Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре



Даже если сговор является эффективным в течении некоторого времени, он часто расстраивается, как только одна или более фирм почувствуют, что они больше выигрывают, нарушая правила, нежели следуя им. Когда фирмы не могут сговориться, наиболее существенной проблемой олигополии становится вопрос выбора стратегии. Каждая фирма прогнозирует спрос, с которым она может столкнуться, и возможную реакцию соперников на свои собственные действия. Затем каждая фирма, основываясь на этом прогнозе реакции своих соперников, действует максимизируя собственные прибыли. Точно таким же образом она решает, как ей реагировать на действия своих соперников. Не существует определенных общих прогнозов относительно исходов таких взаимодействий между разъединенными олигополистами. Цена может принимать практически любое значение в промежутке между ее конкурентным и монопольным уровнями, и она может сильно варьировать во времени. То, что будет происходить на самом деле, решающим образом зависит от тех допущений, которые каждый олигополист делает относительно реакции других на свои действия. Например, если каждый полагает, что соперники не будут реагировать на его снижение цены, и все фирмы ориентируются на низкие цены, то цены могут падать до конкурентного уровня. Однако если начинается такая война цен, то, вероятно, все фирмы изменят свои мнения относительно поведения своих конкурентов. Тогда цена может расти, и даже настолько резко, что подтолкнет фирмы к новому витку снижения цен.

Сдерживание входа на рынок и хищническая политика

Возможность вхождения может оказывать влияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Они могут предпринимать действия, призванные или воспрепятствовать появлению новых фирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться.

Чтобы сдержать проникновение новых фирм, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратить вхождение, вынудив новичка основать либо небольшое предприятие с высокими средними издержками, либо крупное, дорогостоящее предприятие, пойдя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен.

Фирмы вступают на путь хищнического ценообразования, когда они снижают цену, с тем чтобы вытеснить другие фирмы из отрасли.

Как правило, «хищник» снижает цену очень резко до того уровня, при котором он теряет деньги, но при котором он надеется, конкуренты теряют еще больше и не могут долго продержаться в отрасли. Он готов пойти на убытки в краткосрочном периоде, с тем чтобы оттеснить другие фирмы и в результате получать сверхприбыль от своего положения в долгосрочной перспективе.

Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Характерные черты монополии:

- единственный продавец (монополист);

- реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);

- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

- для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)