Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Предмет церковного права.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Дисциплина: Сравнительное правоведение.
Тема: КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО План: 1. Понятие о Церкви. 2. Предмет церковного права. 3. Источники церковного права. 4. Церковное право на «Востоке» и на «Западе». Литература. 1. Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права/ учебное пособие. М., 2001. 2. Джероза Л. Каноническое право. М., 1995. 3. Красножен М. Е. Основы церковного права. М., 1994. 4. Суворов Н.С. Курс церковного права. // в 2-х томах. Ярославль. 1890. 5. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1912. 6. Цыпин В.А., прот. Церковное право. М., 1994. 7. Шлеман А., прот. Исторический путь Православия. М., 1996.
Вопрос 1. Понятие «Церкви». Рассмотрение юридической природы Церкви позволит яснее представить ее нормотворческий потенциал и правовые характеристики. Попытки определения юридической природы Церкви предпринимались еще в конце XI - Х-начале XX вв. русскими учеными-канонистами (П.В.Гидулянов, Н.А.Заозерский, Н.С. Суворов и др.), однако эти попытки с точки зрения современной юридической науки не представляются весьма удачными.[1]' Поэтому задача современного исследователя, сохраняя общее направление, заданное указанными авторами, состоит в том, чтобы расширить сферу рассмотрения данной проблемы и привести ее в соответствие с современными правовыми представлениями. Если посмотреть на этимологию слова "Церковь" (греч.- ecclessia), то правовая составляющая была присуща данному понятию изначально. По свидетельству историка Церкви, - "этим словом в общественно-политической жизни древнего мира обозначалось официальное, правомочное собрание граждан, созванных (этимологически ecclessia происходит от глагола "созывать", "призывать") для решения общественных дел, для суверенного волеизъявления"[2].2 "Это обстоятельство,- отмечал проф. В.В.Болотов,- имеет особенное. полемическое значение против протестантов. Протестанты носятся с "невидимой" Церковью. Но в понятии "экклессиа" заключается сильный момент видимости... В невидимом можно участвовать только духовно, в экклессиа не иначе, как и телом"[3]. Аналогами греческого ecclessia в сирийском и арамейском языках являются слова "эда" ("эдта"), буквально означающие "ворота"; в древности народные собрания на востоке собирались у городских ворот; вот почему в Библии мы читаем: "Вооз вышел к воротам (выделено мной - М.В.) и; сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз.;
И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел. [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели. И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащего брату нашему Елимелеху; я решился довести до ушей твоих и сказать: купи при сидящих здесь и при старейшинах народа моего (вы-делено мной - М.В.); [...] Тот сказал: я выкупаю... И сказал весь народ, который при воротах и старейшины: мы свидетели..." (См:Руф.4,1-11). И в другом месте читаем: "Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли" (Притч. 31,23). В этом контексте становятся понятными слова Христа, записанные евангелистом Матфеем: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16,18). Еще одним свидетельством видимого характера основанного Христом общества служит указание Основателя по поводу разрешения споров и конфликтов между Его последователями: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; [...] если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф. 18,15-17). Таким образом, приобретя религиозный характер, понятие "экклессиа" не потеряло своего изначального юридического значения и смысла, хотя религиозное содержание скорректировало и юридический смысл данного термина. Но можно ли говорить о правовом характере Церкви, когда она является средоточием надправовой христианской нравственности, "союзом любви"?. Даже среди канонистов и богословов по этому поводу высказываются различные мнения. Так, проф. прот. Н. Н. Афанасьев вообще относится к праву в Церкви нигилистически, отрицая его всякую позитивную роль. Он пишет в своей докторской диссертации: "Церковь имеет полноту благодати - (omnis gratia), - и только ее, а потому не нуждается в человеческом моменте для того, чтобы управляться"' "...церковная жизнь начала усваивать чуждые ей начала римского права";2 "Право в Церкви естественно должно было создать свой строй и устроение, который - это надо признать открыто в большинстве случаев не соответствует тому, который содержит Церковь".
Оставим в стороне богословскую ущербность некоторых приведенных цитат, поскольку это не входит в предмет нашего исследования, и остановимся на ошибочности приведенных позиций с точки зрения теории права. Мы уже говорили о многоуровневости христианской морали и о невозможности переноса надправовых норм в ту сферу, где должно действовать право. Церковь как общество людей также находится на разных уровнях. Что предполагает наличие в ней по природе правовых отношений (см. главу 2). Поэтому функционирование некоторых институтов церковной жизни, например, в сфере управления, просто невозможно без корпоративных правовых норм. Именно такая точка зрения является господствующей среди ученых-канонистов. Прот. В.А.Цыпин отмечает, что "нравственный закон, основанный на любви, является несравненно более важным началом в ней (в Церкви • М.В.), чем право, опирающееся на справедливость. И все-таки правовое начало - это тоже неотъемлемый элемент церковного организма. Взаимные отношения между членами церковного Тела регулируются не только внутренними мотивами, и нравственными заповедями, но и общеобязательными нормами..." Юридическую природу Церкви невозможно определить, не определив само это понятие, а для этого придется использовать некоторые положения науки догматического богословия, но лишь в той мере, в какой это будет способствовать уяснению правовой природы Церкви. Из существующих определений Церкви хотелось бы привести два наиболее известных и авторитетных. Первое определение является легальным, т.е. принято высшим органом церковной власти – Вселенским Собором в качестве догматического определения. " Веруем... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" (9-й член Никео-Цереградского Символа веры). Данное определение, как видим, говорит не столько о сущности Церкви, сколько о ее признаках, главнейших отличительных чертах и характеристиках. К этим характеристикам необходимы некоторые пояснения, переводящие их в правовую плоскость. Единство Церкви означает (и филологически, и догматически) ее единственность; церковь всегда одна; не может быть двух или несколько церквей (вопрос о соотношении множества больших и малых общин, называющихся церквами, мы затронем чуть ниже). Святость Церкви означает непогрешительность ее установлении как результата ее совместного с Основателем волеизъявления, принятого в соответствующем процедурном порядке (собором епископов в согласии с св.Преданием и с Церковью в целом). Соборность (кафоличность - от греч. katholicos - вселенский) в юридическом смысле означает, что Церковь находится как бы вне времени и пространства; этот тезис требует некоторого разъяснения. В греческом языке, кроме уже известного нам katholici существует еще один термин - ecumeni (дословно "вселенная", "населенная земля", "известная территория"), образующий прилагательное ecumenicos (вселенский); по существу эти два термина, являются омонимами в славянском и русском языках, то есть по сути имеют не просто разное, а противоположное значение. Если экуменикос говорит нам о некоем замкнутом пространстве, то кафоликос, напротив, выводит Церковь за пределы пространства и времени. "Церковь называется... кафолическою,- писал выдающийся богослов прошлого столетия митрополит Филарет (Дроздов),- потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов". В политико-правовом плане это свойство Церкви имеет весьма важное значение, т.к., во-первых, не привязывает ее к какой-либо одной нации или стране, во-вторых, позволяет Церкви существовать независимо от какой-либо идеологии при любой форме правления, административно-территориальном устройстве и политическом режиме.
Недооценка для науки канонического права догматических аксиом вообще и кафоличности Церкви в честности может привести к ошибочным выводам. Так, например, крупный канонист прошлого столетия проф. Н. С. Суворов, полемизируя с другими канонистами (И. С. Бердниковым, А.С. Павловым, еп. Никодимом) относительно права императора регламентировать внутреннюю жизнь Церкви, настаивал на том, что государство должно не только регулировать внешние церковные отношения, но и может свободно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Обосновывая эту позицию, Суворов писал: "Когда русский богослов и канонист говорит, что законодательствовать в церкви может только церковная власть, а не император, то он сам не знает, и не в состоянии удовлетворительно ответить на вопрос, кого нужно разуметь под церковной властью. Во-первых, ссылаться на Вселенский Собор как на высшую церковную власть, значило бы забывать, что вопрос идет не о том, кто был некогда церковным законодателем, а о том, кому в настоящее время принадлежит законодательная власть в русской церкви, которая за все время своего исторического существования... не знала ни одного Вселенского Собора... Вопрос идет не о церкви в умозрительном, а о церкви в юридическом смысле. /.../ Наконец, если бы даже предположить возможность... тех исторических условий, при которых когда-то состоялись вселенские соборы, то и в таком случае, русский император, как преемник императоров римских и византийских не мог бы оставаться в стороне ни от выработки церковных законов, ни от церковного законодательства вообще".
Суворов здесь как бы поменял местами церковную и государственную власть, поскольку русского императора наделил качеством преемственности и почти кафоличности, тогда как власть церковная предстает как исторически изменчивая. Несостоятельность такого подхода проявляется еще и в том, что, хотя вселенские соборы и не собирались несколько столетий, однако никто не отменял их постановлений и их церковно-правового значения как высшего органа власти в церкви. Что же касается текущего церковного законодательства, то оно может издаваться поместными соборами отдельных автокефальных церквей. Таким образом, положения, изложенные Суворовым, были адекватны той исторической реальности, в которой он жил (когда Церковь полностью была частью государственного аппарата, и император как глава государства, естественно обладал в ней высшей властью), но не выдержали проверки временем с позиций кафоличности церкви. Апостольский характер Церкви означает, что она является учреждением иерархическим, а иерархия ведет свое начало от апостолов и передается особым образом во времени (посредством особых юридических фактов) - хиротонии, рукоположения. Второе определение Церкви является доктринальным и принадлежит уже упомянутому выше митрополиту Филарету (Дроздову; 1783-1867); он писал в своем Катихизисе, что "Церковь - есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами".' Для нас ключевыми понятиями здесь являются общество, а так же все то, что соединяет в нем "человеков". Церковь является обществом (т.е. совокупностью индивидов), которое отличается от всех прочих обществ тем, что учредителем его является сам Христос (Мф. 16,18). Членов этого общества соединяют общие для них всех предметы. К таковым относятся: единство веры (некоторая сумма доктринальных, вероучительных положений), "закон Божий", т.е. единая нравственность, священноначалие (иерархическая структура) и Таинства (т.е. по существу те корпоративные юридические факты, которые воздействуют на правовое положение члена Церкви). Постановления и Определения Поместного Собора 1917 -1918 гг. Акты Поместного собора 1917-18 годов касаются очень многих вопросов церковной жизни, начиная от восстановления и организации канонически законных высших органов церковной власти, и заканчивая приходским управлением и правовым положением отдельных членов Церкви (напр. женщин), а также вопросами брачно-семейного права.' Определения и постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. действуют постольку, поскольку они не отменены более поздними актами высших органов церковной власти, либо постольку, поскольку они фактически не утратили силу из-за изменившихся жизненных обстоятельств. Многие из норм и положений указанного источника нашло свое дальнейшее закрепление в последующем церковном законодательстве и, в частности, в ныне действующем Уставе об управлении Русской Православной Церкви.
Действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви принят на Поместном Соборе 8 июня 1988 г.2 Устав определяет положение Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Православной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Православными Церквами. Устав также определяет статус и полномочия высших органов церковной власти и управления, а также органы управления на епархиальном и приходском уровнях, их состав и полномочия. Необходимо отметить, что положения этого Устава являются весьма краткими и несовершенными по сравнению даже с актами Поместного собора 1917-18 гг., а потому положения данного источника нуждаются в корректировке, детализации и дополнении. В 1990 г. Определением Архиерейского Собора от 30-31 января было принято Положение об экзархатах Московского Патриархата. Это Положение является составной частью Устава об управлении (раздел VII). Экзархаты, согласно этому положению, являются аналогом митрополичьих округов и представляют собой объединения епархий РПЦ на основе национально-регионального принципа. Положение определяет канонический статус экзархата, его органы управления и учреждения экзархата. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе была принята новая редакция Устава об управлении РПЦ. Дисциплина: Сравнительное правоведение.
Тема: КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО План: 1. Понятие о Церкви. 2. Предмет церковного права. 3. Источники церковного права. 4. Церковное право на «Востоке» и на «Западе». Литература. 1. Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права/ учебное пособие. М., 2001. 2. Джероза Л. Каноническое право. М., 1995. 3. Красножен М. Е. Основы церковного права. М., 1994. 4. Суворов Н.С. Курс церковного права. // в 2-х томах. Ярославль. 1890. 5. Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1912. 6. Цыпин В.А., прот. Церковное право. М., 1994. 7. Шлеман А., прот. Исторический путь Православия. М., 1996.
Вопрос 1. Понятие «Церкви». Рассмотрение юридической природы Церкви позволит яснее представить ее нормотворческий потенциал и правовые характеристики. Попытки определения юридической природы Церкви предпринимались еще в конце XI - Х-начале XX вв. русскими учеными-канонистами (П.В.Гидулянов, Н.А.Заозерский, Н.С. Суворов и др.), однако эти попытки с точки зрения современной юридической науки не представляются весьма удачными.[1]' Поэтому задача современного исследователя, сохраняя общее направление, заданное указанными авторами, состоит в том, чтобы расширить сферу рассмотрения данной проблемы и привести ее в соответствие с современными правовыми представлениями. Если посмотреть на этимологию слова "Церковь" (греч.- ecclessia), то правовая составляющая была присуща данному понятию изначально. По свидетельству историка Церкви, - "этим словом в общественно-политической жизни древнего мира обозначалось официальное, правомочное собрание граждан, созванных (этимологически ecclessia происходит от глагола "созывать", "призывать") для решения общественных дел, для суверенного волеизъявления"[2].2 "Это обстоятельство,- отмечал проф. В.В.Болотов,- имеет особенное. полемическое значение против протестантов. Протестанты носятся с "невидимой" Церковью. Но в понятии "экклессиа" заключается сильный момент видимости... В невидимом можно участвовать только духовно, в экклессиа не иначе, как и телом"[3]. Аналогами греческого ecclessia в сирийском и арамейском языках являются слова "эда" ("эдта"), буквально означающие "ворота"; в древности народные собрания на востоке собирались у городских ворот; вот почему в Библии мы читаем: "Вооз вышел к воротам (выделено мной - М.В.) и; сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз.; И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел. [Вооз] взял десять человек из старейшин города и сказал: сядьте здесь. И они сели. И сказал [Вооз] родственнику: Ноеминь, возвратившаяся с полей Моавитских, продает часть поля, принадлежащего брату нашему Елимелеху; я решился довести до ушей твоих и сказать: купи при сидящих здесь и при старейшинах народа моего (вы-делено мной - М.В.); [...] Тот сказал: я выкупаю... И сказал весь народ, который при воротах и старейшины: мы свидетели..." (См:Руф.4,1-11). И в другом месте читаем: "Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли" (Притч. 31,23). В этом контексте становятся понятными слова Христа, записанные евангелистом Матфеем: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16,18). Еще одним свидетельством видимого характера основанного Христом общества служит указание Основателя по поводу разрешения споров и конфликтов между Его последователями: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; [...] если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф. 18,15-17). Таким образом, приобретя религиозный характер, понятие "экклессиа" не потеряло своего изначального юридического значения и смысла, хотя религиозное содержание скорректировало и юридический смысл данного термина. Но можно ли говорить о правовом характере Церкви, когда она является средоточием надправовой христианской нравственности, "союзом любви"?. Даже среди канонистов и богословов по этому поводу высказываются различные мнения. Так, проф. прот. Н. Н. Афанасьев вообще относится к праву в Церкви нигилистически, отрицая его всякую позитивную роль. Он пишет в своей докторской диссертации: "Церковь имеет полноту благодати - (omnis gratia), - и только ее, а потому не нуждается в человеческом моменте для того, чтобы управляться"' "...церковная жизнь начала усваивать чуждые ей начала римского права";2 "Право в Церкви естественно должно было создать свой строй и устроение, который - это надо признать открыто в большинстве случаев не соответствует тому, который содержит Церковь". Оставим в стороне богословскую ущербность некоторых приведенных цитат, поскольку это не входит в предмет нашего исследования, и остановимся на ошибочности приведенных позиций с точки зрения теории права. Мы уже говорили о многоуровневости христианской морали и о невозможности переноса надправовых норм в ту сферу, где должно действовать право. Церковь как общество людей также находится на разных уровнях. Что предполагает наличие в ней по природе правовых отношений (см. главу 2). Поэтому функционирование некоторых институтов церковной жизни, например, в сфере управления, просто невозможно без корпоративных правовых норм. Именно такая точка зрения является господствующей среди ученых-канонистов. Прот. В.А.Цыпин отмечает, что "нравственный закон, основанный на любви, является несравненно более важным началом в ней (в Церкви • М.В.), чем право, опирающееся на справедливость. И все-таки правовое начало - это тоже неотъемлемый элемент церковного организма. Взаимные отношения между членами церковного Тела регулируются не только внутренними мотивами, и нравственными заповедями, но и общеобязательными нормами..." Юридическую природу Церкви невозможно определить, не определив само это понятие, а для этого придется использовать некоторые положения науки догматического богословия, но лишь в той мере, в какой это будет способствовать уяснению правовой природы Церкви. Из существующих определений Церкви хотелось бы привести два наиболее известных и авторитетных. Первое определение является легальным, т.е. принято высшим органом церковной власти – Вселенским Собором в качестве догматического определения. " Веруем... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" (9-й член Никео-Цереградского Символа веры). Данное определение, как видим, говорит не столько о сущности Церкви, сколько о ее признаках, главнейших отличительных чертах и характеристиках. К этим характеристикам необходимы некоторые пояснения, переводящие их в правовую плоскость. Единство Церкви означает (и филологически, и догматически) ее единственность; церковь всегда одна; не может быть двух или несколько церквей (вопрос о соотношении множества больших и малых общин, называющихся церквами, мы затронем чуть ниже). Святость Церкви означает непогрешительность ее установлении как результата ее совместного с Основателем волеизъявления, принятого в соответствующем процедурном порядке (собором епископов в согласии с св.Преданием и с Церковью в целом). Соборность (кафоличность - от греч. katholicos - вселенский) в юридическом смысле означает, что Церковь находится как бы вне времени и пространства; этот тезис требует некоторого разъяснения. В греческом языке, кроме уже известного нам katholici существует еще один термин - ecumeni (дословно "вселенная", "населенная земля", "известная территория"), образующий прилагательное ecumenicos (вселенский); по существу эти два термина, являются омонимами в славянском и русском языках, то есть по сути имеют не просто разное, а противоположное значение. Если экуменикос говорит нам о некоем замкнутом пространстве, то кафоликос, напротив, выводит Церковь за пределы пространства и времени. "Церковь называется... кафолическою,- писал выдающийся богослов прошлого столетия митрополит Филарет (Дроздов),- потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов". В политико-правовом плане это свойство Церкви имеет весьма важное значение, т.к., во-первых, не привязывает ее к какой-либо одной нации или стране, во-вторых, позволяет Церкви существовать независимо от какой-либо идеологии при любой форме правления, административно-территориальном устройстве и политическом режиме. Недооценка для науки канонического права догматических аксиом вообще и кафоличности Церкви в честности может привести к ошибочным выводам. Так, например, крупный канонист прошлого столетия проф. Н. С. Суворов, полемизируя с другими канонистами (И. С. Бердниковым, А.С. Павловым, еп. Никодимом) относительно права императора регламентировать внутреннюю жизнь Церкви, настаивал на том, что государство должно не только регулировать внешние церковные отношения, но и может свободно вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. Обосновывая эту позицию, Суворов писал: "Когда русский богослов и канонист говорит, что законодательствовать в церкви может только церковная власть, а не император, то он сам не знает, и не в состоянии удовлетворительно ответить на вопрос, кого нужно разуметь под церковной властью. Во-первых, ссылаться на Вселенский Собор как на высшую церковную власть, значило бы забывать, что вопрос идет не о том, кто был некогда церковным законодателем, а о том, кому в настоящее время принадлежит законодательная власть в русской церкви, которая за все время своего исторического существования... не знала ни одного Вселенского Собора... Вопрос идет не о церкви в умозрительном, а о церкви в юридическом смысле. /.../ Наконец, если бы даже предположить возможность... тех исторических условий, при которых когда-то состоялись вселенские соборы, то и в таком случае, русский император, как преемник императоров римских и византийских не мог бы оставаться в стороне ни от выработки церковных законов, ни от церковного законодательства вообще". Суворов здесь как бы поменял местами церковную и государственную власть, поскольку русского императора наделил качеством преемственности и почти кафоличности, тогда как власть церковная предстает как исторически изменчивая. Несостоятельность такого подхода проявляется еще и в том, что, хотя вселенские соборы и не собирались несколько столетий, однако никто не отменял их постановлений и их церковно-правового значения как высшего органа власти в церкви. Что же касается текущего церковного законодательства, то оно может издаваться поместными соборами отдельных автокефальных церквей. Таким образом, положения, изложенные Суворовым, были адекватны той исторической реальности, в которой он жил (когда Церковь полностью была частью государственного аппарата, и император как глава государства, естественно обладал в ней высшей властью), но не выдержали проверки временем с позиций кафоличности церкви. Апостольский характер Церкви означает, что она является учреждением иерархическим, а иерархия ведет свое начало от апостолов и передается особым образом во времени (посредством особых юридических фактов) - хиротонии, рукоположения. Второе определение Церкви является доктринальным и принадлежит уже упомянутому выше митрополиту Филарету (Дроздову; 1783-1867); он писал в своем Катихизисе, что "Церковь - есть от Бога установленное общество человеков, соединенных православной верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами".' Для нас ключевыми понятиями здесь являются общество, а так же все то, что соединяет в нем "человеков". Церковь является обществом (т.е. совокупностью индивидов), которое отличается от всех прочих обществ тем, что учредителем его является сам Христос (Мф. 16,18). Членов этого общества соединяют общие для них всех предметы. К таковым относятся: единство веры (некоторая сумма доктринальных, вероучительных положений), "закон Божий", т.е. единая нравственность, священноначалие (иерархическая структура) и Таинства (т.е. по существу те корпоративные юридические факты, которые воздействуют на правовое положение члена Церкви). Вопрос 2. Предмет церковного права. "Среди потребностей человека, удовлетворение которых обеспечивается правом,- писал известный ученый-канонист прошлого столетия проф. И.С.Бердников,- первое место принадлежит религиозной потребности".1 Однако право обеспечивает далеко не все религиозные потребности человека, а потому необходимо отграничить "правовую" часть религиозных отношений от иных отношений в данной сфере. Для церковно-правовых отношений характерны следующие общие особенности: а) Это корпоративные отношения, участниками которых являются лишь члены Церкви, а также сама Церковь и корпорации внутри нее. б) В рамках корпорации эти отношения имеют публично-властный характер; он выражается в том, что, во-первых, эти отношения имеют для Церкви как корпорации общезначимый характер, их нельзя свести к частным интересам отдельных лиц, во-вторых, эти отношения регулируются в рамках установлении и предписаний церковной власти (иерархии), которая в рамках своих полномочий может воздействовать на участников данных отношений. При этом властное воздействие церковной иерархии отличается от подобного воздействия со стороны государства, так как корпоративная власть более основана на методе убеждения, чем принуждения. в) Эти отношения могут быть как чисто корпоративными, так и с внешним элементом (напр. отношения с другими вероисповеданиями и государством). Указанные особенности не следует рассматривать изолированно друг от друга. Из них с необходимостью вытекают по крайней мере три группы церковно-правовых отношений: 1) Церковное устройство; 2) Церковное управление (в том числе церковный суд и процесс, церковные наказания); 3) Внешние отношения Церкви. Итак, предметом церковного права можно считать корпоративные отношения, имеющие по природе правовой характер, существующие в Церкви, охватывающие сферу ее устройства, управления и внешних сношений. Рассмотрим более подробно элементы предмета правового регулирования в данной области. А. Церковное устройство. Это вытекающий из самой природы Церкви порядок, определяющий ее структуру и состав, общие основы ее жизни и деятельности. Рассматриваемая категория отношений делится на более мелкие группы. К первой группе относятся отношения личного состава церкви; здесь и статус члена церкви, и юридические факты, образующие, изменяющие и прекращающие этот статус. Следующая группа отношений - иерархические, охватывающие тех субъектов, кто правомочен осуществлять власть в Церкви. Третья группа отношения в области административно-территориального устройства Церкви почти всеми канонистами относится к сфере церковного управления, однако, по нашему мнению, она гораздо ближе к церковному устройству, т.к. эти отношения имеют не прикладной, а базовый характер для церковного правопорядка. В качестве примера для подтверждения нашей мысли приведем споры, неоднократно возникавшие в Церкви по поводу первенства власти между различными ее частями. Исторически эти споры были связаны с Римом, что в конечном счете вылилось в разделении церквей 1054 г., затем то же многократно имело место применительно к Константинополю, притязающему до последнего времени на роль не только кафедры, первенствующей по чести, но и имеющей определенные властные полномочия в отношении других церквей, не входящих в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. В частности, в XX в. это выражалось в единоличном объявлении Константинополем своей юрисдикции над церковной диаспорой (т. е. над христианами» находящимися на канонической территории неправославных христианских исповеданий) во всем мире, а также в самовольном даровании автокефалии (независимости) епархиям, находящимся в каноническом подчинении иных Поместных Церквей (в, частности Польской Церкви в 1923 г.,). Каноническое основание для усвоения себе подобных полномочий Константинополь находит в 28-м правиле IV Вселенского Собора. В нем сказано: "...В царствующем граде Константинополе, новом Риме, тоже самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшия церкви тогожде Константинополя, нового Рима. Ибо престолу ветхаго Рима отцы прилично дали преимущества, поелику то был царствующий град (выделено мной - М. В.). Следуя тому же побуждению, и сто пятьдесят боголюбивейшие епископы (имеется в виду Второй Вселенский Собор 381 г. - М.В.) предоставили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, праведно рассудив, да град, получивши честь быть градом царя и синклита, и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в делах церковных возвеличен будет подобно тому, и будет вторым по нем". Еще более лаконично говорит об этом 3-е правило Второго Вселенского Собора: "Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому, что град оный есть новый Рим". Таким образом, отдавая Константинопольской митрополии первенство чести после Рима, каноны ничего не говорит о каких-либо властных полномочиях. Более того, по смыслу данного правила, это первенство чести является условным, и зависит от политического и государственного значения города, где расположена кафедра. Как писал епископ Никодим (Милаш), - данные правила строго следуют установившейся в Церкви норме, что "помимо важности происхождения известной церкви, всегда имелось в виду, при распределении церковных областей, и политическое распределение оных, равно и значение, которое данный город имел в политическом отношении" Б. Церковное управление. Это отношения по осуществлению церковной власти. В Церкви не существует четкого разделения "ветвей" власти на законодательную, исполнительную и судебную, так как почти всякий субъект церковного властвования наделен в той или иной мере и первой, и второй, и третьей. Но поскольку власть -это понятие одновременно и неделимое, и многофункциональное, многоуровневое, то дифференциация церковной власти все же существует; ее подразделяют обычно на а ) власть освящающую, б) власть учительную и в) власть правительственную. Таким образом, сфера церковного управления - это осуществление всех этих уровней власти. Освящающая власть - это власть совершать таинства, которые по существу являются корпоративными юридическими фактами, так как образуют, изменяют и прекращают права и обязанности членов Церкви. Власть учения - это правомочие разъяснять и толковать все то, что относится к предмету веры и нравственности в рамках Церкви. Власть управления - это способность регулировать и направлять внутреннюю жизнь Церкви. Субъекты (носители) церковной власти могут быть разные категории лиц; в одних случаях, это только полномочный собор епископов, в других - епископ единолично; некоторыми элементами церковной власти наделяются священники и даже миряне (последние, напр. наделены правом проповедовать в церквах (учительная власть) и правом участвовать в управлении приходом (власть управления)). К сфере церковного управления относятся, в частности, семейно-брачные отношения, церковные наказания, суд, процесс, управление церковным имуществом, надзор и контроль в Церкви и проч. В. Внешние отношения Церкви. С первых веков своего существования Церковь, по самому своему предназначению, должна была вступать в отношения с внешним миром. "...Церковь пребывает в окружающем ее мире, поэтому каждый ее член должен знать не только, что такое Церковь, но и что такое, с христианской точки зрения, этот мир, и каковы должны быть их отношения,- пишет проф.М.С.Иванов. Церковь не является замкнутой в себе структурой. Для нее характерна предельная открытость миру; она предлагает свои духовные ценности всем и каждому".' Здесь присутствуют два рода отношений: 1) отношения с другими вероисповеданиями; 2) отношения с государством. Эти отношения имеют не только корпоративный характер, но в ряде случаев они прямо являются публичными, так как находятся в сфере интересов всего общества в целом. Их отличает также многовариантность, так как их внешние формы могут изменяться сообразно исторической обстановке.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.057 с.) |