За ними ряд холмов и нивы полосаты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За ними ряд холмов и нивы полосаты.



Вдали рассыпанные хаты.
На влажных берегах бродящие стада.
Овины дымные и мельницы крылаты:

Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в Истине блаженство находить.
Свободною душой Закон боготворить.
Роптанью не внимать толпы непросвещенной-
Участьем отвечать застенчивой Мольбе

И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый.
К трудам рождает жар во мне.
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.

Не видя слез. не внемля стона.
На пагубу людей избранное Судьбой.
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца,
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам
Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И Рабство, падшее по манию царя.
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во "всемирном" масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной

идее всеобщего блага, а о свободе русского крестьянства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный "пустынный утолок" России,
где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

Позор

"Барство дикое" и "Рабство тощее", увиденные в деревне
типичные для России. Во второй части стихотворения поэт

расширяет "географические" границы своих размышлений если в первой части речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", то во второй части создается предельно обобщенный образ

русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень Аллегорические образы "Барства дикого" и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь идет не о "плохом" барине и о его несчастных крепостных, а
о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды "Вольность", мечтает увидеть "народ неугнетенный, а торжество "Свободы просвещенной" по-прежнему связывает с волей царя.

- В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свобо-
ды?

В "Деревне" заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского "присутствия". В "Вольности к миру обращается поэт —глашатай вечных истин, "друг человечества". В "Деревне" образ автора-поэта конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню — акт его воли.

- Почему автор предпочитает деревню городу?

Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее "мирным шумом дубров" и "тишиной полей" суетной городской жизни с порочным двором Цирцей", "роскошными пирами", забавами и заблуждениями.

Город - это"суетные оковы", мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещенной мудрости "оракулов веков". Именно в деревне, где суету сменяет праздность вольная, подруга размышленья", поэт учится "свободною душой Закон боготворить".

- На какие три части делится стихотворение?

- Как в первой части - идиллического изображения природы -

проявляется традиция сентиментальной литературы?

Обратите внимание на то, что картина деревенского "лона счастья и забвенья" в первой части "Деревни" напоминает обычный идиллический
пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободней и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения. Проанализируйте пейзаж в "Деревне" Докажите, что он увиден глазами человека со "свободной душой ".

- Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное

Публицистическое звучание?

- Можно ли считать революционным вопрос — призыв, заключенный в последней части?

- Как в стихотворении «работает» прием контраста?
«К Чаадаеву»

.

 

Любви. надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Исчезли юные забавы.
Как сон. как утренний туман:

Но в нас горит еще желанье.
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой.
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы?

Товарищ, верь: взойдет она,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.005 с.)