Характеристика метода обучения двигательному действию по частям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика метода обучения двигательному действию по частям



В целях обучения упражнение разделяется, разбивается на отдельные части, при этом нарушается структурное единство упражнения (гимнастический метод).

Он применяется:

1. Когда упражнение очень трудно по координации и сразу обучить невозможно (диск, метание молота, шест, гимнастика, акробатика).

2. Когда упражнение совершается очень быстро, с большим выходом энергии (сальто, пируэт).

3. Упражнение состоит из частей малосвязанных между собой (стойка на руках, прыжок в высоту, метания, гимнастика).

4. Расчленение ведется в психо-физиологических целях (выработать у детей интерес, облегчить выполнение упражнений).

Главное здесь понимать возможность и необходимость деления и уметь его осуществить. В каждом упражнении надо найти место и предел дробления (частей не должно быть много).

Разучивание по частям не самоцель, а первоначальный этап, облегчающий овладение целым упражнением. Завершающим моментом является освоение упражнения в целом. Расчленение упражнения ведет к образованию - подводящих упражнений. Они не имеют принципиальных отличий от частей и элементов упражнений и используются для облегчения. усвоения упражнения через предварительное решение частных задач. Они способствуют образованию временных связей, следовых эффектов, и облегчают усвоение упражнений.

Преимущества этого метода:

1) постепенное накапливание частных двигательных умений, из которых формируется двигательное действие. Внимание концентрируется на каждой детали, все это ведет к тщательному усвоению упражнения в целом. Повышается качество и культура движения.

2) позволяет понять внутреннюю структуру упражнения.

3) содействует сравнительно быстрому восстановлению утраченных навыков.
Недостатки:

1. При неправильном делении и неправильном подборе подводящих упражнений, изучение упражнений затрудняется.

2. Если длительное время изучать один элемент, он переходит в навык, т.е. самостоятельное упражнение и связать его с другими элементами трудно.

 

Разновидности использования этого метода:

1. Раздельное разучивание частей и затем объединение в целое.

2. Последовательное обучение частям упражнения с последовательным, постепенным соединением друг с другом (способ наращивания).

3. Кратковременное вычленение части упражнения для его уточнения (метод сопряженного воздействия, когда физическое упражнение развивает и физические качества, и
двигательные навыки).

4. Отработка частей упражнения в виде подводящих упражнений.

Метод разучивания по частям позволяет понять внутреннюю структуру упражнений и творчески подходить к анализу изучаемых упражнений.

 

НАГРУЗКА И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ

Нагрузкой называют - величину воздействия физических упражнений на организм и степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Нагрузка характеризуется:

1. Количеством совершаемой работы.

2. Величиной воздействия на организм.

3. Степенью преодоления трудностей.

4. Информационной напряженностью работы.

5. Психической напряженностью.

6. Координационной сложностью выполняемых физических упражнений.

Нагрузка имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Между ними существует прямая связь (увеличивается одна, увеличивается другая).

Внутренняя сторона невидимая – это реакции организма на выполняемую работу, т.е. внутренние изменения (сдвиги) функционирования органов и систем организма Здесь наряду с показателями ближайшего эффекта нагрузки, проявляющихся непосредственно во время работы и сразу после ее окончания, (ЧСС, давление, экспресс- тесты -слюна, пот), можно использовать данные о характере и продолжительности периода восстановления..

Внешняя сторона нагрузки - главная сторона нагрузки к ней относят- общий объем и интенсивность нагрузки,

Объем - это количество механической работ, т.е. длительное, суммарное воздействие нагрузок, - число повторений упражнений, время выполнения упражнений количество схваток, комбинаций, прыжков, выстрелов., (расстояние, вес) (сколько?).

Интенсивность -концентрация нагрузки во времени или количество тренировочной или соревновательной работы в единицу времени (скорость, быстрота, темп, сложность), напряженность воздействия, моторная плотность, мощность работы (как?).существуют два направления в повышении интенсивности нагрузки: первое – за счет увеличения мышечных и психических усилий, второе – за счет уплотнения тренировочного занятия, дня, (большего выполнения упражнений.)

Объем является фактором отдаленного воздействия.

Интенсивность - фактор близкого воздействия - синхронного.

Практически общую нагрузку оценивают по внешним параметрам в зависимости от особенностей упражнений: циклические по километражу, упражнения с отягощениями по количеству подходов, суммарному весу, в гимнастике количеству упражнений, связок. Интенсивность - моторная плотность занятия, все время выполнения упражнения деленное на время урока. Относительная интенсивность, время выполнения упражнения деленное на объем упражнений (скорость, темп, мощность).

Между предельными показателями объема и интенсивности существует обратно пропорциональная связь, т.е. максимально интенсивные нагрузки идут несколько минут, секунд, придельный объем упражнений - не большая интенсивность. Эта связь объема и интенсивности находит свое отражение в методах физического воспитания (у не высокой квалификации).

Динамика развития нагрузок.

1. Прямолинейно- восходящая форма нагрузки - от занятия к занятию постоянное повышение нагрузки используется у новичков и у спортсменов в восстановительный период.

2. Ступенчатая форма нагрузки - изначальная величина нагрузки должна быть полностью освоена и только после этого т.е. через определенное время должно предлагаться новое повышение нагрузки. Данная форма используется у гимнастов, фигуристов, (в сложно-координационных видах спорта.)

 

3. Волнообразная - постепенное повышение, затем спад нагрузки - основная форма тренировки (величина волны зависит от вида спорта).

4. Ударная (стрессовая) - постепенное увеличение нагрузки, организм адаптируется, и ударный объем нагрузки, а затем уменьшение (у высококвалифицированных спортсменов, легкая атлетика, тяжелая атлетика, коньки, велоспорт, лыжи).

Нагрузка дает три вида эффекта (Платонов):

1. Срочно-тренировочный эффект (однократно).

2. Серединный (промежуточный) эффект (недельный).

3. Суммарно-кумулятивный (нарастающий) эффект (несколько месяцев, год).
Для достижения спортивной формы необходимо их правильно сочетать.

 

Классификация нагрузок:

1. по характеру нагрузки бывают - тренировочные и соревновательные, специфичные и неспецифичные

2. по величине - большие (предельные), значительные (околопредельные) средние, малые

3. по направленности - общего характера и избирательного характера, способствующие развитию отдельных физических качеств.

4. по координационной сложности на: выполняемые в стандартных, стереотипных (неизменных), условиях и выполняемые в меняющейся обстановке в вариативных условиях.

5. по величине воздействия: развивающие (большие и значительные), поддерживающие (стабилизирующие - средние) и восстановительные (малые);

6. по зонам мощности: 1- зона –малой мощности (ЧСС- 130 –140), 2зона – умеренной мощности (ЧСС- 140 -160), 3 - зона- большой мощности (ЧСС -= 160 - 180), 4 зона – субмаксимальной мощности (ЧСС – 180 190), 5 зона – максимальной мощности (ЧСС- 190 и более) (В.С. Фарфель)

7.Средне месячные, средне годовые (Матвеев).

Структура методов физического воспитания зависит от чередования нагрузки и отдыха и есть ли он вообще, т.е. непрерывный и интервальный характер нагрузки.

Отдых - это не только процесс восстановления, но и в зависимости от его характера отдых влияет на развитие физических качеств.

По характеру отдых бывает:

- активный (переключение на другую двигательную деятельность),

- пассивный (относительный покой),

- смешанный.

По продолжительности отдых бывает:

- жесткий - когда следующая нагрузка попадает в фазу недовосстановления работоспособности,

- полный - ординарное восстановление когда следующая нагрузка попадает в фазу полного восстановления работоспособности,

- экстремальный – когда следующая нагрузка попадает на фазу сверх восстановления- супперкомпенсации,

- профилактический - длинные интервалы отдыха, когда следы предыдущего выполнения нагрузки почти утрачены (борьба с перетренированностью),

Компоненты нагрузки:

Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:

1. Интенсивностью работы.

2. Объем работы

3. Продолжительностью и характером отдыха.

4. Характером упражнений.

Внешние признаки нагрузки:

1. Осанка.

2. Выражение лица.

3. Характер окраски кожи.

4. Потоотделение.

5. Характер дыхания.

6. Тембр голоса.

7. Характер движения конечностей.

8. Изменение кровяного давления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.014 с.)