Использование средств в сценарной работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование средств в сценарной работе



В сценарной работе используются различные средства, способные придать театрализованному представлению, вечеру, концерту и любому другому мероприятию яркую окраску, неповторимую индивидуальность и эффектность.

Документальные средства используются в проведении вечеров, посвященных памятным, историческим датам или связанных с военно-патриотической тематикой (например, юбилей города, День Победы); митингов, манифестаций, юбилеев, документальных тематических и киновечеров, устных журналов.

Художественные средства с элементами театрализации используются в мероприятиях, организованных для подростков, молодежи, студенческой аудитории; в театрализованных концертах, вечерах отдыха, вечерах знакомства (например, День защиты детей, «Последний звонок», выпускной вечер).

Средства клоунады, буффонады, юмора, пародии, шаржа и ярмарочного праздника используются для проведения новогодних представлений, карнавалов, маскарадных шоу, игровых программ, детских


праздничных шоу, спектаклей, встреч со сказочными героями, танцевальных вечеров, караоке.

Научно-популярные и технико-пропагандистские средства в вечерах данной направленности служат для пробуждения интереса к вопросам науки, техники, экономики, используются с целью расширения научно-технического кругозора молодежи, популяризации научных и технических знаний, новых технических достижений. Мероприятия носят научный характер и могут быть представлены в жанрах устных журналов, вечеров передового опыта изобретателей, рационализаторов, например «Наука смотрит в будущее», «Новости техники», «Техника за рубежом» и др. Непременные отличительные черты таких вечеров – использование передовой научной и технической информации, увлекательная форма подачи и изложения материала, актуальность поставленных проблем.

Музыкально-художественные средства в театрализованных мероприятиях. Главная идея подготовки и разработки подобных мероприятий заключается в использовании различных жанров искусства при приоритете музыкальных номеров. Театрализованные вечера и обозрения, тематические программы художественной самодеятельности, литературно-музыкальные композиции, альманахи искусств, фольклорные вечера, анимационные праздничные концерты – каждый из них сохраняет свой жанровый почерк, однако всех объединяет музыкально-художественная направленность. Привычные элементы – слово, пантомима, песня, музыка, танец – выступают в новом качестве, создавая новый жанр.

Построение сюжета вечера, камерной программы, массового зрелища или эпизода – важный этап создания сценария. Это работа творческая, требующая знания материала, незаурядной фантазии. Готовых сюжетов для вечеров не существует. Сценарист, разрабатывая сюжет, трансформирует его для раскрытия темы и решения задачи конкретного воздействия на публику.

Принципы построения сюжета

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – основное исходное

положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения,

политической организации и т. д.; внутреннее убеждение человека,

определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и

деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора21.

Литературно-повествователъный принцип: сюжет раскрывается описательными средствами, способами рассказа. Например, литературно-музыкальную композицию раскрывают персонажи литературных

Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru/dic. (дата обращения: 1.10.2011 г.)


произведений. Можно вводить в действие новые лица – автора произведения, современного читателя, критика; в музыкальных представлениях – композитора, слушателей, музыкальных героев или образы, навеянные музыкой.

Драматический принцип: основное действие, событие создается фантазией сценаристов с помощью действующих лиц. Особое значение приобретают характеры, обстоятельства, поведение персонажей в определенной сценической ситуации, столкновение характеров в героико-драматической или комедийной борьбе.

Литературно-повествовательный и драматический принципы имеют свою специфику, однако их различие не исключает возможности применения одинаковых литературных приемов построения сюжета.

Сюжет-сопоставление – сравнение фактов, событий по сходству двух или нескольких ситуаций.

Сюжет-аллегория (буквально – изображение отвлеченной идеи посредством образа) – аллегорический перенос смысла на аналогичное событие из жизни животных или сказочных персонажей.

Сюжет-метафора – перенесение свойств одного предмета на другой. Метафорическое построение сюжета украшает вечер или театрализованное представление. Яркость, образность – залог успеха. Необходимо уметь находить новые поэтические образы (например, приход весны - новая жизнь; восход солнца – перемена судьбы).

Сюжет-гипербола – намеренное преувеличение значимости события, ситуации, факта, определенной черты характера.

Сюжет-пародия – сознательная имитация в иронических и юмористических целях, построенная на обобщенных и обостренных конфликтных ситуациях или столкновениях персонажей на сцене.

Сюжет-гротеск (причудливый, комичный) – вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания: реального и фантастического, трагического и комического, прекрасного и безобразного.

Сюжет-сатира – способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Сюжет-ирония – способ осмеяния, притворно облекаемый в форму согласия или одобрения, основанный на иносказании. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного отношения к предмету.

Сюжет-юмор сочетает насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.

Сюжет-комедия основан на хитроумной, запутанной интриге. Осмеиваются характеры, нравы, человеческие качества, банальные идеи.


Построение предварительной композиции

Наметив замысел, сценарный ход и сюжет сценария, необходимо составить композиционный план в виде записи по порядку наименований эпизодов, или план по эпизодам. В сценарии может быть один или несколько эпизодов. По плану действие может развиваться в следующем порядке: пролог; экспозиция; развитие действия с неожиданным обострением ситуации, поворотами сюжета, завязкой; кульминационный момент; финал, развязка.

Принцип тематических блоков подразумевает построение вечера из эпизодов, близких по теме, материалу и жанру, в соответствии с развитием действия и сценарным ходом. Каждый эпизод представляет собой относительно законченную небольшую тему, являющуюся частью основной, со своей экспозицией (введение в тему), завязкой (постановка вопроса), развитием (раскрытие темы), финалом (завершение, вывод).

В задачу сценариста входит тщательная подготовка драматургии каждого отдельного звена. Затем производится монтаж отдельных эпизодов, номеров, страничек, миниатюр, сценок.

Драматургическое построение приемлемо для художественного, научного, популярного, документального и литературного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.006 с.)