Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.



СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы.

Свобода для поэта — высшая жизненная ценность, без нее он уже не мог представит своего существования.

Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества.

Слово " свобода" и близкие по смыслу слова " вольность", " воля" – ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817 – 1819 гг. свобода становится высшим общественным благом, абсолютной, общечеловеческой ценностью.

Ода " Вольность" 1817.

Беги. сокройся от очей.
Цитеры слабая царица!
Где ты.? где ты.? гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Открой мне благородный след
Того возвышенного Галла 1
Кому сама средь славных бед
Ты гимны смелые внушала.
Питомцы ветреной Судьбы,

1Имеется в виду французский поэт А. Шенье.

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите.
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы.

Законов гибельный позор.
Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

•Тишь там над царскою главой
Народов не легло страданье.
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье:

Где всем простерт их твердый щит.
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит

И преступленье свысока
Сражает праведным размахом:

Где не подкупна их рука
Ни алчной скупостью, ни страхом.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа:

Стоите выше вы народа.
Но вечный выше вас Закон.

И горе, горе племенам.
Где дремлет он неосторожно.
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
Тебя в свидетели зову.
О мученик ошибок славных.
За предков в шуме бурь недавных
Сложивший царскую главу.

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства,
Главой развенчанной приник
К кровавой плахе Вероломства.
Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира...

И се — злодейская порфира
На галлах скованных лежит.

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец 1

И слышит хрип и страшный глас
За сими страшными стенами.
Калигулы последний час
Он видит живо пред очами.
Он видит — в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны.
На лицах дерзость, в сердце страх

Молчит неверный часовой.
Опущен молча мост подъемный.
Врата отверсты в тьме ночной
Рукой предательства наемной...
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды.
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона

И станут стражей трона

Народов вольность и покой.

Михайловский замок в Петербурге. Далее описывается убийство Павла I.

В ней поэт смотрит на мир как пристрастный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает " неправедная Власть".

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда.

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный

Позор

"Барство дикое" и "Рабство тощее", увиденные в деревне
типичные для России. Во второй части стихотворения поэт

расширяет "географические" границы своих размышлений если в первой части речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", то во второй части создается предельно обобщенный образ

русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень Аллегорические образы "Барства дикого" и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь идет не о "плохом" барине и о его несчастных крепостных, а
о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды "Вольность", мечтает увидеть "народ неугнетенный, а торжество "Свободы просвещенной" по-прежнему связывает с волей царя.

- В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свобо-
ды?

В "Деревне" заметны новые оттенки свободы. Это связано с усилением авторского "присутствия". В "Вольности к миру обращается поэт —глашатай вечных истин, "друг человечества". В "Деревне" образ автора-поэта конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню — акт его воли.

- Почему автор предпочитает деревню городу?

Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее "мирным шумом дубров" и "тишиной полей" суетной городской жизни с порочным двором Цирцей", "роскошными пирами", забавами и заблуждениями.

Город - это"суетные оковы", мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещенной мудрости "оракулов веков". Именно в деревне, где суету сменяет праздность вольная, подруга размышленья", поэт учится "свободною душой Закон боготворить".

- На какие три части делится стихотворение?

- Как в первой части - идиллического изображения природы -

проявляется традиция сентиментальной литературы?

Обратите внимание на то, что картина деревенского "лона счастья и забвенья" в первой части "Деревни" напоминает обычный идиллический
пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободней и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения. Проанализируйте пейзаж в "Деревне" Докажите, что он увиден глазами человека со "свободной душой ".

- Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное

Публицистическое звучание?

- Можно ли считать революционным вопрос — призыв, заключенный в последней части?

- Как в стихотворении «работает» прием контраста?
«К Чаадаеву»

.

 

Любви. надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
Исчезли юные забавы.
Как сон. как утренний туман:

Но в нас горит еще желанье.
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой.
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы?

Товарищ, верь: взойдет она,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Послание "К Чаадаеву" - яркий
лирический "символ веры" молодых "друзей вольности". Стихотворение носит личной, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе.

Если в "Вольности" и "Деревне он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе "частный" адрес: Чаадаев, друг,
единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.

- Кого имеет в виду поэт в стихе "недолго нежил нас обман"?

- Как бы вы определили пафос стихотворения? С чем это связано?

- На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам
глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем
эти части?

- Как понимается свобода в этом стихотворении?

Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений
друзей, как ответ на "Отчизны... призыванье". Но на первый шаг,
внутренняя свобода, без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной.

Свобода — это "желанье", страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы — такое же "томленья", каким охвачен "любовник молодой", ждущий "минуты верного свиданья".

Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о|долге и чести, с "прекрасными порывами" "нетерпеливой" души. |

- В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения?

- Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и
стихотворения?

- Какие языковые средства помогают поэту выразить свой
подвигу?

Что возникает в финале стихотворения?

В финале стихотворения возникает образ будущего, в котором
подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы
пленительного счастья"), Россия, словно богатырь, "вспрянет ото сна, а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу "на обломках самовластья. Пушкин не имеет в виду падение монархии, "самовластье" — это тирания, деспотизм.
«Птичка», «Узник»:

- Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы?

-Какую роль в этом играют образы-символы птиц?

«Анчар» (1828).

В пустыне чахлой и скупой.
На почве, зноем раскаленной.
Анчар, как грозный часовой.
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопись от зною.
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

На древо смерти набежит

Но человека человек

И тот послушно в путь потек

Легендарному образу дерева?

СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А.С.ПУШКИНА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.016 с.)