Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В фотосинтезирующих организмах (семинар).
Цель занятия. Получить современные представления о механизме преобразования в фотосинтезе солнечной энергии в химическую энергию органических соединений, а также овладеть навыками разделения и анализа пигментов фотосинтетического аппарата растений. Содержание занятия: – контроль выполнения заданий по самоподготовке; – выполнение заданий тестового контроля; – решение ситуационных задач; – участие в выступлении и обсуждении реферативных сообщений; – контроль усвоения темы путем устного собеседования с преподавателем. Примерные темы реферативных сообщений по УИРС: 1. Особенности фотосинтеза у бактерий Anoxyphotobacteria. 2. Фотосинтезирующие системы бактерий. Методические указания к самоподготовке При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, ответьте на вопросы и выполните задания: 1. Объясните сущность фотосинтеза (ФС), напишите его суммарное уравнение. 2. Перечислите фотосинтезирующие организмы. 3. Опишите роль ФС в жизнедеятельности фотосинтезирующих организмов. 4. Опишите структурную организацию хлоропластов: а) наружную и внутреннюю мембраны хлоропластов, их функции; б) строму – матрикс хлоропластов, локализованные в ней ферментные системы; перечислите происходящие в строме метаболические процессы, начиная с реакций фотосинтетической ассимиляции углерода; в) внутреннюю мембранную (ламеллярную) систему – тилакоиды гран и тилакоиды стромы, внутритилакоидные пространства – люмен и строму. 5. Опишите химический состав хлоропластов, указав содержание в них Н2О и состав сухого остатка. 6. Отметьте содержание в хлоропластах ДНК и различных видов РНК и дайте объяснение биологической роли нуклеиновых кислот хлоропластов. 7. Охарактеризуйте химический состав тилакоидных мембран, при этом отметьте: а) особенности липидного состава мембран тилакоидов; б) белковые компоненты мембран; в) ассиметрию мембран тилакоидов; 8. Охарактеризуйте пигментные системы как первичные фоторецепторы: а) напишите структурную формулу хлорофилла а и объясните его структуру; б) отметьте и объясните функции хлорофиллов как первичных фоторецепторов: поглощение фотона, запасание и миграция энергии молекулами хлорофилла;
в) объясните, в чем заключаются функции каротиноидов в процессе фотосинтеза: антенная, защитная и фотопротекторная. 9. Рассмотрите структурную организацию фотосистемы I (ФС I) и фотосистемы II (ФС II), энергетическое взаимодействие пигментов в антенных комплексах и реакционных центрах фотосистем. 10. Напишите принципиальную схему фотосинтеза. 11. Объясните значение и сущность процессов, происходящих на каждой из стадий фотосинтеза: 1 стадия – физическая; II стадия – фотохимическая; III стадия – реакция транспорта электронов; IV стадия – «темновые» реакции поглощения и восстановления углекислого газа. 12. Напишите схему нециклического (Z-схему) транспорта электронов в хлоропластах с участием ФС I и ФС II. 13. Разберите и объясните процессы, происходящие в ФС I после поглощения кванта света. 14. Разберите механизм процессов в ФС II: образование сильного окислителя для окисления Н2О до О2 . 15. Рассмотрите перенос электронов от воды к НАДФ+ с участием ФС II, ФС I, цитохромного b/f – комплекса, пластохинонов, пластоцианина, ферредоксина (ФД) и ферредоксин-НАДФ-оксидоредуктазы; сопряжение транспорта электронов с синтезом АТФ. 16. Дайте определение понятию «циклические потоки электронов», где этот процесс осуществляется и при каких условиях преобладает. 17. Изучите механизм фотофосфорилирования: а) вспомните основные положения хемиосмотической теории П.Митчелла трансформации энергии на сопрягающих мембранах; б) рассмотрите механизм сопряженного электронного транспорта в мембранах тилакоидов с формированием трансмембранного градиента электрохимического потенциала (∆µН+), роль цитохромного b/f-комплекса в формировании; в) разберите строение и механизм работы АТФ-синтазного комплекса хлоропластов. 18. Изучите С3 – путь фотосинтеза (цикл Кальвина или пентозофосфатный фотосинтетический цикл): а) напишите реакции стадии карбоксилирования рибулозобисфосфата; б) напишите реакции стадии восстановления; в) дайте представление о регенерации рибулозобисфосфата; г) напишите схему цикла Кальвина; д) напишите суммарное уравнение С3-пути образования 1 молекулы гексозы (глюкозы);
е) объяснить механизмы регуляции цикла Кальвина. 19. Дайте представление о механизме С4-пути фотосинтеза (цикла Хэтча-Слэка-Карпилова), его значении. 20. Объясните, почему С4-растения растут гораздо быстрее, чем С3-растения. 21. Дайте представление о фотодыхании. Примеры тестов для контроля исходного уровня знаний Задание 1. Для каждого вопроса подберите наиболее правильный ответ. 1.1. В состав фотосистемы I входят все компоненты, кроме: А-хлорофиллы антенн; Б-цитохром Р450; В-Р700; Г-ФД; Е-ФНР. 1.2. Реакции световой фазы фотосинтеза протекают в: А-плазмалемме; Б-цитозоле; В-мембране тилакоида; Г-люмене; Д-пероксисомах. Задание 2. Для каждого вопроса пронумерованного цифрой подберите соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом. 2.1. Установите принадлежность кофакторов фотосинтеза: 1. β-каротин А-Реакционный центр ФС I 2. хлорофилл а Б-Реакционный центр ФС II 3. Р680 В-Пигмент ССК (свето- собирающего комплекса) 4. Р700 Г-компонент ЭТЦ (электрон- транспортной цепи) 5. b/f 6. Qp (пластохинон) 2.2. Установите соответствие: 1. укажите один из продуктов А-УДФ-глюкоза световой фазы ФС Б-АТФ 2. каков редокс потенциал Р700? В-АДФ-глюкоза 3. какой кофермент необходим Г- Сахароза для синтеза крахмала? Д- +0,52 b 4. Укажите кофермент, необхо- димый для биосинтеза сахарозы 5. Укажите главную транспортную форму углеводов в растениях Задание 3. Выберите комбинацию правильных ответов. 3.1. Переносчиками электронов в ФС1 при нециклическом транспорте являются: 1) ферредоксин; 2) пластоцианин; 3) ферредоксин – НАДФ-оксидоредуктаза; 4) пластохинон 3.2. Процесс, который не относится к реакции световой фазы: 1) фотоокисление воды; 2) фотовосстановление НАДФ+; 3) фотофосфорилирование; 4) фиксация СО2 рибулозобисфосфатом. Задание 4. Установить правильную последовательность: 4.1. Компонентов акцепторной системы реакционного центра ФС1: 1) Fx (терминальный акцептор FeS – белок, Еo = + 0,7 в) 2) Ао (первичный электронный акцептор, Еo = - 1,1 в) 3) Р700 (димер хлорофилла, первичный донор электронов в основном состоянии, Еo = + 0,52в) 4) FA (терминальный акцептор, FeS – белок, Еo = - 0,6 в) 5) А1 (вторичный акцептор, филлохинон, Еo = - 0,9 в) 6) Р700 (первичный донор в возбужденном состоянии, Еo = - 1,2 в) 7) FB (терминальный акцептор, Еo = - 0,55 в) 4.2. Циклического потока электронов в ФС1: 1) Р700 2) Р+700 3) ФД (ферредоксин) 4) Ао 5) А1 6) FB 7) Fх 8) FА 9) ПЦ (пластоцианин) 10) ПХ (пластохинон) 11) цитохром b6 12) цитохром f
Примеры ситуационных задач Задача 1 Фотосинтез протекает в клетках растений, водорослей и фототрофных бактерий. У большинства из них фотосинтез сопровождается использованием в качестве доноров электронов Н2О и выделением О2. И только у аноксигенных бактерий Anoxyphotobacteria, вместо Н2О роль доноров ē могут выполнять некоторые восстановленные соединения, например, Н2S. Что при этом образуется? Задача 2
С4-путь (цикл Хетча-Слэка-Карпилова), отличается присутствием дополнительной начальной стадии – фиксации СО2 в составе оксалоацетата (4С). Эту реакцию катализирует ФЕП-карбоксилаза - более активный фермент, чем рибулозо-дифосфат-карбоксилаза. Но этот путь требует дополнительных стадий и затрат энергии: на фиксацию 1 СО2 затрачивается 5АТФ вместо 3-х в С3-пути. Однако С4-растения (кукуруза, сахарный тростник, сорго, многие сорняки) растут гораздо быстрее, чем С3-растения (пшеница, рожь, овес, рис и др.). Объясните почему?
Эталоны ответов на тесты 1.1. – Б 1.2. – В 2.1. – 1-В; 2-В; 3-Б; 4-А; 5-Г; 6-Г 2.2. – 1-Б; 2-Д; 3-А; 4-В; 5-Г 3.1. – 1,3 3.2. – 4 4.1. –. 3→6→2→5→1→4→7 4.2. – 1→2→4→5→7→8→6→3→10→11→12→9→2
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.022 с.) |