Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей



Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей

в бизнес-плане

Наименование фазы Основное содержание
Поиск новой идеи и факторы ее возникновения Мотивы, состояние рынка, достижения науки и техники, не осознанный и неудовлетворенный спрос и т.п.
Анализ потенциальной и реальной ценности идеи Выявление необходимых условий и наличия технических и социальных возможностей реализации идеи (потребность в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель).
Оценка риска Виды риски, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь.
Разработка бизнес-плана План действий по реализации цели: выбор технологии, обеспечения ресурсами, управление процессом и т.д.

 

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов:

Этапы разработки бизнес-плана

 

 


На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества (схема).

Назначение и содержание миссии предприятия в рыночной среде

 


 
 

 


Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:

- производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;

- социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности;

- конкурент другим товаропроизводителям;

- социальная единица, учитывающая интересы всего общества;

- часть рыночной многоукладной экономики.

 

Этика предприятия (чувства вины и гнева) - позволяет соблюдать требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке – отказ от обмана, честное поведение, доверительность в совместной работе, уважение предпринимательских интересов собственников инновационных идей.

Ценностные ориентации - влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. Выделяют шесть видов ценностных ориентаций:

Требования к формулированию целей фирмы

 
 

 

 


Процесс формирования целей проходит несколько этапов:

· поиск целей;

· анализ реализуемости;

· выбор;

· планирование мероприятий;

· осуществление на практике;

· пересмотр или уточнение.

Цели определяются одним лицом – собственником компании или группой лиц.

В процессе разработки миссии предприятия, целей и задач его развития необходимо оценить многочисленные факторы, которые будут влиять на его деятельность:

1) Внешние:

ü законодательные нормы;

ü инфляция;

ü конкуренты;

ü изменения экономической конъюнктуры (состояние макроэкономического процесса воспроизводства (определяемое уровнем, темпами и пропорциями его развития), проявляющееся в условиях реализации продукции);

ü уровень доходов населения;

ü финансовое состояние должников и т.д.

2) Внутренние:

ü принципы фирмы;

ü уровень издержек;

ü производственные мощности;

ü состояние маркетинга и т.д.

Таким образом, эффективность проекта зависит от правильной оценки внешних факторов, повлиять на которые фирма, как правило, сразу не сможет.

 

Весьма простым и эффективным средством оценки стратегических возможностей фирмы является проведение четырехпольного SWOT-анализа.

SWOT - аббревиатура английских слов:

· Strength – сила (сильные стороны);

· Weakness – слабость (слабые стороны);

· Opportunities – возможности;

· Troubles – угрозы.

Расположение и анализ информации о внешней среде, сильных и слабых сторонах фирмы поможет предпринимателю оценить свою ситуацию на рынке и выработать соответствующую стратегическую линию поведения.

SWOT- анализ

План маркетинга

 

Маркетинг – это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

Главное в маркетинге:

ü с одной стороны, вся деятельность компании должна основываться на глубоких и достоверных знаниях потребительского спроса и его изменений;

ü с другой стороны, важно активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на требования и пожелания потребителей.

Для решения сложного комплекса задач создания товара и его движения к потребителю маркетинг должен выполнять следующие функции:

1. Аналитическую - включает в себя изучение:

а) потребителей;

б) конкурентов;

в) товаров;

г) цен;

д) товародвижения и продаж;

е) системы стимулирования сбыта и рекламы;

ж) внутренней среды предприятия.

2. Производственную:

а) организация производства новых товаров, разработка более совершенных технологий;

б) обеспечение материально-технического снабжения;

в) управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

3. Сбытовую (функцию продаж) входя:

а) организация системы товародвижения;

б) организация сервиса;

в) организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;

г) проведение целенаправленной товарной политики;

д) проведение ценовой политики.

4. Управления и контроля, которая подразумевает:

а) организацию стратегического и оперативного планирования на предприятии;

б) информационное обеспечение управления коллективом;

в) организацию системы коммуникаций на предприятии;

г) организацию контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

Таким образом, этот раздел включает такие пункты, как:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения товаров;

4) методы стимулирования продаж;

5) организация послепродажного обслуживания клиентов;

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;

8) бюджет маркетинга;

9) контроллинг маркетинга (Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы. Он позволяет установить контроль за достижением как стратегических - задача стратегического контроллинга, так и тактических - оперативного контроллинга, целей деятельности фирмы).

3.7. Производственный план

 

Данный раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг.

Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

Структура данного раздела может иметь следующий вид:

1) технология производства;

2) производственное кооперирование;

3) контроль производственного процесса;

4) система охраны окружающей среды;

5) производственная программа;

6) производственные мощности и их развитие;

7) потребность в долгосрочных активах;

8) потребность в оборотных средствах;

9) прогноз затрат.

Планируемый объем продаж

Наименование продукции Годы
1-й 2-й n-й
Объем выпуска, ед. Цена единицы продукции, руб. Объем продаж, тыс. руб.        
          m
Продукция 1              
Продукция 2              
Прочая реализация              
Итого              

 

Кроме этого, в производственный план бизнес-плана должны входить три следующих тактических документа:

1. Общий (агрегатный) план (каков общий производственный план по всем видам товаров и услуг, предлагаемых фирмой), который составляется на определенный период времени – как правило, на один год.

При составлении плана на основании прогнозов будущего спроса и планирования загрузки производственных мощностей фирмой определяются уровни запасов, нормы выработки и количество персонала (в месяц), которое потребуется ей в течение ближайшего года.

2. Главный график работ (сколько единиц каждого товара или услуги должна будет выпустить или предоставить фирма за определенный период времени). График работ составляется на основе агрегатного плана.

В главном графике указываются:

· количество и тип каждого вида изделия, выпускаемого компанией;

· как, когда и где они будут изготавливаться на следующий день, на следующей неделе, в следующем месяце;

· сведения о необходимой рабочей силе и о потребностях фирмы в товарно-материальных запасах (т.е. совокупности всех запасов предприятия, включая запасы сырья и материалов, комплектующих и полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых товаров).

Календарный план-график реализации проекта

  Периоды
Мероприятие 1                
Мероприятие 2                
Мероприятие 3                
               
Затраты на оборудование                
Затраты на персонал                
Общие инвестиционные затраты                

 

3. План потребности фирмы в материальных ресурсах.

В этом разделе необходимо обосновать потребности в факторах производства, представить расчеты издержек на требуемые материальные факторы: сырье и основные материалы, компоненты и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, производственное снабжение. Расчеты производятся по установленным нормативам каждого вида материальных ресурсов, тарифам и сложившимся ценам для данного региона. Расчет сырья и материалов, как правило, выполняется по каждому виду продукции или услуги и имеет строго индивидуальный характер. При этом необходимо рассмотреть такие моменты, как наименование ресурса, единицы измерения, цена за единицу измерения, расход, стоимость ресурса.

План потребности в персонале и заработной плате

 

4. Оплата труда: положение об оплате труда (система оплаты труда, порядок премирования, предоставление льгот, доплат, дотаций, моральные стимулы, страхование и др.).

5. Кадровая политика предприятия:

· принципы отбора сотрудников;

· принципы найма на работу;

· создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

· разработка метода и процедуры оценки качества работы сотрудников;

· система продвижения работников по службе.

Сводный план по труду и заработной плате

Данный раздел должен содержать следующую информацию:

- расчет потребности в специалистах различных категорий и обоснование уровня квалификации и оплаты труда;

- штатное расписание;

- предлагаемая система мотивации персонала;

- план набора, обучения и подготовки кадров;

- план социального развития коллектива;

- итоговая смета расходов на персонал.

3.9. Финансовый план

В этом разделе обобщаются все предшествующие материалы разделов и представляются в стоимостном варианте.

Данный раздел позволяет: связать все действия по реализации проекта между собой; оптимально распределить все имеющиеся ресурсы; определить календарные сроки финансирования; распределить работы между исполнителями.

Чтобы написать раздел «Финансовый план», надо ответить на следующие вопросы:

- Откуда и когда будут поступать деньги? (доходная часть бюджета проекта)

- На что они будут потрачены? (затратная часть бюджета проекта)

- Каким будет финансовое положение фирмы в различные отрезки времени?

- Каковы итоговые показатели коммерческой привлекательности проекта?

«Финансовый план» состоит из четырех частей:

1. Финансирование проекта (предполагаемое): указываются источники финансирования, характер расходов, связанных с финансированием и погашением задолженности. Рассчитываются структурные финансовые коэффициенты.

2. Рассчитывается полная себестоимость реализованной продукции, приводятся годовые показатели по следующим статьям:

- производственная себестоимость;

- административные накладные расходы;

- издержки производства расходы на маркетинг;

- амортизационные отчисления;

- затраты на финансирование;

- полная себестоимость реализованной продукции.

3. Финансовая оценка инвестиционного проекта, включающая:

1) Составление и анализ требуемых финансовых отчетов (прогнозы движения денежных средств, отчеты о прибылях и убытках и общие балансы) с использованием наиболее часто используемых методов оценки (см. рис. 18, 19, 20, табл. 18).

Оценка и страхование риска

 

Деятельность субъектов хозяйственных отношений постоянно связана с риском.

Существуют различные виды риска в зависимости от того объекта или действия, рисковость которого оценивается: политический, производственные, имущественный, финансовый, валютный и т. д.

Краткая характеристика наиболее значимых для целей бизнес-планирования рисков:

2) Суверенный (страновой) риск - это риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств.

С подобным риском имели дело иностранные инвесторы, приобретавшие в России государственные краткосрочные облигации накануне кризиса 1998 г. Необходимость учета этого риска особенно актуальна для иностранных инвесторов, предоставляющих кредиты государствам и фирмам, имеющим государственные гарантии.

Основные причины риска: возможные войны, катастрофы, общемировой экономический спад, неэффективность государственной политики в области макроэкономики и др.;

3) Политический риск - используется при характеристике финансовых отношений между экономическими агентами и правительствами стран, имеющих принципиально различное политическое устройство или нестабильную политическую ситуацию.

Причины риска: возможность революции, гражданской войны, национализации частного капитала и т. п.;

4) Производственный риск - обусловлен структурой активов, в которые собственники решили вложить свой капитал. Один и тот же капитал можно использовать для абсолютно различных производств, очевидно, что степень риска производственной деятельности в этом случае будет принципиально различной.

Таким образом, смысл производственного риска заключается в том, что на момент создания предприятия его собственники, принимают стратегически важное и рисковое решение – вложить капитал именно в данный вид бизнеса. Если выбор бизнеса окажется ошибочным, то собственники понесут существенные финансовые и временные потери.

Причина финансовых потерь заключается в том, что при вынужденной ликвидации предприятия его материально-техническая база и оборотные активы распродаются с убытком, т. е. по ценам, не компенсирующим первоначальные затраты. Даже если речь не ведется о полной ликвидации материально-технической базы, ее перепрофилирование и рекламные акции по «раскручиванию» нового бизнеса требуют существенных дополнительных затрат;

5) Финансовый риск – это рискованная политика в отношении целесообразности привлечения тех или иных источников финансирования деятельности фирмы. В большинстве случаев источники финансирования не бесплатны, причем величина платы варьируется как по видам источников, так и в отношении конкретного источника, рассматриваемого в динамике и (или) обремененного дополнительными условиями и обстоятельствами. Кроме того, обязательства по отношению к поставщику капитала, принимаемые предприятием в случае привлечения того или иного источника финансирования, различны. В частности, если обязательства перед внешними инвесторами не будут исполняться в соответствии с договором, то в отношении предприятия вполне может быть инициирована процедура банкротства с неминуемыми в этом случае потерями для собственников.

Суть риска и его значимость - определяются структурой долгосрочных источников финансирования – чем выше доля заемного капитала, тем выше уровень финансового риска;

6) Риск снижения покупательной способности денежной единицы - присущ предпринимательской деятельности в целом.

Смысл его заключается в том, что инфляция может приводить к снижению деловой активности, прибыли, рентабельности и т. д.;

7) Процентный риск - это риск потерь в результате изменения процентных ставок.

Этот вид риска приходится учитывать инвесторам и хозяйствующим субъектам. Так, держатели облигаций могут нести потери, если на рынке складывается тенденция снижения в среднем процентных ставок по аналогичным финансовым инструментам. Для предприятий риск снижения процентных ставок проявляется в различных аспектах. Так, если предприятие эмитировало облигационный заем с высокой процентной ставкой, а в последующем в силу тех или иных причин процентные ставки по долгосрочным финансовым инструментам начали устойчиво снижаться, то эмитент несет очевидные убытки. С другой стороны, повышение процентных ставок, например, по краткосрочным кредитам, приводит к дополнительным финансовым расходам, связанным с необходимостью поддержания требуемого уровня оборотных средств.

Таким образом, риск изменения процентных ставок должен учитываться в долгосрочном и краткосрочном аспектах, с дифференциацией по видам активов, обязательств, инструментов;

8) Систематический, или рыночный, риск - это риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации;

9) Специфический, или несистематический, риск - закреплен за операциями с финансовыми активами.

Специфическим называется риск ценной бумаги, который не связан с изменениями в рыночном портфеле и потому может быть элиминирован путем комбинирования данной бумаги с другими ценными бумагами в хорошо диверсифицированном портфеле;

10) Проектный риск, напрямую связанный с бизнес-планированием. Любое предприятие вынуждено заниматься инвестиционной деятельностью. Причины тому – необходимость и целесообразность диверсификации хозяйственной деятельности, желание выхода на новые рынки товаров и услуг, желание участвовать в освоении новой ниши (территориальной или продуктовой) на глобальном рынке товаров и услуг и т. п.

Как правило, инвестиционная деятельность реализуется путем разработки и внедрения некоторого инвестиционного проекта. Любой проект требует соответствующего финансирования и чаще всего не обходится без долгового финансирования, когда предприятие в дополнение к собственным источникам (эмиссии акций, прибыли) привлекает заемный капитал путем эмиссии облигационного займа или получения долгосрочного кредита. Поскольку заемный капитал не бесплатен, расходы по его обслуживанию и погашению, т. е. текущие процентные платежи и периодические выплаты в погашение основной суммы долга, носят регулярный характер и потому должны иметь постоянный источник - прибыль предприятия. Если предприятие предполагает рассчитываться с внешними инвесторами лишь за счет прибыли, генерируемой именно данным проектом, то в этом случае как раз и возникает проектный риск, который может трактоваться как вероятность недостаточности прибыли по проекту для расчетов с инвесторами (в широком смысле речь идет как о внешних инвесторах, так и собственниках предприятия, поскольку если доходов, генерируемых проектом, достаточно лишь для обслуживания внешней долгосрочной задолженности, то такой проект вряд ли устроит собственников предприятия). С позиции поставщиков заемного капитала проектный риск, рассматриваемый как риск невозврата вложенного капитала, при некоторых ситуациях может перерастать в страновой риск. Это имеет место в том случае, если гарантом по проекту выступило правительство;

11) Валютный риск - это вероятность потерь в результате изменения валютного (обменного) курса.

В результате августовского кризиса в России, когда в течение непродолжительного времени курс доллара к рублю повысился в 4 раза, многие предприятия оказались не в состоянии рассчитаться со своими западными кредиторами и инвесторами;

12) Трансакционный риск, - это операционный риск, т. е. риск потерь, связанных с конкретной операцией.

Поскольку безрисковых операций в бизнесе практически не существует, этот риск, самый распространенный. Например, поставщик может нарушить ритмичность поставки, дебитор задержать оплату счета, приобретенный с расчетом на капитализированную доходность финансовый актив может обесцениться в связи с финансовыми трудностями эмитента и др.;

13) Актуарный риск, покрываемый страховой организацией в обмен на уплату премии.

Актуарными называются расчеты в страховании, понимаемом как система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, причиненный стихийными бедствиями и несчастными случаями, а также выплачиваются иные суммы в связи с наступлением определенных событий. Страхование во многих случаях является добровольной процедурой, хотя некоторые операции, в частности в банковской сфере, подлежат обязательному страхованию. В том случае, если страхование имеет место, как раз и возникает понятие актуарного риска как части общего риска, перекладываемой на страховую организацию.

С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется всегда в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач.

Структура раздела имеет следующий вид:

1) формирование полного перечня возможных рисков;

2) оценка вероятности проявления рисков;

3) ранжирование рисков по вероятности проявления;

4) оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;

5) установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска);

6) выделение наиболее существенных рисков;

7) страхование рисков.

Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей

в бизнес-плане

Наименование фазы Основное содержание
Поиск новой идеи и факторы ее возникновения Мотивы, состояние рынка, достижения науки и техники, не осознанный и неудовлетворенный спрос и т.п.
Анализ потенциальной и реальной ценности идеи Выявление необходимых условий и наличия технических и социальных возможностей реализации идеи (потребность в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель).
Оценка риска Виды риски, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь.
Разработка бизнес-плана План действий по реализации цели: выбор технологии, обеспечения ресурсами, управление процессом и т.д.

 

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов:

Этапы разработки бизнес-плана

 

 


На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества (схема).

Назначение и содержание миссии предприятия в рыночной среде

 


 
 

 


Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:

- производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;

- социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности;

- конкурент другим товаропроизводителям;

- социальная единица, учитывающая интересы всего общества;

- часть рыночной многоукладной экономики.

 

Этика предприятия (чувства вины и гнева) - позволяет соблюдать требования к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке – отказ от обмана, честное поведение, доверительность в совместной работе, уважение предпринимательских интересов собственников инновационных идей.

Ценностные ориентации - влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников. Выделяют шесть видов ценностных ориентаций:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.086 с.)