Семинарско-практическое занятие № 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарско-практическое занятие № 2



Тема: Социально-психологическая характеристика
больших групп

Цель: анализ материалов по социальной психологии больших групп.

При подготовке студенты заранее готовят краткие доклады – рассуждения на 5-7 минут по темам: «Политические переговоры как путь разрешения политических конфликтов», «Роль религии как средства воздействия на большие группы людей», «Использование средств воздействия на большие группы людей в СМИ (по результатам анализа СМИ)». В ходе занятия студенты делают док­лады, опираясь на которые проводится дискуссия. Ведущий – преподава­тель.

В конце занятия 2 студента проводят исследование по сформированности у данной группы студентов стереотипа идеального преподавателя вуза.

Дополнительная литература

1. Агеев, B.C. Психология межгрупповых отношений [Текст] / B.C. Агеев. – М.: МГУ, 1983. – 144с.

2. Андреев, В.И. Конфликтология [Текст] / В.И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995. – 127 с.

3. Андреева, Г.М. и др. Современная социальная психология на Западе [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998.– 272 с.

4. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

5. Дилигенский, Г.Г. Социально-политическая психология [Текст] / Г.Г. Дилигенский. – М.: Наука, 1994. – 304 с.

6. Донцов, А.И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии [Текст] / А.И.Донцов, Т.П. Емельянова. – М.: МГУ, 1987. – 128 с.

7. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии [Текст] / Д.П. Зеркин.– Ростов-н/Д.: «Феникс», 1998. – 480 с.

8. Косолапов, Н.А. Социальная психология и международные отношения [Текст] / Косолапов Н.А.– М.: Наука, 1983. – 269 с.

9. Московиси, С. Общество и теория в социальной психологии [Текст] / С. Московиси // Совре­менная зарубежная социальная психология (тексты). М.: Класс, 1984. – 350 с.

10. Светлов, В.А. Конфликтология [Текст]: учеб. пособие / В.А. Светлов, В.А. Семенов. – СПб.: Питер, 2011. – 352 с.

11. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе [Текст]: учеб. пособие / Е.Г. Сорокина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.

12. Стефаненко, Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Под. ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека.– М.: Изд-во Моск. ун­та, 1987. С. 242-250.

13. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст] / Т.Г. Стефаненко. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

 


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МАЛЫХ ГРУПП

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Безусловно, изучение динамических процессов в малой группе (становления малой группы, групповой сплоченности, конформизма, лидер­ства и принятия групповых решений) является самой проблемной, спор­ной и изучаемой областью в исследовании малых групп. Именно поэтому данные темы вынесены для рассмотрения на семинарско-практические за­нятия.

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Самым проблемным вопросом при рассмотрении групповой сплоченности является, как ни странно, определение содержания этого феномена. Разные авторы выделяют различные показатели групповой сплоченности: от эмоционального предпочтения до сходства в ценностных ориентациях. Особняком от социометрической концепции Я. Морено и концепции «согласия» Т. Ньюкома стоит стратометрическая концепция групповой активности А.В. Петровского, рассматривающая групповую сплоченность как динамическое, качественно развивающееся в процессе развития группы явление. Несмотря на большое количество концепций групповой сплоченности (или именно благодаря такому количеству), в учебной литературе нет единообразия в рассмотрении данной темы. Так, например, Н.И. Шевандрин более осторожен при описании феномена групповой сплочен­ности, нежели Г.М. Андреева, и очень схематично и поверхностно гово­рит о разных уровнях сплоченности от эмоциональных предпочтений до сходства в ценностных ориентациях; этим и ограничивается.


Текст для резюмирования и конспектирования

М.-А. Робер, Ф. Тильман Психология индивида и группы. М., 1988.

С. 106-111.

Групповая динамика

I. Силы сплочения

Поведение индивида – это реакция, направленная на изменение ситуа­ции с целью удовлетворения своих потребностей. Ситуация вызывает у индивида ощущение потребности, нарушение равновесия, напряжение вследствие того, что она не соответствует связанным с ней ожиданиям. Если индивид действует, то для того, чтобы устранить это напряжение и восстановить равновесие.

Он изменяет ситуацию таким образом, чтобы она отвечала его потребностям. Целью поведения является изменение ситуации.

Когда цель не достигнута, когда ситуацию изменить не удается, насту­пает новое состояние напряжения, или фрустрации, которое приводит к новым действиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.006 с.)