Рынок: сущность, классификация, функции, инфраструктура. Эффектив-ность рыночного механизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, классификация, функции, инфраструктура. Эффектив-ность рыночного механизма



Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование рыночной цены.

Объем, или величина спроса – это то количество товара, которое потребители желают приобрести для удовлетворения своих потребностей.

На величину спроса влияют факторы: цена товара, цены других товаров, взаимосвязанных с данным, вкусы потребителей, средний доход потребителей, количество покупателей, ожидания изменения цен.

С - вся совокупность значений количества товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях.

Если при каждой возможной цене возрастают величины количества товаров, на которые есть спрос, то говорят, что спрос увеличился.

Если при каждой возможной цене снижаются величины количества товаров, на которые есть спрос, то говорят, что спрос уменьшился.

Объем, или величина П – это то количество товара, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпустить и продать.

На величину П влияют факторы: цена товара, цены ресурсов, используемых в производстве товаров, цели фирмы, величины налогов и субсидий, количество производителей товаров.

П - вся совокупность значений количества предложенного товара, соответствующих различным возможным величинам цены товара, при прочих равных условиях.

Увеличению П способствует рост числа производителей, снижение цен на ресурсы, повышение уровня технологии, субсидии товаропроизводителям.

Сокращение П вызывается увеличением налогов, ростом цен на ресурсы.

Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, на которое покупатели предъявляет спрос, равняется количеству товара, предлагаемого на продажу производителями. Все остальные цены являются неравновесными.

Равновесная цена рационализирует спрос покупателя, передавая ему информацию о том, на какой объем потребления данного товара он может рассчитывать;

равновесная цена подсказывает производителю (продавцу), какое количество товара ему следует изготовить и доставить на рынок;

равновесная цена несет в себе всю информацию, необходимую производителям и потребителям: изменение равновесной цены является для них сигналом к увеличению (уменьшению) производства (потребления), стимулом к поиску новых технологий.

Таким образом, равновесная цена вполне успешно служит для автоматического регулирования производства.

Колебания рын. цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных варианта:

1) D = S – С и П на данный товар на данном рынке примерно равны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью;

2) D > S – спрос превышает предложение, и цена товара будет выше его стоимости (возникает конкуренция среди покупателей);

3) D < S – спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз от стоимости, возникает конкуренция среди продавцов, которая создает экономическое давление на товаропроизводителя.

4 закона спроса и предложения:

1. Увеличение С вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара

2. Сужение С приводит к уменьшению равновесной цены и равновесного количества товара

3. Повышение П способствует возрастанию равновесного количество товара и снижению равновесной цены

4. Сокращение П обусловит падение равновесного количество товара и рост равновесной цены

3. фирма и ее роль в экономике. организационные формы предпринимательства.

Фирма - в экономической теории - организация:

• использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли;

• владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

Фирма её роль в экономике.

Под фирмой, как правило, понимается первичная организац. единица бизнеса, обладающая следующими хар/ми: юридическая, производственная, финансовая и организационная самостоятельность.

Фирма — основной агент рын. системы любой современной страны. В разв.экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

Организационные формы предприн/ва: Все многообразие видов предпринимательских структур является проявлением видовых различий трех организационных форм предпринимательства

1. индивид. предпринимательство – такая форма организации предпринимательства, когда один собственник принимает единоличные решения и несет личную ответственность за все дела. Преимуществом индивид. Предприни. является полный контроль за ведением дел со стороны собственника, а недостатком – незначительная, как правило, величина капитала и собственнику приходится нести личную ответственность за убытки, потери, долги.

2. партнерство – форма организации предпринимательства, когда 2 или более предпринимателя принимают решения сообща и несут ответственность за все дела. Партнерство помогает преодолеть первый недостаток индивид. Предприним., но не второй. Все партнеры, совладельцы несут равную ответственность в случае потерь, убытков и т.д. Существуют партнерства с ограниченной ответственностью, в этом случае совладельцы имеют право вносить капитал в определенных ограниченных размерах и не участвовать в управлении или соглашениях от имени предприятия. Партнерство в основном распространено в таких областях как юриспруденция, медицина, брокерство.

3. корпорация – форма организации предпринимательства на базе акционерной собственности, в которой предприниматель, как правило, отделен от собственника и собственности, а финансовая ответственность его ограничена. Преимущество: она может привлечь значительный капитал путем продажи акций; собственники корпорации, акционеры, не несут материальной ответственности по обязательствам фирмы, они могут потерять только стоимость своих акций в случае банкротства. Корпорация рациональна там, где необходимы крупные капиталы, крупномасштабное производство, большая степень риска. В корпорации избирается совет директоров, который определяет основную политику и нанимает управляющих для приведения в жизнь этой политики. К недостаткам корпоративного предпринимательства относят отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении корпорацией, осуществлять контроль за деятельностью фирмы. Другой недостаток – «двойное» обложение налогом акционеров: корпорация платит налоги с прибыли, что уменьшает величину дивиденда, причитающегося акционеру, кроме того, он (акционер) выплачивает еще и налог с дивиденда.

Анализ денежных потоков П

Денежные средства - самая ликвидная часть оборотных активов предприятия. К денежным средствам относятся средства в кассе, на расчетных, текущих и иных счетах предприятия.

основные задачи анализа денежных средств:

оперативный, повседневный контроль над сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;

контроль над целевым использованием денежных средств;

контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, поставщиками и персоналом;

контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

своевременная сверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;

анализ состояния абсолютной ликвидности предприятия;

соблюдение сроков оплаты кредиторской задолженности;

способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.

Существуют два метода проведения анализа движения денежных средств: прямой и косвенный.

прямой метод предполагает исчисление прихода (выручка от реализации продукции, работ и услуг, авансы полученные и др.) и расхода (оплата счетов поставщиков, возврат полученных краткосрочных ссуд и займов и др.) денежных средств, т.е. информационной базой анализа движения денежных является выручка;

косвенный метод основывается на идентификации и учете операций, связанных с движением денежных средств, и последовательной корректировке чистой прибыли, т.е. исходным элементом является прибыль.

Прямой метод расчета основан на отражении итогов операций (оборотов) по счетам денежных средств за период. При этом операции группируются по трем видам деятельности:

текущая (операционная) деятельность - получение выручки от реализации, авансы, уплата по счетам поставщиков, получение краткосрочных кредитов и займов, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом, выплаченные/полученные проценты по кредитам и займам;

инвестиционная деятельность - движение средств, связанных с приобретением или реализацией основных средств и нематериальных активов;

финансовая деятельность - получение долгосрочных кредитов и займов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, погашение задолженности по полученным ранее кредитам, выплата дивидендов.

Для устранения расхождений в формировании чистого финансового результата и чистого денежного потока производятся корректировки чистой прибыли или убытка с учетом:

изменений в запасах, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложениях, краткосрочных обязательствах, исключая займы и кредиты, в течение периода;

не денежных статей: амортизация внеоборотных активов; курсовые разницы; прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном периоде и другое;

иных статей, которые должны найти отражение в инвестиционной и финансовой деятельности.

рынок: сущность, классификация, функции, инфраструктура. Эффектив-ность рыночного механизма

Распределение ресурсов в рыночной экономике осуществляется с помощью рынка. Рынок – это экономический механизм, Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции

Рынок базируется на трех основных элементах:

1) цене;2) спросе и предложении;3) конкуренции.

В зависимости от территориальных границ и масштаба необходимо различать местный рынок, национальный рынок и международный рынок; в зависимости от масштабов торговли – оптовый рынок и розничный рынок и т.п.

Основными функциями рынка являются:

1) Информационная (предоставление объективной информации о действительной ценности товаров и услуг).

2) Посредническая (рынок устанавливает экономические связи между субъектами экономики).

3) Ценообразующая (формирование рыночной цены).

4) Координирующая (обеспечение сбалансированности и пропорциональности общественного производства).

5) Контролирующая (контроль за эффективностью использования экономических ресурсов).

6.Сонирующая-рынок дифференцирует производителей. Развитие эффективных и разорение неэффективных

Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно

разделить на группы по определенным признакам:

1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)

·. Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием

многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не

имеет возможности влиять на уровень цен.

· Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием

многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые

отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей

продукции (в определенной мере).

·. Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих

продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную

продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство

фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные

фирмы на этом рынке.

·. Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца.

Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах

платежеспособного спроса.

2. Пространственный признак

. Местный рынок

. Региональный рынок

. Национальный рынок.

. Рынок покупателей;

. Рынок продавцов;

. Рынок государственных учреждений;

. Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

3. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных

отношений)

. Рынок товаров и услуг

. Рынок труда

. Финансовый рынок

. Информационный рынок

. Рынок недвижимости

. Валютный рынок

Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

. Оптовый

. Розничный

. Фьючерсный

По степени регулируемости:

. Регулируемый

. Не регулируемый

По уровню насыщения:

. Равновесный

. Избыточный

. Дефицитный

По соответствию законодательным нормам:

. Легальный

. «Черный»

По товарным группам:

. Рынок товаров производственного назначения;

. Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

. Рынок сырья и материалов и т.д.

По степени зрелости:

. Неразвитый рынок;

. Развитый рынок;

. Формирующийся рынок.

По характеру ассортимента товаров:

. Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого

производителя;

. Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров

многих производителей;

. Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара,

связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или

нескольких связанных между собой потребностей;

. Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не

связанные между собой.

По отраслевому признаку:

. Рынок автомобилей;

. Рынок нефти;

. Рынок компьютерной техники и т.д.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавцов и покупателей, свободу ценообразования. Это означает, что важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегу­лирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Эта система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.

Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок — это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.059 с.)