Экономическая эффективность мероприятий по ОТ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая эффективность мероприятий по ОТ



На уровне организаций экономические аспекты охраны труда включают вопросы определения экономической эффективности мероприятий по охране труда, затрат на мероприятия по охране труда, экономии расходов в связи с улучшением условий и безопасности труда, налогового и бухгалтерского учета затрат в области охраны труда, а также финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Экономическая эффективность мероприятий по охране труда -отношение полезного результата (улучшения условий и охраны труда) к затратам на мероприятия по охране труда. Эффективными являются те затраты, которые в наибольшей мере способствуют достижению поставленной цели. Количественные показатели экономической эффективности, позволяющие определить величину эффекта и выбрать лучший вариант решения задачи, подразделяются на натуральные и стоимостные (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. - М: Изд-во НЦ ЭНАС,2003).

Натуральные показатели (характеризуют, например, снижение производственного травматизма) используются в сопоставлении со стоимостными показателями для определения "цены" решения задачи.

Стоимостные показатели дают возможность сопоставить показатели экономического результата {эффекта), полученного вследствие проведения мероприятий по охране труда, с осуществленными затратами.

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда в организациях, включающие комплекс средств организационного, технического, эргономического, санитарно-бытового, лечебно-профилактического характера, обеспечивают достижение социальной и экономической эффективности охраны труда.

В конечном итоге экономическая эффективность деятельности работодателя в области охраны труда определяется суммой средств, которыми имеет возможность распоряжаться работодатель в результате этой деятельности для развития производства, а также экономией средств на оказание работникам медицинской помощи, их страхование и социальное обеспечение за вычетом затрат на внедрение прогрессивных технологий, средств производства, средств зашиты и нормализацию условий труда на рабочих местах.

Ээд = Эр + Эз + Эс - Зв, где:

Эд - экономическая эффективность деятельности работодателя в области. охраны труда;

Эр - экономическая эффективность мероприятий по охране труда, способствующих развитию производства;

Эз - экономическая эффективность за счет снижения затрат на оказание медицинской помощи;

Эс - экономическая эффективность за счет снижения объема оказываемых услуг в связи со страховыми случаями;

Зв - затраты работодателя на создание безопасных условий и охраны труда.

Экономическая эффективность мероприятий по охране труда, способствующих развитию производства, обеспечивается за счет: дополнительного объема чистой продукции в связи с сокращением потерь рабочего времени из-за болезней и травм, увеличением общего периода производственной активности работников и снижением текучести кадров; сокращения затрат на обучение вновь принятых рабочих кадров; экономии средств, направляемых на выплату материального и морального ущерба работникам в связи с летальным исходом или инвалидностью пострадавших на производстве; средств на предоставление компенсаций за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; средств на административные штрафы, судебные расходы и урегулирование конфликтов; средств на повышение страховых взносов в фонд обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; затрат на лечение и профессиональную реабилитацию пострадавших (сверх предусмотренных Фондом социального страхования Российской Федерации);затрат на ремонт основных средств производства, восстановление сырья и материалов, ставших непригодными в результате чрезвычайных ситуаций и связанных с ними несчастных случаев; сокращения упущенной выгоды из-за потери заказов, нарушения условий контрактов о поставке продукции или оказании услуг по организационным причинам, связанным с необходимостью оперативного принятия мер по устранению причин и последствий несчастных случаев или профессиональных заболеваний; снижения удельной стоимости средств индивидуальной защиты (СИЗ) с более высоким эксплуатационным ресурсом, применяемых взамен некачественных СИЗ; улучшения качества продукции (оказываемых услуг) в связи с повышением культуры производства. Экономическая эффективность за счет снижения затрат на оказание медицинской помощи связана с уменьшением объема медицинской помощи, вызванной сокращением травматизма, заболеваемости и обеспечивается за счет экономии затрат учреждений здравоохранения на госпитализацию работников и оказание амбулаторной помощи.

Экономическая эффективность за счет снижения объема оказываемых услуг в связи со страховыми случаями обусловлена экономией средств

социального страхования на: страховые выплаты по временной нетрудоспособности в связи со снижением травматизма и заболеваемости; выплаты пенсий по инвалидности, связанной с производственными травмами и профессиональными заболеваниями; выплаты в связи с потерей кормильца.

Затраты в области ОТ

Затраты в области охраны труда - расходы, производимые с целью защиты здоровья и жизни работников в процессе их трудовой деятельности (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. - М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003).

Видами затрат в области охраны труда являются:

затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

затраты на выплату компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;

затраты на страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

Затраты на мероприятия по охране труда текущего характера в рамках установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а осуществляемые сверх установленных нормативов оплачиваются из прибыли организаций. Затраты бюджетных организаций производятся за счет средств, выделяемых по смете на содержание организаций. Затраты на выплату компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда входят в фонд заработной платы и относятся на себестоимость продукции.

Выплачиваемые страховые взносы включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя (организации).

Информационные аспекты ОТ

В соответствии со ст. 210 ТК РФ к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

На федеральном уровне информационное управление охраной труда обеспечивается: Российской информационной системой охраны труда (РИСОТ); средствами массовой информации в виде издания центральных периодических журналов, официальных публикаций в «Российской газете», выступлений на радио и телевидении; деятельностью ФГУ «Всероссийского центр охраны труда» Росздрава по выпуску специализированных изданий и развитию информационных технологий обучения по охране труда;

проведением международных и всероссийских специализированных выставок на базе Всероссийского выставочного центра «Безопасность и охрана труда», «Телогрейка», «Охрана труда в энергетике» и др.;

деятельностью издательских центров по обеспечению регионов литературой в области охраны труда ("Безопасность труда и жизни", НТЦ "Промышленная безопасность", "Апрохим", "Талант" и др.); организацией статистического наблюдения за условиями труда работников в Российской Федерации, ее субъектах и отраслях экономики.

Основная цель создания РИСОТ — содействие совершенствованию государственной системы управления охраной труда и обеспечения безопасности производства путем реализации комплексного и оперативного доведения полного объема информации по охране труда до конечных потребителей. РИСОТ сегодня призвана осуществлять современные информационные технологии и направлена на решение следующих задач:

развитие информационных ресурсов в области охраны труда и их систематизация;

содействие в формировании федеральной информационной системы и единого информационного пространства в области охраны труда;

организация эффективного информационного обмена между заинтересованными органами управления и организациями;

обеспечение законодательными и нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня;

продвижение услуг и средств защиты, направленных на обеспечение безопасности труда.

РИСОТ содержит и планирует развитие следующих информационных ресурсов, в том числе по ссылке Интернет-сайты органов управления и организаций: объединение в одном месте необходимых источников информации, таких, как: законодательная база, справочно-нормативная литература, информация об организациях, работающих в области обеспечения безопасных условий труда, периодических изданиях, травматизме, травмобезопасных технологиях, международных информационных ресурсах и проектах и др.; I создание эффективно работающего Интернет-портала, обладающего большим объемом информации (свыше четырех тысяч законодательных и нормативных правовых актов и т.п.);

сведения о деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов: информация о работе Межведомственной комиссии по охране труда; электронный каталог средств индивидуальной защиты, нормативных требований к производству и применению спецодежды, спецобуви и других СИЗ;

создание региональных банков данных нормативных документов по охране труда в рамках единого информационного пространства; анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, создание системы их мониторинга; разработка дистанционного обучения по охране труда с использованием Интернет-портала РИСОТ, в том числе организация учебного процесса и реализация обучения проверки знаний в режиме реального времени;

открытие Интернет-форума по охране труда с целью обмена мнениями специалистов организаций и специалистов России об интересующих их вопросах, а также для обсуждения проектов нормативных документов.

Большое значение по информационному обеспечению охраны труда имеют центральные периодические журналы:«Охрана труда и социальное страхование» (подписные индексы 72374, 70674,45961,83851);«Охрана труда. Практикум» (приложение к указанному журналу, подписной индекс 71331);

«Библиотека инженера охраны труда» (подписной индекс 71329);«Справочник специалиста охраны труда» (подписные индексы 80774, 81989,43520,44870);

"Безопасность жизнедеятельности" (подписные индексы 79963, 83776);«Безопасность труда в промышленности» (подписной индекс 70049);«Человек и труд» (подписные индексы 70234,83855);«Социальная защита. Безопасность и медицины труда» (подписные индексы 71090, 47268,47263, 72211).Всероссийским центром охраны труда Минтруда России выпускаются следующие специализированные издания:«Охрана труда. Информационный сборник» (индекс 66263);«Охрана труда. Библиографическая информация» (индекс 66270);«Охрана труда. Экспресс-информация. Отечественный опыт» (индекс 66281)«Охраны труда. Экспресс-информация. Зарубежный опыт» (индекс 66281); Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: отечественная информация;Бюллетень национального информационного центра по безопасности и гигиене труда. Серия: зарубежная информация (тел. 095-164-99-15).Среди электронных периодических изданий популярны Всероссийское ежемесячное электронное издание - журнал «Без аварий и травм» (www.econavt.ru/bait), компакт-диск "Охрана и безопасность труда", Информационного Центра Безопасности и Охраны Труда (г. Санкт-Петербург, www.cotspb.ru., www.safework.ru) и др.Региональная информационная политика в области охраны труда на уровне субъекта РФ направлена на решение целого комплекса задач:доведение до работодателя и работников новых законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

информирование общественности через средства массовой информации о проводимых мероприятиях (совещаниях, семинарах, заседаниях комиссий и т.п.), состоянии условий и охраны труда в организациях, отраслях на территориях муниципальных образований, а также органов государственного управления, надзора, контроля, местного самоуправления по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

пропаганда положительного опыта в области безопасности труда; консультирование руководителей и специалистов организации по вопросам охраны труда; организация выставок средств индивидуальной защиты, учебной, методической и нормативной литературы; проведение заседаний межведомственных комиссий и координационных советов по охране труда, трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

разработка и издание методических, учебных и иных пособий по охране труда; публикация статей и информационных материалов в региональных и муниципальных газетах, выступления по местному радио и телевидению; развитие новых информационных технологий на базе Интернет-порталов и сайтов;

регулярное размещение на Интернет-сайтах органов управления информации об охране труда. Интернет-технологии сегодня являются важным звеном информационного взаимодействия органов управления с организациями в рамках региональных информационно-аналитических систем и программ «Электронное Правительство субъекта РФ».Интернет-сайты по охране труда, как правило, содержат: законодательные и нормативные правовые акты по охране труда; методические рекомендации, информационно-аналитические вестники, учебные материалы и пособия, подготовленные в субъекте РФ; результаты ежемесячного мониторинга условий труда и производственного травматизма на территории региона;

информация о деятельности подразделений охраны труда и государственной экспертизы условий труда органа исполнительной власти;

государственные и муниципальные доклады о состоянии охраны труда и мерах по его улучшению; информация о деятельности по муниципальному управлению охраной труда; результаты смотров-конкурсов по охране труда между городами, районами и организациями субъекта РФ; информация об обучении по охране труда учебными центрами, в т.ч. в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований; сведения о предприятиях—изготовителях и поставщиках средств индивидуальной защиты; текущая информация о проводимых совещаниях, семинарах, заседаниях, выставках и мероприятиях по охране труда.

Развитие государственной системы управления охраной труда требует постоянного совершенствования всех направлений государственной политики в этой области, среди которых важнейшим является обучение по охране труда руководителей, специалистов и работников организаций.

Информационно-методические аспекты обучения по охране труда должны затрагивать следующие составляющие учебного процесса:

содержание программ обучения в зависимости от обучаемых категорий застрахованных с обоснованием изучаемых тем и разбивкой по соответствующим вопросам и часам преподавания;

формы обучения, включающие традиционные формы обучения с лекционным стилем изложения тем, модульные системы бучения, новые технологии обучения - компьютерные мультимедиа системы;

информационные материалы учебного назначения, часть из которых выдается слушателям бесплатно в рамках сметы стоимости обучения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерация, а также в виде платных услуг, оказываемых обучающими организациями при приобретении учебных пособий, материалов на электронных носителях, видеофильмов и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.246 (0.018 с.)