Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.1 Сущность и функции финансовСтр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 1.4 Финансовая политика государства
Необходимость и содержание финансовой политики, ее цели и задачи. Финансовый механизм как инструмент финансовой политики. Основные цели финансовой политики. Финансовая стратегия. Финансовая тактика. Финансовые регуляторы. Требования, предъявляемые к финансовой политике. Составные части финансовой политики, их характеристика. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития.
Содержание финансовой политики, ее цели и задачи Составные части финансовой политики, их характеристика 1.4.3. Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития.
Содержание финансовой политики, ее цели и задачи
Любые финансовые отношения объективны, но в то же время они складываются не стихийно, а организуются государством. Для того чтобы организация финансовых отношений носила научный характер, способствовала положительному воздействию на результаты хозяйствования, обществу необходимо выработать стратегию и тактику использования финансов для достижения поставленных целей и задач в экономическом и социальном развитии. Выработанная государством стратегия и тактика организации финансов на данном этапе развития общества представляет собой финансовую программу, или финансовую политику. Финансовая политика — это намеченная государством на определенном этапе развития общества научная программа использования финансов в целях успешного выполнения планов экономического и социального развития. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера деятельности государства. Практически она осуществляется посредством разработанной на определенный период времени системы мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет, их рациональному распределению и эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация обеспечивается совокупностью бюджетно-налоговых, монетарных и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков.
Содержание финансовой политики многогранно и определяется единством трех основных звеньев: • выработка научно обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития; • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности финансовой политики являются финансовые отношения, а их основой — отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы. Финансовая политика как особая сфера государственной деятельности требует законодательного регулирования. Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь на основе действующего законодательства разрабатывают главные направления денежно-кредитной политики, готовят инструкции по формированию доходов бюджета и его использованию, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам. Основными целями финансовой политики являются: Ø наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов; Ø наращивание государственных финансов, необходимых для удовлетворения потребностей общества; Ø увеличение бюджетной обеспеченности жителей; Ø повышение уровня доходов на душу населения; Ø обеспечение социальных нормативов уровня жизни. Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовой политики являются: • соответствие объективным экономическим законам; • финансовая поддержка мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию; • отбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; • концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; • обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики; • уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг; • либерализация внешнеэкономической деятельности; • активизация процессов разгосударствления и приватизации государственной собственности с целью финансового оздоровления, стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики; • унификация отечественного финансового законодательства с законодательством Российской Федерации с целью создания равных условий хозяйствования для товаропроизводителей двух стран; • выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из текущих потребностей страны. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов тактически, приходится вносить коррективы в стратегический курс. В качестве финансовой стратегии могут выступать различные Национальные программы. К другим направлениям стратегии относятся финансовое оздоровление экономики, повышение конкурентоспособности продукции. Оздоровление в свою очередь может достигаться за счет сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, снижения налоговой нагрузки на экономику. В условиях рыночной экономики финансовая политика базируется на долгосрочных научных прогнозах, подкрепляемых системой обоснованных финансовых регуляторов, в первую очередь — налогов. Функция регулирования используется государством в процессе расходования средств госбюджета на различные цели: государственные капитальные вложения, развитие социально-культурной сферы, укрепление обороноспособности страны, обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга и т.д. Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определение приоритетных направлений. Финансовое регулирование можно проводить, используя следующие инструменты финансовой политики: • условия формирования прибыли;
• способы кредитования через учетную ставку; • систему специальных налоговых льгот; • цены; • таможенные пошлины; • уровень заработной платы и др. Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом составляет основу современной финансовой политики. Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований к финансовой политике. К ним относятся: 1) научный подход; 2) учет конкретных исторических условий, внутреннего положения в стране и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства; 3) тщательный анализ предшествующей практики финансовой политики, изучение новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта; 4) применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики с ориентацией на выполнение ключевой задачи конкретного этапа развития; 5) повышение эффективности использования финансовых ресурсов в результате действенной финансовой политики; 6) учет множества факторов в многовариантных расчетах по методу наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране; прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики; 7) предвидение последствий финансовых мероприятий, позволяющее избежать непредсказуемых изменений в финансовой политике и создать благоприятные условия для деятельности предприятий; 8) широкое применение выводов политэкономической и финансовой наук при выработке эффективной финансовой политики; 9) анализ информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, состоянии дел в экономике.
1.4.2. Составные части финансовой политики, их характеристика
Рассмотрим самостоятельные составные части финансовой политики — налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную (монетарную) политику. Налоговая политика представляет собой разработку, принятие и реализацию решений законодательного уровня относительно налоговой системы и ее элементов в целях достижения необходимых обществу экономических и социальных результатов. Как неотъемлемая часть финансовой политики, она реализует интересы государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и последующем перераспределении через бюджет. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через экономические рычаги воздействия (усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ) и влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая его развитие.
В любом обществе государство использует налоговую или фискальную политику для выполнения своих функций и задач, достижения намеченных целей. В условиях развитых рыночных отношений налоговая политика государства направлена на перераспределение ВВП в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, повышения уровня доходов населения. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов. Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Таким образом, налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Это связано с выполнением своих функций государством, уровнем социально-экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Государственный бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому бюджетно-финансовая политика государства тесно сплетается с налоговой, образуя бюджетно-налоговую политику. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей — увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики. Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специальных решений правительства.
Общее правило бюджетно-налоговой политики: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) государство сдерживает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла. Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Национальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики. Главная цель денежно-кредитной политики — создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государственных программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет). Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, а именно: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъектов к эффективному использованию заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов; развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела. Инструменты, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки; к косвенным — операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования). На практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной. Каждая из ее составляющих может сдерживать либо стимулировать экономику, соответственно этому различают четыре варианта стабилизационной политики: 1) «дорогие» деньги и сдерживающая фискальная политика; 2) «дорогие» деньги и стимулирующая фискальная политика; 3) «дешевые» деньги и сдерживающая фискальная политика; 4) «дешевые» деньги и стимулирующая фискальная политика. Первый вариант характеризует жесткую фискальную и жесткую монетарную политику, в результате которой сокращается совокупный спрос. Она оказывает противодействие инфляции, но может обернуться экономическим спадом. Второй вариант, изменяется только бюджетно-налоговая политика, чтобы оживить производство. Однако и здесь возможно проявление отрицательного эффекта — вытеснение частных инвестиций. Третий вариант смягчает обстановку, сложившуюся после вытеснения инвестиций, и меняет структуру спроса, создавая условия для быстрого роста экономики. При использовании четвертого варианта увеличиваются и другие составляющие совокупного спроса. К преимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическая приемлемость. Сегодня денежно-кредитная политика воспринимается как основной инструмент стабилизации экономики. Содержание и значение финансового контроля Содержание и значение финансового контроля В каждом государстве действуют различные виды контроля: административный, финансовый, экологический, санитарно-эпидемиологический, пожарный и т.д. Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Объективной основой финансового контроля выступает контрольная функция финансов. Финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями. Финансовый контроль включает: а) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль осуществляется в денежной форме. Он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства. Объектом финансового контроля являются прежде всего распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Предметом контроля выступают различные стоимостные показатели: прибыль, доход, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и т.д. Посредством финансового контроля проверяются: Ø соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; Ø составление и исполнение бюджета (бюджетный контроль); Ø финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; Ø правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей (налоговый контроль) и др. Задачи финансового контроля : • содействовать сбалансированности потребностей в финансовых ресурсах и размеров денежных доходов и фондов народного хозяйства; • обеспечивать своевременное и полное внесение налоговых и неналоговых платежей в государственный бюджет и другие фонды; • выявлять внутрихозяйственные резервы роста финансовых ресурсов; • способствовать рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета; • обеспечивать соблюдение действующего законодательства и нормативных актов по всем финансовым вопросам; • помогать выявлению и устранению диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям. Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский). Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.). Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансовая деятельность данных организаций. Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность проверяемых предприятий, учреждений, организаций. По сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой. По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на: наблюдение, проверка, обследование, надзор, экономический анализ, ревизия. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Ревизия — наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В экономической литературе виды ревизий классифицируют по ряду признаков. Система органов финансового контроля страны во многом зависит от государственного устройства и функций государственных и негосударственных органов управления. В Республике Беларусь на высшем уровне управления государственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления: Президент, парламент, правительство страны. В Беларуси важным органом финансового контроля со стороны представительной власти является Комитет государственного контроля. Систему государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы во всех областях и столице. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах республики. Комитет государственного контроля включает более 15 главных управлений (например, Главное управление бюджетно-финансового контроля, Главное управление контроля за банковской деятельностью и др.). Основные формы контроля, используемые органами Комитета государственного контроля, — тематические проверки и ревизии. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права. И в Беларуси контроль со стороны правительства проявляется в том, что оно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в парламент проект бюджета и отчеты о его исполнении, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики. Кроме этого, правительство отвечает за исполнение законов страны и декретов, указов и распоряжений Главы государства, оно вправе отменять акты министерств и иных органов государственного управления. Оперативный финансовый контроль в Беларуси осуществляют прежде всего Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Органы Главного государственного казначейства Республики Беларусь осуществляют оперативный контроль за исполнением доходной части бюджета, эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, за соблюдением банковскими учреждениями правил кассового исполнения бюджета. Органы казначейства составляют отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляют его правительству. Важное место в системе финансового контроля занимает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основная задача налоговых органов — обеспечить работу единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Важные контрольные функции выполняет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством он организует и осуществляет валютный контроль; производит государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и выдачу им лицензий; разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов; контролирует обеспечение безопасности и защиты информации в банковской системе и др. В состав органов, осуществляющих финансовый контроль, входит и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции: ведет борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями; осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление; ведет валютный контроль в пределах своей компетенции и др. Ведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими органами управления на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Для этих целей в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы). Органами внутрихозяйственного финансового контроля являются специальные структурные подразделения предприятий, учреждений и организаций — обычно финансовые и планово-финансовые отделы, бухгалтерии.
Тема 1.1 Сущность и функции финансов
Исторические условия возникновения финансов. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов. Финансы в системе производственных отношений. Общие признаки финансов, отличающие их от других экономических категорий. Основные функции финансов, сфера их проявления, развитие в условиях рынка. Финансовые ресурсы и источники их формирования. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями. 1.1.1 Понятие и объективная необходимость существования финансов 1.1.2. Функции финансов, их содержание 1.1.3. Финансовые ресурсы и источники их формирования 1.1.4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими законами и экономическими категориями.
1.1. Понятие и объективная необходимость существования финансов Наука о финансах — это учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием государства. Финансы возникают в определенных социально-экономических условиях, характеризующихся развитием товарно-денежных отношений и расширением функций государства. Финансы историческая категория, присущая почти каждой общественной формации. Началом финансовых отношений послужило создание прибавочного продукта в сфере производства и последующее его распределение. Именно прибавочный продукт исторически является объектом финансовых отношений. Прибавочный продукт лег в основу как воспроизводственного процесса, так и создания централизованного фонда денежных средств государства. Историческими условиями возникновения финансов являются: 1) товарное производство; 2) опосредование товарного производства денежными отношениями; 3) наличие процесса первичного распределения созданного общественного продукта и его составной части — прибыли. Выделяют период возникновения финансовых отношений вообще и момент появления государственных финансов. Период возникновения финансовых отношений вообще связан с началом товарно-денежных отношений и развитием процесса первичного распределения стоимости общественного продукта: возмещалась стоимость израсходованных средств производства, выплачивалась заработная плата работникам и получался прибавочный продукт. Возникновение государственных финансов следует рассматривать как этап перераспределительного процесса с участием уже созданного в общественном производстве прибавочного продукта. С появлением государства возникли такие финансовые категории, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежного хозяйства формировались группы более сложных категорий — государственные доходы и расходы, а на их основе — государственный бюджет, страхование, государственный кредит. Практическая реализация условий возникновения финансов наиболее полно просматривается в совокупности производственных отношений. Как известно, общественный продукт проходит ряд стадий движения: производство, распределение, обмен и потребление. Финансы выступают как особая форма производственных отношений, отражающая их важнейшую составную часть — распределительные отношения. Они функционируют здесь посредством денег, т.е. в практике взаимоотношений по распределению и перераспределению общественного продукта и национального дохода финансовые отношения выступают как денежные отношения. Для определения природы и места финансов в совокупности производственных отношений рассмотрим более подробно стадии движения валового внутреннего продукта (ВВП). Стоимость созданного ВВП определяют по формуле ВВП = С + V+ М, где С — фонд возмещения израсходованных средств производства, V — фонд заработной платы; М — чистый доход. Денежная оценка показателя С обеспечивает параллельный процесс движения материально-вещественного продукта в период простого воспроизводства и не относится к финансовым отношениям. Показатель V представляет цену рабочей силы (денежная оценка), использованной в производственном процессе, и также не относится к финансовым отношениям. А вот обособившаяся от производства натурально-вещественного продукта стоимостная часть М в форме чистого дохода влияет на доходы, накопления, денежные фонды. В этой части вновь созданного ВВП кроется суть финансовых отношений, начало действия функции финансов и их взаимодействия в процессе кругооборота фондов с целью повышения эффективности их использования. Если через С + V происходил и обеспечивался процесс простого воспроизводства средств производства и рабочей силы, то через М посредством создания денежных фондов обеспечивается расширенное воспроизводство этих же элементов воспроизводственного процесса и формирование фонда централизованных ресурсов государства. Именно обособленность и самостоятельность этой части ВВП характеризуют специфику финансов и их место в системе производственных отношений. Никакая иная экономическая категория не раскрывает специфику таких отношений. В этом их отличие от других экономических категорий, в частности денег. Деньги сами по себе лишь опосредуют движение всех частей общественного продукта. Но там, где деньги опосредуют реальные материально-вещественные элементы, денежные отношения не являются финансовыми. Только их отрыв от этого двуединого движения и проявление в новом качестве — чистом доходе хозяйствующих субъектов, а также последующее создание на их основе фондов денежных средств превращают такие денежные отношения в финансовые. Таким образом, финансовыми являются денежные отношения, которые опосредуют только отношения распределения и перераспределения части ВВП, главным образом чистого дохода. Финансовыми являются не только фонды денежных средств, формируемые из чистого дохода, но и та часть амортизационного фонда, которая направляется на возмещение износившегося абсолютного аналога отдельных видов основных фондов по простому воспроизводству, а также на обновление, реконструкцию и расширение основных фондов, новое строительство, являющиеся вместе с чистым доходом активным источником финансирования инвестиций. Амортизационные отчисления в таком своем качестве приобретают относительную самостоятельность. В современной экономической мысли выделяют общие признаки, определяющие сущность, содержание, природу и место финансов в системе производственных отношений.К нимотносятся: • наличие товарно-денежных отношений; • абстрактная общность во всех формациях, выражающая денежные формы движения ВВП и национального дохода общества, формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов; • существование, деятельность и активное регулирующее воздействие государства на все стороны общественного производства; • наличие распределительных и перераспределительных отношений воспроизводства, органически связанных как с хозяйствующими субъектами, так и с доходами и расходами государства; • относительная самостоятельность финансовых отношений на стадии распределения и перераспределения ВВП, когда происходит раздвоение и разделение его стоимостной и вещественной форм, образуются доходы, накопления, создаются денежные фонды без соответствующего вещественного эквивалента, основой которых является чистый доход общества; • связь финансов с конечным результатом производства, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, являющихся наиболее динамичной частью производственных отношений; • денежные отношения по поводу распределения и перераспределения (главным образом) чистого дохода общества и на этой основе — формирование и использование централизованных фондов государства и децентрализованных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с их объективными потребностями;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.107 с.) |