Лекция № 8. Операции банка с ценными бумагами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 8. Операции банка с ценными бумагами



Лекция № 8. Операции банка с ценными бумагами

1. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами

2. Банк как эмитент

3. Операции банков с ценными бумагами клиентов

4. Собственные сделки с ценными бумагами

Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами

Ценная бумага – это финансовый инструмент, обеспечивающий ее владельцу право получения дохода в форме и в порядке, установленных законодательно.

В России эмиссия и обращение ценных бумаг регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. I), Федеральным Законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. (в ред. от 25.12.02). Законом Российской Федерации «О простом и переводном векселе» от 21 февраля 1997 г., а также нормативными актами Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Рынок ценных бумаг (РЦБ) – составная часть финансового рынка, где осуществляется сделки купли-продажи ценных бумаг. РЦБ классифицируется в соответствии со следующими критериями:

· по сроку обращения финансовых инструментов – рынок краткосрочных ценных бумаг (до 1 года) и рынок долгосрочных ценных бумаг (более 1 года);

· по характеру обращения различают первичный рынок (эмиссия и первоначальное размещение ценных бумаг) и вторичный рынок (обращение ранее выпущенных и однажды размещенных бумаг – смена владельцев);

· по видам ценных бумаг рынок сегментирован на:

- государственные ценные бумаги;

- корпоративные ценные бумаги.

В соответствии с Федеральным Законом «О рынке ценных бумаг» выделяются эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги.

К эмиссионным ценным бумагам относятся акции и облигации, эмиссия (выпуск) которых проходит регистрацию в государственном регистрирующем органе. Остальные бумаги (сертификаты, векселя) являются неэмиссионными, их обращение не регулируется ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Кредитные организации могут быть профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществлять все разрешенные законом виды деятельности при наличии специальной лицензии Банка России, который осуществляет лицензирование на основании генеральной лицензии ФСФР.

Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

Ø брокерская;

Ø дилерская;

Ø управляющая;

Ø клиринговая;

Ø депозитарная;

Ø ведение реестра владельцев ценных бумаг;

Ø организаторская.

В России профессиональные участники объединены в саморегулируемые организации:

Ë НАУФОР – организация брокеров и дилеров;

Ë ПАРТАД – организация регистраторов и депозитариев;

Ë ПРОФИ (управляющие фонды)

Ë НФА (национальная фондовая банковская ассоциация).

Банки являются наиболее активными участниками РЦБ. Наряду с выше указанными профессиональными видами деятельности они могут осуществлять выпуск эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг.

Операции банков с ценными бумагами разделяются на активные и пассивные.

Активные операции могут осуществляться по поручению клиента (брокерские операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, формирование портфеля ЦБ для клиента и доверительное управление им, депозитарная деятельность, операции по обслуживанию эмиссии ЦБ клиентов – андеррайтинг) и от своего имени (спекулятивные операции – приобретение ЦБ для перепродажи; операции с векселями – учет векселей, векселедательский кредит, др. операции; инвестирование – долгосрочные вложения в паи и акции др. элементов)

Пассивные операции осуществляются от своего имени. Это операции по формированию и увеличению капитал банка – первая эмиссия, повторная эмиссия акций; Эмиссия облигаций, Выпуск сберегательных и депозитных сертификатов, Выпуск векселей.

 

Банк как эмитент

Кредитные организации (банки) могут осуществлять как собственную эмиссию, так и эмиссию ценных бумаг для сторонних субъектов.

Собственная эмиссия регулируется, кроме Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» (Р. III), Инструкцией Банка России.

Кредитная организация может выпускать следующие формы ценных бумаг:

· именные документарные;

· именные бездокументарные (на электронных носителях);

· документарные ценные бумаги на предъявителя (выпуск разрешается в определенном соотношении к величине оплаченного уставного капитала по нормативу ФСФР).

Кредитные организации, созданные в форме открытого акционерного общества (ОАО), вправе проводить размещение акций путем открытой и закрытой подписки, акционерные общества закрытого типа размещают ценные бумаги только путем закрытой подписки.

Кредитная организация вправе проводить эмиссию:

v акций (обыкновенные и привилегированные, номинальная стоимость последних не более 25% от уставного капитала);

v облигаций (именные и на предъявителя);

v конвертируемых ценных бумаг (облигаций в акции, акций одного типа в акции другого типа).

Кредитные организации не имеют права проводить эмиссию ценных бумаг до тех пор, пока не размещен предыдущий выпуск.

Процедура эмиссии ценных бумаг кредитной организации включает в себя следующие этапы:

1) прием от инвесторов взносов в уставной капитал;

2) продажа акций (по договору купли / продажи);

3) переоформление внесенных ранее долей в акции (при преобразовании кредитной организации из ООО в АО);

4) при капитализации собственных средств (дивидендов) в акции.

Указанные этапы включают регистрацию проспекта эмиссии, которая обязательна только тогда, когда число владельцев более 500 или общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Важным требованием к эмиссии ценных бумаг является раскрытие информации о них и о финансово-хозяйственной деятельности эмитента.

Формы раскрытия информации:

составление ежеквартальных отчетов по ценным бумагам (данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности, о видах бумаг и доходах по ним и т.п.);

сообщения об изменениях в положении эмитента и о сосредоточении в руках владельца более 20% любого вида эмиссионных ценных бумаг.

Оплата размещенных акций кредитной организации может происходить как в рублях, так и в иностранной валюте и отражаться путем зачисления средств на специальный накопительский счет в Банке России (№30208).

 

Валютные операции банка

Виды валютных операций

В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст.1.9) к валютным операциям относятся:

Á приобретение и отчуждение резидентом у резидента либо резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента, либо нерезидентом у нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование их в качестве средства платежа;

Á вывоз и ввоз на (с) таможенную территорию Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

Á перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и наоборот.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления. Купля – продажа иностранной валюты и чеков, номинированных в иностранной валюте, производится только через уполномоченные банки.

Валютные операции банков классифицируются по следующим критериям:

1. По срокам исполнения различают:

А. текущие валютные операции и валютные операции, связанныес движением капитала.

К Текущим валютным операциям относятся:

- переводы иностранной валюты при расчетах по экспорту/импорту товаров, работ и услуг;

- расчеты, связанные с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы процентов, заработанной платы дивидендов и других доходов, связанных с движением капитала.

Валютные операции, связанные с движением капитала:

· прямые инвестиции;

· портфельные инвестиции;

· кредиты на срок более 180 дней;

· переводы в оплату прав собственности на недвижимость;

· все иные операции с валютой, не относящейся к текущим.

Б. Кассовые операции и срочные.

Кассовые операции включают следующие виды сделок покупки-продажи валюты:

v today – сделка, расчет по которой производится в день ее заключения;

v overnight – сделка, расчет по которой производится на следующий день (в течение суток);

v tomorrow – сделка, расчет по которой осуществляется на следующий рабочий день после дня заключения сделки;

v spot – сделка, при которой обмен валют (доставка валюты) осуществляется на второй рабочий день после дня заключения сделки.

Срочные сделки о покупке-продаже валюты (forward exchange contract) – на покупку-продажу иностранной валюты на какой-то оговоренный день в будущем.

2. Валютные операции, осуществляемые нерезидентами и резидентами:

Нерезиденты могут без ограничений:

¨ переводить и пересылать валюту;

¨ ввозить и вывозить в РФ валюту с соблюдением таможенных правил;

¨ распоряжаться валютными ценностями внутри страны.

¨ для учета осуществленных сделок с внутренними ценными бумагами РФ в уполномоченных банках открывают счета типа «С» (специальные).

Резиденты могут совершать:

Ø расчеты с резидентами внутри страны осуществляются только в валюте РФ, за исключением расчетов в магазинах беспошлинной торговли и в пути следования транспортных средств при международных перевозках, а также при операциях дарения или передачи по наследству близким родственникам и коллекционирования;

Ø иностранная валюта, полученная в качестве экспортной выручки, подлежит зачислению на их счет в уполномоченных банках;

Ø часть экспортной выручки продается на внутреннем валютном рынке;

Ø могут покупать валюту на внутреннем рынке.

3. По целевому назначению валютные операции делятся на клиентские и собственные:

Операции, проводимые по поручению клиентов:

- открытие и ведение валютных счетов;

- выполнение операций по международным расчетам, связанным с экспортом/импортом товаров и услуг;

- выполнение неторговых операций за комиссию.

и др.

Операции, проводимые за свой счет и от своего имени:

Á купля-продажа инвалюты на внутреннем рынке;

Á кредитные операции;

Á гарантийные операции;

Á открытие и ведение корреспондентских счетов в банках других стран.

и др.

4. По характеру проводимых операций и порядку их учета выделяются:

активные операции:

Ï кредитование участников внешнеэкономической деятельности;

Ï предоставление кредитов банкам резидентам и нерезидентам;

Ï конверсионные сделки на валютном рынке;

Ï арбитражные сделки;

Ï операции с наличной инвалютой.

и др.

пассивные операции:

Ë ведение текущих счетов в инвалюте;

Ë привлечение валютных депозитов;

Ë кредиты, полученные у банков резидентов и нерезидентов;

Ë выпуск обязательств в инвалюте (векселя, еврооблигации и т.п.).

Конверсионные операции (Foreign exchange transaction - forex или FX) это сделки агентов валютного рынка по обмену оговоренных денежных сумм в одной валюте на другую валюту по согласованному курсу на определенную дату.

Конверсионные операции делятся на:

- текущие операции типа СПОТ (spot) - валютная сделка, предполагающая поставку валюты и оплату в течении суток или двух рабочих дней;

- форвардные операции (forward operation) - операции по покупке валюты на определенный срок на внебиржевом рынке по согласованному курсу.

Арбитражные сделки с валютой носят спекулятивный характер, осуществляются с разными финансовыми инструментами, основаны на разнице в котировках на международных и национальных валютных рынках.

 

Консультационные.

Выделяют маркетинг кредитного рынка, маркетинг депозитного рынка, маркетинг рынка ценных бумаг и валютного рынка, маркетинг рынка банковских карт т.д.

Задачи специалистов-маркетологов в банке:

· правильно оценить целевые рынки банковских услуг по следующим критериям:

o текущая доходность;

o допустимая степень риска;

o перспективы роста стоимости активов;

o количественная оценка рынка (потенциал, объем, доля банка на рынке).

· выбрать стратегию, соответствующую оценке рынка:

o концентрированный маркетинг (концентрация маркетинговых усилий на каком-то одном сегменте; используется, как правило, при завоевании новых рынков);

o дифференцированный маркетинг (ориентация банка на два или более различных рыночных сегмента – более гибкая стратегия, позволяющая приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре рынка);

o массовый (недифференцированный) маркетинг (единая программа предоставления услуг всем группам клиентов, которая предполагает относительно низкие издержки на маркетинг при многообразии оказываемых услуг).

Недостатки стратегии дифференцированного и массового маркетинга связаны с необходимостью преодолевать мощную конкуренцию других кредитных организаций. При концентрированном маркетинге, кроме конкурентной борьбы, требуются усилия по поиску инновационного продукта и большие затраты на его продвижение на рынок, особенно на рекламу.

Отбор необходимых инструментов для реализации выбранной маркетинговой стратегии.

Конкретная комбинация маркетинговых инструментов в соответствии с поставленными целями и задачами называется маркетинговой смесью.

Инструменты маркетинга: ценовая политика; инновации и вариации продукта; система реализации (продвижение продукта и продажа); политика коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, работа с общественностью (Public Relations)).

Золотые банковские правила

Ë Краткосрочные пассивы размещаются в краткосрочные активы. Долгосрочные пассивы размещаются в долгосрочные активы.

Ë Сумма краткосрочных и среднесрочных средств по активу не должна превышать сумму краткосрочных и среднесрочных обязательств по пассиву.

Ë Сумма долгосрочных средств по активу может превышать сумму долгосрочных обязательств банка и его собственного капитала. Срок размещения не должен превышать срок привлечения.

Ë Структура активов: чем ниже доля высокорисковых активов в балансе банка, тем выше его ликвидность.

Ë Структура пассивов: чем ниже доля вкладов до востребования и больше доля срочных вкладов, тем выше ликвидность.

 

2.3 Управление доходами банка

Управление доходностью банка предполагает извлечение по активным операциям дохода, достаточного для покрытия:

· издержек по привлечению средств;

· операционных издержек;

· издержек инфляции;

· рисков по доходным операциям (премия за риск);

Следует различать понятия, образующие систему финансовых результатов деятельности банка:

¨ доходы банка;

¨ расходы банка;

¨ прибыль банка;

¨ доходность банка или отдельных операций;

¨ прибыльность (рентабельность) банка.

Доходность (рентабельность) деятельности банка отражается в системе показателей (коэффициентов). К основным показателям относятся:

Рентабельность активов (ROA) = Прибыль/Активы * 100%

Рентабельность активов, приносящих доход = Прибыль/Активы доходные * 100%

Эффективность активных операций = Активы доходные/Активы * 100%

Рентабельность капитала (ROE) = Прибыль/Капитал * 100%

 

2.4 Управление банковскими рисками

Управление банковскими рисками включает:

v классификацию рисков по их видам;

v выявление взаимозависимостей между различными группами рисков;

v определение целей и принципов управления рисками;

v выделение этапов управления рисками;

v выбор способов снижения рисков.

Риск – вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом (вариабельность дохода).

Наиболее важную роль в деятельности кредитных организаций играют следующие риски:

Ï кредитный;

Ï портфельный (ценные бумаги);

Ï риск ликвидности;

Ï риск изменения процентных ставок;

Ï валютный (риск изменения стоимости активов и пассивов в национальной валюте при изменении валютного курса).

Кроме того, выделяются операционные и юридические риски.

Цели управления рисками:

Ø избежать риска;

Ø удержать риск за инвестором;

Ø перевести риск на третье лицо.

Принципы управления рисками:

Ë нельзя рисковать больше, чем может позволить собственный капитал;

Ë тщательно просчитывать последствия риска;

Ë нельзя рисковать многим ради малого.

Этапы управления риском:

· определение сферы риска;

· количественная оценка риска;

· разработка программы мероприятий по снижению рисков;

· мониторинг (отслеживание) рисков.

Основные способы снижения риска:

¨ диверсификация (размещение в кредитном или инвестиционном портфеле различных по уровню доходности и степени риска активов);

¨ лимитирование – установление лимита (предельных сумм кредитования, расходов и т.п.);

¨ самострахование – создание резервных и страховых фондов за счет кредитной организации;

¨ страхование (хеджирование) – перенесение части риска на страховую компанию, которая возмещает полностью или частично ущерб кредитору при возникновении страхового случая;

¨ оценка кредитоспособности заемщика как способ снижения кредитного риска.

¨ создание резервов на возможные потери.

 

2.5 Современные системы финансового управления

Цель финансового управления – обеспечение контроля за уровнем расходов и повышение рентабельности деятельности кредитной организации.

Задачи финансового управления:

· оптимизация затрат;

· создание эффективной системы финансовой диагностики и оперативного мониторинга рентабельности банковских продуктов и работы отдельных подразделений кредитной организации;

· разработка нормативной базы для внутреннего управления и формализации процедур управления расходами, доходами, прибылью;

· автоматизация аналитических систем.

Менеджмент персонала

Кредитные организации ориентированы на персоналоемкие виды деятельности. Их эффективность в значительной степени определяется количеством и качеством услуг, оказываемых клиентам. Профессионализм сотрудников имеет первостепенное значение.

Управление персоналом включает:

· планирование потребности в квалифицированных сотрудниках;

· составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций;

· подбор персонала и формирование коллектива сотрудников;

· анализ качества работы и контроль;

· разработка программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

· аттестация сотрудников: критерии, методики, оценки;

· мотивация: заработная плата, премии, льготы, продвижения по службе.

Цели развития персонала:

v повышение квалификации;

v повышение эффективности труда;

v снижение текучести кадров;

v подготовка необходимых руководящих кадров;

v воспитание молодых способных сотрудников;

v достижение большей независимости рынка труда;

v адаптация к новым технологиям;

v рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом.

Этапы развития персонала:

¨ повышение квалификации;

¨ планирование карьеры;

¨ структурирование труда (включает как расширение направлений деятельности, так и углубление профессиональных знаний в целом).

Меры по развитию персонала:

Ø сохранение работоспособности;

Ø адаптация персонала к изменяющимся условиям;

Ø подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач;

Ø организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков.

Факторы эффективного менеджмента:

профессиональный рост обязательное специальное образование;

открытость информации о перспективах профессионального роста;

обеспечение возможности роста;

мотивация (материальная) материальное вознаграждение – достаточно высокий уровень зарплаты;

соответствие оплаты труда его результатам;

престижность работы;

социальные привилегии за счет фонда социального развития;

стиль руководства справедливость требований и доброжелательный микроклимат в коллективе.

Современный уровень банковского менеджмента предполагает создание системы управления персоналом, основанной на кадровой стратегии, учитывающей все многообразие факторов функционирования банка.

 

Лекция № 8. Операции банка с ценными бумагами

1. Правовое регулирование работы банков с ценными бумагами

2. Банк как эмитент

3. Операции банков с ценными бумагами клиентов

4. Собственные сделки с ценными бумагами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.1 с.)