Бизнес и учет. Базовые понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бизнес и учет. Базовые понятия.



Основные термины и понятия приведены в следующем списке.

§ Бизнес

§ Организация (фирма)

§ Бизнес процесс

§ Бизнес операция

§ Налог

§ Капитал

§ Деньги.

§ Ресурс

§ Цена

§ Стоимость

§ Оценка

§ Бухгалтерский баланс

§ Актив

§ Пассив

§ Бухгалтерский счет

§ Дебет

§ Кредит

§ Бухгалтерская запись (проводка)

§ Доход

§ Расход

§ Финансовый результат (прибыль или убыток)

§ Рентабельность

§ Производство

§ Торговля

§ Продукция

§ Товар

§ Задолженность дебиторская

§ Задолженность кредиторская

Эти понятия рассмотрены ниже в настоящем пособии.

Страна является сложной системой взаимодействующих элементов: граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, а также природных ресурсов.

Деятельность организаций направлена на обеспечение жизненных потребностей населения страны и заключается в создании валового национального продукта посредством переработки и использования различных ресурсов.

В производстве продукции или услуг используются различные ресурсы: денежные, материальные, трудовые, оборудование, услуги сторонних организаций.

Организации обмениваются между собой различными ресурсами посредством всеобщего эквивалента – денег.

Результатом деятельности организаций является произведенная продукция, выполненная работа или оказанные услуги. В дальнейшем эти категории будем называть продукцией. Продукция, предназначенная для продажи, является товаром.

Продажа это процесс обмена товара на деньги или обязательства покупателя.

Бизнес-процесс это последовательность связанных действий по преобразованию ресурсов. Такие действия называют операциями.

Например, бизнес-процессы артели по изготовлению матрешек:

1. Закупка материалов (дерево, краски);

2. Обработка сырья и выпуск продукции;

3. Продажа продукции.

Первый бизнес-процесс состоит из следующей последовательности операций:

оплата по счету поставщику;

оприходование материала на склад.

В результате бизнес-процесса вместо одного ресурса - денег получили другой – материалы.

Оценка различных ресурсов для учета деятельности фирмы производится в денежном эквиваленте. Стоимость товара равна произведению цены единицы товара на его количество. Например, стоимость партии товара из 100 матрешек по цене 1000 руб. за штуку равна 100 * 1000 = 100 000 руб.

Стоимость = Цена * Количество.

Аналогично вычисляются затраты на потребляемый ресурс в процессе деятельности фирмы:

Стоимость ресурса =

Цена Единицы ресурса * Количество единиц ресурса

Например, для трудового ресурса стоимость выполненных работ равна произведению расценки за единицу произведенной продукции на ее количество.

При расценке 300 руб. за одну сделанную матрешку зарплата за изготовление 100 матрешек составляет:

затраты на зарплату = 100 * 300 = 30 000 руб.

Ниже представлена схема взаимодействия торгово-промышленной организации (фирмы) с внешней средой. Фирма с одной стороны является потребителем (покупателем) различных ресурсов: интеллектуальных, трудовых, материальных, денежных, оборудования и др. С другой стороны с помощью производственных процессов фирма, используя различные ресурсы, преобразует их в результат своей деятельности — продукцию.

Каждая хозяйственная операция оформляется соответствующим документом и отражается в бухгалтерском учете в единой денежной оценке.

 

Кругооборот ресурсов в производственной организации можно представить следующей схемой.

 

 

Рассмотрим на примерах следующие базовые понятия в бизнесе: доход, расход и финансовый результат.

Например, артель в январе произвела 100 матрешек и продала их по цене 1000 руб. за штуку. Расходы на их изготовление составили 65000 руб. В расходы вошли следующие статьи: начислили работникам зарплату 30 000 руб., купили материалы на 20 000 руб., оплатили (на основании акта) за аренду помещения и оборудования в январе 15 000 руб.

Таким образом, доход составил 100 000 руб., а расход 65 000 руб. Финансовый результат – прибыль от деятельности артели в январе составила 100 000 – 65 000 = 35 000 руб.

Доходом называют сумму, начисленную покупателю к оплате за проданную ему продукцию (работу или услуги). Причем оплата может быть произведена как авансом, так и после акта продажи. Финансовый результат за определенный период деятельности фирмы (день, месяц, квартал, год и др.) равен разности суммы дохода и суммы расхода. Если доходы больше расходов, то мы получаем прибыль, иначе – убыток.

Кроме абсолютной величины прибыли за период, важно также ее относительное значение, называемое рентабельностью. Например, при прибыли 100 000 руб. и суммы выручки 1000 000 руб., рентабельность продаж составляет 1000 000 / 100 000 x 100% =10%. Рентабельность характеризует эффективность деятельности фирмы.

Отметим интересное обстоятельство. В настоящее время в бухгалтерском учете при определении финансового результата используется метод начислений. Суть его в следующем. Моментом признания дохода считается момент отгрузки товара, но не момент получения денег за него, а моментом признания расходов считается момент начисления обязательств по ним.

Например, вы продали товар (отгрузили), а деньги за него еще не получили. При этом в учете у вас есть доход, а денег нет. И, наоборот, получили аванс за товар, а товар не отпустили. Тогда у вас есть деньги, а дохода нет.

В том случае, когда покупатель должен вам, у вас имеется дебиторская задолженность. А должник есть ваш дебитор. Когда вы должны кому-либо, у вас есть кредиторская задолженность. А тот, кому вы должны, называется вашим кредитором.

Активом баланса фирмы называют имущество, а пассивом его источники, на которые приобретаются активы (долги фирмы, прибыль за предыдущий период деятельности). Бухгалтерским балансом является таблица, показывающая в денежном выражении содержание статей активов и пассивов организации на данный момент времени. Сумма активов должна равняться сумме пассивов. Баланс получают по результатам бухгалтерского учета.

 

Баланс фирмы на 1 января 2010 г.
Актив (имущество и средства) Пассив (источники средств)
Деньги 50 000 руб. Кредиты 200 000 руб.
Товар 250 000 руб. Прибыль 100 000 руб.
Итого 300 000 руб. Итого 300 000 руб.

 

Организация обязана платить государству налоги по результатам деятельности. Например, налог на прибыль в размере 24 % от суммы, полученной за отчетный период прибыли. Так, для описанного выше примера налог на прибыль составляет 24% * 35 000 = 8400 руб. Таким образом, у фирмы остается 26600 руб. чистой прибыли (прибыль за вычетом налога).

Существуют и другие налоги: по зарплате, налог на добавленную стоимость и т.п.

 

1.2. Основные задачи и содержание бухгалтерского учета.

Хозяйственный учет подразделяется на следующие виды: статистический, бухгалтерский и оперативно-технический.

Статистический учет обобщает и систематизирует информацию о массовых явлениях и процессах жизни общества. Он использует такие показатели, как численность населения страны, объем промышленного производства, динамика заработной платы и производительности труда и др.

Оперативно-технический учет обобщает и систематизирует информацию об отдельных процессах или операциях в подразделениях организации. Он ведется работниками производственных подразделений и используется для внутреннего ежедневного управления процессами производства и продажи продукции. Например, ежедневно планируется и учитывается количество потребляемых ресурсов на каждом участке организации (материальные запасы, трудозатраты, оборудование и др.).

Важнейшей частью хозяйственного учета является бухгалтерский учет. Бухгалтерский учетпозволяет дать стоимостную оценку деятельности каждого подразделения и компании в целом.

В бухгалтерском учете обеспечивается регистрация, обработка и хранение информации в денежном выражении о фактах хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет включает в себя финансовый и управленческий учет. Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (сторонним пользователям). Финансовый учет аккумулирует информацию об имуществах и обязательствах организации, ее собственном капитале, финансовых результатах и т.д. По данным финансового учета составляется бухгалтерская отчетность. Правила бухгалтерского учета регламентированы законодательством страны и являются едиными и обязательными для всех организаций данного типа (коммерческих, бюджетных, банковских и др.).

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой фирмы. При этом информация управленческим аппаратом используется для планирования, прогнозирования, контроля и принятия управленческих решений.

В управленческом учете определяют финансовый результат – прибыльность в разрезе объектов затрат – видов продукции и мест возникновения затрат – подразделений. Управленческий учет ведется при необходимости по внутренним правилам организации и не регламентируется сверху.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета.

Например, при продаже партии продукции организация должна получить по счету оплату от покупателя и отпустить со склада товар по накладной. Бухгалтер в день совершения операций должен сделать учет поступления денег и отпуска товара. Учет делается с помощью бухгалтерских записей в журнале операций на основании оформленных документов (приходного кассового ордера и расходной накладной).

Главная цель бухгалтерского учета - формирование полной и достоверной информации о деятельности фирмы в стоимостном выражении. Эта информация предназначена внутренним и внешним пользователям для анализа, интерпретации и использовании ее при принятии управленческих решений. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, находящиеся на территории страны.

К бухгалтерскому учету предъявляются следующие основные требования: сопоставимость планируемых (прогнозных) и учетных показателей; достоверность учетных данных; оперативность учета; полнота и простота учета; экономичность учета.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены следующие основные принципы ведения бухгалтерского учета.

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ - в рублях.

2. Организации ведут бухгалтерский учет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах.

3. Основанием для записи в учетных регистрах являются данные первичных учетных документов.

4. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам.

Наряду с основополагающими учетными принципами используются и другие принципы: осторожности, существенности, доброкачественности информации.

 

Пользователи финансовой информации.

Пользователи Характер использования информации
Руководство (менеджмент) фирмы Принимает управленческие решения на основе бухгалтерской информации, планирует товарные и денежные потоки, контролирует затраты компании
Инвесторы В зависимости от полученных учетных данных определяют, стоит ли им покупать, хранить или продавать акции фирмы
Банки-кредиторы Оценивают целесообразность предоставления кредитов компании
Поставщики Определяют способность фирмы своевременно оплатить счета
Государственные органы Производят регулирование деятельности организации через налогообложение или выделение бюджетных средств

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.016 с.)