Методология и методика психолого-педагогических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология и методика психолого-педагогических исследований



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

(БФ ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой педагогики

и современных образовательных технологий

____________ Е.А. Кудрявцева

___.___.2014

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Методология и методика психолого-педагогических исследований

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки)

 

Профиль подготовки: Дошкольное образование

(наименование профиля подготовки)


 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

(БФ ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Педагогики и современных образовательных технологий

 

____________ Е.А. Кудрявцева

подпись, расшифровка подписи

___.___.20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессиональные компетенции в области педагогической

деятельности:

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3).

Виды СРС

 

Номер раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов  
Семестр 4  
Раздел I. Методология как наука  
1-4 Подготовка к практическим занятиям    
  Индивидуальные домашние задания    
  Написание и защита реферата    
3-4 Групповая творческая работа    
3-4 Мини-исследования    
3-4 Работа со справочной литературой    
3-4 Аннотирование и рецензирование литературы    
1-4 Составление глоссария    
3-4 Составление библиографии и аннотирование литературы    
Раздел II. Организация и проведение психолого-педагогического исследования  
1-4 Подготовка к практическим занятиям    
2-4 Групповая творческая работа    
2-4 Мини-исследования    
2-4 Работа со справочной литературой    
2-4 Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования    
2-4 Составление библиографии и аннотирование литературы    
2-3 Решение педагогических задач и ситуаций    
  Составление глоссария    
Итого часов в семестре: 24  

8.2. График самостоятельной работы студента

Семестр 4

Форма оценочного средства Номер недели
                                   
Подготовка к практическим занятиям   +   +           +   +            
Индивидуальные домашние задания           +                        
Написание и защита реферата               +                    
Презентация глоссария           +         +              
Групповая творческая работа           +   +       +            
Мини-исследования           +   +           +        
Работа со справочной литературой           +   +           +        
Аннотирование и рецензирование литературы           +                        
Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования                       +       +    
Составление библиографии и аннотирование литературы               +           +        
Решение педагогических задач и ситуаций                       +   +        

9. Тематика курсовых работ (учебным планом не предусмотрено)

 

 

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

 

Основная литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования6 учеб. пос. для студ. вузов. – 7-е изд., стер. – М.: 2012.

 

Дополнительная литература

Учебная литература:

1. Практикум по курсу «Методология и методика психолого-педагогического исследования»: учеб.-метод. пособие для студентов бакалавров/ сост. Л.А. Павлова.- Ишим: изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011

2. Стафеева Ю.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.-метод. пос.- Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2010

Научная литература:

1. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М., 2007.

2. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумский М.А. Основы педагогического анализа. – Ярославль, 2006.

Периодические издания:

1. Чирков В.И. и др. Проблемы психолого-педагогической диагностики

// Начальная школа. – 2006. - № 3. – с. 46-47.

Электронные учебники:

1. Методология инновационного развития образованияАвтор: Барболин М.П. Издательство: Петрополис, 2008 г., 506 страниц

http://www.knigafund.ru/authors/10632

2. Методология развития и образования человекаАвтор: Барболин М.П. Издательство: Петрополис, 2005 г., 396 с.

http://www.knigafund.ru/authors/10632

Электронно-цифровые ресурсы

1. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011.

- 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458

2. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2011. - 400 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-01798-0; То же [Электронный ресурс]. - URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251787

3. Методология педагогики: понятийный аспект /. - М.: Институт эффективных технологий, 2014. - 212 с. - ISBN 978-5-904212-32-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232305

4. Леонова, Е.В. Методы психолого-педагогической оценки / Е.В. Леонова. - М.: МИФИ, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-7262-1720-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=231689

5. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования. Учебное

пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. - 6-. - М: Академический проект, 2010. - 381 с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-1188-5; То же [Электронный ресурс]. - URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210921

6. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011.

- 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6; То же [Электронный ресурс]. - URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458

7. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011.

- 204 с. - ISBN 978-5-9765-1173-6; То же [Электронный ресурс]. - URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93458

8. Романко, В.К. Статистический анализ данных в психологии: учебное пособие /

В.К. Романко. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 313 с. -

ISBN 978-5-9963-0797-5; То же [Электронный ресурс]. - URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=222858

9. Математические методы в педагогических исследованиях: учебное пособие /

С.И. Осипова, С.М. Бутакова, Т.Г. Дулинец, Т.Б. Шаипова. - Красноярск:

Сибирский федеральный университет, 2012. - 264 с. - ISBN 978-5-7638-2506-0;

То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229181

11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Ауд. № 20 (Корп. № 1).

Аудитория лекционного мастерства.

Образовательные технологии

№ раздела Виды учебной работы Образовательные технологии Особенности проведения занятий (индивидуальные/ групповые)
  Лекционное занятие Технология развития критического мышления (трехфазная лекция) коллективное
  Практическое занятие Дебаты групповые
  Практическое занятие Диспут групповые
  Лекционное, занятие Технология развития критического мышления (лекция с постановкой проблемы) коллективное
  Практическое занятие Технология развития критического мышления (панельная дискуссия) групповые
  Лекционное занятие Технология рефлексивного обучения коллективное
  Практическое занятие Дебаты, деловые игры групповые  

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ

(БФ ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой педагогики

и современных образовательных технологий

____________ Е.А. Кудрявцева

___.___.2014

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ДИСЦИПЛИНЫ

Минобрнауки россии

Борисоглебский филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(БФ ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

Кафедра педагогики и СОТ

Тематика рефератов

По дисциплине Методология и методика психолого-педагогических исследований

1. Современная стратегия обновления и развития образования.

2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании.

3. Природа и функции образовательных инноваций.

4. Условия формирования педагогической теории.

5. Категориальный аппарат педагогики.

6. Понятие парадигмы педагогической науки, необходимость и возможность её замены.

7. Особенности гуманитарного познания и педагогическое исследование.

8. Соотношение фундаментального и прикладного в педагогических исследованиях.

9. Структура прикладного педагогического исследования.

10. Методологическая рефлексия в научной работе.

11. Понятие о логике исследования.

12. Проблема и тема исследования.

13. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.

14. Этапы практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске.

15. Приемы аргументации построения теоретической модели.

16. Аксиологический аспект исследования и оценка теоретической модели.

17. Приемы аргументации при построении нормативной модели.

18. Исследовательские методы и методики.

19. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.

20. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

21. Методы теоретического исследования.

22. Психолого-педагогическое обследование.

23. Изучение и использование передового опыта.

24. Комплексный педагогический эксперимент.

25. Интерпретация результатов исследования.

26. Апробация результатов опытно-экспериментальной работы.

27. Личность педагога-исследователя и его профессиональные способности.

28. Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм и творческая индивидуальность педагога-исследователя.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствует вывод.

Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Составитель ________________________ С.В. Алехина

(подпись)

__.__.20 г.

 

Минобрнауки россии

Борисоглебский филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(БФ ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

Кафедра педагогики и СОТ

 

Вопросы к зачету

по дисциплине: Методология и методика психолого-педагогических исследований

1. Современная стратегия обновления и развития образования.

2. Понятие о психолого-педагогическом исследовании.

3. Природа и функции образовательных инноваций.

4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований.

5. Источники и условия исследовательского поиска.

6. Организация опытно-поисковой исследовательской деятельности образовательных учреждений.

7. Научное познание как объект исследования.

8. Сущность методологии науки, её уровни. Методология педагогики.

9. Научное обоснование практики и общие методологические условия его разработки.

10. Методологическое обеспечение педагогического исследования.

11. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

12. Методологическая культура педагога в системе связи педагогической науки и практики.

13. Педагогика в системе наук о человеке, её самостоятельность и открытость.

14. Условия формирования педагогической теории.

15. Категориальный аппарат педагогики.

16. Понятие парадигмы педагогической науки, необходимость и возможность её замены.

17. Особенности гуманитарного познания и педагогическое исследование.

18. Соотношение фундаментального и прикладного в педагогических исследованиях.

19. Структура прикладного педагогического исследования.

20. Норма как составная часть прикладного исследования.

21. Методологическая рефлексия в научной работе.

22. Понятие о логике исследования.

23. Проблема и тема исследования.

24. Обоснование актуальности исследования.

25. Объект и предмет исследования.

26. Цель и задачи исследования.

27. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.

28. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования.

29. Этапы практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске.

30. Приемы аргументации построения теоретической модели.

31. Аксиологический аспект исследования и оценка теоретической модели.

32. Приемы аргументации при построении нормативной модели.

33. Исследовательские методы и методики.

34. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.

35. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании.

36. Методы теоретического исследования.

37. Психолого-педагогическое обследование.

38. Изучение и использование передового опыта.

39. Комплексный педагогический эксперимент.

40. Интерпретация результатов исследования.

41. Апробация результатов опытно-экспериментальной работы.

42. Оформление результатов исследования.

43. Личность педагога-исследователя и его профессиональные способности.

44. Педагогическая интуиция, импровизация, артистизм и творческая индивидуальность педагога-исследователя.

Критерии оценки:

Знания студентов на зачете оцениваются по системе: «зачет», «незачет».

«Зачет» если компетенции сформированы в полном объеме, компетенции в основном сформированы, компетенции сформированы частично.

«Незачет» компетенции не сформированы

Составитель ________________________ С.В. Алехина

(подпись)

__.__.20 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды и формы организации самостоятельной работы студентов и методические рекомендации к её выполнению

Рекомендации по самостоятельной работе

Самостоятельная работа охватывает такие виды обучения как аудиторную и внеаудиторную работу. Условно можно отметить, что инструктаж и контроль проводятся на аудиторных занятиях, а непосредственно сама самостоятельная работа осуществляется внеаудиторно, хотя некоторые задания могут выполняться на лекционных и семинарских занятиях. Самостоятельная работа является частью учебного процесса и может проводиться во всех формах аудиторной и внеаудиторной работы. Структура занятия выбирается из общего замысла изучения темы. Самостоятельная работа в зависимости от сложности заданий и продолжительности проведения может осуществляться в начале, в середине или в конце занятия.

Самостоятельная работа:

- должна быть направлена на выполнение поставленных перед ней целей и задач;

- обязательно должна сопровождаться письменной или устной инструкциями по выполнению заданий;

- в соответствии со сроками и видами контроля подлежит отчетности.

Актуальными аспектами самостоятельной работы является масштабное использование информационных технологий и осуществление самоконтроля. Инструкции, тесты, задания могут быть представлены в электронном виде.

Формы самостоятельной работы постоянно совершенствуются. В процессе самостоятельной работы студенты могут разрабатывать задачи, составлять словарики, собирать занимательный материал для использования на уроках, составлять портфолио.

Широкие возможности для самостоятельной работы представляет компьютеризация обучения. Так, например, многие задания целесообразно задавать с помощью компьютера. Это может быть работа с картинками, фотографиями, файлами, схемами и пр. В библиотеке института студенты самостоятельно могут:

1. Пользоваться электронным каталогом для поиска источников из фондов.

2. Пользоваться Интернетом для учебной и научной работы.

3. Заниматься в медиотеке, используя электронные учебные пособия.

Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе самостоятельной работы, так или иначе, содержат установку на приобретение и закрепление определенного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:

1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.

2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.

3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.

4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.

5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.

6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.

7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.

8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.

Работа с литературой

Важной составляющей самостоятельной внеаудиторной подготовки является работа с литературой ко всем видам занятий: семинарским, практическим, при подготовке к зачетам, экзаменам, тестированию, участию в научных конференциях.

Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками. Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Существует несколько методов работы с литературой.

Один из них – самый известный – метод повторения: прочитанный текст можно заучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким путем сведения легко забываются.

Наиболее эффективный метод – метод кодирования: прочитанный текст нужно подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения, важно произвести целый ряд мыслительных операций: прокомментировать новые данные; оценить их значение; поставить вопросы; сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации очень важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения.

Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей.

Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект.

Библиографический список – необходимый элемент справочного аппарата реферата, курсовой или дипломной работы. Он свидетельствует о степени изученности темы автором, содержит библиографические описания использованных источников и помещается в работе после заключения

Составление библиографического списка состоит из следующих этапов:

- 1-й этап составления библиографического списка установление круга источников поиска;

- 2-й этап – выявление и отбор литературы;

- 3-й этап – расположение источников по алфавиту авторов и заглавий.

При подборе материала для списка используемой литературы возможны различные способы расположения библиографических описаний:

- алфавитный;

- хронологический;

- систематический;

- в порядке первого упоминания публикации в тексте и др.

Самым распространенным способом является алфавитный, т.е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана). Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев – по алфавиту инициалов. При перечислении работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз, не заменяя прочерками. Алфавитный способ можно использовать, когда список невелик по объему и касается узкого вопроса. В одном ряду не следует смешивать разные алфавиты (русский, латинский).

В хронологическом порядке материал располагается по годам публикаций, а в каждом году - по алфавиту авторов или названий книг. Хронологический порядок позволяет показать историю изучения какого-либо вопроса. Расположение материала в обратном по времени порядке рекомендуется для работ, в которых основное внимание уделено современному состоянию вопроса.

При систематическом расположении литературы библиографические описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше устанавливать в соответствии с главами рукописи или важных проблем темы. Литературу общего характера, относящуюся к теме в целом, целесообразно выделять в особый раздел.

Расположение литературы в порядке первого упоминания в тексте используется довольно часто. Однако такое расположение делает список трудным для использования, т.к. в нем сложно просмотреть охват темы, по нему трудно проверить, на какие работы данного автора есть ссылки в материале. Список, составленный таким образом, будет неполным, так как включает только литературу, упоминаемую и цитируемую в тексте, и не отражает других использованных работ.

При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:

- литература;

- справочная литература;

- периодические издания;

- иноязычные публикации.

План (от лат. planum – плоскость) – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Их отличие состоит в степени детализации содержания и, соответственно, в объеме.

Преимущество плана состоит в следующем.

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т. д.

Выписки – небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отдельные абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записей содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях — когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному.

Тезисы (от греч. tezos – утверждение) – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме.

Отличие тезисов от обычных выписок состоит в следующем. Во-первых, тезисам присуща значительно более высокая степень концентрации материала. Во-вторых, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями. В-третьих, чаще всего тезисы записываются близко к оригинальному тексту, т. е. без использования прямого цитирования.

Исходя из сказанного, нетрудно выявить основное преимущество тезисов: они незаменимы для подготовки глубокой и всесторонней аргументации письменной работы любой сложности, а также для подготовки выступлений на защите, докладов и пр.

Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление.

К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой. Для указанной цели и используется аннотация.

Характерной особенностью аннотации наряду с краткостью и обобщенностью ее содержания является и то, что пишется аннотация всегда после того, как (хотя бы в предварительном порядке) завершено ознакомление с содержанием исходного источника информации. Кроме того, пишется аннотация почти исключительно своими словами и лишь в крайне редких случаях содержит в себе небольшие выдержки оригинального текста.

Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.

Резюме весьма сходно по своей сути с аннотацией. Однако, в отличие от последней, текст резюме концентрирует в себе данные не из основного содержания исходного источника информации, а из его заключительной части, прежде всего выводов.

Но, как и в случае с аннотацией, резюме излагается своими словами – выдержки из оригинального текста в нем практически не встречаются.

Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

К сожалению, нет единых правил, приемов или методов конспектирования. Однако существуют некоторые общие правила, которые оправдали себя на практике. Начинать конспект необходимо с указания фамилии, имя и отчество автора, полного названия работы, места / города и года издания и количества страниц. Если материал содержится в журнале, то следует указывать кроме года номер издания и страницы журнала, на которых есть информация. Целесообразно также проводить поля, на которых потом можно будет кратко определять свое отношение к материалу, согласие или критику, а также некоторые мысли, возникающие при конспектировании. К тому же на полях удобно представлять дополнительный материал из других источников, ссылки, вопросы, которые необходимо выяснить, или мысли, возникшие после составления конспекта (при его доработки).

Для работы над конспектом следует:

- определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;

- в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста - в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;

- выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

- завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку.

Кстати, этой процедуре должны подвергаться и материалы из Интернета во избежание механического скачивания готовых текстов. В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания. Это организует его, а главное, пригодится в последующем обучении.

Требования к конспекту

При самостоятельной работе студентов во время подготовки к семинарским занятиям важно учитывать требования к конспекту:

- указать автора и название источника;

- сделать конспект источника;

- выделить основную идею (доминанту);

- привести примеры, подтверждающие важные мысли;

- сделать выводы, показать свою позицию.

Конспект является основой выступления. Публичное выступление требует репетиции, в ходе которой определяется доминанта, расставляются акценты, подбираются примеры, формируется выразительность и эмоциональность при изложении материала. Если при этом возникли вопросы, то следует обратиться к дополнительной литературе и настроиться на предложение вопроса аудитории на занятии. Перед конспектированием необходимо прочитать текст. Если текст большой, то необходимо составить его план, а затем выписать главные мысли. В случае, когда требуется точно передать мысли автора, то записываются отдельные цитаты. Цитаты не должны быть объемными. Они емко, более ярко передают мысли людей. Для того, чтобы подтвердить основные идеи, целесообразно обратиться к примерам, приведенным в тексте.

Конспект выступления, письменной аудиторной работы должен быть аккуратно и разборчиво написан. Основные вопросы темы начинаются с новой строки, выделяются либо цветом, либо условными значками. Обязательно нужно написать исходные данные источника. Главные мысли должны быть так же выделены, чтобы была понятна суть конспектируемой работы. Целесообразно так же выделить свои мысли, вопросы, выводы. Таким образом, результат самостоятельной работы (конспект, тезисы, реферативная работа) должен быть структурирован и аккуратно оформлен.

Реферат

Реферат(от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.17 с.)