Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.3 Государственный бюджет
Экономическая сущность бюджета, его функции. Характеристики и особенности категории «государственный бюджет». Роль бюджета в распределении и перераспределении национального продукта. Показатели, характеризующие бюджет. Сущностные особенности бюджетных отношений как части финансовых. Понятие бюджетного дефицита. Структура доходов и расходов бюджета. Элементы бюджетного устройства. Бюджетное устройство Республики Беларусь.
1.3.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании 1.3.2. Доходы бюджета, их состав и структура. Методы мобилизации денежных средств в бюджет 1.3.3. Расходы государственного бюджета 1.3.4. Бюджетный дефицит и управление им 1.3.5. Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства
1.3.1. Социально-экономическая сущность бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны. Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства. Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Для более глубокого раскрытия природы бюджета необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений. Как было отмечено выше, стоимость созданного ВВП определяют по формуле ВВП = С + V+ М, где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход.
В момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта — чистого дохода (М) в его денежной форме. На этой основе формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов. На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. В современных условиях хозяйствования размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется с учетом обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей. Таким образом, в составе финансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохода зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения (перераспределения) будет направлена в централизованный фонд государства, а именно — бюджетные отношения. При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта. Таким образом, бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов. Бюджетный механизм создается государством для реализации бюджетной политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета — обезличенность доходов государственного бюджета. С помощью бюджетного механизма государство перераспределяет валовой внутренний и совокупный общественный продукты, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами.
Государство оперирует такими формами прямого и косвенного воздействия на экономические и социальные процессы, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций, объявление налоговых каникул и др. Необходимость соблюдать макроэкономические пропорции требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует экономическую активность субъектов хозяйствования. Выделяют три основные характеристики государственного бюджета: 1. По форме: государственный бюджет – это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год. 2. По сущности: государственный бюджет – денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым – предприятия и население. 3. По материальному содержанию: государственный бюджет – это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде. Сущность государственного бюджета и его назначение остаются неизменными в различных общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и роль зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и др. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие: · государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для удовлетворения общегосударственных потребностей; · область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов; · с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства; · пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития; Важнейшими показателями, характеризующими бюджет, являются: 1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет, в валовом внутреннем и чистом продукте страны. 2. Покрываемость бюджетных расходов доходами (дефицит) или избыток (профицит) поступлений по отношению к расходам.
3. Структура бюджетных расходов. Роль бюджета в распределении и перераспределении национального продукта заключается в следующем: 1. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов. 2. Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. 3. Социальная направленность средств бюджета. 4. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы. 5. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. 6. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить: 1. денежный характер бюджетных отношений. 2. бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. 3. бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости. 4. объектом бюджетного перераспределения может выступать, кроме чистого дохода, и часть стоимости необходимого продукта. 5. сфера действия бюджетных отношений ограничивается рамками бюджетного процесса. 6. участниками бюджетных отношений выступают: государство в лице органов власти различных уровней и предприятия, организации, учреждения и население. 7. бюджетные отношения формируют центральное звено финансовой системы благодаря широкому спектру действия. 8. бюджетные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством. Сущность государственного бюджета, как экономической категории, реализуется через его функции: распределительную (перераспределительную) и контрольную. Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является национальный доход, иногда - часть национального богатства. Национальный доход- часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Национальное богатство- совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, которыми располагает общество.
Основные направления распределительной функции: 1) перераспределение национального дохода. 2) вмешательство в процесс общественного воспроизводства (государственное регулирование и стимулирование экономики). 3) финансовое обеспечение социальной политики. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
1.3.2. Доходы бюджета, их состав и структура. Методы мобилизации денежных средств в бюджет
Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь в распоряжение органов государственной власти Республики Беларусь и органов местного самоуправления. В бюджеты могут поступать дотации, субсидии, субвенции, а также заемные средства.Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство.Согласно Бюджетного кодекса Республики Беларусь доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды. Доходы по видам включают в себя разделы и подразделы. Доходы р еспубликанского бюджета и местного бюджетов делятся по ряду признаков. 1. По источнику взимания доходы делятся на 4 группы / согласно Бюджетного Кодекса и Бюджетной классификации/:1.1 Налоговые доходы – обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Классифицируются в зависимости от объекта обложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств; 1.2. Взносы на государственное социальное страхование; 1.3. Неналоговые доходы – возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров и безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и т.п. Классифицируются по характеру поступлений; 1.4. Безвозмездные поступления – добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления (из бюджетов одного уровня в другой) и от стран - участниц международных организаций и соглашений. Налоговые доходы включают шесть подгрупп: 1. Налоги на доходы и прибыль (подоходный налог; налог на доходы, налог на прибыль и др.) 2. Налоги на фонд заработной платы 3. Налоги на собственность (налог на недвижимость; земельный налог и др.)4. Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость; акцизы; лицензионные сборы; налог за использование природных ресурсов (экологический налог) и др.) 5. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные сборы, пошлины; оффшорный сбор и др.)Другие налоги, сборы (пошлины), пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин), проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей, налоговым кредитом и иные обязательные платежи предусмотренные законодательством.
Взносы на государственное социальное страхование в Республике Беларусь перечисляются в Фонд социальной защиты населения РБ, который является внебюджетным.Соответственно данная группа доходов в рамках бюджетных отношений не формируется; Неналоговые доходы включают четыре подгруппы:1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности; доходы от перечисления части прибыли Национального банка Республики Беларусь; доходы от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий)2. Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности (доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; административные сборы и платежи; доходы от оказания платных услуг; доходы от реализации государственного имущества и др.)3. Штрафы, удержания (удержания из заработной платы осужденных; административные штрафы и экономические санкции, налагаемые контролирующими органами)4. Прочие неналоговые доходы (возмещение потерь, вреда; возмещение Белгосстрахом расходов на выплату пенсий, произведенных Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; добровольные перечисления и др.)Группа «безвозмездные поступления» включает следующие три подгруппы доходов: 1. Безвозмездные поступления от иностранных государств (текущие, капитальные)2. Безвозмездные поступления от международных организаций (текущие, капитальные)3.Безвозмездные поступления от других уровней государственного управления (фонд финансовой поддержки административно-территориальных единиц; средства, полученные по взаимным расчетам; текущие субвенции от других уровней государственного управления; капитальные субвенции от других уровней государственного управления) – форма межбюджетных трансфертов.2. По степени закрепления / ист.Бюджетный Кодекс Республики/: 2.1. собственные; 2.2. регулирующие. Собственные доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Республики Беларусь зачисляются в бюджеты по нормативам отчислений, в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений, от налоговых и неналоговых доходов, определенных Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя все четыре группы (по источнику взимания) представленные выше. К регулирующим доходам республиканского бюджета и местных бюджетов относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Беларусь установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы по нормативам, определяемым местными Советами депутатов. 3. По уровню зачисления или территориальному признаку (ист. Бюджетный Кодекс): 3. 1. Налоговые доходы республиканского бюджета и местных бюджетов;3.2. Неналоговые доходы республиканского бюджета и местных бюджетов. Состав и структура налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и областных бюджетов на примере Витебской области представлены в приложениях Х и Х1. В современной экономической литературе доходы бюджета дополнительно классифицируют по признакам: 1. методам аккумуляции: -добровольные (пожертвования, проведение лотереи и др.)-обязательные (налоги, сборы, пошлины, штрафы)2.социально-экономическому признаку: - от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства- от личных доходов граждан - от предприятий, учреждений и организаций.Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются: Ø налоги; Ø займы; Ø эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: 1. содержанием финансовой политики, 2. хозяйственной конъюнктурой, 3. конкретной экономической и социальной ситуацией, 4. степенью остроты социальных противоречий и др. Центральное место в системе государственных доходов имеют налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивающие мобилизацию значительной части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных (от 80 до 90%), так и внебюджетных фондов. Вторым по своему финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. В настоящее время все развитые государства обращаются к займам. Это связано со значительным увеличением бюджетного дефицита, возможным наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Выпуск займов образует государственный долг, который в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. Финансовой базой погашения займов выступают налоги. Последним методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Если на финансовом рынке складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов, а налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, то государство прибегает к эмиссии. Эмиссия кредитных денег, преследующая задачу покрытия дефицита государственного бюджета, ведет к усилению инфляции, росту избыточной денежной массы.
1.3.3. Расходы государственного бюджета: экономическая сущность, принципы, методы, состав и структура Государство, являясь собственником бюджетных ресурсов, имеет право распоряжаться ими, направлять на развитие материальной и социальной сферы, покрывать общегосударственные и другие потребности. Расходы государственного бюджета определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, т.е. которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть возмездные - заплаченные в обмен на что – то (покупка товаров) и безвозмездные (т.е. Односторонние).Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Эти экономические отношения всегда имеют: - безвозмездный характер, - стоимостную форму, - обязательным участником является государство. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: 1) расщепление централизованного бюджетного фонда на составные части; 2)формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования. Категория «расходы бюджета» проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с к ачественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Факторы, обусловившие многообразие конкретных видов бюджетных расходов, их структуру и содержание: - природа и функции государства, - уровень социально-экономического развития страны, - разветвленность связей бюджета с народным хозяйством, - административно-территориальное устройство государства, - формы предоставления бюджетных средств, - финансовая политика и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. При помощи бюджетных расходов государство может: - регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; - воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, добиваясь прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях; - стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производств, - влиять на ускорение научно-технического прогресса. В области расходов бюджета можно выделить следующие недостатки: 1. Бюджетные средства используются недостаточно эффективно. 2. Широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. 3. Продолжается списание долгов в аграрном секторе. Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, составляют систему государственных расходов. В Республике Беларусь формирование расходов бюджета основывается на государственных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы Республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития, нормативов бюджетной обеспеченности по строго оговоренным (в соответствии с бюджетным законодательством) направлениям. /Бюд. Кодекс, ст.38/ Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К важнейшим из них относятся: 1. Целевое направление средств – означает, что государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах (заработная плата, капитальные вложения и т.д.); 2. Безвозвратность расходования – означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении; 3. Бесплатность – означает, что выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований; 4. Соблюдение режима экономии – может быть охарактеризована как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление. 5. Контроль за использованием бюджетных средств – направлен на недопущение бесхозяйственности и расточительства, на соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств. Методы осуществления государственных расходов: 1. Финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности. Это достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. 2. Кредитование - предоставление кредитов, ссуд, займов. Бюджетные кредиты, ссуды, займы занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны они выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по ним либо не взимаются, либо значительно ниже, чем по кредитам банков. Выдаются такие кредиты, ссуды, займы в основном по специальным распоряжениям Правительства РБ на выполнение целевых программ развития. Реализация данных методов осуществляется посредством с ледующих форм: - расходы на функционирование бюджетных организаций; - бюджетные трансферты населению; - субсидии организациям и физическим лицам; - бюджетные трансферты за границу; - межбюджетные трансферты; - расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов; - бюджетные ссуды и займы; - бюджетные кредиты; - расходы на обслуживание долговых обязательств; - другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В современной экономической мысли выделяют несколько признаков классификации расходов бюджета. ПО РОЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. 1. Расходы на материальную сферу -делятся по влиянию на структуру общественного производства и потребления: 1.1 производство средств производства; 1.2 производство средств потребления. 2. Расходы на непроизводственную сферу: делятся по назначению 2.1. Социально-культурные мероприятия (расходы на просвещение, здравоохранение, физ.культуру, социальное обеспечение) 2.2. Бытовое обслуживание населения (расходы на коммунальное, жилищное, дорожное хозяйства, благоустройство городов и т.д.) 2.3. Общегосударственные расходы (расходы на правоохранительные органы, оборону, создание государственных резервов, обслуживание гос. долга и т.д.). В их пределах делятся по отраслям, ведомствам, группам однотипных предприятий (учреждений и организаций) или мероприятий, конкретным объектам вложения. В соответствии с ОБЩЕСТВЕННЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: 1. Народное хозяйство, 2. Социально-культурные мероприятия, 3. Оборона, 4. Управление. Основу ОТРАСЛЕВОЙ ГРУППИРОВКИ расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы подразделяются: 1) в производственной сфере - по отраслям национального хозяйства на развитие: - промышленности, - сельского хозяйства, - строительства, - транспорта и др.; 2) в непроизводственной — по отраслям и видам общественной деятельности на: - народное образование, - культуру, - здравоохранение, - социальное обеспечение, - государственное управление и т.д. ПО СУБЪЕКТАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ: 1. Юридические лица: делятся по признакам 1.1.отраслевому 1.2.ведомственному 1.3.формам собственности (государственная, частная) 1.4.видам деятельности (производственная, научная, коммерческая и т.д.) 1.5.типам предприятий (крупное, среднее, малое, концерн и т.п.) 1.6. Методам хозяйствования (хозрасчетное, бюджетное) 2. Физические лица. 2.1. Прямые расходы – это бюджетные ассигнования, которые непосредственно предоставляются отдельным гражданам: группируются: - по слоям населения - их социальной принадлежности - формам передачи (пенсии, пособия, индексация доходов, субсидии и т.п.) 2.2. Косвенные расходы – через дотирование отдельных товаров первой необходимости для сохранения определенного уровня фиксированных розничных цен, тарифов на коммунальных услуги (бесплатные медицинские и образовательные услуги, содержание домов престарелых, инвалидов и т.д.) ПО ХАРАКТЕРУ ПОТРЕБНОСТЕЙ: 1. Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются каждый финансовый год. Покрываются обыкновенными доходами бюджета (налогами, пошлинами и др.). 2. Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями (стихийные бедствия, катастрофы, приватизация и др.) Покрываются посредством чрезвычайных поступлений (продажа государственного имущества или заключение займа). ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ: 1. Производительные – расходы, которые или увеличивают преимущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. 2. Непроизводительные – которые не дают ни одного из этих результатов, но и не являются бесполезными. В государственном бюджете сохраняется ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и т.д.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы — затраты на заработную плату, капитальный ремонт и др. В соответствии с уровнем государственного управления по ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ расходы бюджета подразделяются на: - расходы, финансируемые из республиканского бюджета: - расходы, финансируемые из местных бюджетов.
Согласно бюджетной классификации в РБ применяются: функциональная, программная, экономическая и ведомственная классификации расходов. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ расходов бюджета является группировкой расходов, отражающей направления средств бюджета на выполнение функций государства. Функциональная классификация расходов бюджета по видам /Приложение расходы/: 1. Общегосударственная деятельность2. Национальная оборона3. Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности4. Национальная экономика 5. Охрана окружающей среды6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 7. Здравоохранение 8. Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 9. Образование 10. Социальная политикаЗдесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам. ПРОГРАММНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ бюджета является группировкой расходов по бюджетным программам и подпрограммам. Например «Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы» включает: 1. Мероприятия гос. Программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы 2. Республиканская программа развития рыбной отрасли на 2006-2010 годы 3. Программа развития картофелеводства на 2006-2010 годы и др. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ является группировкой расходов бюджета по их экономическому содержанию В соответствии с экономической классификацией расходы бюджета делятся на четыре категории: 1. Текущие р асходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы.2. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, расходы на проведение капитального ремонта, создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности, а также другие расходы.3. Предоставление кредитов, бюджетных ссуд, займов за вычетом погашения (кредитование минус погашение) - бюджетные платежи, увеличивающие финансовые требования государственных органов к другим лицам или увеличивающие участие государственных органов в собственности предприятий путем покупки акций, участия в формировании уставных фондов, взноса паев и т.д. Сумма таких платежей уменьшается на сумму поступлений в бюджет, которые уменьшают или погашают финансовые требования государственных органов к другим лицам или уменьшают долевое участие государства в капитале предприятий (продажа акций, долей в уставном капитале и т.д.).4. Финансовый резерв – применяется для аккумулирования средств резервного фонда Президента РБ, резервных средств на оказание финансовой помощи юридическим лицам и ИП, финансирования расходов от стихийных бедствий, аварий, катастроф и других резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РБ.ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПРИЗНАК позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, ведомство другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
1.3.4. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения
Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год. Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита. Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к взбадриванию экономического роста.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.143 с.) |