Раздел 1 общая теория конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 общая теория конфликта



ПРИКЛАДНАЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Практикум

Оренбург

УДК

ББК

Л

 

 

Обсуждены на заседании кафедры «Управление персоналом» (Протокол № от 2009г.)

 

Рекомендованы Учебно – методической комиссией факультета менеджмента (Протокол № …от

 

Утверждены Учебно – методическим советом Оренбургского государственного института менеджмента (Протокол №.. от

 

 

Л Луковенкова А. Н.

Прикладная конфликтология: практикум / А. Н. Луковенкова – Оренбург: Оренб. гос. ин-т менеджмента, 2009. –72 с.

 

Практикум содержит темы семинарских занятий, вопросы, основные понятия, практические ситуации, темы рефератов, список рекомендуемой литературы по каждой теме.

Практикум составлен в соответствии с ГОС ВПО специальности 090103 «Организация и технология защиты информации» и Положением [временное] «Учебные и научные издания. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятыми в институте».

 

УДК

ББК

 

© Луковенкова А. Н., 2009

© Оренбургский государственный

институт менеджмента, 2009

Оглавление

 

Предисловие ………………………………………………………………….  
Раздел 1 Общая теория конфликта …………………………………………  
1.1 Введение в конфликтологию. Возникновение и развитие конфликтологии ……………………..............................................................  
1.2 Характеристика конфликта как социального феномена. Виды и типы конфликтов….. ……………………………………………………………..  
1.3 Технология управления конфликатами…………………………………  
Контрольно – тестовое задание для оценки качества знаний студентов по разделу «Общая теория конфликта»……………………………………  
Раздел 2 Психология конфликта  
2.1 Теории механизмов возникновения конфликтов. Формулы конфликта…………………………………..……………………..  
2.2 Теория поведения личности в конфликте. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте …………………….…  
2.3 Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов…..  
2.4 Внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты. Групповые конфликты……………………………………………………………  
Контрольно – тестовое задание для оценки качества знаний студентов по разделу «Психология конфликта»………………………………………  
Раздел 3 Социология конфликта…………………………………………….  
3.1 Конфликты в обществе. Конфликты в семье …………………………  
3.2 Конфликты в организации. Конфликты в сфере управления..……….  
Контрольно – тестовое задание для оценки качества знаний студентов по разделу «Социология конфликта»……………………………………….  
Список используемой литературы  

 

 

 

Предисловие

 

Прикладная конфликтология как теоретико-прикладная дисциплина о природе конфликтов, закономерностях их возникновения, развития, завершения, а также принципах, способах и приемах управления ими, представляет собой быстро развивающуюся область социогуманитарного знания.

В этом плане обучение специалистов по организации и технологии защиты информации основам конфликтологической деятельности становится чрезвычайно значимым. В то же время необходимо отметить, что предметная очерченность прикладной конфликтологии в значительной степени определяется именно наличием и востребованностью ее прикладного аспекта. Конфликт как специфическая форма социального и коммуникативного поведения может быть включен в общественную жизнь одновременно и в деструктивном, и в конструктивном ключе.

Дисциплина «Прикладная конфликтология» рассматривает конфликт как неизбежный аспект социальной жизни. Таким образом, студенты по изучению курса обучаться эффективно использовать его ресурсы. Конфликт как специфическая форма социального взаимодействия предметно очерчивается в курсе именно как управляемый и прогнозируемый процесс.

Целью курса является обучение студентов основам теоретических знаний и практических навыков в области деятельности по управлению конфликтами. Данные навыки и знания принципиально необходимы в деятельности, связанной с защитой информации, и при решении соответствующих научно-практических задач. В этом плане основное внимание уделяется проведение тренинговых и практических занятий по непосредственным моделям конфликтологической деятельности, связанной с различными уровнями конфликта. Значимой частью учебного процесса является формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях: технологий саморегуляции, навыков конструктивной критики, методов убеждающего воздействия.

Изучение дисциплины предполагает лекционные и семинарские занятия, самостоятельное изучение материала.

Настоящее учебно-практическое издание определяет содержание, формы, объём и порядок проведения семинарских занятий по дисциплине «Прикладная конфликтология».

Практикум структурирован в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Прикладная конфликтология»для студентов, обучающихся по специальности 090103 «Организация и технология защиты информации».

Практикум состоит из трёх разделов. Каждый раздел включает в себя содержание тем дисциплины, тематику семинарских занятий, перечень вопросов для подготовки студентов, практические задания и упражнения, направленные на формирование и закрепление знаний, умений и навыков, основные понятия каждой темы, список рекомендуемой литературы по каждой теме.

После каждого раздела приводится примерный вариант контрольно-тестовых заданий для оценки качества знаний студентов.

 

Конфликтологии

Цель: сформировать представление о конфликтологии как науке и истории её развития.

План:

1 Теоретические и социально – исторические предпосылки возникновения прикладной конфликтологии.

1.1 Древнейшие времена (Конфуций, Гераклит, Платон, Геродот, Демокрит, Аристотель, Цицерон, Аврелий).

1.2 Средние века и эпоха Возрождения (Ф. Аквинский, Н. Маккиавелли, Э. Ротердамский).

1.3 Новое время и эпоха Просвещения (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, А. Смит, И. Кант, К. Клаузевиц, О. Конт).

1.4 Вторая половина 19 - начало 20 века (Ч. Дарвин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, П. Сорокин, З. Фрейд, В. Вунд).

2 Специфика прикладной конфликтологии как учебной дисциплины.

3 Связь прикладной конфликтологии с другими науками.

 

Основные понятия: конфликтология, прикладная конфликтологиия, исторические условия возникновения конфликтологии, эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли.

 

Темы рефератов:

1. Вклад зарубежных и отечественных психологов в разработку конфликтологической теории.

2 Современные проблемы развития прикладной конфликтологии.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Кибанов. - М.: ИНФРА, 2008. – 301 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

Виды и типы конфликтов

Цель: сформировать представление о конфликте, функциях конфликта, изучить условия и причины возникновения конфликта.

План:

1. Понятие «конфликта», его сущность и структура.

2. Виды конфликтов и их классификация.

3. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

4. Динамика конфликта.

5. Решение практических ситуаций.

Основные понятия: понятие «конфликта», его сущность и структура. Причины конфликтов. Мотивы конфликта. Предмет конфликта. Образ конфликтной ситуации. Инцидент. Объекты и субъекты конфликтного взаимодействия и их структура. Позиции конфликтующих сторон.

 

Ситуация 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 

Ситуация 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Ситуация 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

 

Ситуация 5

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Деловая игра «Жалоба»

Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

1. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда — руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда — рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда — эксперты (3-5 человек).

Время на распределение ролей — 5 минут.

Состав команд может быть определен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку — 15 минут.

3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

«Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15-20 минут).

3. Подведение итогов.

 

Темы рефератов:

1 Конфликт как неизбежное явление в процессе становления и функционирования трудового коллектива

Список рекомендуемой литературы:

1. Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Кибанов.- М.: ИНФРА, 2008. – 301 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

 

Ситуация 1

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

 

Ситуация 2

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

При распределении премии начальник не выделил ее одному из

подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос

подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».

 

Ситуация 3

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства. Назревает конфликт.

 

Ситуация 4

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

 

Ситуация 5

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

 

Ситуация 6

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

 

Ситуация 7

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

 

Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов».

1. Студентам предлагается тест «Родитель — Взрослый — Ребенок».

Тест 3.1. «Родитель — Взрослый — Ребенок»

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 - «Д» (Дитя);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 - «В» (Взрослый);

3, 6, 9, 12, 15,18, 21 - «Р» (Родитель).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

Д во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

 

Темы рефератов:

1. Субъективные факторы возникновения конфликта

2. Возникновения конфликта с точки зрения трансактного анализа

3. Психологические механизмы разрешения конфликтов

4. Роль информации в конфликтах

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Кибанов.- М.: ИНФРА, 2008. – 301 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

Поведения в конфликте

 

Цель: развитие у студентов навыков эффективного об­щения и рационального поведения в конфликте, формирование у них умений управлять своим поведением в сложных и критических ситу­ациях социального взаимодействия.

План:

1. Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.

2. Характеристика основных стратегий поведения в конфликте.

3. Типы конфликтных личностей.

4. Понятие технологий эффективного общения и их основное содержание.

5. Решение практических ситуаций.

 

Основные понятия: содержательные аспекты процесса общения. Основное противоречие процесса общения в конфликте. Понятие о технологиях эффективного общения. Основные правила эффективного общения в конфликте. Технологии рационального поведения в конфликте. Основные способы избавления от гнева. Общение; технология рационального поведения в конфликте; гнев; самоконтроль.

 

Ситуация 1

Вы работаете мастером. Вы лично должны покри­тиковать своего подчиненного при непосредственном контакте с ним. Ситуации для групп:

1. Во время работы ваш подчиненный испортил дорогостоящее оборудование. Как вы его за это будете ругать?

2. Рабочий грубо нарушил технику безопасности, и только случай­но никто не пострадал. Что вы ему скажете?

Ситуация 2

Вы работаете начальником цеха. По телефону вы­ражаете неудовлетворение действиями своего коллеги, начальника другого цеха.

Ситуации для групп:

1. Ваш коллега не поставил своевременно детали, и рабочие ваше­го цеха не смогли собрать узел изделия к положенному по гра­фику сроку. Что вы скажете своему коллеге?

2. Ваш коллега, пообещав высокую зарплату, забрал из вашего цеха грамотного, исполнительного работника, очень нужного вашему коллективу. Ваша критика в адрес этого начальника цеха.

 

Ситуация 3

Вы работаете старшим мастером. На рабочем со­брании или оперативном совещании у начальника цеха вам необхо­димо публично высказать критические замечания в адрес своего на­чальника.

 

Ситуация 4

Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые пробле­мы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбици­озно.

В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свиде­тельствует о его негативной реакции на критику: он становится раз­дражительным и настороженным. Как себя вести?

 

Ситуация 5

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько прият­ных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и ис­торию, которая произошла сегодня у него в доме.

В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали раз­говор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

 

Ситуация 6

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших под­чиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так по­ступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не зна­ете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

Ситуация 7

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоцио­нально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она рас­плакалась. Как довести до нее свои соображения?

 

Ситуация 8

У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совер­шают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

 

Ситуация 9

Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окон­чившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и пра­ва), который превосходно справляется с работой. Он провел уже не­сколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с об­служивающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секре­таря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необ­ходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль об­щения в коллективе?

 

Ситуация 10

Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередно­го рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

 

Ситуация 11

Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревож­но, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

Темы рефератов:

1. Зависимость выбора способа разрешения конфликта от индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Компромисс – универсальный способ разрешения конфликтного противоборства.

3. Эмоции и стресс на рабочем месте.

4. Влияние стрессовых состояний на здоровье работников организации Факторы нормализации стресса.

5. Способы бесконфликтного поведения.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Бондырева С. К. Коммуникация: учеб. пособие для вузов / С. К. Бондырева, А. А. Мурашов. – М.: МПСИ, 2007 – 383 с.

2. Язык мимики, взглядов и жестов / С.В. Рыбалка. – Ростов н/Д: Феникс, Донецк: издательский центр «Кредо», 2007. – 223 с.

3. Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Кибанов.- М.: ИНФРА, 2008. – 301 с.

4. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

 

Ситуация 1

Вам предлагается 9 вопросов, на каждый из которых вы должны дать вариант ответа: «а»; «б» или «в».

1. На чем вы настаиваете во время переговоров?

а) на соглашении;

б) на своем решении;

в) на использовании объективных критериев при выборе ре­шения.

2. Стремитесь ли вы во время переговоров к единственному реше­нию?

а) стремлюсь к единственному ответу, приемлемому для обеих сторон;

б) стремлюсь к единственному решению, приемлемому для себя;

в) представляю множество вариантов на выбор.

3. Ради соглашения идете на уступки или требуете преимуществ?

а) примиряюсь с односторонними потерями ради достижения соглашения;

б) требую односторонних преимуществ в награду за соглашение;

в) продумываю возможность взаимной выгоды.

4. При ведении переговоров намечаете ли вы «нижнюю грани­цу» - то есть результат переговоров, выраженный в виде худ­шего из допустимых вариантов?

а) открываю свою «нижнюю границу»;

б) скрываю свою «нижнюю границу»;

в) не устанавливаю «нижнюю границу».

5. Во время переговоров вы выдвигаете предложения или прибе­гаете к угрозам?

а) прибегаю к угрозам;

б) изучаю интересы сторон;

в) выдвигаю предложения.

6. Во время переговоров меняете ли вы свои позиции?

а) легко меняю позиции;

б) твердо придерживаюсь намеченных позиций;

в) сосредоточиваюсь на выгодах, а не на позициях.

7. Во время переговоров доверяете ли вы их участникам?

а) да;

б) нет;

в) действую независимо от доверия или недоверия.

8. Требовательны ли вы в подходе к участникам переговоров и ре­шениям?

а) нет;

б) да;

в) стараюсь быть мягким к участникам переговоров и требова­тельным к решениям.

9. Ради сохранения отношений идете ли вы на уступки в ходе пе­реговоров?

а) уступаю ради сохранения отношений;

б) требую уступок в качестве условия продолжения отношений;

в) отделяю спор между людьми от решения задачи переговоров.

Оценка результатов

Если у вас преобладают ответы группы «а», ваш стиль перегово­ров - уступчивость, а цель переговоров - соглашение.

Если у вас больше ответов группы «б», ваш стиль переговоров - жесткость, давление. Цель переговоров - только победа, причем од­носторонняя, только с вашей стороны.

Если больше ответов группы «в», ваш стиль переговоров - сотруд­ничество. Цель - взаимовыгодные решения.

 

Ситуация 2

Между двумя железнодорожными компаниями (А и В) возникла кон­фликтная ситуация.

Эти компании занимаются перевозкой срочных грузов. Каждая из них владеет двумя индивидуальными железнодорожными ветками и одной общей. Общий путь намного короче, чем индивидуаль­ные пути.

Проблема возникла из-за использования общей короткой ветки. Она считается открытой только тогда, когда открыты две стрелки А и В: одна открывается компанией А, другая — компанией В.

По короткому пути в сутки может пройти только один состав. Он может принадлежать либо компании А, либо компании В. Каждая ком­пания в день может сформировать и отправить только один состав.

Компании А и В не находятся друг с другом в прямой конкурен­ции, они отличаются численностью рабочих, количеством грузовых составов, уровнем механизации, прибыльностью. Целью каждой компании является получение максимальной прибыли за тонну гру­за в месяц.

Вас как консультанта по экономическим вопросам пригласила ад­министрация компании В. Помогите найти такое решение, которое было бы максимально выгодно для этой компании, но также устрои­ло бы и компанию А.

 

Необходимые для расчетов параметры компаний представлены в таблице:

№ п/п Параметры Компания
      А В
  Количество вагонов    
  Грузоподъемность одного вагона в тоннах    
  Прибыль от перевозки по короткому пути (в долларах США за тонну)    
  Прибыль от перевозки по длинному пути (в долларах США за тонну)    

 

Решение. По мнению экспертов, максимально выгодным для компа­нии В был вариант, когда коротким путем целиком пользуется компа­ния А, перечисляя при этом на счет компании В по 4 доллара за тонну груза, перевозимого этой компанией. Таким образом, компания В по­лучает максимально возможную для нее прибыль: 6 долларов за тонну, а прибыль компании А в день составит 8 долларов за тонну для 20 ваго­нов из 30 и 12 долларов за тонну для 10 вагонов из 30. В среднем при­быль компании А составит 9 долларов 33 цента за тонну.

Темы рефератов:

1. Психологические манипуляции в повседневной жизни

2. Характеристика невербального компонента делового общения

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Бондырева С. К. Коммуникация / учеб. пособие для вузов / С. К. Бондырева, А. А. Мурашов. – М.: МПСИ, 2007 – 383 с.

2. Язык мимики, взглядов и жестов / С.В. Рыбалка. – Ростов н/Д: Феникс, Донецк: издательский центр «Кредо», 2007. – 223 с.

3. Социальная психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 225 с.

4. Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

 

Ситуация 1

В конструкторском бюро не сложились отношения начальника отде­ла с коллективом. Начальник отдела был назначен на должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как специалист. Имеет большое количество изобретений, один из научных проектов, руководителем которого он был как веду­щий инженер по предыдущей должности в другом отделе, получил высшую оценку на международной выставке.

Проанализируйте, какие причины могли лечь в основу конфликта между новым начальником и коллективом?

 

 

Ситуация 2

На собрании творческого коллектива обсуждался вопрос о представле­нии к почетному званию «Заслуженный деятель науки» сотрудника А. Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Поло­жению мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. Пос­ле короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Б. внес предложе­ние: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понят­но, в результате итоги голосования оказались не в пользу А. Дополнительная информация:

1) инициатором представления А. к почетному званию выступил руководитель коллектива;

2) руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (А. до смены ру­ководителя коллектива, которое произошло за два года до пред­ставления его к почетному званию, несмотря на успехи в научно-исследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя М. С приходом нового руково­дителя С. А. был назначен на вышестоящую должность);

3) численность коллектива, в котором трудился соискатель почет­ного звания, была небольшая (10 человек); в их числе были чет­веро сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендо­вавших на него.

Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности.

 

Ситуация 3

Бригада слесарей-лекальщиков (шесть человек) всегда держалась очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разни­цу в возрасте, часто проводили вместе и свободное время. Старшие к младшим относились покровительственно, младшие к старшим — с уважением. Когда один из членов бригады ушел на пенсию, в нее был принят молодой слесарь Акимов, года два или три назад окон­чивший ПТУ. Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отноше­ния, он был принят в коллектив, стал «своим».

Еще месяца через два положение изменилось. Акимову как моло­дому и не очень опытному работнику поручили изготовление круп­ной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Аки­мов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала. Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригади­ра. На Акимова в бригаде начали коситься и замечать в его поведении множество изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался с не­прошеным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец, наступил полный разрыв отно­шений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода.

Проанализируйте данную ситуацию на предмет конфликтности.

 

Ситуация 4

Группа переводов отдела научно-технической информации опытно-конструкторского бюро состояла из пяти женщин и начальника груп­пы Миронова. Он старался не вмешиваться во взаимоотношения пере­водчиц, которые обычно самостоятельно распределяли работу между собой. Оснований для беспокойства не было: группа не только справ­лялась с работой, но и значительно перевыполняла норму выработки.

Отношения в группе были хорошие. Переводчицы — молодые женщи­ны примерно одного возраста — помогали друг другу. Никаких трений, а тем более конфликтов, между ними не возникало. В конце каждой недели происходило традиционное совещание группы, на котором Миронов обычно отмечал хорошую работу всех переводчиц и сообщал о предстоящих переводах. Сами переводчицы предлагали для перево­да дополнительный материал, интересный с их точки зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.168 с.)