Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диссонанс, связанный с принятием решения
Одни из первых экспериментов но проверке теории когнитивного диссонанса был проведен Бремом (1956). Брем предлагал испытуемым оценить два бытовых электроприбора. Затем он отдавал испытуемым выбранный ими прибор и вновь просил оценить оба прибора – выбранный и отвергнутый. Во время второго оценивания было обнаружено, что после принятия решению по выбору испытуемые повысили свою оценку выбранного прибора и понизили оценку отвергнутого. Причина подобного поведения ясна. Осуществив трудный выбор, люди испытывают диссонанс: знание негативных характеристик выбранного объекта диссонирует с фактом его выбора; знание позитивных характеристик отвергнутого объекта диссонируют с тем, что объект не был выбран. Для уменьшения диссонанса люди подчеркивают позитивные аспекты и преуменьшают значение негативных аспектов выбранных объектов... Диссонанс, связанный с затраченными усилиями Аронсон и Миллс (1959) предположили, что если люди затратят очень много усилий для того, чтобы получить доступ в группу, которая окажется потом скучной и неинтересной, они будут испытывать диссонанс. Когниция о том, что они затратили много усилий для того, чтобы стать членами этой группы, будет диссонировать с когнициями о негативных сторонах группы. Для снятия диссонанса они пытаются изменить восприятие группы в положительную сторону. Недостаточное оправдание Аронсон и Карлсмит (1963) предположили, что если используется угроза для того, чтобы помешать людям заниматься любимым делом, то чем меньше будет угроза, тем больше у этих людей будет появляться тенденция умалять в глазах это дело. Если индивид воздержался от любимого занятия, он испытывает диссонанс. Когниция, что он любит это занятие, диссонируете когницией, что он им не занимается. Один из способов уменьшить диссонанс заключается в том, чтобы умалять в своих глазах значение этого занятия. Таким образом, появляется оправдание для себя, почему он не занимается своим любимым делом. Однако любая угроза порождает когниции, которые согласуются с тем, чтобы не заниматься этим делом, и чем сильнее угроза, тем большим будет консонанс. Короче говоря, суровая угроза вызывает вполне достаточное самооправдание для того, чтобы не заниматься данным делом. Слабая угроза вызывает меньшее самооправдание. Это приводит индивида к тому, чтобы добавлять свои собственные оправдания в форме убеждения себя в том, что он вовсе не любит заниматься этим делом. В эксперименте Аронсона и Карлсмита было обнаружено, что дети, которым угрожали небольшим наказанием за то, что они играли любимой игрушкой, уменьшили свою любовь к этой игрушке гораздо в большей степени, чем те дети, которым грозили большим наказанием.
Отзвук теории Фестингера мы находим в работе "Психология влияния" американского психолога Роберта Чалдини. [8] Одним из механизмов влияния на других людей является стремление этих людей к последовательности своих действий. Согласно Чалдини наши обязательства и стремление следовать им заставляют делать нас что-то против собственных интересов; сделав же это, мы убеждаем себя в правильности нашего поведения и оцениваем свое приобретение выше. И, наконец, для развития познавательной научной активности читателей пособия приведу выдержку из анонсируемой работы о возможном перспективном направлении исследований, связанных с изучением когнитивного диссонанса. В основном можно выделить три характеристики индивидуальных различий, которые должны интересовать исследователей теории диссонанса: 1. Люди различаются по своей способности переносить диссонанс. Разумно предположить, что некоторым людям удается лучше, чем другим игнорировать диссонанс, т.е. разным людям нужна различная величина диссонанса, чтобы привести в действие силы, направленные на его уменьшение. 2. Люди различаются по предпочтению различных способов уменьшения диссонанса. Например, некоторым людям легче умалить достоинства источника информации, чем изменить свое собственное мнение, другим – легче сделать наоборот. 3. То, что является диссонансом для одних, может оказаться консонансом для других, т.е. люди могут быть столь различны, что одни и те же события одни могут рассматривать как диссонантные, а другие – нет. Послесловие к теме Знакомство с теориями социальной психологии производит странное впечатление. Как пишет Э. Аронсон "теория диссонанса не исходит из предположения, что человек – это разумное существо, скорее теория диссонанса предполагает, что человек – это рационализирующее существо, что он пытается казаться рациональным как себе, так и другим" (с. 125). Классический бихевиоризм Б. Скиннера более полувека ругают за механистический подход к сущности человека. Психоанализ многими практическими психологами и психотерапевтами признается как красивая теория, дающая очень малые практические результаты. Все это наводит на мысль, что, с одной стороны, социальная психология находится еще в младенческой стадии своего развития, а с другой, – научная жизнь теории и ее практического выхода – это совершенно две разные жизни, мало связанные между собой.
Лабораторное занятие №2
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.004 с.) |