Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Углеводов в организме. Метаболизм гликогена.
Цель занятия. З акрепить знания по перевариванию и всасыванию углеводов; усвоить основные пути тканевых превращений глюкозы и механизмы регуляции уровня сахара в крови. Содержание занятия: – контроль выполнения заданий по самоподготовке; – выполнение заданий тестового контроля; – освоение методов определения глюкозы в сыворотке крови; – экспериментальное изучение влияния инсулина и адреналина на содержание глюкозы в крови; – участие в выступлении и обсуждении реферативных сообщений; – контроль усвоения темы путем устного собеседования с преподавателем. Примерные темы реферативных сообщений по УИРС: 1. Неперевариваемые углеводы и их роль в питании. 2. Механизмы транспорта моносахаридов в клетки. 3. Белки ГЛЮТ – мембранные переносчики глюкозы. Методические указания к самоподготовке
При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните задания: 1. Вспомните структуру основных пищевых углеводов: моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов и напишите формулы: 1) a-D-глюкозы, b-D-глюкозы, галактозы и фруктозы; 2) сахарозы, лактозы, мальтозы – укажите в них характер и тип гликозидной связи; 3) фрагмент структуры амилозы, амилопектина и гликогена – укажите типы связей между остатками моносахаридов. 2. Выпишите в таблицу ферменты, расщепляющие углеводы в пищеварительных соках желудочно-кишечного тракта:
3. Схематически изобразите расщепление крахмала в желудочно-кишечном тракте до глюкозы с указанием соответствующих ферментов. 4. Напишите реакцию фосфорилирования глюкозы в клетке. 5. Схематически представьте основные пути превращений глюкозо-6-фосфата в тканях. 6. Представьте структуру гликогена. Какова биологическая роль гликогена печени и гликогена других тканей? 7. Выпишите, каково примерное процентное содержание гликогена в различных тканях: печени, мышцах, почках, сердечной мышце и др. 8. Схематически представьте путь биосинтеза гликогена, укажите ферменты. Какие из них являются регуляторными (ключевыми). 9. Напишите химизм основных этапов синтеза гликогена. 10. Подумайте, почему в клетках как запасный углевод депонируется гликоген, а не свободная глюкоза.
11. Схематически представьте (с указанием соответствующих ферментов) фосфоролитический и a-амилолитический (гидролитический) пути расщепления гликогена. 12. Охарактеризуйте принципиальное отличие значения мобилизации гликогена в печени и в других тканях. 13. Выпишите основные гормоны: а) стимулирующие синтез гликогена, б) стимулирующие распад гликогена. 14. Схематически представьте механизм действия на обмен гликогена инсулина, адреналина и глюкагона. 15. Напишите, что понимают под терминами: «сахар крови», «гипогликемия», «гипергликемия». 16. Выпишите и запомните нормальные содержания глюкозы в крови. 17. Выпишите основные гормоны, вызывающие гипер- и гипогликемию. 18. Схематически представьте механизм саморегуляции уровня глюкозы в крови. 19. Охарактеризуйте понятия «почечный порог для глюкозы», «глюкозурия». Напишите, каков почечный порог для глюкозы, и при каких состояниях может наблюдаться глюкозурия. Примеры тестов контроля исходного уровня знаний Задание 1. Выберите правильный ответ. 1.1. Все известные амилазы желудочно-кишечного тракта осуществляют расщепление: А. α-1,6-гликозидных связей Б. β-1,6-гликозидных связей В. α-1,4-гликозидных связей Г. β-1,4-гликозидных связей 1.2. Переносчиком гликозильных групп в реакции биосинтеза гликогена является... А. АТФ Б. ГТФ В. АДФ Г. УДФ Д. УТФ Задание 2. Установить соответствие. 2.1.:
2.2.:
Задание 3. Выберите несколько правильных ответов. 3.1. Уровень глюкозы в крови повышают... 1. глюкагон 2. адреналин 3. АКТГ 4. инсулин 5. вазопрессин 3.2. Моносахариды в кишечнике всасываются... 1. в виде фосфорных эфиров 2. с помощью специальных переносчиков 3. путем активного транспорта 4. путем диффузии 5. в виде диглюкуронидов Задание 4. Определите правильность утверждений в предложении и установите наличие причинной связи между ними.
4.1. Переваривание углеводов начинается в ротовой полости, потому что в ротовой полости в слабощелочной среде функционирует альфа-амилаза. 4.2. Соматотропин вызывает гипергликемию, потому что он является гормоном белковой природы. Примеры ситуационных задач Задача 1. Известно, что помимо таких углеводов как крахмал, сахароза, лактоза пища должна содержать группу полисахаридов, объединяемых в группу так называемых балластных веществ или пищевых волокон. Какие полисахариды входят в эту группу? Каково их значение для нормального питания? Задача 2. На включении одного остатка глюкозы в структуру гликогена затрачивается 2 макроэргические связи – 2 молекулы АТФ. И все же, почему, несмотря на «затратность» биосинтеза гликогена, главное клеточное топливо хранится в виде полисахарида, а не в форме свободной глюкозы? Чем объясняется большая разветвленность гликогена, по сравнению с запасным полисахаридом растений – крахмалом? Самостоятельная работа студентов Занесите в тетрадь протоколы лабораторных работ, оставляя место для расчетов и выводов.
Для количественного определения глюкозы в крови используются следующие методы: 1. Редуктометрические – они основаны на свойстве сахаров восстанавливать соли тяжёлых металлов в щелочной среде (титрометрический метод Хагедорна-Йенсена). Недостаток этих методов состоит в том, что они неспецифичны, так как присутствующие в крови рецидивирующие вещества, не являющиеся углеводами, также обладают восстанавливающими свойствами, и полученные результаты включают всю сумму восстанавливающих соединений в крови. 2. Колориметрические – основаны на определении степени интенсивности окраски соединений, образующихся при взаимодействии глюкозы с определенным веществом (ортотолуидиновый метод). Метод специфичен и точен. 3. Энзиматические – основаны на действии фермента глюкозооксидазы, окисляющей глюкозу до глюконовой кислоты кислородом воздуха (глюкозооксидазный метод). Этот метод специфичен и широко применяется в клинико-диагностических лабораториях. Работа 1. Количественное определение глюкозы в крови Глюкозооксидазным методом. Принцип метода Глюкоза в присутствии фермента глюкозооксидазы окисляется кислородом воздуха с образованием перекиси водорода, при разрушении которой под влиянием пероксидазы происходит конденсация фенола и p-аминоантипирина в окрашенное соединение. Реакция протекает по схеме: глюкозооксидаза Глюкоза + О2 + Н2О ¾¾¾¾¾¾¾¾® глюконат + Н2О2 пероксидаза 2Н2О2 + фенол + 4-аминоантипирин ¾¾¾¾¾® 4(n-бензохинонмоно-имино)- феназон + 4Н2О (n-аминофеназон) (цветной хиноимин) Интенсивность окраски раствора пропорциональна концентрации глюкозы в крови. Ход определения Определение проводят по схеме, представленной в таблице:
Пробы перемешивают и инкубируют 30 мин. при 37оС. Измеряют оптическую плотность опытной (Е1) и стандартной пробы (Е2) против контрольной пробы при длине волны 480-520 нм в кювете 0,5 см.
Расчёт произвести по формуле: С глюкозы (моль/л)= Е1/Е2×10. В норме содержание глюкозы в крови составляет 3,3-6,2 мМоль. Гипергликемия наблюдается после приема пищи, содержащей большое количество сахара (алиментарная гипергликемия), а также при клинически выраженной форме сахарного диабета. Гипогликемия наблюдается после инъекций инсулина и при некоторых формах гликогенозов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.111 (0.014 с.) |