В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса



В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Автор: Шлома Татьяна Леонидовна, старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Светлячок» (далее - МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок») муниципального образования город-курорт Геленджик, направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации: образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы, психолого-педагогическую программу «Будь здоров, малыш!».

Практическая апробация указанной программы проведена с 01 сентября 2013 года по 30 мая 2016 года в МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок» муниципального образования город-курорт Геленджик.

Отзыв образовательной организации прилагается.

Автор Шлома Татьяна Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок», согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительской власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные организации и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.

 

________________________/ Т.Л. Шлома/

 

 

08.07.2016г.

На VIII Всероссийский конкурс

Психолого-педагогических программ

«Новые технологии для «Новой школы»

 

Номинация: Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы

Психолого-педагогическая программа

«Будь здоров, малыш!»

 

Автор:

Шлома Татьяна Леонидовна,

старший воспитатель

МБДОУ «ЦРР – д/с № 2 «Светлячок».

 

 

Контактная информация:

Касицкая Виктория Александровна,

kiwi76@mail.ru,

тел. 8-918-460-28-21,

факс 8-86141-3-42-36,

почтовый адрес: 353460, Краснодарский край,

г.Геленджик,

ул. Морская, д.12

Оглавление

 

  Целевой раздел  
1.1. Пояснительная записка  
1.2. Планируемые результаты  
  Содержательный раздел  
2.1. Реализация программы в соответствии ФГОС ДО через образовательные области.  
2.2 Перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.  
  Организационный раздел  
3.1. Условия реализации программ  
3.2 Организация развивающей предметно пространственной среды  
3.3 Методические рекомендации к реализации программы  
  Критерии оценки достижения планируемых результатов:  
4.1. качественные критерии оценки  
4.2. количественные критерии оценки  
  Приложения  
5.1. Дидактический материал по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Составители: Шлома Т.Л.,Инашвили О.Е  
5.2 Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Доктора природы». Составитель Шлома Т.Л  
5.3. Спортивный досуг в рамках проектной деятельности в старшей группе «День Здоровья» Составители: Шлома Т.Л., Спасенко М.В  
5.4. Сценарий спортивно-музыкального праздника «Быть здоровыми хотим!» Составители: Шлома Т.Л. Лабанская Ю.А  
5.5. Конспект проведения родительского собрания «Будьте здоровы!» в подготовительной группе. Составители: Инашвили О.Е., Умршатян С.П  
5.6. Перспективный план работы с родителями «Клуб здоровой семьи» Составитель: Инашвили О.Е  
5.7. «Валеологическая газета» для родителей. Составитель: Шлома Т.Л  
5.8. Консультация для воспитателей «Использование арт-методов в коррекционной работе педагога-психолога. Составитель Спасенко М.В  
5.9. Консультация для воспитателей и родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием шариков – аквагрунта». Составитель Шевцова О.И  
6. Библиографический список  

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

“Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”

В.А.Сухомлинский

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

За последнее время в печати появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей. И это яркое свидетельство тому, что проблема услышана.

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделены:

¾ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

¾ формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

¾ обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

С введением ФГОС дошкольное образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Поэтому считается, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельность не одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашей дошкольной организации является одной из значимых и приоритетных.

В результате поиска новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью, разработана педагогическим коллективом программа «Будь здоров, малыш». Разработка программы привела наш коллектив к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью ребенка, необходимости актуализации внимания воспитателей, в вооружении родителей основами психолого-педагогических знаний и их валеологическом просвещении. Мы пришли к выводу о том, что роль педагога дошкольного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей, педагогов и родителей.

Программа «Будь здоров, малыш» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе: с участием всех участников образовательного процесса, с учетом природно-климатических условий.

Содержание программы и приложения к ней - методические рекомендации по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении, разработаны с учётом целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель.

Впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и её сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное - научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих исследователей: Антоновой А.И., Бутко Г.А., Журавлёвой И.В., Лисициной Ю.П., Покровского А.А., Царегородцева Г.И. Необходимость воспитания валеологической культуры подчёркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

Процесс воспитания валеологической культуры дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе детского сада, отбираются адекватные методы и приемы.

В соответствии с ФГОС ДО программа «Будь здоров, малыш!» учитывает:

¾ педагогический мониторинг, как основу для проектирования педагогического процесса;

¾ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (п.1.4.3 ФГОС ДО);

¾ индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (п.1.3.1 ФГОС ДО);

¾ формирование социокультруной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим потребностям детей (п.1.6.8 ФГОС ДО);

¾ наличие предметно-пространственной развивающей среды, инициирующей проявление субъектных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию;

¾ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.8.9 ФГОС ДО).

Учитывая, что валеологическая культура ребёнка - это совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни; знание о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; самостоятельное решение задач связанных со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской психологической помощи, мы определили цель и задачи данной программы.

Цель программы:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей (законных представителей), педагогов, воспитанников ДОО ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Реализация программы предусматривает решение следующих задач:

1. Создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия.

2. Разработать (совместно с другими специалистами) рабочие программы для детей и их родителей, ориентированные на соблюдение здорового и безопасного образа жизни.

3. Изучить и внедрить в практику современные технологии, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.

4. Развивать профессиональную компетентность специалистов в освоении здоровьесберегающих технологий для детей, в осуществлении совместно с родителями образовательно-оздоровительных проектов, в оценке результатов своей профессиональной деятельности в области укрепления физического и психического здоровья детей.

5. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по формированию привычек здорового образа жизни.

Планируемыми результатами освоения программы являются достижения следующей результативности:

Результат персональный (улучшение качества здоровья ребенка-участника программы):

¾ овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.

Результат для родителей (законный представителей) и педагогов:

¾ развитие психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста;

¾ сформированная компетентность педагогов в решении профессионально-педагогических задач, связанных с реализацией программы здоровьесозидания;

¾ построение целостного образовательного процесса, формирующего позитивную социализацию детей, на основе отечественных традиций и социокультурных ценностей в интересах семьи и общества.

Результат для общества:

¾ снижение числа пропусков в ДОУ – уменьшение дней нетрудоспособности родителей;

¾ обеспечение достаточных функциональных ресурсов физического, психического, в том числе эмоционального здоровья детей для их подготовки к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике, в семье и обществе.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Структура программы отвечает требованиям ФГОС ДО и включает целевой, содержательный, организационный разделы и сопровождается практическими приложениями.

Целевой раздел представляет собой научно-теоретические основы программы.

Содержательный раздел включает деятельность детей в соответствии ФГОС ДО через:

¾ физическое развитие;

¾ социально-коммуникативное развитие;

¾ познавательное развитие;

¾ речевое развитие;

¾ художественно-эстетическое развитие.

В организационном разделе определены условия, необходимые для реализации программы и предложены методические рекомендации по формам организации детей, методам и приемам работы с детьми в соответствии с программой.

Практические приложения представлены конспектами проведения непосредственной образовательной деятельности интегрированной по валеологическому воспитанию дошкольников, продуктивной деятельности по изовалеологии, картотека-конструктор и дидактический игровой материал для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, сценариями праздников, текстов консультаций для педагогов, родителей, перспективным планированием по работе с родителями «Клуб здоровой семьи».

Программа «Будь здоров, малыш» реализуется в вариативной части основной образовательной программы (далее – ООП ДО) МБДОУ «ЦРР-д/с №2 «Светлячок» муниципального образования город-курорт Геленджик.

Новизна данной программы заключается в систематизации имеющего опыта работы отдельных педагогов воспитания основ культуры здоровья, формирования представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья и в разработке алгоритма внедрения его в практику работы дошкольных образовательных организаций.

Содержание программы «Будь здоров, малыш» реализуется через освоение воспитанниками образовательных областей:

¾ физическое развитие;

¾ социально – коммуникативное развитие;

¾ познавательное развитие;

¾ художественно-эстетическое развитие;

¾ речевое развитие.

Физическое развитие оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, содействует овладению необходимыми движениями.

Укрепление здоровья средствами физического воспитания позволяет:

¾ повысить устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;

¾ совершенствовать реакции терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;

¾ повысить физическую работоспособность;

Формы организации физического воспитания:

¾ дополнительные виды непосредственной образовательной деятельности специализированного воздействия;

¾ подвижные игры и физические упражнения на улице;

¾ утренняя зарядка на улице с обязательным бегом на выносливость и дыхательными упражнениями;

¾ дыхательная гимнастика после сна, бассейн, (лето);

¾ спортивные игры и соревнования.

¾ комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);

¾ ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);

¾ дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года) на берегу моря, в т.ч. по дорожкам препятствий;

¾ проведение непосредственной образовательной деятельности в физкультурном зале, на берегу моря и на спортивной площадке с элементами психоэмоционального расслабления;

¾ дозированная ходьба;

¾ физкультминутки;

¾ физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;

¾ индивидуальная работа с детьми;

¾ бодрящая гимнастика после сна;

¾ логоритмическая гимнастика.

Организационный раздел

Психолого-педагогические

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, средств, обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание предметно пространственной развивающей среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей новый продукт) деятельности, направленной на усвоение навыков здорового образа жизни.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения основ валеологической культуры.

Работа с глиной.

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться. Этот вид работы удовлетворяет интерес ребенка к частям тела. Глина обладает свойствами, способствующими заживлению ран.

Занятия с глиной позволяют снять стресс, помогают выражению чувств, избавляют от избытка слов, если ребенок болтлив, и приобщают к социальной активности необщительных детей.

Игры с песком.

Игры с песком оказывают положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

¾ при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

¾ развитие мелкой моторики и тактильно - мнемотической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание памяти;

¾ с развитием тактильно – мнемотической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, которые позволяют ориентировать ребенка в пространстве, своем теле.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В первую очередь дети развивают общую и мелкую моторику, а так же учатся общаться между собой.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми педагогами и детьми. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных реакций детей. В кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик. Больше всего дети любят играть с «Ласковым дождиком», который успокаивает и поднимает настроение ребенку. В настоящее время психолог осваивает методы арт-терапии с использованием в изодеятельности прозрачного стола и мольберта.

Материально-технические условия реализации программы:

Для работы с детьми, педагогами и родителями используются интерактивные компьютерные средства, представленные интерактивной доской, мультимедийным оборудованием, компьютером, цветным фотопринтером, ксероксом. Имеется аудио и видеотехника, в большом количестве аудиокассеты и компакт диски: музыкальные записи, коррекционные программы, видеозаписи из опыта работы педагогов и родителей, фотоматериалы. Учитель - логопед в коррекционной работе с детьми использует комплексы логоритмической гимнастики, игровые методики с использованием ИКТ.

3.3.Методические рекомендации к реализации программы

 

1. Подобрать необходимую методическую литературу по вопросу формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста,

2. Ознакомиться с программой «Будь здоров, малыш», чтобы получить о ней общее представление, разобраться в предложенном материале, осмыслить те вопросы, которые возникают в процессе работы по формированию основ здоровой жизнедеятельности детей.

3. Определить основные цели и задачи в работе по формированию основ здорового образа жизни старших дошкольников.

4. Изучить традиционные и нетрадиционные формы работы по формированию основ ЗОЖ дошкольников.

5. Определить объем знаний, который необходимо дать ребенку в соответствии с программными требованиями.

6. Как можно чаще привлекать родителей к обсуждению изучаемой темы, к откровенной беседе, предложив проявить активность.

7. Подобрать комплекс методик, позволяющий определить уровень знаний детей о здоровье и ЗОЖ.

8. Непосредственно образовательную деятельность по программе «Будь здоров, малыш» проводить не реже 2 раз в месяц.

9. На пути прохождения ребенком программы определить четко этапы и ожидаемые результаты. Разделить всю работу на 3 этапа, после прохождения 1 этапа будет не лишним наградить ребенка медалью 1 степени «Крепыш», прошедших 2 этап – медалью «Здоровячок», по окончанию 3 этапа детям можно вручить «Диплом здорового человека».

Организационные методические мероприятия:

¾ знакомство и внедрение в практику работы новых технологий в области физического и валеологического развития детей дошкольного возраста;

¾ разработка системы работы на индивидуально личностном подходе;

¾ пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы);

¾ обучение дошкольников здоровому образу жизни, приёмам личной гигиены, проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности, психологических тренингов, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.

Методические рекомендации по оздоровлению:

¾ мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;

¾ использование игровых приёмов;

¾ создание эмоционально-значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно-значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:

¾ разнообразные виды гимнастик;

¾ применение инновационных методик при проведении непосредственно образовательной деятельности;

¾ дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее;

¾ познавательный блок;

¾ сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта;

¾ дидактическая или подвижная игра на закрепление;

-релаксация под музыку.

Учет психо-физиологических и эмоционально-личностных особенностей детей:

¾ соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;

¾ соответствие упражнений двигательным возможностям детей;

¾ учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез, эмоциональное состояние;

¾ учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления) и уровня его работоспособности;

¾ единство требований всех членов педагогического коллектива по отношению к каждому конкретному ребенку с учетом всех выше названных особенностей детей.

Одной из главных задач реализации программы «Будь здоров, малыш» является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания, которые дошкольники должны выполнять дома, направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Методические рекомендации по воспитанию здорового образа жизни с семьями воспитанников

В семье В детском саду
1. По мере материальной возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей. 1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
2. Приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. 2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.
3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни. 3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек, как основу становления характера ребенка.
4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. 4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.
6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну. 6. Соблюдение требований СанПиН по организации жизни детей в ДОУ.
7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.
8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:
- условиями семьи - условиями образовательного учреждения
10. Создание детской библиотеки энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. 10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.
11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.
12. По мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. 12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

 

4. Критерии оценки достижения планируемых результатов.

4.1. Качественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

Воспитанник ДОУ:

· имеет представления о понятии здорового образа жизни и о том, что необходимо сохранять и формировать устойчивое желание быть здоровым;

· имеет стойкие гигиенические навыки;

· обучен уходу за своим телом;

· обладает навыками оказания элементарной первой медицинской помощи;

· имеет представление о строении собственного тела и назначении органов;

· сформировано представление об оздоровляющем влиянии кинезиологических упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастиках;

· знает основные принципы сохранения и укрепления правильной осанки;

· умеет самостоятельно правильно восстанавливать дыхание после физических нагрузок, знает о том, какие упражнения тренируют дыхательную систему;

· умеет объяснить каким видом спорта занимаются или какой спортивный кружок посещают члены его семьи, что это дает их здоровью;

· называет несколько произведений детской литературы о спорте;

· знает важность движений для здоровья, активно и с интересом участвует в занятиях физкультурой, утренней гимнастикой;

· с желанием занимается закаливанием, самостоятельно выполняет некоторые закаливающие процедуры (обливание рук, полоскание горла);

· умеет концентрироваться для выполнения поставленной задачи (участие в соревновании, выполнение сложного упражнения);

· знания детей по валеологии содержательны, свободно владеют терминологией;

· целеустремлен в выполнении правил здорового образа жизни;

· развито умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;

· воспитано уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.

4.2. Количественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

 

Обработка результатов.

В последнюю графу таблицы записываются реакции ребенка, его ассоциации и мысли, которые он излагает, продолжая предложение. По характеру ответов педагог делает вывод об особенностях отношения ребенка к здоровью, понимания и интерпретации его старшим дошкольником. Обращается внимание на эмоциональность детских высказываний: этот параметр также является своего рода показателем отношения к здоровью, переживаний, связанных с ним.

Обработка результатов требует индивидуального подхода, учета жизненного опыта ребенка, его личностных особенностей и возможностей.

Целенаправленное изучение переноса продемонстрированных ребенком здоровьесберегающих знаний в жизненную повседневную практику осуществляется в процессе наблюдения за ребенком в естественных условиях (например, сюжетно-ролевой игры или проблемной ситуации). Результаты наблюдения позволяют педагогу увидеть особенности здоровьесберегающей компетентности своих воспитанников.

Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с критериями:

· применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни и в ходе решения игровых здоровьесберегающих (валеологических) задач;

· актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в нужной ситуации;

· решение реальных и игровых задач, содействующих сохранению здоровья;

· автономность, самостоятельность решения.

 

Анкетирование педагогов

(адаптированный вариант анкеты В.П. Петленко, Д.Н.Давиденко)

Цель – самооценка педагогом образа жизни с точки зрения здоровья.

Уважаемые воспитатели!

Приглашаем Вас принять участие в самооценке образа жизни. Результаты этого небольшого, но очень важного самоисследования помогут Вам определиться в сфере отношения к собственному здоровью и, может быть, переломить его в лучшую сторону.

Выберите наиболее подходящий вам вариант ответа на вопрос и обозначьте его любым способом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.113 с.)