Особенности методики обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики обучения



В совер­шенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в комплекс общеразвивающих и специальных упражнений, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения различным упраж­нениям можно условно разделить на три этапа:

- начальный этап — обучение упражнению (отдель­ному движению);

- этап углубленного разучивания упражнения;

- этап закрепления и совершенствования упражне­ния.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демон­стрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать уви­денное, опробывают упражнение.

Название упражнения, вводимое педагогом на началь­ном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. В контексте данной Программы показ упражнения является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для дошкольников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представле­ние о нем и о способе его выполнения.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмот­ре. Объяснение должно быть образным и кратким, с ис­пользованием специальной терминологии. В дальней­шем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина сразу же воссоздает образ дви­жения у обучаемых — они легко вспоминают отдельные элементы в общей композиции.

Первые попытки опробования упражнения имеют боль­шое значение при дальнейшем формировании двигатель­ного навыка. Воспитанник впервые выполняет упражне­ние на основе тех представлений, которые он получил. Важно, чтобы между ощущениями первой попытки и уже создавшимся представлением об упражнении (на основе его названия, показа и объяснения) не было больших расхождений.

По первым попыткам выполнения упражнения педа­гог может судить, как обучаемый понял свою задачу, и в зависимости от этого планировать дальнейший путь обучения. При обучении несложным упражнениям (на­пример, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнона­правленные движения руками, ногами, головой в упраж­нениях специального цикла) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе уп­ражнения. Если упражнение можно разделить на состав­ные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только но­гами, затем руками, далее соединить эти движения вмес­те и только после этого продолжить дальнейшее обуче­ние упражнению. Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения.

При необходимости следует подобрать подводящие уп­ражнения или, применяя подготовительные упражнения, создать основу для опробования изучаемого упражнения. Например, при обучении равновесию на одной ноге для удержания тела в вертикальном положении необходимо, чтобы сила мышц ног, разгибателей спины и брюшного пресса была достаточно хорошо развита.

Для начального обучения упражнения используются ориентиры, ограничители. Так, при перестроении в ко­лонну по трое ориентиром для направляющих могут яв­ляться кегли, а при ходьбе «змейкой» ограничителями будут кубики.

Педагог должен использовать разнообраз­ные методические приемы обучения двигательным дейст­виям. Так, образные сравнения, приводимые педагогом в объяснении того или иного движения, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать, со­переживать. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ре­бенка. Нельзя вести обучение на фоне отрицательных эмо­ций. Необходимо увлекать, заинтересовывать ребят — толь­ко тогда обучение движениям будет эффективным.

Успех начального этапа обучения зависит также от уме­лого и своевременного предупреждения и исправления ошибок. Это дополнительные и ненужные движения, несоразмерность мышечных усилий и излишняя напря­женность основных мышечных групп, значительное откло­нение от направления и амплитуды движений, искажение общего ритма упражнения. Данные ошибки являются ха­рактерными на стадии формирования умения. Исправлять ошибки необходимо, начиная с более грубых. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым пред­варительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характери­зуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточ­нению двигательных действий, пониманию закономерно­стей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Расчленение движе­ния происходит только в случае уточнения его деталей. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.

Процесс разучивания существенно ускоряется, если удается обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приемам можно отнести: выполнение упражнения перед зеркалом, использование звуковых и зрительных ори­ентиров.

Успех на этапе углубленного разучивания упражнения зависит и от активности обучаемых. Повышению актив­ности детей способствуют изменение условий выполне­ния упражнения, постановка определенных двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение. Другим эф­фективным методом является запоминание упражнения с помощью представления — «идеомоторной трениров­ки». В этом случае дети создают двигательные представ­ления изучаемого упражнения. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных дей­ствий. Только тогда, когда выполнение изучаемого уп­ражнения отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этап формирования основ двигатель­ного навыка закончен.

Этап закрепления и совершенствования характеризует­ся образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь ком­плекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом — соревнова­тельный и игровой.

По мере многократного повторения упражнения дви­гательный навык формируется в основном варианте. За­дача педагога на этом этапе состоит не только в закреп­лении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использо­вать в комбинации с другими упражнениями. Здесь необходимо, совершенствуя качество исполнения упраж­нения, формировать индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут сво­бодно двигаться с полной эмоциональной и физической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях и комплексах.

Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», определенного стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, сти­мулирует к активному физическому и творческому труду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.005 с.)