Значение компонентов модели SHEL 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение компонентов модели SHEL



Как правило, рабочее место предполагает наличие сложной совокупности взаимосвязанных

факторов и условий, которые могут влиять на характеристики работоспособности человека. Для

наглядного представления взаимосвязей между различными компонентами авиационной системы можно

использовать модель SHEL (иногда называемую моделью SHELL). Эта модель представляет собой одну

из разработок традиционной системы “человек-машина-среда”. Основное внимание в ней уделяется

человеку и его взаимодействию с другими компонентами авиационной системы. Аббревиатура SHEL

составлена из начальных английских названий ее 4-х составных элементов:

 

a) Субъект (L-Liveware) (люди на рабочих местах);

b) Объект (H-Hardware) (машины и оборудование);

c) Процедуры (S-Software) (правила, подготовка, документация и т. д.);

d) Среда (E-Environment) (эксплуатационные условия, в которых должны взаимодействовать

остальные компоненты системы L-H-S).

Субъект. В центре модели SHEL находятся лица, выполняющие свои функции на

“передовом крае” производства. Хотя людям свойственна исключительная адаптивность, тем не

менее их работоспособность подвержена значительным колебаниям. Человека нельзя

стандартизировать в такой степени, как оборудование; поэтому границы этого блока не столь просты

и прямолинейны. Люди не взаимодействуют идеальным образом с различными компонентами той

среды, где они работают. В целях избежания напряженностей, которые могут ухудшить

работоспособность человека, необходимо осознать последствия нестыковок на границе между

различными блоками SHEL и центральным блоком “субъект”. Для предотвращения напряжения в

системе необходимо добиться тщательной подгонки границ других ее компонентов.

Модель SHEL особенно полезна для того, чтобы наглядно представить себе

взаимодействие между различными компонентами авиационной системы. Такое взаимодействие

предусматривает следующее:

 

• Субъект-объект (L-H). Чаще всего вопрос о взаимосвязях между человеком и машиной

(эргономика) возникает, когда речь идет о человеческом факторе. Они определяют систему

интерфейса человека с физической производственной средой: например, конструкция кресел

с учетом характеристик человеческого тела, дисплеев с учетом сенсорных характеристик и

возможностей усвоения информации пользователем, а также органов управления с

удобными для пользователя движениями, кодированием и размещением. Однако для

человека характерна естественная тенденция приспосабливаться к дефектам интерфейса

“L-H”. Такая тенденция способна маскировать серьезные недостатки, которые могут

проявиться только после авиационного происшествия.

Глава 4. Понимание концепции безопасности полетов 4-13

• Субъект-процедуры (L-S). Интерфейс L-S представляет собой взаимосвязи человека с

системами обеспечения, имеющимися на рабочем месте, например, правила, руководства,

контрольные перечни, издания, СЭП и программное обеспечение ЭВМ. Данный интерфейс

включает такие “ориентированные на пользователя” аспекты, как актуальность, точность,

форма представления, терминология, ясность и символика.

 

• Субъект-субъект (L-L). Интерфейс L-L представляет собой взаимосвязи индивидуума с

другими лицами на рабочем месте. Летные экипажи, диспетчеры УВД, инженеры по

техническому обслуживанию воздушных судов и другой эксплуатационный персонал

работают в коллективах, и поэтому взаимоотношения, складывающиеся в таком коллективе,

накладывают свой отпечаток на их поведение и работоспособность. Данный интерфейс

охватывает такие аспекты, как лидерство, сотрудничество, взаимодействие в команде и

межличностные отношения. С появлением концепции оптимизации работы экипажа в кабине

(CRM) этому виду интерфейса стало уделяться значительное внимание. Подготовка по

программам CRM и ее распространение на сферу ОВД (оптимизация работы команды – TRM)

и технического обслуживания (оптимизация работы персонала технического обслуживания –

MRM) способствует повышению эффективности взаимодействия и нацелено на

контролирование естественных ошибок человека. В поле зрения этого интерфейса

находятся также взаимоотношения между коллективом и его руководителями, а также

аспекты корпоративной культуры, психологического климата в коллективе и

производственных нужд авиакомпании, все из которых могут существенно влиять на

работоспособность человека.

 

• Субъект-среда (L-E). Данный вид интерфейса охватывает взаимосвязи между

индивидуумом и внутренней и внешней средой. Внутренняя производственная среда

включает такие физические параметры, как температура, освещение, уровень шума,

вибрация и качество воздуха. Внешняя среда (для пилотов) включает такие аспекты,

как видимость, турбулентность и рельеф местности. Условия работы авиации

(круглосуточный режим 7 дней в неделю) все чаще связаны с нарушением нормальных

биологических ритмов, таких, как режим сна. Кроме того, авиационная система

функционирует в условиях наличия большого числа политических и экономических

ограничений, которые в свою очередь оказывают влияние на общую ситуацию в той или иной

организации. Сюда можно отнести такие факторы, как адекватность физических средств и

вспомогательной инфраструктуры, финансовое положение на местах и эффективность

регулирования. В той же мере как непосредственная производственная среда может создать

напряженные ситуации, вынуждающие выбирать кратчайший путь, так и неадекватная

вспомогательная инфраструктура может поставить под угрозу качество принимаемых

решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.006 с.)