятием христианства на Руси, но и архаические, родовые, которые являются архетипическими формами всех последующих систем помощи и защиты.

Предлагаемая нами периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной историографии в области общественного призрения, с другой -- мы выделяем новую логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса. Он связан и с пандемическими процессами, такими, как смена идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.

Таким образом, на наш взгляд, основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:

· Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.

· Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.

· Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.

· Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.

· Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.005 с.)