Отношения Церкви и государства на западе. Церковное право как первая наднациональная правовая система в европе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения Церкви и государства на западе. Церковное право как первая наднациональная правовая система в европе.



В отличие от византийской "симфонии" ' с ее созвучием, взаимо­влиянием и взаимо-проникновением властей, католическая докгрина, уже начиная с V в., предложила теорию "двух мечей", разработан­ную папой Геласием П. Эта теория исходит из четкого разграничения светской и духовной властей, разделения функций и полномочий между ними. Геласий однако исходил из первенства власти духов­ной, а власть императоров Считал производной от последней.'

Другим аспектом латинской политико-правовой теории была идея о возможности принуждения в вопросах веры, восходящая еще к блаж. Августину.2

Именно на этих двух доктринах ("двух мечей" и политики силы в вопросах веры) и основывалось влияние и значение канонического права в период позднего средневековья.3

Между тем, римская кафедра сохраняет бесспорный авторитет как канонический, так и политический. В первые три века христианства лот авторитет римского епископа был чисто моральным, как епис­копа одной из старейших кафедр апостольского происхождения, цен­тра мировой цивилизации и т. д. Однако все более и более набирала силу юридическая трактовка римского примата, усваивавшая Римс­кому папе (papa - греч. отец; папами назывались епископы старей­ших и авторитетнейших кафедр - Рима. Александрии, Антиохии, Милана и др) властные полномочия не только по отношению к дру­гим равным епископам, но и к другим церквам, к Вселенскому Собо­ру как органу церковной власти.4

Юридический примат папы сводится к следующему принципу:

привилегии папы стоят выше канонов Вселенской Церкви и, напро­тив, то, что не расходится с мнением Римского Престола - то и явля­ется действительным правом.5 Этот принцип привел к произвольно­му (т. е. по усмотрению папы) пониманию церковного законодатель­ства, к вычеркиванию из числа действующих канонических норм тех, которые не устраивают Римского епископа и напротив, к дополне­нию канонов единолично утвержденными папами нормами.

Однако юридизация церковной власти римского епископа про­стирается за корпоративные церковные рамки, захватывая и светс­кую сферу. До VIII в. Рим в административно- государственном отношении находился под властью Византии. Иконоборческая полити­ка византийских императоров Льва Исавра и Константина Копронима ускорила разрыв с Константинополем. Соперничавшие с Визан­тией франки во главе с королем Пипином Коротким освободили Рим от лангобардов. Папа Стефан II венчает на царство Пипина, а в замен получает политическую власть над территориями, отвоеванными Пипином у лангобардов.

Юридическим и идеологическим обоснованием светской власти папы был документ, сфабрикованный в папской канцелярии в сере­дине VIII в, называвшийся "Дарственная Константина" (Donatio Konstantini).' Этот документ содержал указ императора Константина Великого (303-337гг.) Римскому епископу Сельвестру I, в котором император отдает папе политическую власть над Западом, а сам уда­ляется править на Восток.

Папа Григорий VII (1073-1085 гг.) сформулировал в числе про­чих следующие преимущества и полномочия папской власти: папа может носить знаки царского и королевского достоинства; папе цари должны целовать ноги; папа может низлагать императоров; папа может разрешать христиан от клятвы верности своим правителям, т. е. санкционировать неповиновение светской власти; папа не мо­жет быть никем судим.2 Таким образом папская власть по отноше­нию к Церкви становится абсолютно-монархической, а по отноше­нию к иным государствам - теократической надгосударственной вла­сти, претендующей в теории даже на сюзеренитет над нехристианс­кими государствами.3

Именно Римский папа стоял у истоков первой в Европе христи­анской наследственной монархии, произвел ее легитимацию в моло­дом франкском государстве.4

В эту эпоху сама Католическая Церковь приобрела все основные качества государства. Она обладала суверенитетом, выраженным в абсолютной монархической власти папы и внешней независимости, способности диктовать свою волю другим государствам; обладала разветвленным чиновничьим аппаратом (конгрегации, канцелярии и проч), в том числе аппаратом принуждения (инквизиция), а также вооруженными силами (участники Крестовых походов); широко при­менялось налогообложение в пользу церкви. Что же касается терри­тории и населения как непременных признаков государства, то кро­ме территории, находящейся под непосредственным управлением Римского епископа, территорией можно считать территорию госу­дарств, имеющих Католическую Церковь и признающих власть и ав­торитет папы, а населением - все христианское население, прожива­ющее на данных территориях,

Административное деление Католической церкви соответствова­ло политико-территориальному делению Европы в целом и отдель­ных европейских стран. Власти этих государств пытались влиять на церковь в пределах своей территории с помощью института инвес­титуры, т. е. назначения светскими властями на духовные должности (напр. на епископские кафедры). Однако борьба пап против инвести­туры привела к заключению в 1122 г. Вормсского конкордата с импе­ратором Генрихом IV. Согласно этому договору, светская инвеститу­ра была отделена от духовной. Это означало, что назначение на церковно-иерархические должности (епископов, аббатов) производится папой, а утверждение канонически поставленного епископа (аббата) в вассальном пользовании церковными землями осуществлялось вла­стью светской (императором, королями).'

"Во времена феодальный раздробленности особенно в условиях натурального хозяйства в сознании людей присутствовал известный элемент интеграции, определенная изначальная мысль о единстве. Империя не могла надежно реализовать требование об интеграции, она оказалась не способна ни политически, ни организационно осу­ществить это. Первоначальной фазе интеграции лучше всего соот­ветствовала церковь, располагавшая соответствующей идеологией и организацией".2 "С распадом прежних форм социальных связей как у галло-римлян, так и у германцев в обществе утверждался режим про­тивоборствующих клиентел, организованных на принципах личной службы и покровительства. Психологические связи, устанавливае­мые между людьми в церкви, все более возмещали слабеющие связи гражданского мира, а церковная организация таким же образом замещала органы общественного управления".' Одним из средств объединения Европы в 1Х-ХП вв. становится каноническое право.

После 1054 г. (разделения церквей) каноническое право Католической Церкви пополнялось в основном за счет папских декреталий, а также решений соборов. Уже упоминалась "Дарственная Констан­тина", которая вошла в сборник, называющийся Лжеисидоровские декреталий.

В Средние века основу кодификации католического церковного права стал труд болонского монаха Грациана "Concordantia discordantum canonum" (согласование несогласованных канонов), на­званный впоследствии "Декретом Грациана" (XII в.). "Само назва­ние труда Грациана свидетельствует о стремлении автора доказать • при помощи схоластических приемов непротиворечивость противоречивых, на первый взгляд, правовых норм, заключенных в разных источниках. Грациан сам формулирует те или иные церковно-правовые нормы, а каноны, папские декреталы и другие источники привлекает как аргументы для обоснования своих формул - так называемых dicta Gratiani (сказанное Грацианом)".2 Методологию Грациана можно сравнить с методологией глоссаторов, перерабатывавших Юстиниановы Дигесты. Декрет Грациана дал начало школе канонического права, сравнимой со школой классического римского права. Декрет Грациана лег в основу преподавания канонического права в университетах, он характеризуется развитой юридической техникой и широким использованием категорий римского права.3 Декрет разделен на три части: в первой говорится об источниках церковного права, о церковных должностях; содержание второй части - нормы о церковном суде, о браке и о покаянии; в третью часть входят нормы, ж касающиеся церковных таинств и богослужения. Проф. И.И. Лукашук отмечает значение труда Грациана и в области международного права.4

Позднейшие церковно-правовые сборники составлялись под над­зором пап и имели одну и ту же структуру, деление на пять разделов:

1) судьи; 2) суд; 3) клир; 4) брак; 5) преступления.5

Классический Корпус канонического права Католической Церк­ви состоял из трех частей:

1) Декрет Грациана;

2) Декрет Григория IX (1234г);

3) Сборники Бонифация VIII (1298г) и Климента V (1313г).

Нормы церковного права действовали независимо от законов той или иной европейской страны и применялись зависимыми лишь от папы церковными органами. В качестве примера можно привести институт инквизиции (лат. inquisitio - расследование), действовавший к XIII в. на территории Италии, Германии и Франции, а затем Испа­нии. Первоначально инквизиция имела характер странствующего судебного учреждения, однако постепенно инквизиторские трибуна­лы становились оседлыми, постоянно действующими органами. Принцип независимости инквизиции от местного светского законо­дательства был сформулирован папой Иннокентием IV в 1252 г.'

Другой пример транснационального характера церковного права - судебные полномочия папской курии, распространявшиеся не только на всех клириков Католической Церкви, но и на мирян. "Множество лиц светского звания обращались... в Рим с самыми разными вопро­сами, касательно не только вопросов спасения души, но и владения землей, наследств, браков и т.д".2

Таким образом, в течение полутора веков между 1050 и 1200 гг., каноническое право Католической церкви стало первой общеевро­пейской правовой системой.3 Наряду с усилением папской власти, фактором, повлиявшим на этот процесс, некоторые авторы считают систематизацию и институализацию норм церковного права, разви­тие канонической науки.4

По мере укрепления национальной государственности в Европей­ских государствах значение канонического права начало уменьшать­ся. Однако правовые принципы, юридико-технические способы и приемы, целые правовые институты и даже отрасли (наследствен­ное, семейное право, уголовное право), входящие в национальные правовые системы, сохранили в себе влияние канонического права.

 

 

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР
АРХИРЕЙСКИЙ СОБОР
ПАТРИАРХ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД
ЕПАРХИИ
БЛАГОЧИННЫЕ ОКРУГА
ПРИХОДЫ
Синодальные учреждения
МОНАСТЫРИ
ЭКЗАРХАТ УКР.ПЦ.
ЭКЗАРХАТ БЕЛ.ПЦ.

 

ОРГАНЫ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

   
 
 
 


 


[1] См: Гидулянов П. Юридическая природа Церкви.// "Журнал министерства народного просвещения" 1917 г. №№ 3 д 9; Его же. Сущность и юридическая природа церковного властвования. Петроград. 1916; Заозерский Н.А. Церковное право как предмет науки. М. 1881; Суворов Н. Об юридических лицах по римс­кому праву. Ярославль. 1886.

[2] Шмеман А.,прот. Указ. соч. с. 17.

[3] Болотов В.В. Указ. соч. Т. 1. с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.011 с.)