Введение в конфликтологию. Возникновение и развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в конфликтологию. Возникновение и развитие



Конфликтологии

Цель: сформировать представление о конфликтологии как науке и истории её развития.

План:

1 Теоретические и социально – исторические предпосылки возникновения прикладной конфликтологии.

1.1 Древнейшие времена (Конфуций, Гераклит, Платон, Геродот, Демокрит, Аристотель, Цицерон, Аврелий).

1.2 Средние века и эпоха Возрождения (Ф. Аквинский, Н. Маккиавелли, Э. Ротердамский).

1.3 Новое время и эпоха Просвещения (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, А. Смит, И. Кант, К. Клаузевиц, О. Конт).

1.4 Вторая половина 19 - начало 20 века (Ч. Дарвин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, П. Сорокин, З. Фрейд, В. Вунд).

2 Специфика прикладной конфликтологии как учебной дисциплины.

3 Связь прикладной конфликтологии с другими науками.

 

Основные понятия: конфликтология, прикладная конфликтологиия, исторические условия возникновения конфликтологии, эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли.

 

Темы рефератов:

1. Вклад зарубежных и отечественных психологов в разработку конфликтологической теории.

2 Современные проблемы развития прикладной конфликтологии.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА, 2008. – 301 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

Характеристика конфликта как социального феномена.

Виды и типы конфликтов

Цель: сформировать представление о конфликте, функциях конфликта, изучить условия и причины возникновения конфликта.

План:

1. Понятие «конфликта», его сущность и структура.

2. Виды конфликтов и их классификация.

3. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

4. Динамика конфликта.

5. Решение практических ситуаций.

Основные понятия: понятие «конфликта», его сущность и структура. Причины конфликтов. Мотивы конфликта. Предмет конфликта. Образ конфликтной ситуации. Инцидент. Объекты и субъекты конфликтного взаимодействия и их структура. Позиции конфликтующих сторон.

 

Решение практических ситуаций

 

Ситуация 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 

Ситуация 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Ситуация 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

 

Ситуация 5

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Деловая игра «Жалоба»

Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

1. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда — руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда — рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда — эксперты (3-5 человек).

Время на распределение ролей — 5 минут.

Состав команд может быть определен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку — 15 минут.

3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

«Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15-20 минут).

3. Подведение итогов.

 

Темы рефератов:

1 Конфликт как неизбежное явление в процессе становления и функционирования трудового коллектива

Список рекомендуемой литературы:

1. Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Кибанов.- М.: ИНФРА, 2008. – 301 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.007 с.)