И ликивидации последствий стихийных бедствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ликивидации последствий стихийных бедствий



 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»

 

Кафедра философии и гуманитарных наук

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема 4 «Конкуренция и монополия»

Занятие 1 «Виды и типы конкуренции»

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: ОК-4, ОК-7, ПК-35.

1) общекультурные компетенции (ОК):

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

- способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);

2) профессиональные компетенции (ПК):

- способностью принимать участие в решении вопросов рационального размещения новых производственных объектов на основе оценки пожарного риска (ПК-35).

Цели лекции:

1. Учебная: сформировать у курсантов целостное представление о сущности и типах конкуренции, уметь характеризовать совершенную и несовершенную конкуренцию;

2. Развивающая: формирование у курсантов глубокий и всесторонний интерес к проблемам конкуренции и монополии;

3. Воспитательная: способствовать формированию у курсантов знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Метод проведения: эвристическая беседа

Время проведения: 90 минут

Место проведения: лекционный зал

Учебно-материальное обеспечение: мультимедиа-проектор, слайды по теме.

Используемая литература:

Основная литература:

1. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики: учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 686 с.

2. Липсиц И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 7-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 607 с.

 

Дополнительная литература:

3. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Основы экономической теории: учебник. Гриф МО РФ. М.: Форум, 2015

4. Журавлева Г.П. Экономическая теория: учебник. Гриф МО РФ. М.: Инфра-М, 2015

5. Зораострова И.В. Микроэкономический анализ: задачи и ситуации: учеб. пособие для самостоятельной работы. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 293 с.

6. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2007. 1040 с.

7. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.И. Чепурина и др.. Аса, 2015. 875 с.

8. Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2009. 916 с.

9. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. Гриф МО РФ. М.:Дашков и К, 2013. 328 с.

10. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 792 с.

 

План лекции

1. Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие (5 мин.)

2. Ведение (5 мин)

3. Вопросы лекции:

1) Виды конкуренции (совершенная и несовершенная).

2) Типы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

4. Заключение (5 мин).

 

Введение (5 мин.)

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Вопрос № 1. Виды конкуренции (совершенная и несовершенная)
Различают виды конкуренции (совершенная и несовершенная): Совершенная конкуренция (олиполия) – состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж. Главные достоинства совершенной конкуренции: 1) Позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема. 1) Обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене; 2) Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение главной цели, удовлетворения различных экономических потребностей человека. Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка. Недостатки совершенной конкуренции: 1) имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результата. 2) блага которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится. 3) не учитываются разные вкусы потребителей. Совершенная рыночная конкуренция – простейшая рыночная ситуация позволяющая понять как действительно функционирует рыночный механизм, но в реалии встречается редко. Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.   Основные условия несовершенной конкуренции: 1) На рынке действует ограниченное число производителей 2)Существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос. налоги, лицензии) проникновения в данное производство. 3) Рыночная информация искажена и не объективна. Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т.к. ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли. Вывод по 1 вопросу:Таким образом, на рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует.

Вопрос № 2. Типы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Различают 3 типа несовершенной конкуренции:

1) монополия,

2) олигополия,

3) монополистическая конкуренция.

Олигополия

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка.

Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Ее характерные черты:

- Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг - эта отрасль называется олигополистической.

- Производство стандартизированных или дифференцированных товаров. Такие продукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовые приборы, компьютеры, сигареты и т.д., являются дифференцированными. На основе такого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную.

- Существуют барьеры для вступления в отрасль. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли. Такими барьерами являются эффекты масштаба и низких издержек.

- Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить. Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок.

Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость больших вложений на рекламу.

- Эффект слияния. Поводом для слияния могут послужить разные причины: объединение двух и более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба и более низких издержек производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.)