Тема: Теория бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Теория бухгалтерского учета



Тема: Теория бухгалтерского учета

Общее понятие о хозяйственном учете. Виды хозяйственного учета.

Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственных процессов в целях контроля и руководства ими. Необходимость хозяйственного учета обусловлена потребностями материального производства. Наблюдение, изменение и регистрация явлений и фактов составляет основу хозяйственного учета

Выделяют следующие виды хозяйственного учета: оперативно-технический; бухгалтерский; статистический.

Оперативно-технический учет осуществляется непосредственно на местах (цех, склад и т.п.) и обеспечивает наблюдение и регистрацию определенных производственных и коммерческих операций и других фактов хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учрежденийПри оперативном учете пользуются всеми тремя видами измерителей, чаще всего натуральными и трудовыми. Статистический учет – это планомерный сбор и изучение количественных и качественных явлений и закономерностей общего развития и конкретных условий времени и места (перепись наличия оборудования, определение средней заработной платы работников предприятия по категориям работающих, количество и качество вырабатываемой продукции, учет использования рабочего времени и т.п.). На основе статистического учета определяются количественные и качественные показатели работы каждого предприятия. Операции и явления подлежат статистическому наблюдению, группированию, определению средних и относительных величин, индексов путем построения радов динамики, анализа и соответственно установления определенных закономерностей.

Бухгалтерский учет – это способ документального наблюдения, отражения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, арендных, совместных предприятий, акционерных обществ и т.д., а также система сбора, обработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений внутренним и внешним пользователям для принятия оптимального решения. Учет ведется в стоимостном, натуральном и трудовом измерителях. Он основывается на строгом соблюдении документации и осуществляется на основе правовых актов. Бухгалтерский учет – система непрерывного и взаимосвязанного наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений с целью получения текущих и итоговых показателей. В отличие от других видов учета, бухгалтерский учет обеспечивает сплошную регистрацию всех хозяйственных операций на основании документов первичного учета. Бухгалтерский учет базируется на документировании всех хозяйственных процессов и проведении периодических инвентаризаций, обеспечивает выявление и мобилизацию резервов предприятия с целью снижения себестоимости продукции, работ, услуг.

 

 

Хозяйственные процессы.

Им-во орг-ции находится в постоянном кругообороте и в производственных отраслях проходит 3 основн стадии: снабжение, производство, реализация. В процессе снабжения приобретаются производственные запасы, осн ср-ва, нанимается раб сила. В процессе производства сырье и материалы потребляются с помощью живого труда и орудий труда, и переходят в готовую продукцию, работы, услуги. В процессе реализации готовая продукция, работы, услуги переходят из товарн а ден форму.

Каждый хоз процесс состоит из отдельных хоз операций. Хоз операция – это действие или событие влекущее изменение в объеме или составе имущества организации. Каждая хоз операция имеет определенные признаки и показатели. Признаки операции это то что отличает ее от других и вместе с тем дает возможность объединить хоз операции в группы. К признакам относятся: вид имущества или обязательства, место совершения операции, ее характеристика и т. д. Показатели отражают количественную характеристику операций. В б.у. сначала документируются хоз операции, а потом операции группируются по процессам и объектам учета

 

План счетов бухгалтерского учета.

План счетов – систематизированный перечень всех синтетических счетов бухгалтерского учета, на которых фиксируются и обобщаются все хозяйственные операции, совершаемые организацией.

Мин.фин разработал типовой план счетов бух.учета. К плану счетов разработана Инструкция по применению Типового плана счетов бух.учета, которая содержит краткую характеристику каждого синтетического счета и субсчета; структуру и назначение счетов.

Каждая организация использует необходимое количество счетов, которые нужны ей для осуществления финанс. деятельности, если имеющихся счетов ей недостаточно, он может вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные номера установленного плана, что отражается в учетной политике организации.

Типовой план счетов состоит из 8 разделов и перечня забалансовых счетов. Счет имеет двухзначный номер и наименование, забалансовый счет – трехзначный номер и наименование, субсчет – однозначный номер и наименование.

 

 

Учет товарных потерь

Товарные потери возникают на всех стадиях обращения това­ров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, свя­занные с товарными потерями, для торговых организаций являются, очень важными.

Различают нормируемые и ненормируемые товарные потери

Нормируемые потери образуются в результате усушки, утру­ски, раскрошки, разлива и т.п., т.е. это так называемая естествен­ная убыль товаров: уменьшение веса или объема товаров происходит вследствие изменения их физико-химических качеств.

Ненормируемые потери — это потери от боя, брака и порчи" товаров, а также потери по недостачам, растратам и хищениям.

Товарные потери выявляются проверкой наличия товаров путем инвентаризации.

Если виновные лица не установлены или во взыскании с них от­казано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финан­совые результаты через счет 91 «Прочие доходы и расходы», пред­варительно собираясь по счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Нормируемые потери учитываются при выведении окончатель­ных результатов инвентаризации и только в том случае, если будет выявлена реальная недостача товарно-материальных ценностей.

При натурально-стоимостном учете результаты инвентариза­ции отражаются по каждому наименованию и артикулу товаров от­дельно в сличительной ведомости, тем самым выявляются отклоне­ния фактических остатков товаров от учетных.

Источники покрытия товарных потерь:

-потери возмещаемые организацией, персоналом, контрагентами.

Для учета товарных потерь предназначен балансовый счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражается:

по недостающим и полностью испорченным товарам — их учетная стоимость (в покупных или продажных ценах);

по частично испорченным товарам — сумма определившихся потерь. При обнаружении недостачи или порчи товара запись производится по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом, на котором учитывается товар, то есть балансовым счетом 41 «Товары».

Если недостача или порча произошла сверх норм естественной убыли, то в сумму потерь от недостачи и порчи товаров следует включить НДС, предъявленный поставщиком товара:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Если предъявленный поставщиком НДС уже был принят к налоговому вычету, то следует сделать проводку:

Учет тары

Учет тары согласно постановлению Минфина по след видам:

Тара из древесины и стекла

Из картона и бумаги

Из металла и пластмассы

Из ткани и нетканых материалов

В организации тара может поступать от поставщиков-производителей продукции, торговых организаций, тарных складов. Поступление тары оформляется товарно-транспортными и товарными накладными в со В накладной многооборотная тара отражается отдельной строкой.

Тара, предназначенная для упаковки продукции на промышленных предприятиях, отражается на счете 10 «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы». Приобретение тары отражают в учете следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет кредит
1. Приобретена тара 10, субсчет «Тара и тарные материалы»  
2. На сумму НДС 18-3  

Поступившая на предприятие тара оценивается по фактической себестоимости приобретения. Многооборотная тара (бочки, фляги, ящики, бутылки, бутыли, банки и др.), на которую установлены залоговые цены, учитывается по этим ценам.

ответствии с порядком, предусмотренным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь.

Стоимость тары, предназначенной для упаковки, списывается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и кредиту счета 10 «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы», если упаковка осуществляется в цехах, либо по дебету счета 44 «Расходы на реализацию», субсчет «Коммерческие расходы», и кредиту счета 10 «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы», если упаковка производится на складе.

Отгруженная покупателю многооборотная тара отражается поставщиком по дебету счета 45 «Товары отгруженные» и кредиту счета 10 «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы»

Согласно пункту 6.13 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, в облагаемый оборот не включается многооборотная тара. Так как многооборотная тара – это тара, подлежащая возврату, то, следовательно, налогом на добавленную стоимость не облагается тара, возврат которой предусмотрен договором между поставщиком и покупателем и которая фактически возвращена в сроки, установленные договором.

Тара, на которую установлены сроки службы (например, картонная), списывается на основании акта, составленного комиссией при установлении факта непригодности.

Следует отметить, что в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета снабженческие, сбытовые и торговые предприятия покупную тару и тару собственного производства должны учитывать на счете 41 «Товары», субсчет «Тара под товаром и порожняя». Тару учитывают по стоимости исходя из фактических затрат на ее приобретение.

В бухгалтерском учете предприятий оптовой торговли учет тары (если тара невозвратная и отдельно ее стоимость в расчетных документах не выделена) отражается следующим образом:

Если тара является возвратной, ее стоимость выделяется отдельно в расчетных документах и у торгующей организации учитывается на счете 41 «Товары», субсчет «Тара под товаром и порожняя».

Бой, лом и порча тары оформляются актом, при этом причиненный ущерб должен быть взыскан с виновных Следует отметить, что вместо счета 41 в учете тарных операций может быть использован счет 01 "Основные средства" в случае удовлетворения условиям отнесения тары к основным средствам.работников.

 

 

Классификация и оценка ОС

Основные средства – совокупность вещей, сохраняющих свою материально-вещественную форму, используемых организацией в хозяйственной деятельности в течение длительного (более 12) месяцев периода, стоимость единицы которых при этом превышает величину, установленную учетной политикой организации в соответствии с законодательством.

Классификация основных средств

по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) позволяет получить данные о стоимости основных средств в каждой отрасли.

По назначению основные средства подразделяются на:

- производственные основные средства основной деятельности;

- производственные основные средства вспомогательных производств;

- непроизводственные основные средства.

по натурально-вещественному составу (по видам) классифицируются по следующим группам:

• Здания • Сооружения • Передаточные устройства • Машины • Транспортные средства •

• Производственный инвентарь и принадлежности• Хозяйственный

• Многолетние • Прочие основные средства - библиотечные фонды, му­зейные ценности, капитальные затраты в арендованные основные средства и др.

По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные.

По признаку использования основные средства подразделяются на находящиеся:

- в эксплуатации (действующие);

- на реконструкции и техническом перевооружении;

- в запасе (резерве);

- на консервации.

Оценка основных средств

Как и все объекты учета, основные средства в бухгалтерском учете отражают в денежной оценке. Различают три вида стоимостной оценки основных средств:

- первоначальную,- восстановительную,- остаточную.

Первоначальная стоимость - это сумма фактических затрат на строительство или приобретение объекта основ­ных средств, включающая расходы по доставке и установке (тариф, погрузочно-разгрузочные работы, строительство фундамента, монтаж, в том числе проценты за кредит, полу­ченный на приобретение основных средств), т.е. это стоимость объекта в момент ввода его в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость представляет собой с тоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (по действующим ценам). Обычно вновь поступающие основные средства, например оборудование, имеют стоимость иную, чем такие же объекты, приобретенные несколько лет назад, поэтому в учете одинаковые объекты получают разную оценку.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, т.е. их первоначальная стоимость постоянно уменьшается. Остаточная стоимость представляет собой первоначальную стоимость за вычетом суммы износа. Это фактическая, реальная стоимость основных средств на отчетную дату. Износ основных средств отражают в учете обособленно от их первоначальной стоимости.

Учет амортизации ОС

Амортизация – это процесс систематического, ежемесячного переноса стоимости ОС на себестоимость продукции либо за счет собственных источников и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров. Амортизация начисляется ежемесячно по установленным нормам и при помощи определенного способа начисления амортизации.

Срок службы - период, в течение которого объекты основных средств сохраняют свои потребительские свойства.

Нормативный срок службы - установленный нормативными правовыми актами или комиссией организации по проведению амортизационной политики период амортизации отдельных объектов основных средств.

Срок полезного использования амортизируемого имущества - выбранный организацией или принятый равным по величине нормативному сроку службы ожидаемый или расчетный период эксплуатации основных средств в процессе предпринимательской деятельности.

Амортизируемая стоимость - стоимость, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления.

Нормативный срок службы устанавливается для каждого объекта ОС,исходя из 2-х сменной работы оборудования.

Если условия эксплуатации объекта ОС отличаются от условий, предусмотренных законодательством, то могут применяться повышающие либо понижающие коэффициенты.

Амортизация НЕ начисляется на следующие объекты ОС:

1.земля и отдельные объекты природопользования

2.библиотечные фонды

3.музейные и художественные ценности

4.памятники архитектуры

Начисление амортизации Не производится:

1.во время модернизации оборудования

2.во время технического перевооружения объектов

3.во время полной или частичной реконструкции

4.во время консервации

Амортизация начинает начисляться с 01 числа месяца, следующего за месяцем приемки объекта ОС к бухгалтерскому учету,заканчивается с 01 числа месяца следующего за месяцем реализации либо списания.

Способы начисления амортизации

Различают 3 способа:

1.линейный

2.нелинейный

3.производительный

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении в течение всего СПИ либо нормативного срока службы

Годовая норма амортизации (На) На= 1/СПИ х 100

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений =АС х На/100 х12

АС – амортизируемая стоимость

Нелинейный способ –это неравномерное по годам начисление амортизации в течение всего СПИ. Здесь выделяют 2 способа:

- метод суммы чисел лет

При данном м-де норма амортизации рассчитывается исходя из числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта ОС

На=ЧОЛ х 100/СЧЛ

ЧОЛ - число лет, оставшихся до конца срока службы

СЧЛ -сумма чисел лет срока службы объекта ОС

СЧЛ=СПИ х (СПИ + 1)/2

-мктод уменьшаемого остатка

При данном м-де амортизация начисляется от стоимости объекта с учетом его износа за предыдущие годы

На=АС х 100х К /СПИ

К - поправочный коэффициент ускоренной амортизации не более 2,5

Производительный с пособ начисления амортизации по производственному оборудованию, транспортным средствам

Сумма отчислений зависит от объема выпущенной продукции или пробега автомобиля

Сумма Аi= АС х ОПРi/Сумма ОПР

ОПРi - объем выпуска продукции за отчетный год

ОПР – планируемый объем выпуска продукции в течение всего срока службы

Синтетический учет амортизации ОС ведется на пассивном сч.02. По К02 отражается начисление амортизации, а по Д02 – списание начисленной амортизации при реализации ОС либо их ликвидации. Сальдо по сч.02 отражает сумму накопленной амортизации ОС.

Начисление амортизации производится в ведомости начисления амортизации. Синтетический учет по счету 02 ведется в журналах ордерах 10 и 10/1.

Забалансовый счет 010 предназначен для отражения суммы накопленного амортизационного фонда, по Д010 отражается увеличение амортизационного фонда, а по К010 отражается использование средств амортизационного фонда при капитальном строительстве либо приобретении новых ОС.

  Начислена амортизаци я по производственному оборудованию    
  Начислена амортизация ОС общехозяйственного назначения (здания, оборудование офисных помещений)    
  Начислена амортизация здания цеха    
  Начислена амортизация ОС, использованных при строительстве объектов    
  Начислена амортизация ОС вспомогательных производств    
  Начислена амортизация ОС обслуживающих хозяйств    
  Начислена амортизация торгового оборудования    
  Начислена амортизация по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности. 91/2  
  Списана сумма начисленной амортизации при выбытии ОС    

 

Начислении з/п за фактически отработанное время в учете отражается записью по дебету счетов учета затрат и кредиту счета учета расчетов с персоналом по оплате труда: Дебет счета 20,23,25,26,44 - Кредит счета 70.

 

3. Документальное оформление расчета и выплата заработной платы.

Согласно деяствующему законадательству в РБ з/п работников зависит от сложности труда (квалификации), его содержания и специфики, общих условий труда, сложности выпускаемой продукции.

Учет перечисленных факторов при начислении з/п производится посредством отнесения выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоения работникам соответствующей квалификации. Каждому тарифному разряду соответствует некоторый тарифный коэффициент. В результате умножения его на действующую в организации тарифную ставку 1-го разряда рассчитывается тарифная часть з/п работника той или иной квалификации. Данная система оплаты труда называется тарифной системой. Она имеет несколько форм: 1) Сдельная форма (простая, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная); 2) Повременная форма (простая повременная, повременно - премиальная).

При использовании разных форм оплаты труда необходимо фиксировать и документально оформлять разные величины, от которых и зависит начисление з/п., а именно - при использовании сдельной формы - количество произведенной продукции; при использовании повременной формы - количество отработанного времени.

Документальное оформление выработки (фактически отработанного времени) при использовании сдельной и повременной форм оплаты труда: 1) Сдельная форма оплаты труда- рапорт о выработке, наряд на сдельные работы, маршрутный лист. 2) Повременная форма оплаты труда - табель учета использования рабочего времени.

Наряд на сдельную работу - используется, как правило, в единичных мелкосерийных производствах и при разовых работах. Он может быть индивидуальным или бригадным, разовым или накопительным. Выписываются наряды в любом случае до начала работ, а по их окончании ответственными лицами в этих нарядах отмечается количество годных или бракованных изделий, произведенных рабочими, на основании чего ин начисляется з/п.

Рапорт о выработке - применяется в серийных и массовых производствах. Как и наряд, рапорт может быть индивид и бригадным. В рапорт ежедневно вносится информация о выработке годных и бракованных деталей по каждой операции, а в конце месяца в рапорте подсчитывается их общее количество и по сдельной расценке начисляется заработок.

Если в процессе производства изделие проходит несколько технологических взаимосвязанных процессов, может использоваться маршрутный лист, сопровождающий обработку партий. В маршрутном листе отражается информация о количестве изделий, запущенных в обработку, забракованных и годных, принятых ОТК, а также заносятся данные с фамилиями и табельными номерами рабочих по каждой операции. Исходя из количества произведенных годных изделий, рабочим начисляется з/п.

Выплаты за неотработанное время:1) оплата трудового (основного или дополнительного) социальных отпусков, предоставленных в соответствии с законадательством (кроме денежной компенсации за неиспользуемый отпуск); 2) оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору отпусков работникам; 3) оплата работникам за время выполнения госуд или общественных обязательств; 4) з/п, сохраняемая по месту основной работы за работником, привлекаемыми на с/х и др.работы; 5) суммы, выплачиваемые организацией за время отпуска перед началом работы выпускникам проф-техн училищ; 6) средняя з/п за время отпусков, предоставляемых работникам в связи с обучением; 7) оплата за время вынужденного прогула; 8) пособие по временной нетрудоспособности.

Так как пособия по временной нетрудоспособности выплячиваются за счет средств соц страхования, их начисление отражается п дебету счета учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению и кредиту счета учета расчетов с персоналом по оплате труда: Дебет 69 Кредит 70.

В наст время в РБ з/п может выдаваться работникам наличными ден средствами из кассы органи зации и в безналичном порядке через утверждения банка.

Выдача з/п наличными ден средствами из кассы организации. По данным расчетной ведомости, в которой отражаются все начисления, удержания и сумма к выдаче, в организации составлятся штатная ведомость, имеющая след вид: напротив каждой фамилии работника предусмотрены графы графы для отражения суммы, получаемой работником, и росписи работников.

До передачи в кассу платежные ведомости утверждаются руководителем и главным бухгалтером. В них помимо сумм, подлежащих выплате каждому работнику (проставляются цифрами напротив фамилий работника), указывается итоговая сумма к выдаче цифрами и прописью.

При получении з/п работники расписываются напротив своей фамилии и указанной суммы.

По истечении срока, установленного для выдачи з/п, кассир «закрывает» платежную ведомость. Для этого: 1)против фамилий работников, не получивших своевременно з/п, проставляется штамп или делается запись «Депонировано»; 2)составляется реестр депонированных сумм;3) в платежной ведомости делается запись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах наличных денег, сверяется с общим итогом по платежной ведомости и подтверждается подписью; 4)на платежной ведомости проставляются реквизиты расходного кассового ордела или заполняется расходный ордер на отдельном бланке на общую сумму наличных денег, выплаченных по ведомости; 5)записывается в кассовую книгу фактически выплаченная сумма денег.

В БУ выдача наличных денег из кассы организации отражается записью по деберу счета учета расчетов с персоналом по оплате труда и кредиту счета учета наличных денежных средств в кассе: Дебет 70 Кредит 50.

Перечисление з/п на счета работников в учреждении банка. В наст время широкое распростронение получила практика зачисления денежных средств на счета работников, открытые в учрежд банка. Для этого на основании расчетной ведомости, где указанны суммы к выплате, в бухгалтерии составляется платежное поручение на осуществление перевода в пользу физических лиц. По факту осуществления перевода в БУ производится запись по дебету счета учет расчетов с персоналом по оплате труда и кредиту расчетного счета: Дебет 70 Кредит 51.

Тема: Теория бухгалтерского учета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.057 с.)