Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения Церкви и государства на западе. Церковное право как первая наднациональная правовая система в европе. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В отличие от византийской "симфонии" ' с ее созвучием, взаимовлиянием и взаимо-проникновением властей, католическая докгрина, уже начиная с V в., предложила теорию "двух мечей", разработанную папой Геласием П. Эта теория исходит из четкого разграничения светской и духовной властей, разделения функций и полномочий между ними. Геласий однако исходил из первенства власти духовной, а власть императоров Считал производной от последней.' Другим аспектом латинской политико-правовой теории была идея о возможности принуждения в вопросах веры, восходящая еще к блаж. Августину.2 Именно на этих двух доктринах ("двух мечей" и политики силы в вопросах веры) и основывалось влияние и значение канонического права в период позднего средневековья.3 Между тем, римская кафедра сохраняет бесспорный авторитет как канонический, так и политический. В первые три века христианства лот авторитет римского епископа был чисто моральным, как епископа одной из старейших кафедр апостольского происхождения, центра мировой цивилизации и т. д. Однако все более и более набирала силу юридическая трактовка римского примата, усваивавшая Римскому папе (papa - греч. отец; папами назывались епископы старейших и авторитетнейших кафедр - Рима. Александрии, Антиохии, Милана и др) властные полномочия не только по отношению к другим равным епископам, но и к другим церквам, к Вселенскому Собору как органу церковной власти.4 Юридический примат папы сводится к следующему принципу: привилегии папы стоят выше канонов Вселенской Церкви и, напротив, то, что не расходится с мнением Римского Престола - то и является действительным правом.5 Этот принцип привел к произвольному (т. е. по усмотрению папы) пониманию церковного законодательства, к вычеркиванию из числа действующих канонических норм тех, которые не устраивают Римского епископа и напротив, к дополнению канонов единолично утвержденными папами нормами. Однако юридизация церковной власти римского епископа простирается за корпоративные церковные рамки, захватывая и светскую сферу. До VIII в. Рим в административно- государственном отношении находился под властью Византии. Иконоборческая политика византийских императоров Льва Исавра и Константина Копронима ускорила разрыв с Константинополем. Соперничавшие с Византией франки во главе с королем Пипином Коротким освободили Рим от лангобардов. Папа Стефан II венчает на царство Пипина, а в замен получает политическую власть над территориями, отвоеванными Пипином у лангобардов.
Юридическим и идеологическим обоснованием светской власти папы был документ, сфабрикованный в папской канцелярии в середине VIII в, называвшийся "Дарственная Константина" (Donatio Konstantini).' Этот документ содержал указ императора Константина Великого (303-337гг.) Римскому епископу Сельвестру I, в котором император отдает папе политическую власть над Западом, а сам удаляется править на Восток. Папа Григорий VII (1073-1085 гг.) сформулировал в числе прочих следующие преимущества и полномочия папской власти: папа может носить знаки царского и королевского достоинства; папе цари должны целовать ноги; папа может низлагать императоров; папа может разрешать христиан от клятвы верности своим правителям, т. е. санкционировать неповиновение светской власти; папа не может быть никем судим.2 Таким образом папская власть по отношению к Церкви становится абсолютно-монархической, а по отношению к иным государствам - теократической надгосударственной власти, претендующей в теории даже на сюзеренитет над нехристианскими государствами.3 Именно Римский папа стоял у истоков первой в Европе христианской наследственной монархии, произвел ее легитимацию в молодом франкском государстве.4 В эту эпоху сама Католическая Церковь приобрела все основные качества государства. Она обладала суверенитетом, выраженным в абсолютной монархической власти папы и внешней независимости, способности диктовать свою волю другим государствам; обладала разветвленным чиновничьим аппаратом (конгрегации, канцелярии и проч), в том числе аппаратом принуждения (инквизиция), а также вооруженными силами (участники Крестовых походов); широко применялось налогообложение в пользу церкви. Что же касается территории и населения как непременных признаков государства, то кроме территории, находящейся под непосредственным управлением Римского епископа, территорией можно считать территорию государств, имеющих Католическую Церковь и признающих власть и авторитет папы, а населением - все христианское население, проживающее на данных территориях,
Административное деление Католической церкви соответствовало политико-территориальному делению Европы в целом и отдельных европейских стран. Власти этих государств пытались влиять на церковь в пределах своей территории с помощью института инвеституры, т. е. назначения светскими властями на духовные должности (напр. на епископские кафедры). Однако борьба пап против инвеституры привела к заключению в 1122 г. Вормсского конкордата с императором Генрихом IV. Согласно этому договору, светская инвеститура была отделена от духовной. Это означало, что назначение на церковно-иерархические должности (епископов, аббатов) производится папой, а утверждение канонически поставленного епископа (аббата) в вассальном пользовании церковными землями осуществлялось властью светской (императором, королями).' "Во времена феодальный раздробленности особенно в условиях натурального хозяйства в сознании людей присутствовал известный элемент интеграции, определенная изначальная мысль о единстве. Империя не могла надежно реализовать требование об интеграции, она оказалась не способна ни политически, ни организационно осуществить это. Первоначальной фазе интеграции лучше всего соответствовала церковь, располагавшая соответствующей идеологией и организацией".2 "С распадом прежних форм социальных связей как у галло-римлян, так и у германцев в обществе утверждался режим противоборствующих клиентел, организованных на принципах личной службы и покровительства. Психологические связи, устанавливаемые между людьми в церкви, все более возмещали слабеющие связи гражданского мира, а церковная организация таким же образом замещала органы общественного управления".' Одним из средств объединения Европы в 1Х-ХП вв. становится каноническое право. После 1054 г. (разделения церквей) каноническое право Католической Церкви пополнялось в основном за счет папских декреталий, а также решений соборов. Уже упоминалась "Дарственная Константина", которая вошла в сборник, называющийся Лжеисидоровские декреталий. В Средние века основу кодификации католического церковного права стал труд болонского монаха Грациана "Concordantia discordantum canonum" (согласование несогласованных канонов), названный впоследствии "Декретом Грациана" (XII в.). "Само название труда Грациана свидетельствует о стремлении автора доказать • при помощи схоластических приемов непротиворечивость противоречивых, на первый взгляд, правовых норм, заключенных в разных источниках. Грациан сам формулирует те или иные церковно-правовые нормы, а каноны, папские декреталы и другие источники привлекает как аргументы для обоснования своих формул - так называемых dicta Gratiani (сказанное Грацианом)".2 Методологию Грациана можно сравнить с методологией глоссаторов, перерабатывавших Юстиниановы Дигесты. Декрет Грациана дал начало школе канонического права, сравнимой со школой классического римского права. Декрет Грациана лег в основу преподавания канонического права в университетах, он характеризуется развитой юридической техникой и широким использованием категорий римского права.3 Декрет разделен на три части: в первой говорится об источниках церковного права, о церковных должностях; содержание второй части - нормы о церковном суде, о браке и о покаянии; в третью часть входят нормы, ж касающиеся церковных таинств и богослужения. Проф. И.И. Лукашук отмечает значение труда Грациана и в области международного права.4
Позднейшие церковно-правовые сборники составлялись под надзором пап и имели одну и ту же структуру, деление на пять разделов: 1) судьи; 2) суд; 3) клир; 4) брак; 5) преступления.5 Классический Корпус канонического права Католической Церкви состоял из трех частей: 1) Декрет Грациана; 2) Декрет Григория IX (1234г); 3) Сборники Бонифация VIII (1298г) и Климента V (1313г). Нормы церковного права действовали независимо от законов той или иной европейской страны и применялись зависимыми лишь от папы церковными органами. В качестве примера можно привести институт инквизиции (лат. inquisitio - расследование), действовавший к XIII в. на территории Италии, Германии и Франции, а затем Испании. Первоначально инквизиция имела характер странствующего судебного учреждения, однако постепенно инквизиторские трибуналы становились оседлыми, постоянно действующими органами. Принцип независимости инквизиции от местного светского законодательства был сформулирован папой Иннокентием IV в 1252 г.' Другой пример транснационального характера церковного права - судебные полномочия папской курии, распространявшиеся не только на всех клириков Католической Церкви, но и на мирян. "Множество лиц светского звания обращались... в Рим с самыми разными вопросами, касательно не только вопросов спасения души, но и владения землей, наследств, браков и т.д".2 Таким образом, в течение полутора веков между 1050 и 1200 гг., каноническое право Католической церкви стало первой общеевропейской правовой системой.3 Наряду с усилением папской власти, фактором, повлиявшим на этот процесс, некоторые авторы считают систематизацию и институализацию норм церковного права, развитие канонической науки.4 По мере укрепления национальной государственности в Европейских государствах значение канонического права начало уменьшаться. Однако правовые принципы, юридико-технические способы и приемы, целые правовые институты и даже отрасли (наследственное, семейное право, уголовное право), входящие в национальные правовые системы, сохранили в себе влияние канонического права.
ОРГАНЫ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
[1] См: Гидулянов П. Юридическая природа Церкви.// "Журнал министерства народного просвещения" 1917 г. №№ 3 д 9; Его же. Сущность и юридическая природа церковного властвования. Петроград. 1916; Заозерский Н.А. Церковное право как предмет науки. М. 1881; Суворов Н. Об юридических лицах по римскому праву. Ярославль. 1886. [2] Шмеман А.,прот. Указ. соч. с. 17. [3] Болотов В.В. Указ. соч. Т. 1. с.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.011 с.) |