Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И ликивидации последствий стихийных бедствий
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра философии и гуманитарных наук ЛЕКЦИЯ по дисциплине «Экономическая теория» Тема 4 «Конкуренция и монополия» Занятие 1 «Виды и типы конкуренции» Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: ОК-4, ОК-7, ПК-35. 1) общекультурные компетенции (ОК): - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); - способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7); 2) профессиональные компетенции (ПК): - способностью принимать участие в решении вопросов рационального размещения новых производственных объектов на основе оценки пожарного риска (ПК-35). Цели лекции: 1. Учебная: сформировать у курсантов целостное представление о сущности и типах конкуренции, уметь характеризовать совершенную и несовершенную конкуренцию; 2. Развивающая: формирование у курсантов глубокий и всесторонний интерес к проблемам конкуренции и монополии; 3. Воспитательная: способствовать формированию у курсантов знание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы. Метод проведения: эвристическая беседа Время проведения: 90 минут Место проведения: лекционный зал Учебно-материальное обеспечение: мультимедиа-проектор, слайды по теме. Используемая литература: Основная литература: 1. Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. Курс экономики: учебник. 5-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 686 с. 2. Липсиц И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 7-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 607 с.
Дополнительная литература: 3. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Основы экономической теории: учебник. Гриф МО РФ. М.: Форум, 2015 4. Журавлева Г.П. Экономическая теория: учебник. Гриф МО РФ. М.: Инфра-М, 2015 5. Зораострова И.В. Микроэкономический анализ: задачи и ситуации: учеб. пособие для самостоятельной работы. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 293 с.
6. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2007. 1040 с. 7. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.И. Чепурина и др.. Аса, 2015. 875 с. 8. Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2009. 916 с. 9. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. Гриф МО РФ. М.:Дашков и К, 2013. 328 с. 10. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 792 с.
План лекции 1. Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие (5 мин.) 2. Ведение (5 мин) 3. Вопросы лекции: 1) Виды конкуренции (совершенная и несовершенная). 2) Типы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. 4. Заключение (5 мин).
Введение (5 мин.)
Вопрос № 2. Типы несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Различают 3 типа несовершенной конкуренции: 1) монополия, 2) олигополия, 3) монополистическая конкуренция. Олигополия Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка. Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Ее характерные черты: - Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг - эта отрасль называется олигополистической. - Производство стандартизированных или дифференцированных товаров. Такие продукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовые приборы, компьютеры, сигареты и т.д., являются дифференцированными. На основе такого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную.
- Существуют барьеры для вступления в отрасль. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли. Такими барьерами являются эффекты масштаба и низких издержек. - Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить. Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок. Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость больших вложений на рекламу. - Эффект слияния. Поводом для слияния могут послужить разные причины: объединение двух и более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба и более низких издержек производства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.) |