Виды мероприятий
| Варианты содержания
| Особенности организации
|
Утренняя гимнастика
| Традиционная гимнастика
Аэробика
Ритмическая гимнастика
Корригирующая гимнастика
| Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале.
Длительность 10-12 мин.
|
Непрерывная образовательная деятельность
| Традиционные
Игровые и сюжетные
Тренировочного типа
Тематические
Контрольно-проверочные
На свежем воздухе
| В соответствии с графиком проведения и с СанПин 2.4.1.3049-13
|
Физкультминутки
Музыкальные минутки
| Упражнение для снятия общего и локального утомления
Упражнения для кистей рук
Гимнастика для глаз
Гимнастика для улучшения слуха
Дыхательная гимнастика
| Ежедневно проводятся во время проведения непосредственно образовательной деятельности по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию
|
Бодрящая гимнастика после сна
| Разминка в постели – корригирующие упражнения и самомассаж
Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам
Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации
| Ежедневно, при открытых фрамугах в спальне или группе.
Длительность 7-10 мин.
|
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
| Подвижные игры средней и низкой интенсивности
Народные игры
Эстафеты
Спортивные упражнения (езда на велосипедах)
Игры с элементами спорта (футбол, бадминтон, городки, баскетбол)
| Ежедневно, на утренней прогулке.
Длительность 20-25 мин.
|
Игры валеологической направленности
Музыкальные игры
Школа мяча
| На прогулке во второй половине дня
Длительность 15-20мин.
|
Оздоровительный бег
Оздоровительный бег на набережной
|
| 2 раза в неделю, группами по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки.
Длительность 3-7 мин. 2 раза в неделю
|
«Недели здоровья»
| Самостоятельная двигательная деятельность
Спортивные игры и упражнения
Осенние и весенние чемпионаты по прыжкам, бегу.
Совместная трудовая деятельность детей, педагогов и родителей
Развлечения.
| 4 раза в год (в октябре, январе, марте, июле)
|
Спортивные праздники и физкультурные досуги
| Игровые, соревновательные, сюжетные, творческие, комбинированные, формирующие здоровый образ жизни
| Праздники проводятся 2 раза в год.
Длительность не более часа.
Досуги - один раз в квартал.
Длительность не более 30 мин.
|
Самостоятельная двигательная деятельность
| Самостоятельный выбор движений с использованием пособий и нетрадиционного оборудования
| Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя.
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.
|
¾ познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе и о других людях;
¾ социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
¾ художественно-эстетическое развитие формирует личность ребенка на фоне эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Перспективно-тематический план организации деятельности детей представлен в таблице (таблица 1) в соответствии с основными направлениями развития детей старшего дошкольного возраста.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
|
Месяц
| Виды деятельности. Темы
| Познавательное развитие
| Физическое развитие
| Социально-коммуникативное развитие
| Речевое развитие
| Художественно-эстетическое развитие
|
Сентябрь
|
| Беседа «Добрый доктор Айболит»
Загадки по теме «Человек» О.П.Власенко
Цель: Формировать навыки ЗОЖ. Рассказать о значении органов чувств в познании окружающего мира; дать представление об опасностях, которые угрожают органом чувств. Познакомить с правилами сохранения зрения, слуха, учить детей сознательному отношению к своему здоровью.
Беседа: «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!»
Цель: Научить детей заботиться о своём здоровье, формировать привычки здорового образа жизни. Развивать способность к умозаключениям. Воспитывать у детей стремление быть здоровым.
| Совместная игровая деятельность педагога с детьми
Эстафеты, подвижные игры на участке.
Цель: Развивать двигательную активность детей.
Развлечение «Ну, погоди».
Цель: Развивать мотивацию основ сохранения и укрепления здоровья.
| Анкетирование с родителями. «Ваш любимый вид активного отдыха?»
Цель:Выявить количество семей занимающихся спортом.
Беседа «Здоровье в порядке спасибо зарядке».
Цель: Познакомить детей с понятием «Зарядка»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
| Чтение «О том, как мальчуган здоровье закалял».
М. Витковская
Цель: Воспитывать положительное отношение к тем людям, которые заботятся о своём здоровье.
Чтение «Румяные щёки»
С. Прокофьев
Цель: Помочь детям понять, сюжет произведения. Вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.
| Продуктивная деятельность с детьми.
Я рисую и пою, с физкультурой я дружу. Рядом все мои друзья от того так счастлив я.
Спортивный праздник «Папа мама Я здоровая – семья!»
|
Октябрь
|
| Беседа «Витамины, полезные продукты и здоровый организм».
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Беседа: «Пища – наше тепло, энергия, рост и здоровье».
Цель: Ознакомить с правилами полноценного питания. воспитывать бережное отношение к здоровью.
| Подвижные игры: «Кто скорее соберёт урожай?», «Во саду ли, в огороде».
Цель: Учить детей взаимодействовать со сверстниками, совместно выполнять игровые действия, доверять друг другу.
«Как зовут, угадай - витаминку передай»
Цель: Углублять представления ребёнка о себе.
Объяснить индивидуальные особенности девочек и мальчиков..
| Беседа: «Я здоровье берегу витамины я люблю»
Цель: Формировать представление о правильном питании, соблюдении гигиены.
Выпуск валеологической газеты для родителей. «Полезные продукты и витамины!»
| «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких». Г. Горн
Цель:Развивать эмоционально – волевую сферу и слуховое восприятие.
Формировать привычку к здоровому образу жизни, учить детей заботиться о своём здоровье.
«Чем дольше жуёшь, тем больше проживёшь». П. Гребенюк. В. Шахненко
Цель: Объяснить смысл названия сказки.
| Организация выставки поделок из овощей «Осенняя фантазия».
Досуг «Праздник здорового питания».
Цель: Закреплять знание о пользе витаминов для организма человека. Упражнять в классификации продуктов питания
|
Ноябрь
|
| Совместная деятельность педагога с детьми «Проделки Королевы простуды».
Цель: Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда.
Беседа «Прогулки во дворе»
Цель: Формировать у детей представления об ответственности человека за собственное здоровье, о предупреждении простудных заболеваний.
| Развлечение. «Весёлые путешественники»
Цель: Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Воспитывать у детей желание самостоятельно заниматься физкультурой.
Спортивный досуг «Ох и Ах у нас в гостях».
Цель: Формировать понятие о взаимосвязи физических упражнений и здоровья. Развивать желание систематически заниматься физическими упражнениями.
| Экскурсия в медицинский кабинет.
Цель: Познакомить детей с функциями и работой старшей мед.сестры в мед.блоке (изолятор, прививочный кабинет, кабинет мед сестры)
Беседа «Кто в детском саду заботится о здоровье детей»
Цель:Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда взрослых для общества. Закреплять полученные знания.
Развивать память, мышление
Оформление папки –передвижки для родителей «Детские болезни»
| Чтение «Человек заболел». И. Турчин
Цель:Подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своём здоровье с детства. Воспитывать доброжелательность, чуткость и сочувствие.
Чтение «Сказка про девочку Машу и бабушку Гигиену» Л. Короткевич, В. Шахненко
Цель: Совершенствовать навыки умывания. Вызвать у детей чувство сострадания, развивать умение анализировать действия и поступки сверстников и соотносить их с общепринятыми нормами поведения.
| Развлечение «Закаляйся, будь здоров!»
Цель: Закрепить представление детей о признаках здоровья и болезни. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Кукольный спектакль «Где Тимоша здоровье искал»
Цель: Помочь детям осознать главную мысль спектакля: нужно бережно относиться к своему здоровью.
|
Декабрь
|
| Совместная деятельность педагога с детьми «Школа Мойдодыра»
Цель: Дать детям общее понятие об организме человека, его органах. Развивать умение и навыки ухаживания за своим телом.
Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Продолжать формировать практические навыки ухода за своим телом.
Массаж пальцев «Умывание»
Цель: Развивать подражательную способность, учить напрягать и расслаблять мышцы пальцев. Развивать мелкую моторику рук.
Беседа: «Девочки и мальчики»
Цель: Продолжать формировать представление о росте и развитии человека; объяснить индивидуальные особенности роста и развития девочек и мальчиков.
| Развлечение «Новые приключения Буратино»
Цель: Развивать двигательную активность, ловкость и гибкость. Воспитывать храбрость, уверенность в своих силах; бережное отношение к своему организму.
Игры с мячами Цель: Развивать двигательную активность детей.
| Беседа «Как мы проводим выходной день»
Цель:Расширять представления детей о семье. Воспитывать уважительное отношение к пожилым членам семьи. Напомнить детям, что здоровье зависит от того, как часто выполняешь утреннюю гимнастику, гуляешь на свежем воздухе и занимаешься спортом
Рассматривание семейных фотографий.
Цель: Углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять представления об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе.
Оформление стенда совместно с родителями «Вот как мы растем»
| Чтение и обсуждение «Зубки заболели»
А. Анпилов
Цель: Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта.
Объясните смысл пословиц: «Всё можно купить, кроме здоровья». «Здоровье – всему голова».
Цель: Развивать речевую активность и быстроту мышления.
Чтение художественной литературы: Н.Кнушевицкая «Зубы», «Желудок», «Печень», «Почки».
| КВН «В здоровом теле – здоровый дух!»
Я рисую «Моя здоровая семья»
Цель:Расширять представления о понятии «здоровая семья» - спортивная, жизнерадостная дружная, активная.
|
Январь
|
| Совместная деятельность педагога с детьми «Мои верные помощники»
Цель: Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания. Продолжить формирование интереса к познанию своего тела.
Гимнастика для глаз «Просыпайся глазок».
Цель: Тренировать мышцы глаз, умение снимать напряжение.
Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
Цель: Укреплять мышцы языка, стимуляцию деятельности головного мозга, укрепление дыхательного аппарат
| Развлечение «Богатырские потешки».
Цель: Воспитывать у детей стремление быть здоровым.
Закреплять название органов чувств.
Продолжить формирование интереса к познанию своего тела.
Подвижные игры: «Уши, нос, глаза», «Найди и промолчи», «Прятки».
Цель: Развивать двигательную активность детей. Умение соблюдать правила игры. Развивать выдержку, зрительное внимание.
| Игра «Испорченный телефон».
Цель: Развитие слухового внимания.
Познавательная беседа «Чтобы уши не болели».
Цель: Дать понятие о том, как не допустить заболевание ушей при переохлаждении; познакомить с правилами гигиены органов слуха; закрепить знания о том, как нужно одеваться в зимний период.
Проведение мероприятия для родителей Круглый стол «Вырастим детей здоровыми»
| Чтение «Чей нос лучше?» В. Бианки
Цель: Систематизировать знания об органах чувств на примере литературного произведения. Учить понимать переносное значение слов.
Чтение «Дети, которые плохо едят в детском саду». Э. Успенский
Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью. Учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
| Развлечение «Ушки на макушке».
Цель: Сформировать у детей новые анатомо – физиологические понятия о строении и функциях органов слуха, зрения и органах обоняния Развивать слуховое восприятие.
Проведение дидактической игры«Узнай по звуку»
Игра-драматизация«Как кот-Василий здоровье искал»
Цель:Систематизировать знания детей о органах слуха, зрения.
Воспитывать стремление быть здоровыми.
|
Февраль
|
| Совместная деятельность педагога с детьми «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Цель: Учить овладевать культурой общения дома, в саду, общественных местах.
Формировать умение межличностного общения.
Развивать желание культурно общаться.
Воспитывать любовь и уважение к окружающим.
Проблемные ситуации: «Всё мы делим по полам».
Цель: Дать представление о плохих и хороших поступках. Отработать навыки поведения в различных ситуациях.
Психогимнастика Этюды: «Эгоист», «Ябеда», «Злюка», «Кривляка».
Цель: Формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путём развития творческого воображения
| Развлечение «Мы весёлые ребята».
Цель: Формировать навыки дружеских отношений. Развивать умение выбирать друзей и беречь настоящую дружбу. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Досуг «Это я, это все мои друзья»
Цель: Учить детей взаимодействовать со сверстниками, совместно выполнять игровые действия, доверять друг другу.
Развивать двигательную активность детей. Желание заниматься физкультурой.
| Совместная беседа детей и родителей «Мы дружные ребята, не ссоримся совсем».
Цель: Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
Беседа с солдатами из воинской части «Какими должны быть настоящие мужчины»
Цель: Формировать рыцарские отношение к девочкам, продолжать развивать в девочках и мальчиках качества, свойственные их полу.
:
| Чтение «Требуется друг». А. Барто
Цель: Учить детей ценить дружбу. Показать на примере литературных героев, как нужно выбирать себе друзей.
Чтение «Новая девочка».
Н. Найдёнова
Цель: Учить детей правильно оценивать собственное поведение и поведение своих сверстников.
Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.
Пересказ «Два товарища». Л.Толстой
Цель: Помочь детям понять основной смысл произведения. Учить детей, аргументировано оценивать поступки персонажей.
Заучивание «Жадина» Я.Аким
Цель: Довести до сознания детей замысел стихотворения: эгоизм, себялюбие наказываются, высмеиваются автором.
| Досуг «Давайте жить дружно»
Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами. (Уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).
Досуг «Дружба крепкая не сломается…»
Цель:воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку. Честное отношение к товарищам.
|
Март
|
| Беседа «Безопасность на дороге»
Цель: Выяснить с детьми ситуации, вызывающие опасность на дорогах. Обратить внимание, как может повлиять поведение человека на дороге на его здоровье.
Познавательная беседа
Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»
Цель: Уточнить правила поведения в общественном транспорте, учить разговаривать не громко, учить предлагать место старшим.
| Развлечение «Опасности на дороге».
Цель: Учить детей знать основные правила дорожного движения. Избегать опасных ситуаций.
Развлечение «Что нужно знать и уметь, чтобы беды избежать, уцелеть?».
Цель: Учить осознано, относиться к возможным опасностям на дорогах. Быть бдительным, внимательным. Выполнять правила безопасности.
| Беседа совместно с родителями«На улице будьте внимательны, дети, твердо запомните правила эти».
Цель: Продолжать учить исполнять правили дорожного движения, четко соблюдать требования для пешеходов.
Дидактическое упражнение «Дорожные знаки – мои помощники».
Цель: Совершенствовать знания по использованию дорожных знаков.
|
| Составление коллажа. «Безопасность на дороге».
Цель: Закрепить знания о правилах поведения на дороге и дорожных знаках.
|
Апрель
|
| Беседа «Осторожно, незнакомец!»
Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
Игра «Знакомый, свой, чужой».
Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.
«Цветик – Семицветик».
Цель: Формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учитьдетей выбирать безопасные игры и развлечения.
| Спортивный праздник «Мой дом моя крепость».
Цель:Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению семьи к физкультуре и спорту. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества.
Развлечение: «Свой, чужой, знакомый»
Дидактическая игра «Угадай по голосу?»
| Беседы с родителями: «Один дома»; «Выбор места для безопасной игры»
Цель:Формировать навыки поведения детей вовремя отсутствия родителей. Учить выбирать безопасные игры и игрушки. Соблюдать правила безопасности.
Совместная деятельность родителей и детей на тему: «Опасно - безопасно!»
Цель:Учить соблюдать правила безопасности. Повторить правила пользования электрическими приборами, газом,водой и опасными веществами.
| «Большая книга поведения для воспитанных детей» Г. П. Шалаева
Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
Пересказ С.Я.Маршака «Старуха, дверь закрой!»
Цель:Развивать умения, передавать текст точно, последовательно, выразительно.
.
| Рисование: «Вспомни и нарисуй, кто притворялся добрым в сказках?»
Цель:Научить сопоставлять и анализировать.
Викторина:«Знаете ли вы правила безопасности?»
|
Май
|
| КВН «Умники и умницы» Цель: Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни; научить детей связно излагать свои мысли.
Динамическая пауза «В лесу»
Цель: Развитие двигательной активности на познавательных занятиях.
Игровая ситуация «Ты потерялся»
Цель: Формировать навыки безопасного поведения в чрезвычайной ситуации. При проведении тренинга дети предлагают различные варианты выхода из сложившейся ситуации.
| Спортивно-оздоровительное мероприятие совместно с родителями у моря «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
| Совместная деятельность родителей и детей «Как мы изменились и чему научились». Цель: Развивать представления об изменении позиции человека с возрастом (ребёнок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает). Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Беседа с родителями «Безопасный отдых».
Цель: Закрепить знания при выборе любого вида отдыха, формировать понятие о том, что только от собственного поведения зависит жизнь и здоровье каждого человека.
Оформление родительской витрины Ребенок на природе»
| Чтение «Берёзка»
П. Воронько
Цель: Продолжать развивать интерес детей к худ.литературе. Обратить внимание на выразительные средства (эпитеты. сравнения)
Чтение «Экскурсия в лес» С. Николаева
Цель: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.
| Рисование тема: «Отдых в лесу»
Цель:Продолжать развивать творческие способностей
Составление коллажа. «Мой любимый вид отдыха».
Цель: Закрепить понятие о видах отдыха людей, его необходимости.
|